«Осенний фестиваль знаний 2024»

Психолого-педагогическая сущность развития внимания младших школьников

Чтобы раскрыть психолого-педагогическую сущность развития внимания младших школьников, необходимо рассмотреть понятие внимания.

В психологическом словаре под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского внимание определяется как познавательный процесс, в основе которого заключается сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Психолого-педагогическая сущность развития внимания

младших школьников

Чтобы раскрыть психолого-педагогическую сущность развития внимания младших школьников, необходимо рассмотреть понятие внимания.

В психологическом словаре под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского внимание определяется как познавательный процесс, в основе которого заключается сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)

Р.С. Немов определяет внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осязаемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека

И.В. Дубровина характеризует внимание как способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, воображение и др.

Таким образом, все ученые, определяя внимание, отмечают, что в основе его заключается сосредоточенность деятельности субъекта на чем-либо.

Как отмечает Р.С. Немов, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступают как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить в «чистом виде» невозможно. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека

Среди психологов, исследующих внимание, нет единого мнения относительно того, является ли внимание самостоятельным познавательным процессом или выступает как необходимый компонент всех познавательных процессов или деятельности. Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова и другие утверждают, что внимание не является самостоятельной психической функцией и представляет собой характеристику любого психического процесса: восприятия, когда человек вслушивается, рассматривает, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ; мышления – когда он решает какую-то задачу, сосредоточиваясь на ней; памяти – когда, используя внимание, он пытается что-то запомнить или воспроизвести; воображения, когда он старается что-то отчетливо представить

Такой же точки зрения придерживается П.Я. Гальперин, не считая внимание самостоятельным процессом. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Другие авторы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) рассматривают внимание как самостоятельный познавательный процесс

Р.С. Немов отмечает, что несмотря на то, что нельзя выделить «материю» внимания, оно не сводится к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Внимание включает в себя некоторые динамически наблюдаемые и измеряемые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и ряд других), не относящихся непосредственно к другим познавательным процессам

Несмотря на наличие различных точек зрения на внимание, все авторы отмечают роль внимания в психической деятельности человека, в осуществлении всех познавательных процессов.

В психологии выделяют различные виды внимания. Во-первых, это произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не зависит от желания или воли человека и происходит как бы само по себе, без всяких усилий со стороны человека. Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что человек не обращает внимания на те или иные объекты, а они сами завладевают его вниманием. Но нередко человеку приходится делать усилие над собой, чтобы намеренно переключить свое внимание на другой объект, сосредоточиться на чем-то. В этом случае начинает действие произвольное внимание.

Историю развития произвольного внимания исследовал Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции его формирования. Он писал, что история внимания ребенка – это история развития организованности его поведения, и ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность. К уровню развития произвольного внимания высокие требования предъявляет и учебная деятельность.

Н.Ф. Добрынин выделил также послепроизвольное внимание. Действие данного вида внимания ученый объясняет следующим образом. Пока деятельность не интересна человеку, от него требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Но постепенно возникает и развивается интерес к данной деятельности и напряжение ослабевает, а порой и исчезает совсем – внимание само собой сосредоточивается на этой деятельности. В этом случае можно говорить о том, что внимание из произвольного превратилось в послепроизвольное (постпроизвольное)

Выделяют также такие виды внимания, как природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредствованное, чувственное, интеллектуальное.

Природное внимание дается человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, социально обусловленное внимание формируется в результате обучения и воспитания, оно связано с волевой регуляцией поведения. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, знаков, предметов. Чувственное внимание связано с эмоциями, с избирательной работой органов чувств, интеллектуальное внимание представляет собой сосредоточенность и направленность мысли

Внимание, как и другие психические процессы, имеет низшие и высшие формы. К низшим формам относят непроизвольное и непосредственное внимание, к высшим – произвольное и опосредствованное внимание.

Внимание человека обладает следующими основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, объемом, переключаемостью, распределением. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания. Ю.Б. Дормашев характеризует свойства внимания:

устойчивость внимания как способность в течение длительного времени сосредотачиваться на каком-либо предмете деятельности, объекте, не ослабляя внимания. Устойчивость внимания может быть связана с индивидуальными физиологическими особенностями человека, например, со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени, наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности, внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Так, внимание людей со слабой нервной системой менее устойчиво. Отсутствие интереса к предмету внимания, плохое физическое самочувствие и т.д. снижают устойчивость внимания;

сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с интересом к деятельности. Степень и сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивность внимания;

переключаемость внимания – способность переводить внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-то, даже не очень интересном для себя объекте. С переключаемостью внимания тесно связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания;

распределение внимания как способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько видов различных действий. Умение распределять свое внимание развивается постепенно по мере развития личности, ее деятельности;

объем внимания – характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека – 5-7 единиц информации. Обычно она устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает запомнить, характеризует его объем внимания

В младшем школьном возрасте в развитии внимания происходят существенные изменения. Внимание приобретает определенную самостоятельность – ребенок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное. Как отмечает И.В. Дубровина, если младший школьник занят важной для него игрой или продуктивной деятельностью, он может заниматься ею, не отвлекаясь два – три часа. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при чтении. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Если же ему столько же времени придется заниматься не интересной для него деятельностью, ребенок будет отвлекаться

В период обучения в начальной школе возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым, что дает ребенку возможность выполнять под руководством педагога определенную работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. На протяжении младшего школьного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, т.е. возрастает устойчивость внимания.

В младшем школьном возрасте ребенок в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает, что он должен сделать и в какой последовательности. Планирование организует внимание ребенка.

В младшем школьном возрасте дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа), устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к середине младшего школьного возраста. В это время способность к произвольному вниманию у детей начинает интенсивно развиваться.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно прежде всего связано с формированием у учащихся волевых качеств личности и находится в тесном взаимодействии с общим умственным развитием

Но хотя дети младшего школьного возраста могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание у них еще преобладает. Им трудно сосредоточиться на однообразной, малоинтересной работе или интересной деятельности, но требующей значительного умственного напряжения. В этом случае отключение внимания спасает их от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены деятельности. Дети младшего школьного возраста, конечно, могут удержать свое внимание на интеллектуальных задачах, но это требует огромных усилий воли и организации высокой мотивации.

Можно выделить следующие особенности развития внимания в младшем школьном возрасте:

– значительное возрастание его концентрации, объема и устойчивости, к концу обучения в начальной школе достигающее уровня взрослого человека;

– высокий уровень развития переключаемости (выше, чем у взрослого

человека), что объясняется молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе;

– в этот период начинает интенсивно развиваться произвольное внимание младшего школьника;

– появляются элементы послепроизвольного внимания.

Важнейшим условием развития внимания младших школьников является работа по совершенствованию свойств внимания: устойчивости, сосредоточенности, распределения, переключаемости и объема. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию тренировки объем внимания, он индивидуален, в то время как свойства распределения и устойчивости внимания можно и нужно тренировать

Следовательно, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания учащихся происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств. Но, как известно, развитие внимания у учащихся идет различными темпами. Чтобы сделать этот процесс более эффективным, необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию внимания учащихся в процессе обучения.

Таким образом, внимание определяется как познавательный процесс, в основе которого заключается сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном обладающий объемом, продуктивностью и устойчивостью распределением и переключением. В младшем школьном возрасте в развитии внимания происходят существенные изменения в сторону развития его произвольности, но непроизвольное внимание еще остается ведущим.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее