«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проведение внеурочной деятельности. Выбор форм, приёмов и методов, оптимальных для школ пенитенциарной системы (из опыта работы).

Данный материал можно использовать при подготовке к факуоьтативам по внеурочной деятельности в 6-9 классах. В данной работе представлены эффетивные методы, формы, приемы, используемые во внеурочной деятельности в школе пенитенциарной системы.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

КОУ «Средняя школа № 4 (очно-заочная)»






















Тема. Проведение внеурочной деятельности.

Выбор форм, приёмов и методов, оптимальных для школ пенитенциарной системы














Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Алеева Н.В.













2021 уч. год

Современная школа стоит на пороге апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся. Школа организует эту деятельность, предоставляя обучающемуся выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина». В новом стандарте воспитание выходит на первый план. Прописанные в направления (нём гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое) должны «пронизывать» учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая воспитательное пространство, в котором должна гармонично развивается личность обучающегося.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге. Данная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Цель организации внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Направления внеурочной деятельности:

Спортивно-оздоровительное

Духовно – нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья обучающегося, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку и физической культуре.

Ведущие формы деятельности:

Дни здоровья

Проведение бесед по охране здоровья.

Оформление уголков по здоровому образу жизней


Целью духовно-нравственного направления является освоение учащимися духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.


Ведущие формы деятельности:

Беседы нравственного и духовно - нравственного содержания

Проведение общешкольных мероприятий

Заочная экскурсия в театры и музеи (просмотр видео)

Проведение тематических классных часов


Социальное направление помогает учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.


Ведущие формы деятельности:

Профориентационные беседы

Сюжетно-ролевые игры

Разработка проекитов


Общекультурная деятельность ориентирует учащихся на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.


Ведущие формы деятельности:

Беседы

Заочные экскурсии в музеи, библиотеки, выставки.

Инсценировки

Праздничное оформление школы


Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь учащимся развить познавательную активность и любознательность.


Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры

Круглый стол

Исследовательские проекты

Предметные недели


Данные формы внеурочной деятельности способствовать формированию:

- эстетических потребностей и ценностей;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.


Методы организации внеурочной деятельности.

Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Словесные: рассказ, беседа, рассуждение, защита проектов.

Наглядные: таблицы, схемы, рисунки, видео, презентации.

Практические: упражнения, практические работы, самостоятельная работа, исследование, работа с книгой.


Приёмы организации внеурочной деятельности:

Приём включения учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность.

Приёмы мотивации учащихся: грамоты, поощрения, оценка и поддержка на каждом этапе поиска.

Для осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач использовать можно следующие приёмы: анализ, синтез, группировка, классификация, обобщение, самостоятельное формулирование выводов на основе наблюдений.

Для обучения правильному общению применяется приём беседы с последующим анализом ситуаций.

Приё: вовлечение индивидуума в общественную жизнь (при участии в мероприятиях).

Приём: организация индивидуальной и групповой форм работы.


Таким образом, внеурочная деятельность должна является личностно – ориентированным взаимодействием педагога и обучающегося, цель которого - обеспечение условий развития учащегося , становление его как личности».

Из опыта работы

Для каждого педагога всегда были актуальны вопросы: как повысить мотивацию познавательной деятельности? Как увеличить образовательное пространство обучающихся? Внеурочная деятельность, ставшая неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе, может дать ответы на эти вопросы. Данная деятельность позволяет стимулировать мыслительную, познавательную и исследовательскую работу учащихся, способствует углублению знаний, расширяет их поле интересов.

Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной. Занятия духовно-нравственного направления и способствуют нравственному совершенствованию человека. В данном направлении мною были разработаны программы для 6, 7 и 9 классов:

6 класс - кружок «Нравственные обязанности, дела и поступки»;

7 класс – «Нравственные отношения человека»;

9 класс – «Нравственный облик человека, самовоспитание».

Данные кружки направлены на усвоение нравственных понятий, которые составляют основной минимум, регулирующий деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения. Проблема заключается в том, что в современном мире происходит потеря моральных ориентиров, обесцениваются многие моральные понятия и происходят негативные последствия в обществе. Поэтому в работу кружка духовно-нравственного направления входит рассмотрение и изучение нравственных понятий, характеризующих поведение человека, его нравственные принципы и идеалы. Работа над усвоением данных понятий, раскрытием их нравственного значения и содержания, показ их оценочной роли и составляет основную цель курса данных кружков.

На сегодняшний день актуальной является задача выбора форм и методов, которые дадут оптимальный результат воспитательного процесса обозначенных кружков. Нет форм и методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета конкретных условий, в которых он применяется. Существуют различные формы и методы организации и проведения кружков, но учитывая пенитенциарную систему, в которой мы работаем, эффективными будут занятия, которые проходят в форме бесед, рассказов, комментированного чтения, обсуждения отрывков из художественной, публицистической литературы; решение проблемных ситуаций, небольших диспутов и дискуссий, обсуждения и составления нравственных правил (для выявления разграничения понимания реальных и мнимых ценностей), разбора различных нравственных ситуаций, просмотр видеофильмов соответствующей тематики и анализ ситуаций. Используется проектная деятельность; организация духовного диалога, направленного на выявление духовных приоритетов и выстраивание иерархичной системы ценностей.

Таким образом, исходя из выше перечисленных форм, мною были взяты за основу следующие методы обучения:

-словесно-эмоционального воздействия (рассказ, объяснение, этическая беседа, дискуссия);

- наглядные (видео, презентации, таблицы, иллюстрации);

- практические (упражнения).

Только на основе такого выбора методов обучения с учетом психолого-возрастных учебных возможностей обучающихся, вероятно приблизиться к решению проблем духовно-нравственного воспитания, выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, обучающиеся легче постигают их сущность и значение. Эффективным приемом духовно-нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи, моделируемые ситуации, когда обучающиеся выражают своё мнение, запись своих мыслей в письменной форме.

В качестве контроля я обозначила для каждого класса соответствующую форму контроля: защита творческого проекта (6 класс), доклад (8 класс), дискуссия (9 класс). Результатом должно стать освоение базовых ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Ведущие виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.

При реализации программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» необходимо учитывать, что она направлена на достижение следующих личностных результатов: осознанное и ответственное отношение обучающихся к собственным поступкам, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения. Чтобы достижение целей было достижимым, необходим выбор эффективных методов, форм и приемов.

«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному, и духовному - вы не достигли цели воспитания».

К. Д. Ушинский




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее