Программа занятий
« Пропаганда ЗОЖ».
Пояснительная записка.
Современные школьники «поражены» хроническими заболеваниями до предела 95-97%, заболевания наркоманией и СПИДом в подростковой и юношеской среде приобретают катастрофический характер, среди молодежи продолжается рост преступности. Совершенно обосновано делается вывод: сложившаяся ситуация создает угрозу национальной безопасности и в будущем может иметь для страны тяжелые последствия.
Поэтому весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни.
Цели: формирование основ здорового образа жизни, профилактика «группы риска», профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
Важно, чтобы методами профилактики владели не только социальные педагоги, но и учителя.
Задачи:
Развития навыка ведения здорового образа жизни.
Сформировать осознанное отношение к понятиям здоровье, ответственность, ценность, право.
Развития навыка адекватного поведения.
Развития навыка решения проблемных ситуаций.
Занятия показаны учащимся 5 - 9 классов.
Структура:
Курс состоит из 6 занятий, на которых подростки развивают навыки ведения ЗОЖ. На занятиях используются игровые методы, беседы, «мозговой штурм»
Распределение часов.
Название тем занятий
| Количество часов
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
4.« Ценности, права, ответственность».
| 1 |
5.«Что влияет на мой выбор?»
| 1 |
6.Итоговое занятие
| 1 |
Итого
| 6 |
О принципах.
Принцип 1. Ответственность. Вам (куратору, координатору) необходимо четко определить, за что именно вы отвечаете. Скорее всего, за передачу информации, проведение занятий, обсуждение проблемных ситуаций, оказание помощи и поддержки, когда к вам за этим обращаются.
Принцип 2. Доверие. Куратору не нужно контролировать выполнение правил, его задача — оказывать поддержку. Это совершенно другая позиция. Мы доверяем мудрости ребенка, его опыту.
Принцип 3. Открытость. Вытекает из доверия и невозможна без доверия. Появляется возможность заявлять о трудностях, говорить о проблеме, просить о помощи. Если что-то не так, об этом можно сказать любому – будь то учитель или ребенок.
Принцип 4. Активность. Есть возможность проявить себя, быть активным, заявить о своих интересах. И, кроме того, их занятость, активное участие в различных мероприятиях, то есть здоровый досуг.
Жизнь любого класса основывается на определенных принципах. Иногда они схожи с этими, иногда совсем другие. Но эти принципы (ответственность, доверие, открытость, активность), являются и принципами партнерских демократических взаимоотношений. Ребенок перестает быть объектом наших воздействий, а становится равноправной личностью, умеющей уважать как других, так и себя.
Методы и формы работы
Материалы предполагают максимальное использование наиболее эффективных форм обучения: обсуждение в группах («мозговой штурм»), обучение практикой действия (ролевые игры) и овладение ролью обучающего.
Обсуждения в классе, подача материала и различные мероприятия проходят более организованно, когда участники принимают, помнят и соблюдают правила. Установленные правила помогают детям и взрослым осуществлять свои права и справляться со своими обязанностями.
Вот некоторые из полезных правил, которые можно привнести в свою жизнь.
1. Правило одного микрофона. Это означает – смотреть на говорящего и не перебивать его. Можно использовать ключ или другой символ, который держит говорящий. Ключ передается следующему, в то время как прочие хранят молчание.
2. Правило активной позиции. Следует поощрять стремление учащихся высказывать свои мысли. Каждый ученик в классе важен, и каждый должен иметь свободу высказаться. Дайте учащимся почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны.
3. Право на молчание. К участию в обсуждении и других формах работы необходимо побуждать всех учащихся. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда ему это крайне неприятно.
4. Не оценивать и не критиковать. Открытость в высказываниях наступит лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо оценивать людей лишь на основе изложенных ими мнений. Необходимо дать учащимся понять, что бывают обидные замечания. Обсудите в группе: как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что очень легко обидеть другого, можно этого даже не заметить. В жизни важно быть внимательными друг к другу.
5. Правило взаимного уважения. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения. Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
Хорошо, если куратор не предлагает готовые правила работы, а дает ребятам возможность самим создать эти правила, основываясь на их собственном опыте общения с другими людьми. Можно спросить: что делает и чего не делает тот человек (друг, подруга), которому вы можете раскрыть любую свою тайну, с кем вы чувствуете себя безопасно.
Если они не предложат каких-то важных правил, вы можете не беспокоиться, эти правила им придется ввести. Рано или поздно они столкнутся в своей работе с тем, что быть открытым и доверяющим небезопасно. В такой ситуации скажите им: «Кажется, стало небезопасно. Или мы нарушили наши правила работы, или в них чего-то недостает».
Занятия в рамках пропаганды ЗОЖ проводятся в тренинговой форме. Данная форма занятий позволяет соблюдать принципы соревнования и максимально отвечает его духу. Необходимо заметить, что в ходе занятия участники, включая: куратора, находятся не за партами, а в общем кругу. Это способствует формированию атмосферы равноправия и доверия.
Рекомендации по работе с подростками (13-19лет).
Психологические особенности данного возраста:
- Экспериментаторство, независимость, неверные представления о некоторых вещах, упрямство.
- Эмоциональность, чувствительность, индивидуализм
- Подверженность различным влияниям со стороны окружающих, в первую очередь со стороны сверстников.
- Особое положение в обществе.
- Приверженность к своей группе, ценностям, принятым в ней.
- Гормональные изменения пубертатного периода.
- Эмансипация (желание освободиться от опеки, контроля, руководства стороны родителей, учителей, всех взрослых).
- Подростка привлекает все, что прежде не дозволялось (наркотик стать тем «запретным плодом»).
- Подростковый возраст оценивается также как период формирующегося сексуального влечения (возможен групповой секс или страх перед сексуальной несостоятельностью - это может привести к употреблению психоактивных (веществ).
- Подростковый возраст неотделим от формирования различных групповых увлечений (хобби).
Основные взгляды, характерные для подростков:
- Меня это не касается.
- Мы слишком молоды, чтобы умирать.
- Живут сегодняшним днем и не могут понять, что поступок, совершённый сегодня, может привести к проблемам через несколько лет.
- Недооценка опасностей.
Стратегии общения:
- Использование ролевых игр и упражнений (а не наставлений), которые как противостоять давлению сверстников, помогают в выработке необходимых навыков ответственного поведения и показывают необходимость и в; здорового образа жизни.
- Обучение навыкам правильной передачи информации о наркомании, здоровом образе жизни их сверстникам, друзьям, знакомым.
- Построение занятий по данной теме так, чтобы они заинтересовывали, вызвали вопросы и активное обсуждение.
Требование к ведущему группы.
1. Ведущий должен обладать необходимыми знаниями и информацией.
2. Ведущий должен иметь адекватную самооценку, быть ответственным.
3. Ведущий должен иметь навыки общения с подростками и достаточный опыт работы с подростковой группой.
4. Должен помнить, что подростки имеют право быть не такими, как взрослые.
5. Свободно высказывать собственное мнение.
В целях сохранения за подростками свободы выбора и обеспечения наибольшей эффективности занятий поданным вопросам ведущему необходимо:
- поощрять (поощрение служит дополнительным стимулом к воспитанию в себе положительных черт характера);
- уважать мнения участников, приглашать их к диалогу, давать высказаться всем участникам;
- поддерживать самооценку участников.
Содержание занятий
по пропаганде ЗОЖ.
Занятие 1. Вводное
Цель: введение в проблему и знакомство с целью и принципами соревнования.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Вводное слово куратора класса | Все мы хотим, чтобы наша жизнь была яркой, красочной и интересной. Кто-то прикладывает к этому определенные усилия, кто-то нет. Но возможности для этого есть всегда. И нам представилась возможность разнообразить нашу жизнь в классе. О чем идет речь, мы с вами узнаем чуть позже. |
|
Группообразование | Упражнение «Коллективный счет». Инструкция. Сейчас мы с вами будем считать, но немного необычным способом. Когда я скажу «один», то со своего стула поднимется один человек, когда я скажу «два» – поднимутся двое и т.д., пока не встанут все. Есть несколько условий: нельзя договариваться между собой, нельзя подниматься по очереди, каждый должен подняться хотя бы один раз. Если встает больше или меньше человек, чем сказано, то мы начинаем все сначала. Упражнение «90 градусов». Инструкция. Ребята, постройтесь, пожалуйста, в одну ровную линию лицом ко мне. Спасибо. Ваша задача: по моей команде (я буду хлопать в ладоши) повернуться всем одновременно на 90 градусов. Важно соблюдать некоторые условия: во время выполнения этого задания вам нельзя разговаривать друг с другом и жестикулировать. Итак, повернитесь все одновременно, не договариваясь, на 90 градусов. Упражнение «Два стула». Инструкция. Вы плыли на корабле, и ваш корабль потерпел крушение. Вы из последних сил добрались до маленького острова, который состоит из этих двух стульев. Ваша задача: уместиться на этом острове всем классом так, чтобы каждому хватило места. На это у вас есть 30 секунд, в противном случае ваш остров накроет морской волной и он уйдет под воду. | Упражнения позволяют настроить класс на положительное эмоциональное взаимодействие. |
Ролевое моделирование на тему: «Молодежные проблемы» | Ход игры. Из группы выбираются один или два добровольца, которые при помощи группы называют проблемы современной молодежи. Куратор при необходимости может записать их на листе ватмана. Названные проблемы будут олицетворять «актеры», выбранные этими добровольцами. Все исполнители ролей встают лицом в круг. Добровольцы, посовещавшись, наделяют каждую из проблем одной фразой – некой характеристикой этой проблемы. Важно, чтобы фраза была максимально емкой. Затем добровольцы встают в центр круга и слушают поочередно фразы, которые произносят «актеры». Потом добровольцев спрашивают, как они себя сейчас чувствуют? Почему? Затем их просят расставить проблемы в шеренгу по мере возрастания значимости для них. После этого добровольцев просят сказать каждой из проблем по одной заключительной фразе и попрощаться. • Ребята, поделитесь впечатлениями о том, что вы сейчас увидели. • В таком ли порядке для себя вы расставили бы эти проблемы? • Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы разрешить эти проблемы? Выход на проблему наркомания среди подростков и молодежи. | Если участники по каким-либо причинам не называют в качестве проблемы употребление наркотиков, то акцентируйте внимание детей на этой проблеме. Непосредственно этой проблемой мы будем заниматься в период соревнования. |
Рассказ о соревновании | Рассказ куратора о соревновании, о принципах соревнования, правилах участия, результатах. Если дети решили принять участие в этом соревновании, сформулируйте вместе с ними правила, обсудите возможные проблемы и постройте совместно с детьми стратегию их разрешения. По возможности, выделите в классном уголке место, где вместе с детьми вы будете освещать весь ход соревнования. |
|
Занятие 2. Оформление документов
Вторая встреча в рамках пропаганды ЗОЖ посвящена оформлению официальных документов, подтверждающих участие класса в ней. Каждый класс-участник получает пакет документов:
• обязательство класса;
• личное обязательство;
• письма родителям;
• бланки ежемесячного подтверждения участия.
Класс считается участвующим в пропаганде ЗОЖ, если он передаст заявку и обязательство в указанные сроки.
Необходимо обратить внимание детей на то, что участие в пропаганде ЗОЖ является ответственным шагом в жизни класса и предполагает определенные обязанности. Напомните детям, что ответственность за участие класса в пропаганде ЗОЖ лежит на них и подпись под обязательствами предполагает соблюдение классом всех правил .
После подписания необходимой документации желательно оставшееся время уделить проработке вопроса ответственности – как личной, так и перед всем классом:
• Что такое ответственность?
• Для чего она необходима в жизни человека?
• Часто ли мы бываем ответственными?
• За что мы несем ответственность?
Занятие 3. Мифы о наркотиках.
Цель: познакомить учащихся с реальными фактами и «мифическими» представлениями, помочь им научиться различать их.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ | |
Вводное слово | Человек имеет определенные представления обо всем, что существует в мире, включая себя самого. Все представления – результат собственного поиска, анализа внешней информации и сопоставления того и другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными или ложными. Употребление наркотиков становится возможным прежде всего благодаря мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле? Картина мира ребенка еще формируется, она подвержена влиянию внешних факторов, она восприимчива к информации, особенно поступающей от авторитетных людей (взрослые, друзья, кумиры и т.д.). Подростку важно быть принимаемым, ему важно, чтобы с ним считались. |
| |
Упражнение «Коробочка» | Инструкция. Ведущий кладет цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в нее нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке. Соображения о том, что может там находиться, передаются с помощью мимики, жестов, движений, без слов. Далее следует обсуждение: почему ребята вели себя так, а не иначе, чем руководствовались в своем поведении? Трудно ли было не заглядывать в коробочку? | Подготовить до начала занятия. | |
| Нашим поведением движет любопытство, волевое чувство или разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или «против» чего-либо, в том числе употребление наркотиков или нет. Но для того чтобы принять какое-то решение, нужно собрать определенную информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, все хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля. |
| |
Упражнение «Любопытство, воля, разум» | Инструкция. Сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум. «Воля» встает в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» – слева, также в линию. Задача «воли» – выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и «разум», и в конце принять решение: вести ЗОЖ или употреблять наркотики. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону, разум – на свою: «не пробуй ни в коем случае наркотики». (На это дается 10 минут.) «Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение – переходит на чью либо сторону. • Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась? • Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»? • На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы? • Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их искать и приводить? | Внимательно следите за тем, чтобы дети выслушивали все аргументы и говорили, не перебивая друг друга. Куратору необходимо в процессе игры внимательно слушать все те аргументы, которые предлагает любопытство, поскольку в дальнейшей работе вы будете к этому возвращаться. | |
Мифы о наркотиках
| Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что наркотики – опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство питается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что наркотики можно бросить в любую минуту, и т.д. |
| |
| Миф 1. наркотикипомогают расслабиться. | • Переключает внимание на хорошо знакомые действия. • В кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижения победы, следовательно, создается видимость победы, но реальная проблема остается. | Совместно с детьми составьте список мифов и приведите для них максимальное количество контраргументов.
|
| Миф 2. Проще войти в группу, завязать разговор. | • Кто говорил, что человек не войдет в группу, если не употребляет наркотики? Вы действительно приобретаете «ключик», который позволяет стать членом группы, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. | |
| Миф 3. Наркотикиприносит свободу. | • А как насчет материальной зависимости? • И почему так трудно бросить, если ты свободен? | |
| Миф 4. наркотики – не зависимость: брошу, если захочу. | Почему-то появились врачи, лечащие людей употребляющие наркотики. | |
| Миф 5. Тот, кто употребляет наркотики, — взрослый. | • Это значит, что взрослые ведущие ЗОЖ – дети? | |
| Миф 6. Употребление наркотиков не приносит большого вреда. Многие употребляют наркотики – и ничего. | • Почему же столько взрослых употребляющие наркотики хотят бросить их и тратят на это большие деньги. | |
Домашнее задание | Сочинение на тему «Суд над наркоманией». | Выбрать лучшее сочинение из класса на конкурс. |
Занятие 4. Ценности, права, ответственность
Цель: сформировать осознанное отношение к понятиям ответственность ценность право.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Вводное слово | На предыдущей встрече мы с вами говорили о том, что участие в соревновании – весьма ответственный шаг в жизни класса и каждого из нас. Давайте еще раз остановимся на вопросе ответственности. |
|
Дискуссия | • Кто такой ответственный человек? • Какие качества присущи ответственному человеку? • Образ ответственного человека. Попробуйте вывести совместно с детьми алгоритм ответственности: – осознание проблемной ситуации; – принятие этого на себя; – осознание последствий и того, что я буду делать с этими последствиями. Например: я опоздал в школу, потому что я поздно встал. Поэтому меня ждет... | Дискуссию можно проводить в микрогруппах по 5 –6 чел. в течение 15 мин., далее провести общее обсуждение. Ведущий фиксирует общие выводы на ватмане. |
Мозговой штурм «Наши ценности» | Попросите детей продолжить следующую фразу: «Для меня самое ценное – это...» Попробуйте вместе с детьми методом мозгового штурма определить существующие ценности: здоровье, независимость, отношения, переживания и ощущения, ценность личности, жизненных достижений, материальные ценности и т.д. |
|
Упражнение «Потери» Вопросы | Инструкция. У каждого человека есть свои ценности. Ценности – это то, что люди ценят и берегут. Напишите на трех листочках 3 ценности, связанные с вашим телом, с материальным миром, ценности общения (конкретные люди или понятия). Вы их храните и оберегаете. Но как вы думаете: существует ли в жизни что-то, что может отнять у нас наши ценности? Можем ли мы потерять эти ценности из-за своего поведения? Ведущий отбирает у участников сначала один листочек («ценность»), потом второй и, наконец, третий и прячет их. По окончании упражнения «ценности» обязательно возвращаются участникам. • Как вы себя чувствовали, когда у вас отняли все ценности? • А когда их вернули обратно? • А какие ценности теряет человек, который начинает употреблять наркотики? Человек – ценность для себя и для окружающих. | Листочки (по три на каждого ученика) приготовьте заранее. |
Беседа о правах | Человек ценен еще и тем, что имеет определенные права. Что такое права? А обязанности? Чего у человека больше — прав или обязанностей? Какие права имеете вы? Они такие же, как и у ваших друзей, или другие? Кто дает вам права? Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Всегда ли мы соблюдаем права другого? Что нам мешает их соблюдать? Продолжите высказывание: «Я имею право... а это значит...» (о каждом праве отдельно). | Листочки на каждого участника, ручки и бланки. |
Занятие 5. Что влияет на мой выбор?
Цель. Познакомить учащихся с воздействиями, которые они испытывают с разных сторон. Понять, что и кто влияет на наши решения в жизни.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Вводное слово куратора | Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же часто зависят наши решения, попробовать разобраться в том, почему некоторым влияниям мы подчиняемся, а некоторым – противостоим. Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека? Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш выбор? – Друзья (сверстники, знакомые). – Семья (родители, другие родственники). – Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.). – Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении). – Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение). | Влияющих сил много, важно уделить достаточно внимания каждой из них. |
Влияние друзей | Подростки знают о вреде наркотиков, однако в ситуациях, когда наркотики предлагают друзья, – соглашаются. Согласно результатам исследования, наркоманы часто имеют друзей, которые также их употребляют. Человек ведущий ЗОЖ нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться им. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать употреблять наркотики для того, чтобы быть со своими друзьями. Однако рано или поздно друзья, которые убеждают вас начать употреблять наркотики, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное решение, которое может быть уважаемо окружающими. Большинство наркоманов признают, что наркотики - плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку наркотики – значит навязать ему плохую привычку. В любом случае, вы можете часто оказываться в ситуациях, где вы должны знать, как сказать «нет». Вы можете говорить «нет», даже если, вам предлагает сигарету ваш друг. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя различными способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все. |
|
Ролевая игра «Влияние сверстников» Вопросы | 1. На вечеринку, где употребляют наркотики, приходит один человек, который ведет ЗОЖ. Как может разворачиваться такая ситуация? (Распределите роли и проиграйте такую ситуацию.) • Кто и какую тактику использовал при убеждении партнера в игре? • Что чувствовали? • Как сверстники влияют на решения друг друга? • Почему важно противостоять такому влиянию? • Какие были эффективные способы отказа от курения? | Попробуйте в классе проиграть ситуацию группового давления. Не забывайте о том, что это – игра, пусть идет своим чередом, не управляйте ею. |
Умение сказать «нет наркотикам!» | 50 СПОСОБОВ, КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НАРКОТИКОВ 1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться как только мне это понадобиться. 2.Я больше в этом не нуждаюсь. 3.Я не употребляю наркотики. 4.Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо. 5.Я не собираюсь загрязнять организм. 6.Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать. 7.Не сегодня (или не сейчас). 8.Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег. 9. Нет, не хочу неприятностей. 10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой. 11. Когда мне понадобиться это, я дам тебе знать. 12. Мои родители меня убьют. 13. Я таких вещей боюсь. 14. А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом? 15. Когда-нибудь в другой раз. 16. Эта дрянь не для меня. 17. Нет, спасибо. 18. Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов. 19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев (2 года и т.п.). 20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестренкой ненавижу думать о том, что случится, если мама узнает про наркотики 21. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями. 22. Не думаю, что я достаточно об этом знаю. 23. Нет, спасибо, я дождусь, пока мне это будет разрешено законом (по возрасту ). 24. Нет, спасибо. У меня и так ужасные оценки. 25. Я за витамины! 26. Нет, спасибо, препаратов не хочу. 27.Я и без этого превосходно себя чувствую. 28. Нет, спасибо, у меня завтра контрольная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться. 29. Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция! 30. Я вчера поздно лег спать, у меня и без этого красные глаза. 31. Нет, я за рулем. 32. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть. 33. Нет, спасибо, это опасно для жизни. 34. Ты с ума сошел (сошла)?! Я даже не курю! 35. Эти химические радости не для меня. 36. Нет. Я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось. 37. Мне не хочется умереть молодым. 38. Нет, я и так много воюю со своими родителями. 39. Нет, когда-нибудь я захочу создать свою здоровую семью. 40. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого. 41. Я хочу быть здоровым. 42. Это мне ничего не дает. 43. Сейчас аллергический сезон и у меня и без того красные глаза. 44. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют. 45. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить. 46. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.п.). 47. Меня до сих пор контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было 2 года назад. 48. Я цыпленочек? Где ты видишь на мне перья? У ТЕБЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ СПОСОБ СКАЗАТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ.
|
|
Влияние семьи | Семья – имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья – источник наших взглядов, ценностей, традиций. Возможно, эту тему можно так подробно не затрагивать, соблюдая этические моменты. Но упомянуть о влиянии на выбор семьи можно. |
|
Влияние кумиров | Употребление наркотиков часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями. Мы видим, например, что среди поклонников рока чаще встречаются наркоманы, чем среди их сверстников, предпочитающих более мягкую музыку. Конечно, подростки употребляют наркотики не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с употреблением наркотиков , пример звезд провоцирует их поклонников. Но есть и другие фигуры в музыкальной жизни, усилия которых направлены на то, чтобы не подавать поклонникам дурных примеров. Спортивный мир – мир особый, там курение не приветствуется. Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одежду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Наркотики – это такой же выбор. Вы можете сами выбрать – употреблять их или вести ЗОЖ. Но польза для имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. «Имидж ничто – здоровье все». • Как могут кумиры влиять на наш выбор? • Что вы думаете о различных образах жизни или молодежных субкультурах? • Какие из них связаны с наркотиками, а какие – нет? Почему это так? | Если в вашем классе удаются ролевые игры на изучение влияния, ищите, придумывайте. |
Обобщение | Существует несколько способов оказывать влияние на человека: • расхваливание • массовый подход: «Как все!» • обращение к снобам: «Для Самых богатых и известных!» • личное обращение: «Попробуй, и тебе понравится!» • сравнение: «Жиллет — лучше для мужчины нет!» • обещание хорошего настроения: «В предвкушении праздника!» • наркотики как символ взросления: «Понимание приходит с опытом» |
|
Игра «Создание рекламы» | 1. Придумайте рекламный сюжет, рассказывающий о ЗОЖ. Это может быть рекламный ролик для телевидения или радио, объявление для журнала, рекламный щит, буклет, листовка. 2. Представление рекламы. 3. После представления ответьте на вопросы: • К кому вы обращались в своей рекламе? • К каким чувствам обращается эта реклама? Проведите свой школьный конкурс на лучшую рекламу здорового образа жизни. | Надо обязательно объявить внутри-школьный конкурс на создание рекламы здорового образа жизни |
Занятие 6. Итоговое занятие.
Цель: Подведение итогов, мотивирование продолжать вести ЗОЖ и пропагандировать ЗОЖ среди своих сверстников.
Результаты работы:
1.К четвертому занятию у ребят поменялась мотивация. (Раньше - это «Как все», теперь - возможность узнать что-то новое, интересное о “себе любимом”).
2.Возросла частота посещения школы, уроков.
3.Проявление эмпатии и терпимости к чужому мнению.
5.Разнообразие стратегий в кризисной ситуации (ранее был один вариант поведения).
6. Заинтересовались в ЗОЖ
8. Активно выступают против наркотиков
Результаты сделаны на основе наблюдений за поведением подростков вне ситуации занятий, наблюдений учителей за учениками и исходя из личного общения с участниками занятий.
Заявка на участие
в пропаганде ЗОЖ,
учащихся _________ класса МБОУ «СОШ №32»
п/п | Фамилия Имя Отчество | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата
Подпись классного руководителя
Подтверждение на участие
в пропаганде ЗОЖ,
учащихся _________ класса МБОУ «СОШ №32»
на _________________ месяц.
п/п | Фамилия Имя Отчество | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись классного руководителя
Личное обязательство
Ф.И.О.___________________________________________, учащегося (йся)
___________________ класса МБОУ «СОШ №32» в введении ЗОЖ, активном участии в спортивных мероприятиях, во внеклассных и внешкольных мероприятиях посвященных ЗОЖ.
дата подпись
Обязательство ___________________ класса МБОУ «СОШ №32»
в введении ЗОЖ, активном участии в спортивных мероприятиях, во внеклассных и внешкольных мероприятиях посвященных ЗОЖ.
п/п | Фамилия Имя Отчество | Дата | Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись классного руководителя
Заключения по результатам анкетирования
перед вовлечение классов в пропаганду за ЗОЖ.
Цель - выявление детей склонных к ведению ЗОЖ, детей знающих о наркотиках, достаточно, чтобы уберечь себя от них.
Групповое обследование проводилось методом единой оценки, а также использовался комплексный подход и экспертная оценка.
Диагностика с индивидуальным раздаточным материалом и регистрационными бланками.
Диагност: социальный педагог школы №32 Григорьева М.М.
Сроки проведения сентябрь 2008г.
Использован тест «Что ты знаешь о наркотиках? »
Тест « Что ты знаешь о наркотиках?»
1. Наркотики — это яд. ДА НЕТ
2. Употребление наркотиков опасно для здорового человека? ДА НЕТ
3. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны употреблением наркотиков. ДА НЕТ
4. Даже одноразовое применение героина может вызвать смерть. ДА НЕТ
5. При наркотическом опьянении разрушаются клетки мозга, которые потом не восстанавливаются. ДА НЕТ
6. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. ДА НЕТ
7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем количестве для получения того же эффекта. ДА НЕТ
Просуммируй баллы:
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
5 – 7 баллов — ты знаешь достаточно, чтобы уберечь свою жизнь.
3 - 4 баллов - твоих знаний недостаточно, чтобы уберечь себя.
0-2 балла - Будь осторожен! У тебя слишком мало знаний - это опасно!
Всего проанкетировано 750 учащихся. Результат показал, что
51 % учащихся имеют средний уровень осведомленности о вреде наркотиков.
Класс | % | Уровень |
5 | 60% | средний |
6 | 30% | низкий |
7 | 25% | низкий |
8 | 32% | низкий |
9 | 65% | средний |
10 | 66% | средний |
11 | 78% | высокий |
Заключения по результатам анкетирования
после вовлечения классов в пропаганду за ЗОЖ.
Цель - выявление детей склонных к ведению ЗОЖ, детей знающих о наркотиках, достаточно, чтобы уберечь себя от них.
Групповое обследование проводилось методом единой оценки, а также использовался комплексный подход и экспертная оценка.
Диагностика с индивидуальным раздаточным материалом и регистрационными бланками.
Диагност: социальный педагог школы №32 Григорьева М.М.
Сроки проведения 30 ноября 2008г.
Использован тест «Что ты знаешь о наркотиках? »
Тест « Что ты знаешь о наркотиках?»
1. Наркотики — это яд. ДА НЕТ
2. Употребление наркотиков опасно для здорового человека? ДА НЕТ
3. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны употреблением наркотиков. ДА НЕТ
4. Даже одноразовое применение героина может вызвать смерть. ДА НЕТ
5. При наркотическом опьянении разрушаются клетки мозга, которые потом не восстанавливаются. ДА НЕТ
6. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. ДА НЕТ
7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем количестве для получения того же эффекта. ДА НЕТ
Просуммируй баллы:
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
ДА - 1 НЕТ- 0
5 – 7 баллов — ты знаешь достаточно, чтобы уберечь свою жизнь.
3 - 4 баллов - твоих знаний недостаточно, чтобы уберечь себя.
0-2 балла - Будь осторожен! У тебя слишком мало знаний - это опасно!
Всего проанкетировано 750 учащихся. Результат показал, что
89, 7 % учащихся имеют высокий уровень осведомленности о вреде наркотиков.
Класс | % | Уровень |
5 | 100% | высокий |
6 | 95% | высокий |
7 | 78% | средний |
8 | 76% | средний |
9 | 87% | высокий |
10 | 92% | высокий |
11 | 100% | высокий |
Список литературы
Блейхер В.М. , Крук И.В. Толковый словарь терминов / под ред. Канд. мед. наук С.Н. Бокова: в 2 т – Ростов н/ Д.,» Феникс», 1996. Т. 2.
Дезадаптация: Сб. коррекционных программ / под ред С.М. Шурухта.- Спб.: ЦИК,1999.
Игры: СБ. / под ред. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994.
Крейли Э. Учимся владеть чувствами.- Спб.: Комплект, 1995.
Макшанов С.И. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог.- Спб., 1996. Ч.3.
Майорова Н.П. Чепурных Е.Е. Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – С.П. 2002.
Самоукина Н. Игры в которые играют…- Дубина: Феникс, 1997.