Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
ПРОГРАММА
«Воспитательная система учащихся
станции юных техников на 2017-2020 г»
Подготовили:
заместитель директора по УВР
Захарова Тамара Григорьевна,
методист
Манвелян Инна Леонидовна
г.Ханты-Мансийск
Информационная карта программы
«Воспитательной системы СЮТ»
1. | Создатель проекта: | Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска |
2. | Авторы проекта: | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» – Захарова Тамара Григорьевна Методист - Манвелян Инна Леонидовна |
3. | Адрес организации: | 628012, г. Ханты-Мансийск, ул.Дзержинского, 37, тел./факс 33-14-73. |
4. | Форма проведения: | Дневное и вечернее обучение с 9.00 до 20.00. |
5. | Цель программы: |
|
6. | Задачи программы: |
|
7. | Специализация программы: | Лабораторно-практическая, учебно-тренировочная, спортивно-техническая, научно-исследовательская. |
8. | Сроки проведения: | Круглогодично. |
9. | Место проведения: | Станция юных техников. |
10. | Общее число детей участников: | 390 чел., 38 групп. |
11. | Официальный язык программы: | Русский. |
12. | Условия размещения: | Лаборатории и актовый зал. |
13. | Официальные документы: | Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка». |
14. | Краткое содержание программы: | Программа состоит из следующих разделов:
|
15. | Формы и методы работы: |
|
16. | Реализация программ позволит: |
|
17. | Механизм реализации общей программы: |
|
Содержание
1. Паспорт программы
1.1.Этапы реализации программы
1.2.Введение
1.3.Аннотация
2. Цели и задачи
3.Проблемный анализ воспитательной системы воспитанников станции
3.1.Визитная карточка муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных техников».
4. Концептуальные идеи воспитательной системы.
4.1.Программа реализации концептуальной модели воспитательной системы учащихся.
4.2. Актуальность
4.2. Новизна программы
4.3.Главная идея программы
4.4.Научно-методическое обеспечение
4.5.Кадровое обеспечение
5. Механизм реализации программы
5.1. реализация программы по этапам
5.2.результаты деятельности
6. Основные направления реализации воспитательной системы СЮТ.
6.1.Схема "Основные направления реализации воспитательной системы учащихся СЮТ".
6.2. Первый этап.
6.3.Второй этап.
6.4.Третий этап.
7.Подпрограмма.
7.1."Одаренные дети".
7.2."Каникулы".
7.3."Патриот".
8. Литература
9.Приложение
9.1.Структурная схема воспитательной системы СЮТ.
9.2.Основные направления реализации воспитательной системы учащихся
9.3.Выбор конкретной сферы деятельности
9.4.Тематика и содержание "Круглых столов" по проблемам дополнительного образования.
Паспорт программы
Программа «Воспитательная система учащихся станции юных техников» на 2017-2020 учебный год
Основные разработчики программы:
Захарова Тамара Григорьевна, заместитель директора по УВР
Манвелян Инна Леонидовна, методист СЮТ
Программа нацелена на рациональную организацию свободного времени детей.
Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность.
Этапы реализации программы:
1 этап: Подготовительный (2017-2018 уч.г.)
Цель: Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению
Разработка программы развития со стратегическими ориентирами модернизации образования РФ;
Проведение диагностики на основе тестирования, анкетирования;
Определение условий для успешного решения поставленных задач;
Разработка методического обеспечения, необходимого для реализации задач образовательного процесса.
2 этап: Внедренческий (2018-2019 уч.г.)
Цель: Освоение новых технологий, форм и методов образования и воспитания учащихся.
Создание материально- технической базы для реализации образовательных программ;
Разработка досуговых программ и планов для работы с учащимися по воспитательным системам;
Внедрение новых технологий для решения познавательных, воспитательных и развивающих задач образования воспитанников;
Участие наших воспитанников в конкурсах, выставках, показательных выступлениях, соревнованиях разного ранга.
Анализ творческих отчётов педагогов по результатам деятельности объединений.
3 этап Заключительный (2019-2020 уч.г.)
Цель: Изучение эффективности воспитательной системы на СЮТ
Проведение диагностики и анализа результатов, обобщение полученных данных, направленных на воспитательную систему;
Введение
Проблемы воспитания, творческого развития, гражданского становления юного поколения в последние годы вновь остро обсуждаются в российском обществе: на уровне законодательной и исполнительной власти, среди ученых и специалистов в педагогическом сообществе, общественных организациях, семье. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно давать веру в жизнь и развивать глубокомысленное отношение к ней, помогающее переносить возможные неудачи, преодолевать кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь нашим детям научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа в широком понимании этого слова, общество, государство.
В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются основной частью системы образования и одним из образовательно-воспитательных институтов социума.
Программа развития воспитания в системе образования, определившая цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания на основе принципов гуманизма, сформулированных в Законе РФ "Об образовании», предоставила возможность каждому образовательному учреждению, в том числе и СЮТ самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы.
На СЮТ было проведено изучение «социального заказа», определившего приоритеты в воспитательной деятельности коллектива, причем учитывались не только пожелания детей, родителей и педагогов, но и реальные условия и возможности станции. Наиболее востребованными и жизнеспособными оказались многопрофильные, метапредметные детские объединения, способные дать ребенку профессиональную подготовку в избранном виде творчества и обеспечить его разностороннее развитие.
Работа кружков и объединений на СЮТ, как системообразующий вид образовательной деятельности СЮТ претерпела огромные изменения в соответствии с ситуацией на современном рынке дополнительных образовательных услуг. Единство воспитания и образования при реализации дополнительной образовательной программы обеспечивается следующими факторами:
Именно дополнительная образовательная программа осваивается ребенком на основе его личного, свободного выбора, а отсутствие обязательного государственного стандарта позволяет в рамках любой программы разработать для каждого учащегося индивидуальный образовательный маршрут социального и профессионального самоопределения в избранном виде деятельности, в приемлемом для каждого обучающегося темпе достижения личностно значимого результата. На станции создаются новые объединения, клубы, меняются формы работы. Педагогами разрабатываются индивидуальные программы работы с учащимися (Рыбьяков А.В., Барнев Д.С.,)
Любая дополнительная образовательная программа – это направляющая модель совместной деятельности педагога, воспитанников и актива из числа родителей, т.е. основа для создания «дружественной социальной среды» вокруг самоопределяющейся личности. Основными факторами воспитания в дружественной среде детского объединения являются сотрудничество, соуправление, коллективные творческие дела.
В основу воспитания личности учащегося вошли воспитательные идеи: познавательная, патриотическая, досуговая; Приоритеты: нравственная, эмоциональная, интеллектуальная, эстетическая, действенно-практическая; Направления: техническое творчество, интеллектуальная деятельность, социальная практика, профессиональное самоопределение, спортивно-техническое, досуг. Которые формируют качество воспитанника: любознательность, познавательность, трудолюбие, организованность, творческое мышление, бережливость, вежливость и т.д.
В условиях модернизации российского образования огромная нагрузка ложится на образовательные учреждения, его педагогический выбор, на конкретного педагога, для которого важны не только глобальная и общероссийская постановка проблем воспитания, но и построение эффективных отношений с конкретным ребенком, с коллективом, управляемым педагогом и другими субъектами педагогической деятельности. Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед образовательными учреждениями дополнительного образования детей, прежде всего – использование их широких возможностей для реализации профильного обучения школьников, подготовки ребят к предпринимательской деятельности, исследовательской работе, правового просвещения, социального проектирования, освоения информационных технологий и т.д.
Аннотация
Настоящая программа предназначена для педагогов, которых волнуют проблемы воспитания учащихся образовательного учреждения станции юных техников: педагогов дополнительного образования разных направлений деятельности (руководителей кружков, секций, творческих объединений по интересам), заместителя директора по воспитательной работе и дополнительному образованию, организатора досуга.
В последние несколько лет на государственном уровне принят ряд важных решений и постановлений, созданы более тридцати концепций воспитания. Однако благие намерения высоких инстанций не всегда напрямую влияют на жизнь в конкретном образовательном учреждении. Именно для того, чтобы сократить этот разрыв, предпринята попытка, разработать программу, обеспечивающую совместную деятельность разных категорий педагогов с учетом специфики деятельности каждого из них в вопросах воспитания. Дополнительное образование имеет свою специфику, содержательные и организационные особенности, отличающие его от той системы работы, которая сложилась в других образовательных учреждениях, прежде всего, это связано с недостаточным количеством специально подготовленных кадров.
Дополнительное образование предполагает, прежде всего, работу с разновозрастными группами учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят разного возраста и направлений деятельности. Работа в кружках имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, экскурсии, трудовые акции, праздники, соревнования, выставки, показательные выступления). Организатором этой многообразной работы является руководитель кружка и организатор досуговой деятельности станции юных техников.
Программа охватывает содержание и формы работы в разных объединениях, что позволяет выстроить единую систему воспитания, объединяющую вертикаль системы воспитания станции юных техников. Таким образом, можно по-настоящему обеспечить преемственность в работе на разных возрастных этапах, избежать повторов и усилить именно то содержание, которое актуально для конкретного возраста группы школьников, выделить те формы работы, которые в наибольшей степени отвечают особенностям определенного возраста. Кроме того, это позволит администрации учреждения разработать долгосрочную программу деятельности, наполняя ее тем содержанием, которое в большей степени отвечает специфике учреждения, его традициям, возможностям и интересам детей.
Совершенно очевидно, что столь обширная программа требует достаточно подробных комментариев и пояснений, особенно в части ее практического использования. Работа над методическими рекомендациями по каждой подпрограмме проводится. Здесь же излагаются основные положения, помогающие педагогу сориентироваться в материале и выстроить свой план включения в работу.
Особенность предлагаемой программы состоит также в том, что в ее реализации могут принять участие, как педагоги, так и воспитанники. Это связано с тем, что при разработке основных направлений воспитательной деятельности учитывалось содержание дополнительного образования. Таким образом, работа по программе может сделать более интересной жизнь и детей, и педагогов станции юных техников.
Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность.
Цели:
Создание оптимальных условий, для формирования духовной, нравственной культуры детей их творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.
Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений.
Задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства социальной ответственности.
Формирование нравственного развития личности подрастающего поколения через кружки и объединения организации.
Обновление содержания, организационных форм и технологий воспитательной деятельности.
Адаптация учащихся в обществе.
Развитие творческих способностей ребенка и его индивидуальности.
Формирование общечеловеческих ценностей.
Разработка компонентов личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Помощь в профессиональном самоопределении.
Проблемный анализ воспитательной системы воспитанников СЮТ
Уже достаточно много времени прошло с тех пор, как в нашей стране были уничтожены такие институты воспитания детей и подростков, как пионерская в комсомольская организации. В результате дети и подростки оказались в социальном вакууме. Стало ли им лучше от этого? Помогли ли им взрослые адаптироваться к новым условиям жизни? Как ни печально, но приходится признать: нет. А между тем статистика свидетельствует, что около 70% несовершеннолетних преступников состоит в различных ассоциальных группировках, что 60% детей хотят участвовать в каких-либо организациях.
Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. В силу психолого-возрастных особенностей дети любого возраста тянутся к объединению. И движет ими общая цель, интерес, общее занятие, увлечение. Безусловно, каждый из них хотел бы найти такое объединение сверстников, где ему были бы рады, где есть интересное дело и друзья. Пожалуй, никто не усомнится в том, что дети всегда найдут способ удовлетворить свои потребности. Одни будут самоутверждаться в кружках и секциях, другие же - в конфликтах с учителями, родителями, своими сверстниками. Но, как правило, они будут делать это не в одиночку, а в компании таких же подростков, а то и в стихийно сформированной подростковой группировке или объединении. Каким будет это объединение? Какой направленности: общественной или антиобщественной? Кто станет наставником детей? Не лучше сделать этот процесс организованным?
Прежняя система воспитания личности ребенка, несомненно, имела множество преимуществ: он мог ощущать себя частицей больших, общепризнанных и поддерживаемых на государственном уровне организаций, чувствовал социальную защищенность, имел возможности проявить свои способности, приобрести различные умения и навыки. И все это бесплатно. Конечно, в деятельности этих организаций были и недостатки, но зачем же перечеркивать все, что столько лет строилось, собиралось по крупицам? По сути, старшее поколение, разрушив прежние идеалы и ценности, до сих пор не предложило новой системы воспитания, способствующей формированию Человека и Гражданина своего Отечества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что значительное число молодежи характеризуется потребительским сознанием по отношению к обществу, окружающим людям, родителям, педагогам в школе, к природе. Сегодня мы имеем кризис нравственных ценностей, кризис духовной общности людей. Рост детской преступности, детской наркомании и проституции, склонность к суициду - вот результат недальновидной политики.
Актуальность социального воспитания детей в новых условиях, становлении демократического, гражданского общества; оптимизации специфических возможностей образовательных учреждений в решении этой жизненно важной проблемы (в частности – учреждений дополнительного образования) диктует необходимость поиска путей средств интеграции воспитательного потенциала государственных и общественных структур на основе современных научных данных, традиций и инновационного опыта, имеющейся социальной базы.
Мы, взрослые отдаём много энергии, чтобы передать подрастающему поколению всё лучшее: любовь к Отчизне, родному краю, городу. Но как достучаться до сердца каждого ребенка, чтобы он вырос увлечённым, порядочным, полезным обществу человеком?
В настоящее время наша страна испытывает дефицит инженерно-технических специальностей, и наше учреждение частично решает эту проблему, учащиеся получают первоначальные навыки на технические профессии, такие как: слесарь, токарь, жестянщик, водитель, телеграфист, связист, инженер, конструктор и др.
Специфика нашего учреждения в том, что здесь занимаются в основном мальчики, в том числе встречаются трудные подростки, дети асоциального поведения. На станции занимаются в 20 объединениях свыше 600 ребят. Сфера их деятельности образовательное, воспитательное пространство социума, досуг. На станции образовательный процесс специфичен. Основой обучения детей является преимущественно профессионально, практически направленная деятельность, эта деятельность лично значимая, привлекательная для ребенка, результат его выбора (совета родителей). Результаты дополнительного образования привлекательны (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях), использование образования в повседневной жизни, в оказании помощи людям, младшим товарищам, творческой деятельности как индивидуальной, так и коллективной. Сочетание положительных результатов индивидуальных и коллективных – важный воспитательный результат. Результаты выступают стимулами активности ребенка, мобилизации внутреннего мира ребенка для достижения лучших показателей.
В последнее десятилетие злоупотребление наркотическими и другими психотропными веществами превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу подрастающему поколению.В условиях повышенной агрессивности детей и молодёжи, роста наркомании, алкоголизма и прочих социальных патологий злободневна потребность юного ханты-мансийсца в выборе стиля безопасного поведения.
Одним из возможных путей удовлетворения указанных потребностей является участие ребёнка в деятельности творческих объединений станции юных техников. По данным мониторинга ТГУ деятельность нашего учреждения прямо направлена на решение острых городских социально-педагогических, воспитательных проблем - борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, профилактику и снижение криминализации и наркоманизации городской среды. В вечернее время на СЮТ работают клубы по интересам (Автомотолюбители, клуб «СКиФ»).
В подростковом возрасте от 13 до 16 лет наблюдается отчётливая тенденция предпочитать не интимно-личностное общение, а его социально ориентированную форму - групповое общение, создающую для подростка действенные условия их признания как социально значимых лиц. Ведь детям в этом возрасте свойственно активное стремление к занятию новой социальной позиции, с осознанием своего «Я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идёт не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Включение учащихся станции в созидательную деятельность (познавательную, научно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, поисковую, спортивную и др.) – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании, профессиональном самоопределении и в воспитании подрастающего поколения.
Организация педагогами досуга учащихся оказывает положительное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая детей к раскованному общению и участию в самых разнообразных видах практической деятельности.
Важное место в образовательном, воспитательном процессе занимают родители воспитанников. Они участвуют в выборе ребенком творческого объединения, поддерживают интерес к выбранному делу, ожидают успешности и вовлечение ребенка в досуговую деятельность при подготовке и проведении мероприятий.
Цель – рациональная организация свободного времени детей
Реализация целевых функций оптимизации воспитательного процесса зависит от результативности тактических организационных функций. Наиболее важны следующие функции:
социально-нормативная, связанная с усвоением детьми норм, правил жизнедеятельности станции юных техников;
прогностическая, указывающая на необходимые условия полноценной реализации интересов и потребностей участников взаимодействия;
преобразовательная, связанная с постепенным расширением сфер, путей и состояний участников программ воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность станции напрямую связана с учреждениями и организациями г. Ханты-Мансийска и других регионов.
Внешние взаимодействия станция юных техников предусматривает тесный контакт в работе с организациями
№ | организация | Кто сотрудничает |
1 | Департамент образования администрации города Ханты-Мансийска | Администрация, педагоги |
2 | Комитет по молодёжной политике администрации города муниципального образования город окружного значения Ханты-Мансийск | Администрация, педагоги Объединения:
|
4 | Всероссийский Центр детско-юношеского туризма Министерства образования РФ по проведению соревнований «Школа безопасности», | Объединение:
|
5 | Школы города | Администрация, педагоги Объединения:
|
6 | УДО | Администрация, педагоги объединения
|
7 | Методический кабинет (ИРО) | Администрация, методист, педагоги |
8 | ГИБДД | Объединения:
Реализация проектов: «Живые светофорики», «Азбука безопасности»,
|
10 | Департамент образования и науки ХМАО | Администрация, педагоги |
11 | Дошкольные образовательные учреждения | Объединения:
|
12 | Городской центр занятости | Администрация |
Совместное сотрудничество с окружным комитетом по молодёжной политике по проведению автопробега «Молодёжь Югры – во славу Победы».
Совместное сотрудничество с городским и окружным советом Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) по организации и проведению соревнований:
по радиопеленгации «Охота на лис»;
по коротковолновой КВ-связи, как в пределах ХМАО, так и в Чемпионатах Азиатской части России;
в соревнованиях разного ранга по ракетомодельному и авиамодельному спорту;
на снегоходах «Буран» «Югорское сафари»;
Открытый чемпионат ХМАО по ракетомодельному спорту
Содружество с радиоклубом им. Туполева (учащиеся объединения «Радиооператор» вошли в состав членов этого клуба и получили значок членства клуба)
Совместное сотрудничество с городским и окружным комитетом по молодёжной политике и спорту, с МЧС, Всероссийским Центром детско-юношеского туризма Министерства образования РФ по проведению соревнований «Школа безопасности», «Спартакиады», участие в программе Межрегиональной общественной организации детей и молодёжи «Новая цивилизация», в организации летнего лагеря «Ньюландия».
Совместное сотрудничество с ГИБДД по реализации проектов: «Перекресток», «Живые светофорики», «Азбука безопасности», «Юные знатоки правил дорожного движения», которые предусматривают дежурство на дорогах с юными инспекторами дорожного движения.
Расширение внешних интеграционных связей станции, позволило шире реализовать воспитательные идеи педагогического и детского коллектива СЮТ.
Визитная карточка муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования " Станции юных техников"
Ханты-Мансийская станция юных техников - одна из старейших в Тюменской области. Первое упоминание о ней найдено в архивных документах 1936 года «…на заседании президиума Остяко-Вогульского поселкового совета постановили организовать детскую техническую станцию при средней школе. Заведующим был назначен преподаватель труда средней школы № 1 Валинский Терентий Евстафьевич»
В настоящее время на станции юных техников работает 12 педагогов,
занимается 390 учащихся, 38 групп, работают 17 объединений по трем направлениям:
Направление | объединение |
Техническое | Моделирование транспортной техники, Начальное техническое моделирование, Радуга творчества, Фантазия Авиация и космонавтика; Авиамодельный; Автомотолюбителей; Робототехника; История в миниатюре; «Танковый биатлон»; Компьютерная графика», Радиоэлектроника и электронная техника; КомпАс |
Художественно-эстетическое | Хоббиты |
Социально-педагогическое | «Азбука безопасности» «Знатоки ПДД»
|
В основу образовательной деятельности станции заложен принцип мотивационного развития личности ребенка.
Условия и содержание образовательно-воспитательной деятельности позволяют нам углублять и расширять знания и умения ребят, предусмотренные школьной программой, развивать интересы и способности детей различного возраста, их творческую индивидуальность, организовывать интересный и полезный досуг, обогащать опыт социальной деятельности школьников, содержательную сторону их общения и взаимных отношений. Образовательный процесс, в творческих объединениях строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в форме: бесед, деятельных игр, творческих конкурсов, лабораторно-практических работ, исследовательских проектов, соревнований и т.д.
Станция юных техников – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которое реализует программы дополнительного образования в интересах личности, общества и государства, развивающее мотивацию личности к познанию и творчеству.
Станцией юных техников заключены договора на совместную образовательную деятельность со школами города № 1, 2, 5, 10, 11, 12 и детским садом № 22.
Основной целью является развитие творческого потенциала детей через активное включение их в различные виды деятельности по техническому творчеству.
Основные задачи:
Раскрыть творческий потенциал ребенка, его природных и специфических способностей на основе его интересов и потребностей;
Создать условия для творческого развития воспитанников объединений Станции юных техников;
Создать соответствующую цели и задачам материально-техническую базу;
Разработать мониторинговую систему, как средство управления усовершенствованием деятельности;
Обеспечивать психологическое сопровождение Программы развития
Создать систему учебы и мотивации педагогического коллектива на работу по Программе развития;
Развивать воспитательную систему Станции юных техников.
По состоянию на начало 2017-2018 учебного года:
Всего в учреждении обучается 390 воспитанников, из них на базе СЮТ – 360 детей, на базе школ и детских садов города – 30 детей;
Открыто 38 групп; на базе СЮТ – 35 групп, на базе школ и детских садов – 3 группы;
Деятельностью объединений СЮТ охвачены дети в возрасте от 5 до 18 лет.
Концептуальные идеи
воспитательной системы
Образовательная деятельность СЮТ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, решениями коллегии Минобразования РФ от 25.04.94 г. № 12/1 "О стратегии развития государственных и муниципальных УДО", от 23.11.94 г. № 22/1 "О развитии дополнительного образования в условиях образовательного учреждения", положениями Приказа Минобразования РФ от 19.06.97 г. № 1252 "О стратегии воспитания и развития личности в системе общего и профессионального образования России".
Содержание образовательного процесса определяется главными концептуальными идеями Программы развития СЮТ до 2020 г., направленными на создание условий для самоопределения учащихся в социальном обществе.
Цель и объект воспитательной системы СЮТ – разносторонне интеллектуально развитая личность
Концепция, лежащая в основе образовательной программы, содержит несколько элементов: что должно быть освоено, какие социально-значимые и личностные функции индивида обеспечит содержание, на какие ценности оно будет ориентировано.
К числу ведущих структурных компонентов содержания образования отнесены:
когнитивный – формулирующий знания о обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
праксиологический – раскрывающий опыт осуществления человечеством известных способов деятельности и формирующий умения, навыки, способы деятельности конкретной личности;
креативный – формирующий опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, создающий основу для социализации личности;
аксеологический – формирующий опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, предполагающий не только знание мировоззренческих идей, но и убеждённость в их истинности, положительное отношение к ним.
Ведущие принципы реализации содержания обучения и воспитания в СЮТ:
Индивидуализация и дифференциация, заключающиеся в предоставлении каждому ребёнку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;
Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая, мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребёнка;
Гуманизация и демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества и сотворчества, накопление опыта нравственных отношений, развитие самоуправления, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий;
Интеграция содержания образования, реализуемого в различных интегрированных программах, способствующих формированию целостной картины мира, умений системно оценивать явления, продуктивно использовать время;
Воспитательная система СЮТ ориентирована на развитие таких личностных качеств воспитанников, как трудолюбие, ответственность, инициативность, творчество, культура общения на уровне деловых и межличностных отношений, стремление к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов позволяет:
развить мотивацию личности к познанию и творчеству и на этой основе создать условия для осуществления образовательных запросов и потребностей детей;
сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные способности ребёнка, детскую одаренность;
обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков;
осуществить фундаментализацию и научность базового и дополнительного образования.
Приоритетные направления разработки воспитательной системы:
нравственное (патриотизм, культурное наследие своего народа);
математическое и исследовательское (формирование навыков информационной культуры, ознакомление с научными методами изучения науки и техники);
художественно-прикладное творчество (приобретение навыков общей культуры труда, овладение прикладными ремеслами и творчеством, развитие чувства прекрасного, восприятие красоты окружающего мира);
физическая культура (воспитание здорового образа жизни, потребности развитие , потребности в занятиях различными видами спорта);
военно-патриотическое;
центры массовой работы: клуб "Радиоволна"; автомотолюбители; "Хорам" (изучение истории и традиций родного края, воспитание любви к Родине).
Определены в соответствии с гипотезой, ориентированной на гуманистическую основу образования и предполагающей, что только в условиях высокой гуманитарной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации, обладающую чувством социальной ответственности, гражданскими качествами, умеющую использовать и ценить духовные и материальные ценности общества.
Перечисленные направления обеспечивают возможность развития эмоциональной, эстетической, нравственной сферы ребенка, формируют гуманитарную культуру и развивают творческие способности личности.
Воспитание личности учащихся может быть представлена четырьмя сферами: интеллектуальной, нравственной, эстетической и действенно-практической. Эти сферы включают следующие интегративные качества личности:
Интеллектуальная сфера:
Любознательность – заинтересованность, наблюдательность, увлеченность;
Эрудированность – осведомленность, аргументированность, критические отношение к информации;
Сообразительность – осмысленность, понятливость, обоснованность, продуманность, последовательность, догадливость;
Объективность – наблюдательность, реалистичность, пытливость, убежденность, способность к глубокой и адекватной оценке окружающего мира.
Сфера нравственности:
Гуманность – заботливость, отзывчивость, благородство, милосердие;
Честность – правдивость, верность, принципиальность, непримиримость;
Совестливость – стыдливость, порядочность, стеснительность, добросовестность, благородство, старательность, ответственность, работоспособность, бережливость;
Коллективистичность – вежливость, тактичность, общительность, гражданственность, сопереживаемость.
Эстетическая сфера:
Восприимчивость – чувствительность,увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном;
Эстетичность – эстетика поведения, потребность познавать прекрасное, творчество;
Оптимистичность – жизнерадостность, вера в свои силы, бодрость;
Действенно-практическая сфера:
Работоспособность – продуктивность, производительность деятельности, высокое качество результатов;
Демократизм – высокий уровень свободы и ответственности, социальная справедливость, оптимальное сочетание "хочу-могу-надо";
Самостоятельность – исполнительность, достоинство, свободолюбие, своеобразность, собранность, организованность;
Решительность – самоуважение, уверенность в себе, активность в достижении цели, умение извлекать уроки из неудач, мужество.
Эти интегративные группы качеств, естественно, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям.
Программа реализации концептуальной модели
воспитательной системы
При проектировании образовательного процесса использовалась модульная технология построения содержательных блоков изучаемого материала. Основное содержание распределяется по 3-м модулям: общеразвивающий, практический, обучающий.
Целевое назначение обучающего модуля – освоение знаний; результат – новые знания.
Целевое назначение практического модуля – формирование опыта практической деятельности, освоение предметного содержания самодеятельности. Результат освоения – мастерство и опыт эмоционально-ценностных отношений в этой практической деятельности, сформированные ценности.
Целевое назначение общеразвивающего модуля – формирование опыта развивающей, творческой деятельности; результат – развитие способностей.
Ведущая образовательная цель | Образовательный | Результат образовательного процесса |
РАЗВИТИЕ |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ
|
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ |
ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ
| ПРАКТИЧЕСКИЙ (дело, практическая деятельность, образовательная среда, коллектив) |
"ОБРАЗОВАНИЕ" ЛИЧНОСТИ МАСТЕРСТВО, ЦЕННОСТИ |
ОБУЧЕНИЕ
|
ОБУЧАЮЩИЙ (предметный) |
ЗНАНИЯ |
Обучающий модуль включает в себя отдельные предметы или определенный набор в выбранной детьми области знаний (технология, искусство, культурология, физическая культура, естествознание, математика, социальная практика). Результат освоения предметов этого модуля – конкретные знания по данному профилю.
Практический образовательный модуль охватывает опыт освоения предметного содержания деятельности воспитанников. Он является центральным, основополагающим, системообразующим в дополнительном образовании, так как есть реальная практическая деятельность, результат который – продукт (модель, поделка, исследование, спортивные результаты). В результате участия детей в конкретном практическом деле, с одной стороны, формируется мастерство, с другой – ребенок осваивает опыт эмоционально-ценностных отношений в детском объединении. Более того, опыт совместной профессиональной деятельности ребенок получает лишь в такой поливозрастной и полипрофессиональной общности. Важность этого модуля в том, что в нем становятся личностно-значимыми знания, полученные в другом модуле или в школе. Это уже не "порция" информации, а глубокие знания, убеждения, практические умения и навыки.
Общеразвивающий модуль "Развитие" включает занятия, развивающие способности ребенка. Это – метапредметный модуль. Он охватывает все образовательные области, но в русле развития личности ребенка, его способностей, личностных качеств, что очень важно для любой профессиональной деятельности.
В течение ряда лет педагогический коллектив работал над решением следующих задач:
Модернизация образования СЮТ
Внедрение внутристанционного контроля над уровнем знаний учащихся, занимающихся в объединениях СЮТ;
Внедрение в программы регионального компонента;
Развертывание патриотическо-воспитательной работы;
Дальнейшая реализация программы "Одаренные дети";
Повышение квалификации педагогов;
Профессиональное самоопределение учащихся в социальном обществе.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что в центр внимания ставятся интересы ребенка в их гармоничном сочетании с социальным заказом на воспитание, формирования личности детей и подростков через участие их в деятельности различных творческих объединений станции, так как в них заложены большие воспитательные возможности.
Новизна программы: Постановка личности ребенка в центр воспитательных отношений
Главная идея программы:
включение воспитанников в реализацию программы «Воспитательная система учащихся», целью которого, является, разносторонне интеллектуально развитая личность.
В основу программы войдут:
Профилактическая работа по вопросам безнадзорности и правонарушения детей
Работа с одарёнными детьми
Клуб выходного дня
Традиционные мероприятия
Организация и проведение городских мероприятий
Организация каникулярного и летнего отдыха детей
Мероприятия по профилю объединения
Показательные выступления
Основными моментами программы являются:
Сотрудничество педагогического коллектива станции и школ города
Взаимодействие с другими общественными объединениями;
Традиционные мероприятия;
Соревнования разного ранга;
Праздники
Научно- методическое обеспечение программы:
программы;
проекты;
положения;
сценарии;
слайды;
компакт-диски
Информационные ресурсы:
Беседы;
Информационные стенды;
Анкетирование;
Тестовые срезы;
Караоке
Кадровое обеспечение программы «Воспитательная система учащихся станции юных техников»: образовательную и воспитательную на станции юных техников осуществляют 12 педагогов, из них 1 совместитель, в штате:
директор - 1
заместитель директора – 2
методисты – 1
педагог-организатор -1
Педагогические кадры подбираются с учетом специального педагогического образования и опыта работы.
Образовательную, воспитательную деятельность осуществляют 12 штатных педагогов, из них 1 совместитель, 8 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 4 педагога имеют первую квалификационную категорию,
8 педагогов – с высшим образованием, 67,0%
4 педагогов – со средним специальным – 33,0%
1 педагога имеют звание «Отличник народного образования» - 8%
2 – «Почетный работник общего образования РФ» - 17 %
1 – награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ- 8%
Общие сведения о кадрах (за три года)
Администрация станции юных техников формирует коллектив творческих педагогов-единомышленников, создаёт возможности для развития личности и самореализации каждого из них.
Учебный год | Всего работников | Из них | Из них | ||||||
Основных | Совместителей | Мужчин | Женщин | ||||||
Численность | % от общего числа | Численность | % от общего числа | Численность | % от общего числа | Численность | % от общего числа | ||
2016-2017 | 14 | 13 | 92,8 | 1 | 7,0 | 8 | 57,0 | 6 | 43,0 |
2017-2018 | 13 | 12 | 92,3 | 1 | 7,7 | 7 | 54,0 | 6 | 46,0 |
2018-2019 | 12 | 11 | 92,0 | 1 | 8,3 | 7 | 58,3 | 5 | 42,0 |
По уровню образования:
Учебный год | Всего работников | Из них имеют: | |||||||
Высшее профессиональное образование | Среднее профессиональное образование | Общее среднее образование | Обучаются в ВУЗах и СП учебных заведениях | ||||||
Кол-во | % от общего числа | Кол-во | % от общего числа | Кол-во | % от общего числа | Кол-во | % от общего числа | ||
2016-2017 | 14 | 10 | 71,4 | 4 | 28,6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2017-2018 | 13 | 9 | 69,2 | 4 | 31,0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2018-2019 | 12 | 8 | 66,6 | 4 | 33,3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Большая часть членов коллектива включена в управление, эффективно занимаются самообразованием и саморазвитием в творческих группах.
Педагогические работники своевременно проходят курсы повышения квалификации, тематика которых соответствует целям и задачам станции.
Механизм реализации программы
Для реализации Программы " Воспитательная система учащихся станции юных техников»" используются различные формы и методы работы:
Праздники, посвященные знаменательным датам: "День города"; "День призывника"; "День молодежи"; "День семьи"; "День Победы". Участие в выставках: "Югорские россыпи"; "Весна священная". - Фотоконкурс: "Маленький город"; "Мир глазами детей".
игры, игровые программы; КВН; рейды, смотры; Соревнования разного ранга
праздники;
ярмарки;
выставки детских работ;
конкурсы;
турниры;
викторины;
экскурсии;
Программы: «Воспитательная система учащихся» «Досуг» Подпрограммы: «Одаренные дети»; «Патриот»; «Каникулы»
Предлагаемое детям многообразие различных видов деятельности: творческой, трудовой, познавательной, досуговой , оздоравливающей, личностно и общественно значимой содействует их всестороннему развитию.
формирование базовой (нравственной) культуры личности детей;
обеспечение каждому ребенку благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития;
удовлетворение его творческих и образовательных потребностей
успешное разностороннее развитие и самореализация;
содействие творческому саморазвитию.
Весь широкий спектр получаемых знаний, умений и навыков, социально полезной деятельности, в которой участвуют дети и подростки, позволяет каждому из них осознать свою значимость как личности, помогает в саморазвитии и самоопределении
Деятельность органов соуправления и самоуправления воспитанников учреждения
Творческий актив юных техников (ТАЮТ) состоит из представителей объединений, как орган совместного управления, который участвует в разработке и реализации массовых мероприятий, осуществляет сотрудничество детей, педагогов, родителей. Развивает общение, самостоятельность, кругозор, активность и творческий потенциал детей, воспитывает ответственность за порученное дело, даёт возможность позиционному самоопределению участникам по отношению к деятельности всего учреждения, помогает учащимся ориентироваться в разных жизненных ситуациях.
НОУ (научное общество учащихся): Члены НОУ занимаются пропагандой научных знаний среди учащихся, проведением обзора научной и научно-популярной литературы, выпуском стенгазет, разработкой проектов и участие в городских, окружных конкурсах «Я - гражданин России», «Шаг в будущее», в организации выставок и экскурсий.
Радиоклуб «Волна»
Коллективная радиостанция объединения «Радиооператоров» постоянно выходит на связь со многими радиолюбителями нашей страны и мира. Особое доверие этой радиостанции – ежедневное дежурство на частоте аварийной службы Министерства чрезвычайных ситуаций.
Учащиеся объединения вошли в состав членов радиоклуба им. Туполева и получили значок членства клуба.
Отряд ЮИД (юный инспектор движения) Отряд ЮИД участвует в пропаганде ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. Проводят беседы, КВН по ПДД в начальных классах школ города и детских садах, оказывают помощь в судействе соревнований «Безопасное колесо» на городских и окружных соревнованиях. Изучают основы страхования и порядок компенсации за ущерб транспортных средств. Совместно с сотрудниками ГИБДД проводят дежурство на дорогах
Реализация программы по этапам
1.этап.
2017-2018 год.
Разработка программы воспитательной системы учащихся.
Определение специфики воспитательной деятельности в приобщении детей и подростков и техническим видам деятельности
Определение приоритетов в воспитательной деятельности СЮТ.
Включение педагогов в анализ эффективности воспитательной системы, через методы самоанализа и самоконтроля, формирующих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
2. этап.
2018-2019 год.
Разработка системы оценивания и ранжирования достигнутых результатов по уровням и критериям воспитательной деятельности.
Провести анализ и обобщение полученных результатов с целью создания новых технологий преобразования содержание обучения в средство воспитания.
3.этап.
2019-2020 год
Разработка психологического сопровождения воспитанника на его индивидуальном образовательном маршруте.
Объединение педагогов УДО для организации качественного воспитательного процесса.
Организация и проведение совместных обучающих семинаров, тематических педсоветов, конференций.
Составление планов-проспектов совместных воспитательных мероприятий.
Обеспечение педагогов научно-методическим материалом.
Повышение квалификации педагогических кадров, способных решать воспитательные задачи.
Основные направления реализации
воспитательной системы СЮТ
Организация содержательного досуга на СЮТ осуществляется через усиление воспитывающего потенциала и разнообразия массовых и индивидуальных форм работы с детьми, в направлении профилактики асоциальных явлений в подростковой среде, через разнообразие видов образовательной и развивающей деятельности.
Самый первый первоначальный уровень дополнительного образования - досуговый: ребёнок приходит в учреждение дополнительного образования просто провести своё свободное время, отдохнуть, заполнить его чем-нибудь. Досуговый уровень важен тем, что в учреждении дополнительного образования “охватываются” все группы детей. Одной из форм работы с детьми на этом уровне являются досугово - массовые мероприятия.
Существенными моментами в досугово - массовой деятельности являются умения педагогов педагогического коллектива создавать, моделировать встречу с “чудом”, т.е. создавать ситуации, вызывающие особо яркие впечатления, “зажигающие” их, увлекающие, толкающие на путь большого творчества.
Цель данной работы:
систематизировать виды досуговых мероприятий, проводимых в УДОД технического профиля;
сформулировать условия успешного проведения мероприятий;
показать алгоритм организации мероприятия на примере одной из наиболее популярных форм детского развивающего досуга - конкурсных программ;
На станции юных техников работает программа «Досуг» по организации воспитательной работы, которая позволяет культурно организовать свободное время воспитанников и способствует профилактике асоциального поведения, развивает навыки самоорганизации. Программа «Досуг» включает направления:
Клуб выходного дня
Воспитательная работа в объединениях
Организация каникулярного и летнего времени детей
Цель – рациональная организация свободного времени детей, усиление педагогического влияния на детей и подростков в каникулярное и летнее время.
Организация педагогами досуга учащихся оказывает положительное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая детей к раскованному общению и участию в самых разнообразных видах практической деятельности.
Первый этап воспитательной системы
"Программа развития воспитания" в качестве одной из приоритетных задач для развития воспитательных функций системы дополнительного образования выдвигает обновление программно-методического содержания.
Единство воспитания и образования при реализации дополнительной образовательной программы обеспечивается следующими факторами:
Именно дополнительная образовательная программа осваивается ребенком на основе его личного, свободного выбора, а отсутствие обязательного государственного стандарта позволяет в рамках любой программы разработать для каждого учащегося индивидуальный образовательный маршрут социального и профессионального самоопределения в избранном виде деятельности, в приемлемом для каждого обучающегося темпе достижения личностно значимого результата.
Любая дополнительная образовательная программа – это направляющая модель совместной деятельности педагога, воспитанников и актива из числа родителей, т.е. основа для создания вышеназванной "дружественной социальной среды" вокруг самоопределяющейся личности. Основными факторами воспитания в дружественной среде детского объединения являются сотрудничество, соуправление, коллективные творческие дела.
Важнейшим воспитывающим фактором дополнительных образовательных программ является гуманизация их содержания, адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры.
Необходимость обращения в ходе образовательной деятельности к историко-культурным традициям родного края обеспечивает овладение учащимися духовно-нравственными ориентирами независимо от конкретного профиля программы.
Исходя из вышесказанного педагогический коллектив СЮТ считает одним из основных компонентов воспитательной системы реализацию дополнительных образовательных программ как технологию всестороннего развития и самоопределения личности в обстановке дружественной общественной среды соответствующего детского объединения СЮТ
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Основные направления деятельности |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
Подготовка нормативно-правовой основы. |
|
|
Подготовка программно-методического обеспечения. |
| - Разработка и апробация технологий личностного самоопределения.
технологий построения дружественной социальной среды вокруг самоопределяющейся личности.
|
Реализация образовательных программ детских объединений. |
|
|
Диагностика и анализ результатов реализации программ детских объединений. |
- учащиеся 1 – 3 года обучения; - все учащиеся. |
|
Развитие материально-технического обеспечения воспитательной системы. |
|
|
Второй этап воспитательной системы
Проведение массовых воспитательных мероприятий, в которых принимает участие большинство детских объединений СЮТ. К этой категории в основном относятся традиционные массовые мероприятия: День открытых дверей, Неделя Знаний, День города, День защиты детей и.т.д.
Основными воспитательными факторами в таких мероприятиях становятся, во-первых, сотрудничество педагогического, детского и родительского коллективов СЮТ в процессе подготовки и проведения, во-вторых, четко выраженная содержательная идея – познавательная, патриотическая, досуговая.
Основные направления деятельности |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
Проведение массовых традиционных мероприятий года |
|
|
Особое значение в воспитательной системе СЮТ имеет третий этап – "выход" в открытое воспитательное пространство города.
Проведение городских праздников для учащихся школ города относятся к необходимости разработки и апробации технологии построения дружественных общностей вокруг личности учащегося СЮТ.
Во-первых это непосредственное прикосновение к духовным традициям своего народа, родного края.:
"День защиты детей";
"День призывника";
"День Победы";
"День молодёжи" и т.д.
Во-вторых взаимодействие с другими общественными объединениями и
организациями. В этой связи определились новые формы и методы :
Связь с детской организацией "Дюгас", программа "Новая цивилизация";
Связь с молодежной биржей труда, городским центром занятости, с комитетом РОСТО, Комитетом по молодежной политике.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Основные направления деятельности |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
Подготовка и проведение городских массовых мероприятий для детей и школьников города. |
"День города"; "День призывника"; "День молодежи"; "День семьи"; "День Победы".
"Югорские россыпи"; "Весна священная". - Фотоконкурс: "Маленький город"; "Мир глазами детей".
"Юный паяльщик".
"Едем, плаваем, летаем". |
|
Результаты деятельности программы:
Учащиеся станции добиваются успехов в технических и спортивно-технических видах деятельности, приносят учреждению хорошие результаты. На станции разработан мониторинг по отслеживанию результатов творческой деятельности учащихся участия в различных выставках, конкурсах, соревнованиях, других мероприятиях. Результаты заносятся в компьютер
Сводный анализ достижений учащихся
МБУДО СЮТ за 2016 - 2019 учебные годы
№ | Участники и призеры мероприятий разного уровня | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |||
Кол-во участников | Кол-во призеров | Кол-во участников | Кол-во призеров | Кол-во участников | Кол-во призеров | ||
1 | Международный | 30 | 30 | 87 | 99 | 137 | 118 |
2 | Всероссийский | 41 | 36 | 76 | 73 | 91 | 76 |
3 | Окружной | 20 | 17 | 22 | 22 | 46 | 43 |
4 | Муниципальный | 60 | 29 | 74 | 60 | 76 | 60 |
5 | Уровень учреждения | 224 | 88 | 281 | 90 | 290 | 80 |
ВСЕГО: | 375 | 200 | 540 | 344 | 640 | 377 | |
Кол-во учащихся на СЮТ | 390 | 374 | 391 | ||||
Количество участников в мероприятиях за три года 1555 | |||||||
Количество призеров - - 921 |
Проведена диагностика творческих достижений учащихся:
Призёры- победители технических видов спорта;
Призёры- победители выставок, конкурсов, олимпиад;
Спортсмены-разрядники;
Динамика роста учащихся СЮТ, занимающихся исследовательской работой
Литература
К.Д. Ушинский «Педагогическая антропология» Народное образование
1999. - № 10,
Программа и словарь педагогических понятий по проблемам воспитания. Петербургская концепция. Госуниверситет педагогического мастерства. Санкт-Петербург 1994.
А.Я. Журкина «Воспитательный потенциал дополнительного образования». Журнал «Дополнительное образование» 2000. - № 9,
Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей – 2002. - № 4; 6.; 2001. - № 5,
Развитие познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование» 2003. - № 3
Подпрограмма «Одарённые дети»
Обоснование актуальности проблемы
Вопрос о развитии умственных способностей человека, о творческой одарённости является одним из самых актуальных в психологии и практике сегодня.
В человеческом обществе существует некоторая настороженность по отношению к одарённым личностям, связанная видимо, с недопониманием их уникальности. В обществе акцент всегда делается на усреднённость. В школах, как правило, считают, что одарённые дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. Такое мнение ошибочно. На самом деле потребность таких ребят в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется.
Правильное настроение взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
В течение нескольких лет в учреждении дополнительного образования станции юных техников успешно строится работа с одарёнными детьми.
Цели и задачи подпрограммы
Цели:
Воспитание личности интеллектуальной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Развитие устойчивого интереса у одарённых детей к определённому виду деятельности.
Задачи:
Создание атмосферы максимального внимания к идеям, мыслям, высказываниям детей по тем или иным проблемам с обязательной привязкой к существующему уровню мировых знаний и взглядам в будущее, пусть даже на уровне научной фантастики.
Распределение нагрузки учащимся во времени.
Разработка новых образовательных технологий и внедрение их в работе с одарёнными детьми.
Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Основные направления деятельности
Дифференцированный и индивидуальный подход к детям различного типа одарённости: общей (интеллектуальной и творческой) и специальной (технической, спортивной).
Влияние одарённых детей должно проводиться на начальной ступени технического творчества. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности СЮТ.
Этапы выявления одарённых детей и работа с ними
1-й этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2-й этап – диагностический, на этом этапе (среднее звено) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей детей.
3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей учащегося приходится на старшее звено.
Кроме того, важно учитывать различные категории одарённости детей.
1-я категория – дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Такие дети чаще встречаются в начальном техническом моделировании.
2-я категория – дети с признаком интеллектуально-умственной одарённости, например, к программированию, радиоэлектронике, автотронике или в какой – нибудь другой области науки и техники. Такие учащиеся с достаточной определённостью могут обнаруживаться в подростковом возрасте.
3-я категория – дети, занимающиеся техническими видами спорта (старшеклассники) чемпионы России, Европы, мира.
4-я категория – дети, хотя и не достигающие почему-то успехов в образовании, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (потенциальная или «скрытая» одарённость). Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.
Специальные принципы работы с одарёнными детьми:
Система дополнительного образования способствует развитию одарённого ребёнка, развитию творческой личности в области науки и техники. Наши педагоги работают по авторским, модернизированным, индивидуальным и комплексным программам. В каждой теме учебно - тематического плана предусматриваются основные виды деятельности применительно к каждому учащемуся индивидуально:
Познавательная деятельность
Исследовательская деятельность
Исполнительская деятельность
Творческая деятельность (развитие)
Принципы:
1.Приоритеты творческой мысли над репродуктивной.
2.Ребёнок – полноценный субъект деятельности.
3.Организация образовательной среды как важнейшего фактора, влияющего на развитие способностей.
4.Первичность мышления, вторичность знаний.
5.Большая ценность вопросов, проблем, ошибок.
Развитие одарённости учащихся через творческие объединения.
Ожидаемые результаты:
Участие в выставках, конкурсах.
Научно-исследовательская деятельность.
Участие в конференциях, программах, акциях, соревнованиях разного ранга.
Но не только дипломы могут свидетельствовать о проявлении творческой одарённости воспитанников, каждое оригинальное изделие, интересная работа, исследовательский проект – это достижение совместной работы педагога и воспитанника, в основе которой лежит главная ценность – сам ребёнок, человек растущий, взрослеющий, развивающийся.
План мероприятий по реализации
подпрограммы «Одарённые дети» на СЮТ
2017 -2018 уч.г.
№ п/п | Название мероприятия | Место проведения | Дата проведения | Ответственный |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. | Конкурс «Лучший кружковец года»
Олимпиада по техническому труду.
Городской конкурс «Инфознайка»
Фотоконкурс «Маленький город»
Кубок России им. С.П.Королёва
Городской конкурс «Юный паяльщик».
Выставка младших классов «Мастер золотые руки».
Праздник «Едем, плаваем, летаем»
Городской конкурс «Я – гражданин России» Международные ракетомодельные соревнования | СЮТ
СЮТ
СЮТ
СЮТ
г. Мещерино
СЮТ
СЮТ
СЮТ
СЮТ
СЮТ | Октябрь
Март
Февраль
декабрь
Апрель
Февраль
Апрель
Декабрь
Октябрь | Захарова Т.Г.
Божедомов Г.А.
Манвелян И.Л.
Фомина И.Н..
Немкин К.В.
Рыбьяков А.В
Фомина И.Н.
Фомина И.Н.
Рыбьяков В.А.
Немкин К.В. |
Областные мероприятия
№ п/п | Название мероприятия | Место проведения | Дата проведения | Ответственный |
1.
2.
3.
4. | Выставка по начальному техническому моделированию. Выставка – ярмарка «Мастер – золотые руки».
Конкурс пользователей персональными компьютерами.
Участие в выставке радиолюбителей. | г.Тюмень
г.Тюмень
г.Тюмень
г.Тюмень | Ноябрь
Декабрь
Ноябрь
| Захарова Т.Г.
Фомина И.Н.
Педагог ПК
Рыбьяков А.В.
|
План реализации подпрограммы
«Одарённые дети» программно-методического обеспечения
п/п | Мероприятия
| Сроки | Ответственные |
| Составить списки одаренных, способных учащихся, проявляющих особый интерес к изучению отдельных направлений для организации групповых и индивидуальных занятий. | октябрь | Педагоги, методист |
| Диагностика одаренности:
|
ноябрь
|
|
| Методические рекомендации «Формы и методы работы с одарёнными детьми» | декабрь | Методист
|
| Участие в Муниципальном этапе городского конкурса «Молодой изобретатель 2018» | ноябрь | Рыбьяков А.В. |
| Участие в окружной выставке научно – технического творчества обучающихся «Юные техники – будущее инновационной России» | ноябрь | Рыбьяков А.В. |
| Участие в окружном этапе конкурса «Молодой изобретатель Югры» | ноябрь | Рыбьяков А.В. |
| Участие в Международном интернет - конкурсе по информатике «Инфознайка». | март | Манвелян И.Л. ДомашенкоН.С. |
| Участие в конкурсе социальных проектов «Я – Гражданин России» | март | . Манвелян И.Л.
|
| Мониторинг успешности одаренных детей в 2018/19 учебном году, пополнение банка данных «Одаренные дети». | Май | Методист |
| Разработка индивидуальной карты учёта результатов одарённых детей. | в течение года | методист Педагоги |
| Подготовка к печати авторских материалов педагогов на странице интернет – проекта «Копилка уроков - сайт для учителей». «Педагогический мир», «Мультиурок», «Продленка.ру», сеть творческих учителей и др. |
в течение года | Зам.директора по УР, Методист, педагоги |
| Пополнение банка данных о награждении и поощрении учащихся по результатам участия в мероприятиях различного уровня | в течение года | Методист |
| Организация участия учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня | в течение года | педагоги |
Подпрограмма «КАНИКУЛЫ»
Актуальность проблемы:
В последние десятилетия злоупотребление наркотическими и другими психотропными веществами превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью подрастающего поколения.
Перед педагогами дополнительного образования СЮТ встала серьёзная проблема отвлечь детей в каникулярное время от негативных влияний общества, улицы. Создать благоприятные условия для самореализации и самоопределения учащихся в социальном обществе.
В каникулярное время у детей, как правило, много свободного времени, и многие дети предоставлены сами себе.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы детей, используя потенциал их свободного времени.
На станции работает 17 объединений, занимается 390 учащихся, созданы клубы по интересам школьников.
В каникулярное время на СЮТ составляется план мероприятий, который характеризуется включенностью детей и подростков в разные виды деятельности: учебно-тренировочный, спортивно-технический, трудовой, военно-прикладной, досуговый, с учётом индивидуальных способностей и интересов учащихся.
Подпрограмма «Каникулы» исходит из проблемы организации отдыха и занятости детей и подростков в г. Ханты-Мансийске. Обеспечение разнообразных форм досуговой деятельности, организации труда и занятости подростков.
В летнее время на станции организуется профильный лагерь «Юный техник», где ребята отдыхают и продолжают занятия в кружках, создаются трудовые бригады. С целью оздоровления ребят, учащимся, которые прозанимались несколько лет и добились определённых результатов в работе, им выделяются путёвки на море. В этом нам оказывают помощь:
Департамент по образованию;
Департамент по молодёжной политике ХМАО;
Комитет РОСТО;
Городской центр занятости населения
Цели и задачи подпрограммы
Цель:
Создать детям занимающихся техническим творчеством, условия для полноценного отдыха, гармонично сочетающего физическое оздоровление, культурный досуг и продолжение образования в сфере их творческих интересов.
Повышение спортивного мастерства детей и подростков.
Задачи:
Организация отдыха учащихся в каникулярный период;
Организация досуговой деятельности;
Укрепление здоровья учащихся;
Развитие и реализация потенциальных способностей детей;
Обеспечение условий для личностного развития ребёнка;
Профилактика безнадзорности и сокращение преступлений и правонарушений несовершеннолетними в период каникул.
Предполагаемые результаты:
Укрепление здоровья детей;
Повышение творческого стимула детей;
Участие учащихся в различных массовых мероприятиях;
Сокращение числа правонарушений;
Участие детей в соревнованиях по техническим видам спорта разного ранга;
Возможность реализации своих возможностей через творческие объединения.
План реализации подпрограммы «Каникулы»
Осенние каникулы на станции юных техников
Мероприятия
| Сроки | Ответственные |
|
Сентябрь Ноябрь Ноябрь |
Фомина И.Н.
Педагоги ДО |
Зимние каникулы
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Новогодние утренники:
|
Декабрь Декабрь Декабрь Январь Январь Январь
Январь
Декабрь-январь |
Фомина И.Н.
Педагоги ДО |
Весенние каникулы
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
|
Март |
Фомина И.Н.
Педагоги ДО |
Летние каникулы
Дни недели профильного лагеря: (они могут меняться)
Морские волны
Тайны леса
Родина моя
Безопасность движения
Едем, плаваем, летаем
Югорская земля
Богатырская сила
Независимая Россия
Лето, ах лето
Воздушные суда
Хороши вечера на Оби
Победители
День гениев
Спортивная аллея
День Памяти
Ветераны
Трудовой десант
Гори, костёр
Перечень мероприятий на лето
День защиты детей
Викторина «Морская»
Конкурс «Чей автомобиль лучше»
Викторина «Мой город»
Викторина «Русские богатыри»
Конкурс «Хозяюшки»
Конкурс «Рыбаловы»
Спортивные состязания
Конкурс на лучшую поделку из природного материала
Игра «Светофор»
Соревнования по запуску воздушного змея
Соревнования по разборке и сборке автомата
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки
Круглый стол «Самарово глазами детей»
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
Возложение венков к памятнику
Трудовой десант. Оказание помощи пенсионерам.
Поездка на теплоходе
Походы
Экскурсии
Выездные лагеря
Организация работы трудовых бригад
Участие в соревнованиях разного ранга
Принять участие в городских массовых мероприятиях:
Дне защиты детей;
Дне независимости;
Дне молодёжи
Подпрограмма «Патриот»
Патриотическое воспитание учащихся
Обоснование актуальности проблемы
Идея патриотического воспитания объединила усилия государственных и общественных организаций, а утверждение государственной городской и окружной программ патриотического воспитания молодёжи сделала патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений.
Очевидно, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.
В результате грамотно построенного учебно-воспитательного процесса из стен образовательного учреждения должен выйти человек не только с образованием, соответствующим принятому минимуму, но прежде всего личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранять свои здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, своего народа.
Современный период обновления социума в нашей стране принёс множество противоречий и затруднений для педагогов, стремящихся воспитать позитивное отношение подрастающего поколения к Отечеству, несмотря на все болезненные проявления социальной неустроенности общества. Задача это нелегкая, но необходимая.
Цель и задачи подпрограммы
Цель программы: формирование у подрастающего поколения готовность к реализации социальной роли человека – гражданина с высоким уровнем патриотического сознания и гражданского долга, возвышенного чувства верности своему отечеству.
Задачи:
Помощь в адаптации и социализации подрастающего поколения в современном мире.
Воспитание гармонично развитой личности.
Развитие и пропаганда технических видов спорта.
Подготовка подрастающего поколения к военной службе в армии.
Развитие программ и инициатив, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Включение регионального компонента в программы.
Основные направления деятельности
Духовно - нравственное – в целях осознания личностью высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, происходящих в стране.
Историческое – обеспечивает непрерывный процесс в изучение родного края, России и мира, раскрытие не только важнейших граней истории, материальной и духовной культуры, но и формирование у школьников морально-нравственных принципов, активной жизненной позиции, потребности в самообразовании.
Патриотическое – посредством воспитания важнейших духовно – нравственных и культурно – исторических смыслов, отражающих специфику становления и развития Российского общества и государства, особенностей его воинских традиций и жизнедеятельности в различные эпохи.
Профессионально – деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремление к активному проявлению профессионально – трудовых качеств в интересах успешного выполнения учебных и профессиональных обязанностей и поставленных задач.
Ожидаемые результаты:
Активизация дополнительного образования по развитию гражданственности и патриотизма учащихся.
Участие в городских, окружных, региональных, Всероссийских военно- спортивных конкурсах и соревнованиях.
Участие в соревнованиях разного ранга по техническим видам спорта.
Конкурсы и викторины в рамках движения «Патриот», помогающие учащимся лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории, культуры.
Тематика и содержание "Круглых столов"
по проблемам дополнительного образования
"Круглый стол" на тему:
"Развитие у детей мотивации в системе дополнительного
и профессионального образования".
1. Реализация образовательно-воспитательного потенциала системы дополнительного и профессионального образования в формировании мотивации учащихся в развитии их интеллектуальных, творческих потребностей, способностей.
Ваше понимание сущности данной проблемы и опыт решения.
2. Включение учащихся в созидательную деятельность (познавательную, научно-исследовательскую, трудовую, художественно-творческую, поисковую и др.) – действенный путь развития устойчивой мотивации в образовании и профессиональном самоопределении. Опыт, проблемы, перспективы.
3. Какие наиболее эффективные способы, приемы, методы поддержки и развития устойчивой мотивации у детей в получении образования, постоянном его совершенствовании, профессиональном самоопределении используются в системе дополнительного и профессионального образования?
4. Роль коллективных творческих дел в создании интеллектуальной среды, атмосферы увлеченности знаниями, творческой деятельностью учащихся в системе дополнительного образования.
5. Реализация уникальных возможностей системы дополнительного и профессионального образования для дифференцированного, индивидуального подхода в формировании увлеченности знаниями у детей разных категорий (одаренных, педагогически запущенных, с физическими недостатками, с повышенной эмоциональной возбудимостью и т.д.). Конкретный опыт.
6. Взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного и профессионального образования как фактор создания образовательно-воспитательного пространства, способствующий формированию у ребенка интеллектуальных потребностей и повышенной мотивации к познанию.
"Круглый стол" на тему:
"Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора
оптимизации воспитательного процесса".
Творчество – способ существования личности;
только в творчестве осуществляется личность,
и отсутствие творчества означает отсутствие личности.
А.А. Никифоров
Активность, в которой слиты воедино
деятельность и поведение, и есть творчество.
А.А. Никифоров
Роль и место научно-познавательной деятельности учащихся в развитии личности.
Каковы особенности художественно-эстетической деятельности детей в развитии творчества?
Как влияет на формирование личности творчество учащихся в сфере социальной деятельности?
Можно ли говорить, что в процессе творческой деятельности развивается творчество?
Согласны ли Вы, что в условиях воспитательной системы школы можно у каждого ребенка развить творчество?
В чем заключается особенности реализации творческого потенциала одаренных детей?
Является ли психолого-педагогическая поддержка непременным условием для развития творчества детей?
"Круглый стол" на тему:
"Воспитание и развитие детей в сфере их свободного времени".
Граждане должны научиться отдыхать,
потому что государству, не знающему,
как и чем занять свободное время
своих граждан, грозит неизбежная гибель.
Аристотель
Более всего необходимо, чтобы для воспитанника делалось
невозможным то лакейское препровождение времени,
когда человек остается без работы в руках,
без мысли в голове,
потому что в эти именно минуты
портятся голова, сердце, нравственность.
К.Д. Ушинский
Свободное время ребенка: что оно таит в себе – благо, беды? Ваш взгляд на проблему.
При каких условиях свободное время формирует личность ребенка? Ваш личный опыт.
Как Вы оцениваете роль семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культурно-просветительных учреждений в организации свободного времени учащихся? Роль заместителя директора школы по воспитательной работе в интеграции их усилий.
Какое место в свободном времени ребенка занимает досуг? Что Вас радует или огорчает в досуге подростков и старшеклассников? Опыт, трудности, проблемы, перспективы.
Согласны ли Вы с тезисом: школа – центр и организатор работы с детьми во внеурочное время? Раскройте опыт этой работы учителей, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов, психологов Вашей школы.
Каково место учащихся в организации свободного времени своего, классного, разновозрастного, школьного коллективов? Что (или кто) мешает самоорганизации, самостоятельности, самодеятельности учащихся в организации свободного времени?
Роль детских объединений, организаций, движений в реализации воспитательного потенциала свободного времени учащихся.
"Круглый стол" на тему:
"Воспитание и развитие личности ребенка
в системе дополнительного образования".
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в условиях школы, учреждения дополнительного образования, по месту жительства. Проанализируйте Ваш личный опыт.
Есть ли, на Ваш взгляд, преимущества дополнительного образования перед учебным процессом в школе в развитии творчества учащихся, их способностей, интеллектуальных возможностей? Если есть, то в чем они состоят?
Достаточно ли скоординированы действия семьи, школы, внешкольного учреждения в организации дополнительного образования ребенка? Ваша позиция (роль) в этом.
Какие Вы видите пути активизации самих учащихся в самоорганизации и организации дополнительного образования? Какова, на Ваш взгляд, роль ученического самоуправления?
Как влияют занятия учащихся в системе дополнительного образования на содержание и организацию их свободного времени, на их участие во внеурочной деятельности школы?
Ваша оценка нормативно-правовой, научно-методической обеспеченности дополнительного образования в школе и в учреждениях дополнительного образования, наличия в них соответствующих материальных и финансовых условий. Ваши предложения.
"Круглый стол" на тему:
"Дети и воспитательный потенциал системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы".
В чем сущность и специфические особенности дополнительного образования?
Чем привлекательна для детей деятельность учреждений дополнительного образования?
Реализуется ли принцип взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в интересах воспитания и развития личности ребенка?
Основное (базовое) и дополнительное образование: проблемы интеграции.
Дополнительное образование и внеурочная работа. Возможные варианты их взаимодействия.
Раскройте многообразие взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости дополнительного образования и ученического самоуправления в школе.
Возможно ли в реальной практике взаимодействие классного руководителя, воспитателя, психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагога дополнительного образования в развитии личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся?
Чем обусловлена актуальность социальной направленности дополнительного образования в современных условиях?
Достаточно ли скоординированы действия семьи, школы, внешкольных учреждений в организации дополнительного образования ученика? В чем суть конфликтов?
Противоречия, ошибки, просчеты во взаимодействии школы и учреждений дополнительного образования по организации дополнительного образования ученика. В чем они проявляются, какие причины, мотивы? Какие Вы видите пути их преодоления (предупреждения)?
Какова роль дополнительного образования в предупреждении педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений детей?
Как средствами системы дополнительного образования преодолеть равнодушие к учению, пассивность "детей-неудачников", сформировать у них интерес к знаниям, общественную активность?
Требование включить каждого учащегося в систему дополнительного образования. Это миф или реальность?
8