«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа воспитания и социализации "Шаг в будущее"

Программа обеспечит:

– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся  на ступени среднего (полного) общего образования. Данная программа построена на основе базовых  национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм,  социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,  наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на:

– обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике;

– саморазвития и самореализации обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста;

– обеспечение готовности обучающихся к проектированию после школьного образовательно-профессионального маршрута, формирование у них профориентационно значимых компетенций, способности к реализации их образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда;

– формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ культуры профессиональной деятельности как компонента общей культуры личности; подготовка обучающихся к дальнейшей профессиональной самореализации в новых социокультурных и экономических условиях;

– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;

– формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся;

– формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России.

Программа обеспечит:

– формирование социально открытого уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, потребности обучающихся; определяющего в качестве ведущей социально и личностно значимую, творческую деятельность обучающихся, интегрированную с их учебной и внеурочной деятельностью;

– формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;

– приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;

– возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);

– формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;

– развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;

– социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной,  познавательной и  профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и  готовности  обучающихся к принятию решений; формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей  деловой этики;

– социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;

– использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;

– создание условий (ценностно-мировоззренческих, научно-методических, кадровых, информационных) для развития у обучающегося способности выступать в качестве субъекта образовательно-профессионального выбора;

– формирование у обучающихся готовности к образовательной и профессиональной самоидентификации, конструированию планов продолжения образования и профессионального самопродвижения и определению соответствующих данным версиям ближних и дальних целей в условиях модернизации общества и динамичного рынка труда;

– приобретение опыта создания личностно значимых образовательных продуктов (итоги практической работы обучающегося с использованием ресурсов профессионально-производственной и социокультурной среды);

– формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического, социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;

– формирование способности самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены;

– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

















Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Он включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основан на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. После перехода из начальной школы учащиеся вступают на новый этап развития как интеллектуального, так и развития в социальной сфере. Основными понятиями, которые должны закладывать в этом возрасте, является рациональность, разумность и реалистичность действий, взглядов.



Цель классного руководителя: создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств, толерантного отношения к людям.

Задачи:

  1. создать комфортную психологическую обстановку в 5 классе;

  2. создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

  3. формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

  4. развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;

  5. развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым в оценке чужих достижений;

  6. формировать у учащихся культуру внимания к собственному здоровью;

  7. организовать внеурочную деятельность (проектную), привить пользовательские навыки работы на компьютере;

  8. привлекать родителей к проектной деятельности - оформление портфолио и жизнедеятельности класса.



Основными идеями программы являются:

1. Идея развития: - развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе; - развитие личности учащихся; - развитие педагогической системы школы в целом.

2. Идея творчества: - создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству; - творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства.

3. Идея сотрудничества: - партнерские отношения субъектов воспитательной системы; - совместная деятельность детей и взрослых.

4. Идея толерантности: - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; - развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию; - обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.



Основные направления программы воспитания и социализации обучающихся:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех еѐ проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнѐрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлѐнность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

• формирование навыка культуры цивилизованного общения и норм социального поведения;

• формирование коллектива, способного к совместным действиям и совместному время провождению.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи:

• Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учѐтом интересов и имеющегося жизненного опыта.

• Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

• Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

• Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

• Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности. Данная программа призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним - с его нормами, требованиями и вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление.



Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5 классов

1 направление:воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Цели:воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства; — формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; — признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. Задачи воспитания:

• формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;

• формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

• обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

• формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

• воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;

• проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.

Виды деятельности:

• изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

• организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

• сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

• формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

• изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество;

• развитие патриотических чувств учащихся через организацию проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

• организация встреч с представителями общества - истинными гражданами и патриотами своей страны;

• создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, лицею, месту, в котором ученик растет

; • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции.

Формы внеклассной работы:

тематические классные часы;

встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;

конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям, квесты);

участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике;

походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.





Мероприятия

Ожидаемые результаты

Классный час «Символика России», конкурс рисунков.

Понимание символики государства - Флага, Герба и Гимна России.

Классные часы «Г ерои земли Русской», «О тех, кто прославил Россию».

Знакомство детей с героическими страницами истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли. Восприятие их в качестве положительного идеала. Воспитание уважения к прошлому своего народа.

Классные часы «Чье детство пришлось на военные годы», «Ветеран живет рядом», «Как бы я отпраздновал День России».

Знакомство детей с героическими страницами истории русского народа; формирование у детей положительной нравственной оценки защитников Родины

Поисковая работа «Война в истории моей семьи», «Военный орден в твоей семье».

семьи», «Военный орден в твоей семье».

Пробуждение интереса к своим историческим корням, воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны; формирование активной гражданской позиции. Осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры

Классный час «Право быть ребёнком».

Формирование у учащихся общего представление об ООН и принятых ею документах. Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребѐнка

Праздник

Праздник правовых знаний «Путешествие в страну Справедливости».

Формирование уважительного отношения к закону.


Классный час-диалог «Есть ли границы у свободы?»

Осмысление понятий «свобода», «право на свободу»















2 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания «Ученик и его нравственность»

Цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи воспитания:

• создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;

• знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

• изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

• развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;

• создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

• способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;

• создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Виды деятельности:

• изучение нравственной воспитанности учащихся лицея, определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

• изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах,

; • разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки; • учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;

• создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

• поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Формы внеклассной работы:

• тематические классные часы;

• тренинги нравственного самосовершенствования;

• посещение кино и театра с последующим обсуждением;

• экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, краевого центра, ;

• дискуссии по нравственной тематике;

• поисковая работа;

Мероприятия

Ожидаемый результат

«Будем знакомы, будем друзьями» (день рождения коллектива).

Знакомство детей с классным руководителем, установление благоприятного микроклимата в классе

«Азбука вежливости, или Этикет на каждый день».

Сформированные представления учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Конкурсы рассказов «Расскажу о хорошем человеке», «Добрые руки человеческой помощи.


Уважительное отношение к людям..

Посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы.

Развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки.

Акции

Акции помощи ветеранам, пожилым, больным людям, детям в детских домах, больницах.

больным людям, детям в детских домах, больницах.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, пробуждение эмпатии, чувства сопричастности.

Конкурс проектов «Передай добро по кругу», «Я хочу помочь людям».

кругу», «Я хочу помочь людям».

Создание соответствующего эмоционального настроя на участие в Весенней акции добрых дел, пробуждение чувства сопричастности, желания принять участие в акции





3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Цель: создание условий для осуществления практической деятельности учащихся, направленной на приобретение социальных навыков. Усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества.

Задачи воспитания:

-сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений;

- организовать общественно - полезную социальную деятельность;

- создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно - полезной деятельности;

-формировать гуманистическое отношение к миру;

- знакомить учащихся лицея с интеллектуальными достижениями различных людей;

- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

-давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в гимназии и за ее пределами;

-усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии

- создавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов

- воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством -изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;



4 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из актуальнейших глобальных проблем человечества; способность видеть и понимать, в каких формах этот кризис выражен в месте проживания подростка; его добровольное участие в решении этой проблемы на муниципальном уровне как личностно важный опыт природоохранительной деятельности;

• осознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы;

• усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.







Виды деятельности и формы занятий:

• развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений (европейский, японский опыт);

• на этом фоне - проведение исследований творчества поэтов-лириков и поэтов-философов, а также писателей и художников-пейзажистов и анималистов, пейзажных и садовых архитекторов (как отечественных, так и зарубежных), раскрывающих общность мира природы и мира человека;

• углубленное знакомство с публикациями Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных публичных презентаций; в этом же отношении могут оказаться полезными и другие богато иллюстрированные и снабженные научными текстами издания (а также кинофильмы), актуализирующие проблематику ценностного отношения к природе

• получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;

• участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

• усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю и, возможно, за границей);



Мероприятие

Ожидаемый результат

Классные часы о природе и экологии

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы

Конкурс рисунков «Голубая планета Земля» и др.

Усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира, способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.

Акции помощи птицам («Кормушка»), бездомным животным.


Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся



5 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно - о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции этих представлений на примере европейской моды от античности до наших дней;

• продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир античного, романского, готического, классического и т.д. искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства; параллельно - освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций: японской, китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и др.

• поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).

Виды деятельности и формы занятий

• «использование» родного и его окрестностей в качестве своеобразной «образовательной программы» по истории культуры народа, создавшего этот социально-природный феномен; осмысление и письменная фиксация результатов такого наблюдения-исследования - интереснейший и очень полезный в духовно-нравственном отношении опыт;

• устройство подростками публичных лекций (с приглашением родителей, местных жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства;







Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты



Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:

• учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,

• формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,

• вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения; В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

• снижение мотивации к учению;

• возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

• нарушение поведения у детей и подростков;

• явление «школофобии». Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

• в снижении успеваемости;

• в значительно изменяющихся условиях обучения;

• в противоречивости отношений и системы требований к ученику; в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным. Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность. На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы: • система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания; • не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса. Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать уже в 4 классе, затем продолжить в начале их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику. Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).

Цель программы психолого-педагогического сопровождения: - обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) - обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:

•реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,

• реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся, Объектом сопровождения выступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Субъектом сопровождения являются ученики 5-х классов школы. Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения - ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Продолжительность программы - 1 год: сентябрь - май текущего учебного года.

Основные направления деятельности:

• Организационно-методическое направление. Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности.

• Работа с учениками. Цель - профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации. В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.

• Работа с родителями. Цель - психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций. В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники. Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению. - диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая) - консультирование (индивидуальное и групповое) - психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей; - экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы - профилактика; - организационные виды деятельности.





Секторы Класса



Сектор

Ответственные

Староста

Чумакова Софья

Заместитель старосты

Назарова Валерия

Учебный сектор

Тибельдеева Алиса, Назарова Валерия

Спортивный сектор

Харченко Архип, Овчинников Роман, Лаптев Прохор, Климов Данил.



Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося:

1. освоение обучающимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность обучающихся

4.сформированность учебной деятельности.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося:

1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Педагогическое наблюдение.

Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры обучающихся

3. знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся

Педагогическое наблюдение


Сформированность эстетического потенциала обучающегося:

1. сформированность эстетических чувств

Педагогическое наблюдение


Сформированность физического потенциала обучающегося:

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности


Статистический медицинский анализ состояния здоровья ребенка

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение обучающегося в классе

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности обучающегося школьной жизнью"

Педагогическое наблюдение

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности


  1. Методика "Наши отношения" или

  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)



Педагогическое наблюдение




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее