Администрация города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел/факс: (3519) 20-25-85; e-mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru
Программа кружка
по краеведению
«Мой край родной»
для детей в возрасте 11-15 лет
Срок реализации программы 2 год
Программа разработана:
Дудуевой Светланой Юрьевной-учителем истории
Максимовой Еленой Анатольевной-учителем географии
Пояснительная записка.
Сегодняшний день требует краеведческого просвещения подрастающего поколения. Согласно словарям русского языка, краеведение - это «совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение их».
Краеведение учит любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей; искусством, архитектурой, литературой, повышать свой культурный уровень, возбуждает интерес и воспитывает уважение к нашим истокам: и родной земле, ее природным особенностям: и преданиям, к исконным занятиям предков.
В монографии «Педагогические основы школьного краеведения» доктор педагогических наук, профессор П.В. Иванов писал: «...Школьное краеведение можно определить как доступное и посильное для детей всестороннее и многообразное по форме и методам познание местного края, города...»
Потеря ценностных ориентиров, отсутствие положительного авторитета и разрушение нравственных устоев общества - все это только усложняет процессы формирования объективного взгляда на окружающий мир и становление личности. Поэтому так актуально привлечение детей к краеведческой деятельности, что способствует и глубокому пониманию изучаемых в школе предметов.
Предполагаемая программа способствует знакомству детей с историей и традициями народов Южного Урала в их богатстве и разнообразии.
Бурное течение этнических процессов в современной России сделало проблему межэтнических отношений приоритетной и стратегически важной, поэтому изучение взаимосвязей в истории народов своего края должно содействовать созданию оптимальной модели межнациональных отношений.
Отличительной особенностью программы является акцент на изучение истории Южноуральского казачества. Также детям предлагаются к изучению тематические страницы древней и современной истории, этнографии, топонимики Южного Урала. Программа знакомит детей с основами туризма, соединяет в себе материалы и данные различных научных дисциплин: археологии, этнографии, источниковедения, архивоведения, музееведения: имеет культурную направленность. Кроме учебных занятий программа предусматривает воспитательную работу через участие в мероприятиях СДЮТЭ: «Турнир знатоков», «Краеведческое ориентирование», «Туристский слет».
Программа реализуется в течение двух лет, возраст детей, занимающихся по данной программе 11-15 лет.
Цель программы:
Способствовать формированию у воспитанников личностно-ценного отношения к родному краю, развитие гражданских чувств, любви к своей «малой Родине».
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
Задачи I года обучения:
1. Изучение истории и культуры родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, материальной и духовной культуры народов Южного Урала.
Приобретение первичных навыков по туризму, изучение правил поведения на природе.
Развитие способностей к уважению и пониманию системы ценностей других культур
Воспитание бережного отношения к историческому наследию предшествующих поколений, памятникам истории и культуры.
Задачи II года обучения:
Изучение семейно-общественного быта, хозяйственной деятельности, этнических процессов Южноуральского казачества.
Развитие познавательной, творческой активности; понимания общности человечества и приоритетов общечеловеческих ценностей.
Воспитание у детей созидательного отношения к миру на примерах своих соотечественников, истории края.
Отработка туристских навыков, техники безопасности в походе, первой медицинской помощи.
Программа основывается на реализации следующих принципов:
1. Принцип демократизации, определяющийся в свободе выбора, партнерским характером взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Принцип гуманизации и гуманитаризации, реализующийся через содержание занятий, превращающих ценности культуры и нравственности из предмета изучения в созидательную основу образования, взаимодействия и деятельности.
Принцип интеграции науки и образовательного процесса, определяющий органическую связь этих составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса реализует их личностное взаимодействие и проявляется во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечивает творческий характер деятельности.
Принцип здоровьетворящего образования реализуется через формирование культуры отношения к своему здоровью как к системе, единому целому (триединство тела-души-разума) и основополагающей идеи «Не навреди!».
Образовательные технологии, реализующиеся в программе:
1. Игровые технологии включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме
различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей и подростков к учебной деятельности.
2. Технология «диалог культур» основывается на создании ситуации диалога, которая предполагает следующие элементы: диагностика готовности учащихся к диалогу (базовые знания, коммуникативный опыт, восприятие точек зрения); поиск опорных мотивов (волнующих вопросов и проблем); переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога: проектирование способов взаимодействия участников дискуссий, диспутов и их ролей; выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций, которые трудно предусмотреть. Диалог, как двусторонняя смысловая связь, является важнейшей составляющей процесса и выделяет внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативность), диалог культурных смыслов.
3. Технология «педагогика сотрудничества» включает в себя переход от педагогики требований к педагогике отношений (Ш. А. Амонашвили, Е.Н. Ильин). Гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания, выстраивание интегральных нравственных отношений, проявляющихся в следующем: гуманизм в реальной помощи другому человеку; коллективизм - в общественной работе на благо коллектива; отношение к труду - добросовестное выполнение обязанностей; патриотизм - в общественно-полезной деятельности; достоинство - в культивировании положительных качеств своего «Я».
4. Технология развивающейся кооперации (автор - Т.Ф. Акбашев) -
предполагает специально построенную процедуру поисков ответов на вопросы системного анализа: Что это? Откуда возникло и почему? Как оно устроено и как это можно доказать? Отвечая на эти вопросы, учащиеся получают представление о содержании и объему имеющихся у них знаний по данному вопросу или данному предмету: обнаруживают ориентиры для поиска недостаточных знаний, открывают свои неисчерпаемые возможности; обретают способность к единению и согласию; становятся действительными творцами. открывая в явлениях и предметах новое, неизвестное никому: ни им самим, ни педагогу. Таким образом они идут по пути саморазвития.
Технология коллективно-творческих дел (И.П. Иванов, А. С. Макаренко) - это поиск путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи-дела. В процессе КТД осуществляются в тесном единстве и слиянии следующие воспитательные задачи: политического, нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического. В процессе КТД развиваются три стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности, деятелыюстная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Характеристика возрастного развития:
| Особенности психического развития | Задачи воспитания |
| • Один из центральных моментов развития - формирующееся чувство «взрослости», которое выражается в стремлении к независимости и самостоятельности, утверждении своего личного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления, считаться с ними. Требование равных с окружающими взрослыми прав. Формы проявления «чувства взрослости» часто носят ярко выраженный демонстративный характер. Подражание взрослым. Ориентация на качество «настоящего мужчины», «настоящей женщины». Социальное взросление. Интерес к своему внутреннему миру. Повышенная чувствительность, ранимость, эмоциональная неустойчивость. Снижение самооценки. Общение со сверстниками становится сверхценным. • Потребность общения со сверстниками становится одной из центральных в жизни подростка, приоритетным качеством - по содержанию и по форме выражения, по роли, которое оно начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывая влияние на нравственное развитие воспитанников. Повышенная потребность в эмоциональном насыщении «жажда ощущений» новых и. сильных (любовь к громкой музыке, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.), нестабильность эмоциональной сферы, эффективная реакция. Потребность в самоутверждении. Активная проба сил в различных видах деятельности. Интерес к сверстникам противоположного пола. Изменение отношений между мальчиками и девочками, исчезает непосредственность в общении. | • Формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития. • Формирование умений добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе. • Формирование первичных навыков самоанализа. • Развитие чувства «взрослости», адекватных форм утверждения, самостоятельности, личностной автономии. • Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям. • Развитие воли, умения ставить перед собой цели и достигать их. • Развитие способностей к регуляции поведения и эмоцио нал ьн ых состояв и й. • Развитие воображения. • Развитие умений находить формы и способы дружеского, избирательиого общения. • Развитие умений понимания причины собственного поведения и поведения другого человека. • Развитие умений строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании. |
Обеспечение программы.
I. Наглядно-дидактический материал:
Конспекты.
Картографический материал:
карты географические (карта Южного Урала, города Магнитогорска, города Верхнеуральска, города Оренбурга);
карты тематические (карта Аркаима, карта Южного Урала XVIIIв.)
Иллюстрации:
древний быт Аркаима;
крепость Магнитная;
костюм южноуральского казака 1812 г.;
башкирский национальный костюм:
татарский национальный костюм;
печать Оренбургского казачьего войска:
награды казаков;
погоны казачьих чинов;
станица Магнитная 1914 г.
4. Фотографии:
предметы быта и религиозных обрядов Аркаима;
чугунное и бронзовое литье;
строевые офицеры оренбургского казачьего войска 1914 г.;
Магнитострой 1930 - е годы;
ММК.
продукция ММК.
II. ТС О:
фонограммы казачьих песен;
фонограммы башкирских и татарских песен;
фонограммы песен советского периода,
видеофильм о Верхнеуральске;
видеофильм о ММК;
видеофильм об Аркаиме.
III. Экскурсии:
Экскурсия «Верхнеуральск».
Краеведческий музей города Магнитогорска.
Музей Б. Ручьева.
Музей COШ № 59 им. И.Х. Ромазаиа.
Объекты первостроителей Магнитки.
Музей ММК.
Музей ОАО «Магнитострой».
Музей в центре Магнитогорской казачьей общины.
Дом башкирского искусства.
10. Краеведческий музей города Верхнеуральска.
11. Краеведческий музей города Оренбурга.
12. Аркаим.
13. Выставка продукции ММК;
14. Памятники Магнитогорска.
15. Ледовый дворец.
16. Дом Советов.
17. МаГУ.
18. Поселок Старая Магнитка - станица Магнитная.
19. Обзорная экскурсия по городу.
20. Этнографический музей СОШ №64.
21. Бывшая гора Магнитная (левый берег);
22. Озеро Банное и его окрестности (этнографическая экспедиция).
23.с. Абзаково и его окрестности (этнографическая экспедиция).
Организация образовательного процесса.
Программа рассчитана на два года обучения. Возраст обучающихся 11-14 лет. Учебный материал рассчитан на 216 часов в год, количество
занятий в неделю - 2; количество часов в неделю - 4. Наполняемость группы
и режим работы - в соответствии с Уставом СДЮ'ГЭ. Набор в объединение
«Юный краевед» основывается на желании воспитанников и их родителей.
Условия эффективности реализации программы.
1. Наличие устойчивой мотивации к обучении.
2. Четкое прохождение тематического плана, овладение намеченными практическими знаниями, умениями и навыками.
3. Создание ситуации успеха, признание педагогом коллективной ценности, проведенной воспитанниками работы.
4. Удовлетворение потребностей детей в общении со сверстниками.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Воспитание патриотов Отечества, способных к социализации в
условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, традициям и культуре других народов.
Формирование исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, бережному отношения к историческому наследию народов Южного Урала.
| Знания | Умения и навыки | Личностный рост |
| I год обучения: 3нать национальные особенности народов Южного Урала: башкиры, татары. Легенды и были Урала. Жизнь и быт Южноуральских казаков. Знать историю строительства ММК, г. Магнитогорска. Знать правила техники безопасности при проведении похода. | Работать с таблицами, картой города, картой области. Составлять план подготовки проведения похода, разрабатывать маршрут похода. | Любознательность, наблюдательность, развитие воображения. |
| II год обучения: Знать памятники города Магнитогорска, их классификацию. Знать отличительные особенности Южноуральских казаков. Знать историю возникновения станицы Магнитной, Верхнеуральской, г. Оренбурга. Знать правила оказания первой медицинской помощи. | Работать с тематической картой Южного Урала, с историческими документами, составлять кроссворд по заданной теме. Написать реферат по заданной теме. Оказать первую медицинскую помощь. | Познавательная, творческая активность, гражданские и нравственные качества личности. |
Средства оценки и контроля.
1. Экскурсии.
Викторины.
Краеведческие игры.
Анкетирование.
Тесты.
Туристские походы и слеты.
Оценка проводится по трем уровням:
- высокий;
- средний;
- низкий.
| Уровень | Характеристика |
| Высокий | Хорошее усвоение изученного материала. : прочные навыки практической деятельности, высокий уровень самостоятельности при |
| | выполнении творческих заданий повышенной сложности. |
| Средний | Недостаточное усвоение знаний, средний уровень самостоятельности при выполнении заданий. |
| Низкий | Усвоение материала низкое, недостаточно знаний для самостоятельного выполнения заданий, низкий уровень активности. |
Содержание программы.
I. Древние цивилизации на Южном Урале.
Древние цивилизации на южном Урале. Введение в курс. Экскурсия.
Аркаим - исчезнувшая древняя цивилизация на Южном Урале. История обнаружения Аркаима. Раскопки древнего поселения.
Древний быт, религия, обряд, прикладные искусства Аркаима. Жилища, одежда, утварь. Письменность и язык древних людей.
Аркаим - город или государство? Круглый стол. Тема: «Происхождение Аркаима».
Экскурсия на Аркаим.
Викторина «Аркаим».
II. Магнитогорск - крупнейший мегаполис Южного Урала.
Этнический и численный состав Магнитогорска. Работа со специальной литературой, архивом. Многообразие культур. Составление таблицы.
История возникновения города: крепость Магнитная, станица Магнитная, г. Магнитогорск. Первые жители крепости Магнитной. Быт станицы Магнитной. Строительство города Магнитогорска. Экскурсия в Краеведческий музей, в Старую Магнитку, музей Б. Ручьева, к первому дому города Магнитогорска.
ММК - градообразующее предприятие. Структура предприятия. Продукция ММК. Экскурсия. Викторина «Стальное сердце Магнитки».
Памятники Магнитогорска. Классификация памятников:
строителям Магнитостроя;
участникам ВОВ;
работникам ММК во время ВОВ;
памятным событиям города и ММК;
географические.
Экскурсии к памятникам. Анализ экскурсий (сочинение).
Основные объекты инфраструктуры современного Магнитогорска. Основные предприятия города. Спортивные досуговые центры. Общеобразовательные и высшие заведения города. Работа с картой города. Краеведческие игры «Мой город», «Азбука краеведа». Составление кроссвордов. Экскурсии: музей ОАО «Магнитострой», МаГУ, Ледовый дворец, Дом Советов.
III. Южноуральские казаки.
Магнитогорские казаки. История возникновения, быт, обряды, одежда, устное народное творчество. Работа с картой Южного Урала. Работа с дополнительной литературой, архивом. Легенды, песни, пословицы. Костюм магнитогорского казака. Коневодство. Казацкие чины, устав. Экскурсия в Краеведческий музей, музей казачества г. Магнитогорска. Турнир знатоков.
Вклад Магнитогорских казаков в историю России. До революции, советский период, современность. Казаки на службе у царя. Казаки и революция. Казаки - участники ВОВ. Современная община казаков г. Магнитогорска.
Современное казачество Магнитогорска. Беседа, гостиная с представителями казачества. Сочинение по теме.
Верхнеуральские казаки. История возникновения, быт, обряды, одежда, устное народное творчество. Экскурсия. Работа с картой Южного Урала. Работа с дополнительной литературой, архивом. Легенды, песни, пословицы. Костюм Верхнеуральского казака. Коневодство. Казацкие чины, устав. Экскурсия в Краеведческий музей г. Верхнеуральека. Викторина.
Вклад Верхнеуральских казаков в историю России. До революции, советский период, современность. Казаки на службе у царя. Казаки и революция. Казаки - участники ВОВ. Работа с архивом, дополнительной литературой.
Современное казачество Верхнеуральека. Беседа, гостиная с представителями казачества. Экспедиция на родину верхнеуральских казаков г. Верхнеуральск. Сочинение по теме.
Оренбургские казаки. История возникновения, быт, обряды, одежда, устное народное творчество. Работа с картой Южного Урала. Работа с дополнительной литературой, архивом. Легенды, песни, пословицы. Костюм Оренбургского казака. Коневодство. Казацкие чины, устав. Экскурсия в краеведческий музей г. Оренбурга.
Татары Южного Урала. Культура и традиции.
История заселения татарами Южного Урала. Предки татар. Исторические памятники на территории Южного Урала.
Древний быт татар Южного Урала. Религия. Жилища. Род занятий.
Устное народное творчество татар Южного Урала. Легенды, сказы, песни. Топонимика Южного Урала.
Татарские обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. Инсценировка обряда. Конкурс «Пальчики оближешь» (нац. кухня). Посещение выступления фольклорного ансамбля.
Прикладные искусства татар. Кузнечное, кожевенное, текстильное, гончарное ремесло. Коневодство. Разнообразие ремёсел. Техника изготовления. Выставка поделок детей выполненных по мотивам татарских ремёсел.
Татарский национальный костюм. Специфика и практичность. Изготовление нац. костюма. Конкурс «Лучший татарский костюм».
Современные татары Южного Урала. Беседа.
Основы туризма.
Личное, групповое снаряжение.
Укладка рюкзака.
Типы костров. Правила разведение костра.
Разработка маршрута похода.
Составление меню и списка продуктов для похода.
6.Техника безопасности при проведении похода.
Содержание программы.
I. Древние цивилизации на Южном Урале.
Введение в курс. Видеофильм о древних культурах.
Арийский след на Южном Урале. Обсуждение гипотезы принадлежности всех народностей к одному предку - ариям.
Взаимосвязь современных культур, ведущая вглубь веков. Беседа с детьми. Экскурсия в краеведческий музей.
Аркаим - исчезнувшая цивилизация Южного Урала. Работа с архивными материалами раскопок Аркаима.
Экскурсия на Аркаим май 2007г.
Современное население Южного Урала.
Современный этнический состав Южного Урала. Работа с картой Южного Урала, с тематическими таблицами.
Магнитогорск - крупнейший мегаполис Южного Урала. Работа с картой города Магнитогорска. Просмотр видеофильма.
Современный Магнитогорск. Адрес города. Культурные и учебные учреждения города, промышленные предприятия города
Выдающиеся и почетные граждане Магнитки. Поэт Б. Ручьёв, педагоги и писатели, герои ВОВ, руководители ММК.
Экскурсии проводятся в дни каникул: музей Б. Ручьева, музей ММК, музей COШ№59, краеведческий музей.
Южноуральские казаки, культурное и историческое наследие.
История возникновения южноуральского казачества. География казачества вне Южного Урала. Предки казаков. Работа с тематической картой.
Древний быт южноуральских казаков. Религия, обычаи. Род занятий. Служба царю. История горнозаводской промышленности. Работа с иллюстрациями, историческими документами.
Устное народное творчество южноуральских казаков. Пословицы, поговорки, легенды, сказы, песни. Конкурс рисунков по мотивам устного народного творчества. Работа со спец. литературой.
Южноуральские казачьи обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. Инсценировка обряда. Конкурс «Пальчики оближешь» ( нац. кухня). Посещение выступления фольклорного ансамбля.
Прикладные искусства. Кожевенное, кузнечное, текстильное, гончарное, столярное ремесло. Коневодство. Разнообразие ремёсел. Техника изготовления. Выставка поделок детей выполненных по мотивам башкирских ремёсел.
Костюм Южноуральского казака. Специфика и практичность. Изготовление нац. костюма. Конкурс «Лучший казацкий костюм».
Современное южноуральское казачество. Беседа с представителями казачества. Экскурсия.
IV. Башкиры Южного Урала.
Башкиры и их происхождение. Предки башкир.
Башкирские корни уходят в глубь веков. Башкиры - коренное население Южного Урала.
Древний быт башкир. Религия. Жилища. Род занятий. Служба царю.
Устное народное творчество башкир. Связь с географией Южного Урала. Легенды, сказы, песни. Топонимика Южного Урала.
Башкирские обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. Инсценировка обряда. Конкурс «Пальчики оближешь» (нац. кухня). Посещение выступления фольклорного ансамбля.
Прикладные искусства башкир. Кузнечное, кожевенное, текстильное, гончарное ремесло. Бортничество. Коневодство. Разнообразие ремёсел. Техника изготовления. Выставка поделок детей выполненных по мотивам башкирских ремёсел.
Башкирский национальный костюм. Специфика и практичность. Изготовление нац. костюма. Конкурс «Лучший башкирский костюм».
Современные башкиры Южного Урала. Беседа. Экскурсия в центр башкирского искусства.
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
| № | Название темы | Количество часов | ||
| Теория | Практ. | Bceго | ||
| I | Древние цивилизации на Южном Урале | 8 | 20 | 28 |
| 1 | Введение в курс | 2 | | 2 |
| 2 | Арийский след на Южном Урале | 2 | | 2 |
| 3 | Взаимосвязь современных культур, ведущая вглубь веков. Экскурсия. | 2 | 2 | 4 |
| 4 | Аркаим - исчезнувшая цивилизация Южного Урала | 2 | 2 | 4 |
| 5 | Экскурсия на Аркаим | | 16 | 16 |
| II | Современное население Южного Урала | 6 | 12 | 18 |
| 1 | Современный этнический состав Южного Урала | 2 | 2 | 4 |
| 2 | Магнитогорск - крупнейший мегаполис Южного Урала | 2 | | 2 |
| 3 | Современный Магнитогорск | 2 | | 2 |
| 4 | Выдающиеся и почетные граждане Магнитки | | 2 | 2 |
| 5 | Экскурсии проводятся в дни каникул: музей В.Ручьева, музей ММК, музей СОШ №59. Краеведческий музей | | 8 | 8 |
| III | Южноуральские казаки.Культурное и историческое наследие. | 22 | 32 | 54 |
| 1 | История возникновения Южноуральского казачества | 2 | 2 | 4 |
| 2 | Древний быт Южноуральских казаков. | 4 | 4 | 8 |
| 3 | Устное народное творчество Южноуральских казаков. Пословицы, поговорки, легенды, сказки, песни. | 4 | 4 | 8 |
| 4 | Южноуральские казачьи обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. | 2 | 4 | 6 |
| 5 | Прикладные искусства. Кожевенное, кузнечное, текстильное, гончарное, столярное ремесло. Коневодство. | 8 | 12 | 20 |
| 6 | Костюм Южноуральского казака. | 2 | 2 | 4 |
| 7 | Современное южноуральское казачество. | | 4 | 4 |
| IV | Башкиры Южного Урала. | 22 | 34 | 54 |
| 1 | Башкиры и их происхождение. | 2 | | 2 |
| 2 | Башкирские корни уходят в глубь веков. | 2 | | 2 |
| 3 | Древний быт башкир. | 4 | 4 | 8 |
| 4 | Устное народное творчество башкир. Связь с географией Южного Урала. Легенды, сказы, песни. | 2 | 6 | 8 |
| 5 | Башкирские обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. | 2 | 4 | 6 |
| 6 | Прикладные искусства башкир. Кузнечное, кожевенное, текстильное, гончарное ремесло. Бортничество. Коневодство. | 8 | 12 | 20 |
| 7 | Башкирский национальный костюм. | 2 | 2 | 4 |
| 8 | Современные башкиры Южного Урала. | | 4 | 4 |
| V | Татары Южного Урала. Культура и традиции. | 14 | 36 | 50 |
| 1 | История заселения татарами Южного Урала. | 2 | 4 | 6 |
| 2 | Древний быт татар Южного Урала. | 2 | 4 | 6 |
| 3 | Устное народное творчество татар Южного Урала. Легенды, сказы, песни. | | 6 | 6 |
| 4 | Татарские обряды, танцы, национальные инструменты, национальная кухня. | | 6 | 6 |
| 5 | Прикладные искусства татар. Кузнечное, кожевенное, текстильное, гончарное ремесло. Коневодство. | 8 | 12 | 20 |
| 6 | Татарский национальный костюм. | 2 | 2 | 4 |
| 7 | Современные татары Южного Урала. | | 4 | 4 |
| VI | Основы туризма. | 4 | 8 | 12 |
| 1 | Личное, групповое снаряжение. | | 4 | 2 |
| 2 | Укладка рюкзака. | | 2 | 2 |
| 3 | Типы костров. Правила разведение костра. | | 2 | 2 |
| 4 | Разработка маршрута похода. | 2 | | 2 |
| 5 | Составление меню и списка продуктов для похода. | | 2 | 2 |
| 6 | Техника безопасности при проведении похода. | 2 | | 2 |
| Всего: | 76 | 144 | 216 | |


