Программа развития физического воспитания и
укрепления здоровья учащихся на период
2006-2010 года.
ВВЕДЕНИЕ:
Настоящая программа обеспечивает организационные и содержательные единства, преемственность и взаимность всех звеньев образования школы с учётом социальной структуры микрорайона, его традиций и экономических особенностей.
Программа разработана на основе анализа состояния образования в школе с учётом прогноза особенностей возможных социальных и экономических изменений и общей системы образования в России.
Программа рассчитана на ближайшие пять лет развития школы. По ходу реализации программы будет осуществляться мониторинг действенности запланированных дел и вносятся соответствующие коррективы.
ЦЕЛЬ:
Содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьными основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих Задач:
Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
Обучению жизненно важных двигательными умениями и навыкам;
Развитие двигательных способностей;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья, повышение работоспособности.
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Организация и содержание развития физического воспитания и укрепления здоровья.
Организация работы в этом направлении регламентируется инструктивно-методическими и нормативными документами. К таким документам относятся:
Закон Российской Федерации « Об Образовании»,
Учебные программы по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ, утвержденные и рекомендованные к использованию Министерством образования Российской Федерации;
Программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками;
Программы занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
Правила безопасности при поведении занятий по физической культуре и спорту;
Положение о школьном коллективе физической культуре и о организации процесса физического воспитания и развитию массовой физической культуры и спорта.
Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания и укрепления здоровья школьников составляют:
Уроки по физической культуре;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы;
Внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа;
Самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье.
Процесс физического воспитания и укрепления здоровья школьников развивается и совершенствуется по следующим направлениям:
1. Базовый компонент является основой государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Выполнение базового учебного материала является обязательным.
2. Вариативная часть материала обусловлена необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей, региональных и местных особенностей работы школы. Она предполагает занятия с оздоровительной направленностью организованные с учениками с целью укрепления и сохранения здоровья, поддержания физической кондиции, организации здорового досуга, удовлетворение естественной потребности в движении. При этом используется самые разнообразные формы и средства: дни здоровья, походы, массовые соревнования, развлечения, виды упражнений которыми можно заниматься длительное время ( бег «трусцой», народные танцы и др.)
Спортивная подготовка-привлечение широкого круга учащихся к
регулярным занятиям спортом во внеурочное время с целью дальнейшего физического совершенствования, самоутверждения, удовлетворения личных интересов. Занятия спортом с особо одарёнными детьми с целью достижения спортивных результатов. Наряду с совершенствованием традиционных форм. Разрабатывать и внедрять в практику новые – детские, молодёжные центры активного отдыха, оздоровительные залы с тренажёрами созданные по месту учёбы.
Основным организационно – педагогическим принципом осуществления физического воспитания и сохранения здоровья учащихся является дифференцированное применение средств физической культуры и занятия со школьниками разного пола и возраста с учётом состояния здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовки.
Требования предъявляемые к учащимся:
Систематически посещать уроки по физической культуре;
Повышать свою физическую подготовку;
Выполнять в течении каждого года контрольные нормативы по основным разделам программного материала;
Активно участвовать в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в школе;
Самостоятельно заниматься физическими упражнениями, используя рекомендации учителя;
Знать и уметь применять на практике требования теоретического раздела предмета «Физическое воспитание».
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, оканчивающие школу должны достигнуть следующего уровня физической культуры.
Знания. Основы знаний о личной гигиене, сне, питании, труде и отдыхе. Влияние занятий физическими упражнениями на системы дыхания, кровообращения. Основные компоненты физической культуры личности. Развитие волевых нравственных качеств. Основные приёмы самоконтроля. Дневник самоконтроля. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей.
Двигательные умения, навыки и способности.
В циклических, ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м. из положения низкого старта.
В равномерном темпе бегать до 20 мин. ( юноши ) и 15 мин. ( девочки ).
Прыгать в высоту и длину с 9-13 шагов разбега.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3-7 шагов разбега.
Метать малый мяч в горизонтальную и вертикальную цель с 3 шагов разбега.
Метать гранату 500 гр. ( девочки ), 700 гр. ( юноши ).
В гимнастических и акробатических упражнениях выполнять комбинации из разученных элементов, на перекладине, брусьях, бревне.
Прыгать через козла в длину (юноши ) и ширину ( девушки ).
Последовательно выполнять комбинацию движений по разделу « Ритмическая гимнастика»; выполнять акробатическую комбинацию из разученных элементов.
В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами – техники борьбы в партере и в стойке ( юноши ).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр по правилам.
В лыжной подготовке: уметь применять разученные ходы. Проходить дистанцию до 5 км. ( юноши ), 4 км. ( девушки ).
Общее руководство за организацию физического воспитания и сохранности здоровья школьников осуществляет директор школы.
На него возлагается:
- обеспечение необходимых условий для проведений уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, дней здоровья и спорта, проведения занятий с учащимися отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также для осуществления массовых внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий;
- обеспечение ежегодного контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;
- посещение уроков, наблюдение за проведением занятий в режиме учебного дня и во внеурочное время, подготовкой и сдачей экзаменов выпускниками 9,11 классов;
- организацией регулярных медицинских осмотров учащихся в соответствии с установленными сроками,
- ответственность за оснащение спортивной базы школы инвентарём и оборудованием, эффективное использование спортивных сооружений.
В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив школы.
Заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе:
- несёт ответственность за выполнение учебных программ и качество проводимых занятий на уроках физической культуры, обеспечение их высокой плотности, инструктивной направленности в честь принятия учащимися навыков для самостоятельного выполнения физических упражнений;
- обеспечивает систематический контроль за проведением уроков физической культуры, занятий со школьниками, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- координирует на основе межпредметных связей деятельность педагогов школы по формированию у учащихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплением здоровья школьников.
Педагог-организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми:
- несёт ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;
- оказывает всемерную помощь в организации физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме дня школы;
- привлекает родителей, старшеклассников к проведению спортивно- массовой и оздоровительной работе как в школе, так и по месту жительства учащихся;
- организует пропаганду и агитацию физической культуры и спорта среди учащихся, родителей и учителей;
- организует по желанию учащихся, родителей и педагогов физкультурно –оздоровительные услуги на платной и хозрасчётной основе.
Учитель физической культуры:
- несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры;
-обеспечивает на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре соблюдение санитарно-гигиенических требований и мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи;
- реализует принцип связи обучения и воспитания с жизнью; на основе гигиенических знаний раскрывает необходимые сведения о функциональных возможностях организма человека, формирует умения поддерживать его постоянно здоровым;
-систематически дает учащимся соответствующие домашние задания, осуществляет проверку их выполнения, проводит занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- ведет систематический учет физической