«Зимний фестиваль знаний 2025»

Программа по внеурочной деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в начальной школе

«Очумелые ручки»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в начальной школе

«Очумелые ручки»




Программу разработали:

Высотская Татьяна Валерьевна

Ценева Елена Петровна

Бондарева Марина Геннадьевна

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №4












г. Пыть Ях

2018г.




Пояснительная записка.


Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям малочисленных народов многократно приумножает духовные способности человека. Нравственное, эстетическое воззрение народа наиболее сконцентрировано в его национальном искусстве, это лучшая школа жизни, школа нравственности, школа эстетического воспитания. Искусство коренных народов способствует формированию представления об особенностях их жизни, деятельности и культурных ценностях. Современный уровень развития педагогической науки позволяет по- новому взглянуть на традиции народной педагогики. Учитывая, что до недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно уделялось внимания национальным особенностям, традициям и обычаям, обращение к этнопедагогике становится наиболее актуальным. Не растерять, сохранить то богатство, которым испокон веков владел каждый народ, приобщить детей к народному творчеству- одна из задач современного обучения и воспитания.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства народов ханты;

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства;

- Приобщать младших школьников к народному искусству малочисленных народов ХМАО-Югры;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства.

В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, работа с тканью, изготовление кукол, бисероплетение,которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется представление о жизни и быте народов ханты.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию уважения к малочисленным народам, их культуре;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни коренных народов Севера;

-освоению видов декоративно – прикладного искусства народов ханты;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с народными традициями.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Очумелые ручки» разработана на год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия.

Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей к декоративно-прикладному искусству народов ханты.


Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству народов ханты;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


Метапредметные рузультаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;


Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом.


Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки :

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.


Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность малочисленных народов;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.


Учащиеся должны знать:

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме ханты, современные направления бисероплетения у малочисленных народов Севера.Использование бисера для оформления интерьера;

- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

- историю народного костюма ханты;

-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в обрядах и традициях народов ханты;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

-Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.


Учащиеся должны уметь:

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль


Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Очумелые ручки»



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые результаты

Материально-

техническая

база

Формы

организации

образовательного

процесса

Домашнее

задание

По плану

Фактич.

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

1



Введение. Народы и их культура

Рассказывать о разных народах и их культуре. Практическая работа: показывать на карте территорию России и народов ханты, места проживания разных народов.

Овладение базовыми понятиями для самоидентификации как представителя конкретного этноса народов ханты и гражданина России;

Умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

Отражаются в индивидуальных качест­венных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса «Очумелые ручки».

Презентация

Комбинированный урок

Сообщение

2-5



Пластилинография(4 часа)

Лепка жилища хантов.

Лепка печи хантов.

Лепка лабаза.

Лепка посуды малочисленных народов Севера.

Рассказывать об устройстве и особенностях жилища народов ханты и манси, об их обычаях и обрядах. Находить информацию об особенностях бытового устройства коренных народов севера с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: изготовление из пластилина модели жилища северных народов, печи, лабаза, посуды.

Овладение базовыми понятиями для самоидентификации как представителя конкретного вида деятельности народов ханты.

Готовность к индивидуальной и коллективнойдекоративно- прикладной деятельности.

Отражаются в индивидуальных качест­венных работах учащихся, которые они приобретают и демонстрируют в процессе освоения данного вида деятельности.

Презентация

Комбинированный урок

Рисунок

6-17



Бумагопластика (12 часов)

История возникновения данного направления.

Изготовление предметов быта из жатой бумаги.

Моделирование орудий труда из жатой бумаги.

Изготовление панно из кусочков рваной бумаги.

Моделирование одежды народов ханты из цветной бумаги.

Аппликации из цветной бумаги.

Рассказывать об истории возникновения данного направления, об особенностях изготовления предметов быта, моделировании орудий труда, одежды северных народов.

Находить информацию об орудиях труда, предметах быта коренных народов севера с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: изготовление из бумаги предметов быта, орудий труда хантов и манси.

Формирование базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханта и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом; формирование базовых умений представлять себя как пред¬ставителя этноса, якутянина и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом; формирование базовых умений представлять себя как пред¬ставителя этноса, якутянина и гражданина России через

Умение работать в паре, группе, коллективе;

Отражаются в индивидуальных качест­венных работах учащихся, которые они приобретают и демонстрируют в процессе освоения данного вида деятельности.

Презентация

Комбинированный урок

Проект

18-24



Бисероплетение (12 часов)

История бисероплетения у народов ханты.

Особенности бисероплетения у малочисленых народов Севера.


Создание узоров народов ханты.


Изготовлеие кошелька.


Плетение женского браслета.


Плетение женской сумочки.


Рассказывать об истории возникновения бисероплетения, об особенностях бисероплетения у данных народов, национальных узорах.

Находить информацию о видах узоров коренных народов, техники их исполнения. Практическая работа: изготовление из бисера украшений, кошельков, сумочек, браслетов.

Формирование базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханты и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом.

Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Отражаются в индивидуальных качест­венных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного курса.

Презентация

Комбинированный урок

Доклад

25-35



Изготовление кукол(11 часов)

Изучение особенностей кукол народов ханты.


Изготовление куклы для игры.


Изготовление куклы оберега.

Рассказывать об истории и предпосылках создания кукол, об изготовления кукол у данных народов, национальных традициях.

Находить информацию о процессе изготовления кукол у коренных народов, техники их исполнения. Практическая работа: изготовление из кукол для игры, кукол для оберега.

Формирова

ние базовых умений представлять себя как представителя этноса, ханта и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом.

Умение работать с разными источниками информации, в том числе в сети Интернет и с носителями культуры о культуре народов ханты, Российской Федерации и мира (поиск, сбор, обработка, анализ, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета).

Отражаются в индивидуальных качест­венных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного

курса.

Презентация

Комбинированный урок

Рисунок

36.



Тест «Народно – прикладное искусство народов ханты и манси»






Обобщающий урок.















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее