«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по внеурочной деятеляности "Я-исследователь"

ППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППППП

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71»


Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО Зам. директора по УВР приказом по МБОУ г.Астрахани

протокол №______ ____________________ «СОШ № 71

от «___»______2015 г. «___»________2015 г. от______________№_______

Директор МБОУ г.Астрахани

«СОШ № 71»

______________Машкова Е.П.








Рабочая программа


внеурочной деятельности


«Я - исследователь»


класс 3В


учитель Ельчанинова Ирина Николаевна


учебный год 2016-2017






















2. Пояснительная записка


Внеурочная деятельность организуется в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Савенкова А. И. «Я - исследователь» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Данная рабочая программа включает все темы, предусмотренные авторской программой

Рабочая программа «Я - исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося. Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. Обучающиеся  самостоятельно или во взаимодействии с педагогом смогут выполнять задания разного  типа  для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать,  применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

Обучающая:

- обучать детей младшего школьного возраста специальным необходимым для проведения самостоятельных исследований;

Воспитательная:

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе

учебной деятельности

Развивающая:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;


Организация занятий


В 3 классе - 1 час в неделю. Итого- 34 часа.


Оценка достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности может осуществляться:

- личностные результаты следующими методами – наблюдение, портфолио учащегося, экспертные оценки, анкетные опросы.

- метапредметные результаты посредством участия в практических занятиях, ролевых играх, играх-соревнованиях, интеллектуальном марафоне, мини-конференции, в защите проектов: «Крапива. Что я знаю о ней?», «Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?» и др.


Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, правил работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.


3. Ценностные ориентиры


Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;

  • методы исследования;

  • правила выбора темы и объекта исследования;

  • основные логические операции, их отличительные особенности;

  • правила успешной презентации работы.          

 

Обучающийся будет уметь:

  1.  классифицировать;

  2. обобщать;

  3. отбирать все возможные варианты решения;

  4. переключаться с одного поиска решения на другой;

  5. составлять план действий по своей работе;

  6. рассматривать объект с различных точек зрения;

  7. составлять задания по предложенной теме;

  8. проводить самоконтроль.

  9. презентовать свою работу.


Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

  • работать в коллективе, группе;

  • презентовать работу перед аудиторией.



























4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностными результатами изучения данного курса являются:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и 

саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать

свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления.


Метапредметные результаты:


- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  новом учебном материале в 

сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и 
пошаговый контроль по результату;



































5. Содержание программы


Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в III четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1. Наблюдение и экспериментирование. Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2. Методы исследования. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3. Наблюдение и наблюдательность. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4. Совершенствование техники экспериментирования. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5. Интуиция и создание гипотез. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6. Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7. Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9. Семинар «Как подготовиться к защите».Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Опреде­ление основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводится примерно 21 час.

Тема 1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны методических рекомендациях к программе).

Тема 2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3. Коллективная игра-исследование. Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4. Семинар. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5. Индивидуальная консультационная работа по продлению самостоятельных исследований. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.


Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2. Подготовка собственных работ к защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. Участие предполагает доклад, ответь на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.


Программа рассчитана на 4 года. В3 классе- 34 часа.

В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».

Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.


Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.

Подпрограмма «Тренинг».(10 часов)

Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).







8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности


Комплект технических и информационно – коммуникативных средств обучения:

- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

- компьютер,

- мультимедиа – проектор,

- интерактивная доска,

- множительная техника,

- выход в Интернет.


Литература

Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008


Для обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  3. Интернет - ресурсы

  4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008




















6. Тематическое планирование



Название разделов

Всего

часов

Теория

Практика

Аудиторные

занятия

Внеаудиторные

занятия

1.

Тренинг исследовательских способностей

10

7

3

9

1

2.

Самостоятельная исследовательская практика

18

11

7

13

5

3.

Мониторинг исследовательской деятельности

6

-

6

5

1









Итого

34

18

16

27

7
























7. Календарно-тематическое планирование


Название темы

Форма

деятельности

Количество часов

Основные виды внеурочной деятельности

Дата проведения

План

Корректировка

1

Тренинг исследовательских способностей

10




1.1

Наблюдение и экспериментирование

Беседа

1

Развивать умений наблюдать и экспериментировать

02.09


1.2

Методы исследования

Эксперимент

1

Совершенствовать владения основными методами исследования

09.09


1.3

Наблюдение и наблюдательность

Эксперимент

1

Развивать наблюдательность

16.09


1.4

Совершенствование техники экспериментирования

Практическая

Работа

1

Совершенствовать технику экспериментирования

23.09


1.5

Интуиция и создание гипотез

Беседа

1

Организовать работу по выдвижению гипотез

30.09


1.6

Правильное мышление и логика

Диспут

1

Совершенствовать навыки

мышления и логики

07.10


1.7

Искусство делать сообщения

Семинар

1

Разработать правила, представить результаты собственных изысканий

14.10


1.8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Эксперименты

1

Совершенствовать навыки умения задавать вопросы

21.10


1.9

Семинар «Как подготовиться к защите»

Семинар

1

Формировать умение планировать собственное выступление

28.10


1.10

Семинар «Как подготовиться к защите»

Семинар

1

11.11


2

Самостоятельная исследовательская практика

18




2.1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Беседа

1

Подготовить работы к публичной защите

18.11


2.2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Беседа

1

Подготовить работы к публичной защите


25.11


2.3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Беседа

1

02.12


2.4

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Беседа

1

Подготовить работы к публичной защите

09.12


2.5

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Беседа

1

16.12


2.6

Коллективная игра- исследование

Игра

1

Развивать аналитическое мышление

23.12


2.7

Коллективная игра- исследование

Игра

1

13.01


2.8

Семинар

Конференция


Принять участие в коллективном обсуждении проблем в исследований

20.01


2.9

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ

27.01


2.10

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

03.02


2.11

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

10.02


2.12

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1


17.02


2.13

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ

24.02


2.14

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

03.03


2.15

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

10.03


2.16

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

17.03


2.17

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ

24.03


2.18

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Консультация

1

07.04


3.

Мониторинг исследовательской деятельности

6




3.1

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

Семинар

1

Подготовить работы к публичной защите

14.04


3.2

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

Семинар

1

21.04


3.3

Подготовка собственных работ учащихся к защите

Конференция

1

Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ

28.04


3.4

Подготовка собственных работ учащихся к защите

Конференция

1

05.05


3.5

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Конференция

1

Подготовить доклад, ответы на вопросы и заслушать все доклады об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

12.05


3.6

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Конференция

1

19.05










Итого


34





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее