Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. директора по УВР приказом по МБОУ г.Астрахани
протокол №______ ____________________ «СОШ № 71
от «___»______2015 г. «___»________2015 г. от______________№_______
Директор МБОУ г.Астрахани
«СОШ № 71»
______________Машкова Е.П.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
класс 3В
учитель Ельчанинова Ирина Николаевна
учебный год 2016-2017
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется в соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Савенкова А. И. «Я - исследователь» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Данная рабочая программа включает все темы, предусмотренные авторской программой
Рабочая программа «Я - исследователь» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности обучающегося. Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. Обучающиеся самостоятельно или во взаимодействии с педагогом смогут выполнять задания разного типа для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать, применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
Обучающая:
- обучать детей младшего школьного возраста специальным необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Воспитательная:
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности
Развивающая:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
Организация занятий
В 3 классе - 1 час в неделю. Итого- 34 часа.
Оценка достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности может осуществляться:
- личностные результаты следующими методами – наблюдение, портфолио учащегося, экспертные оценки, анкетные опросы.
- метапредметные результаты посредством участия в практических занятиях, ролевых играх, играх-соревнованиях, интеллектуальном марафоне, мини-конференции, в защите проектов: «Крапива. Что я знаю о ней?», «Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?» и др.
Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, правил работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
3. Ценностные ориентиры
Обучающийся будет знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять план действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
презентовать свою работу.
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу перед аудиторией.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метапредметные результаты:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
5. Содержание программы
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в III четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.
Тема 1. Наблюдение и экспериментирование. Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2. Методы исследования. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3. Наблюдение и наблюдательность. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4. Совершенствование техники экспериментирования. Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5. Интуиция и создание гипотез. Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6. Правильное мышление и логика. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7. Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9. Семинар «Как подготовиться к защите».Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводится примерно 21 час.
Тема 1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны методических рекомендациях к программе).
Тема 2. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3. Коллективная игра-исследование. Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4. Семинар. Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5. Индивидуальная консультационная работа по продлению самостоятельных исследований. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2. Подготовка собственных работ к защите. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. Участие предполагает доклад, ответь на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Программа рассчитана на 4 года. В3 классе- 34 часа.
В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».
Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.
Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.
Подпрограмма «Тренинг».(10 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Комплект технических и информационно – коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиа – проектор,
- интерактивная доска,
- множительная техника,
- выход в Интернет.
Литература
Для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
6. Тематическое планирование
№ | Название разделов | Всего часов | Теория | Практика | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
1. | Тренинг исследовательских способностей | 10 | 7 | 3 | 9 | 1 |
2. | Самостоятельная исследовательская практика | 18 | 11 | 7 | 13 | 5 |
3. | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 | - | 6 | 5 | 1 |
| | |
|
|
|
|
| Итого | 34 | 18 | 16 | 27 | 7 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Форма деятельности | Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности | Дата проведения | |
План | Корректировка | |||||
1 | Тренинг исследовательских способностей | 10 |
|
|
| |
1.1 | Наблюдение и экспериментирование | Беседа | 1 | Развивать умений наблюдать и экспериментировать | 02.09 |
|
1.2 | Методы исследования | Эксперимент | 1 | Совершенствовать владения основными методами исследования | 09.09 |
|
1.3 | Наблюдение и наблюдательность | Эксперимент | 1 | Развивать наблюдательность | 16.09 |
|
1.4 | Совершенствование техники экспериментирования | Практическая Работа | 1 | Совершенствовать технику экспериментирования | 23.09 |
|
1.5 | Интуиция и создание гипотез | Беседа | 1 | Организовать работу по выдвижению гипотез | 30.09 |
|
1.6 | Правильное мышление и логика | Диспут | 1 | Совершенствовать навыки мышления и логики | 07.10 |
|
1.7 | Искусство делать сообщения | Семинар | 1 | Разработать правила, представить результаты собственных изысканий | 14.10 |
|
1.8 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Эксперименты | 1 | Совершенствовать навыки умения задавать вопросы | 21.10 |
|
1.9 | Семинар «Как подготовиться к защите» | Семинар | 1 | Формировать умение планировать собственное выступление | 28.10 |
|
1.10 | Семинар «Как подготовиться к защите» | Семинар | 1 | 11.11 |
| |
2 | Самостоятельная исследовательская практика | 18 |
|
|
| |
2.1 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Беседа | 1 | Подготовить работы к публичной защите | 18.11 |
|
2.2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Беседа | 1 | Подготовить работы к публичной защите
| 25.11 |
|
2.3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Беседа | 1 | 02.12 |
| |
2.4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Беседа | 1 | Подготовить работы к публичной защите | 09.12 |
|
2.5 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Беседа | 1 | 16.12 |
| |
2.6 | Коллективная игра- исследование | Игра | 1 | Развивать аналитическое мышление | 23.12 |
|
2.7 | Коллективная игра- исследование | Игра | 1 | 13.01 |
| |
2.8 | Семинар | Конференция |
| Принять участие в коллективном обсуждении проблем в исследований | 20.01 |
|
2.9 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ | 27.01 |
|
2.10 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 03.02 |
| |
2.11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 10.02 |
| |
2.12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 |
| 17.02 |
|
2.13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ | 24.02 |
|
2.14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 03.03 |
| |
2.15 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 10.03 |
| |
2.16 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 17.03 |
| |
2.17 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ | 24.03 |
|
2.18 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Консультация | 1 | 07.04 |
| |
3. | Мониторинг исследовательской деятельности | 6 |
|
|
| |
3.1 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов | Семинар | 1 | Подготовить работы к публичной защите | 14.04 |
|
3.2 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов | Семинар | 1 | 21.04 |
| |
3.3 | Подготовка собственных работ учащихся к защите | Конференция | 1 | Организовать индивидуальную работу над подготовкой к защите собственных исследовательских работ | 28.04 |
|
3.4 | Подготовка собственных работ учащихся к защите | Конференция | 1 | 05.05 |
| |
3.5 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | Конференция | 1 | Подготовить доклад, ответы на вопросы и заслушать все доклады об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. | 12.05 |
|
3.6 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | Конференция | 1 | 19.05 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
| Итого |
| 34 |
|
|
|