«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа по региональному компоненту для детей средней школы. Фенология

Программа по внеурочной деятельности. Основная цель курса-создать у учащихся целостное представление о Челябинской области, как о географическом крае. Раскрыть разнообразие природы.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Программа по региональному компоненту  для детей средней школы    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ     Автор-составитель Булычева Г.И., Учитель географии высшей категории МОУ СОШ №30 Озерского городского округа

Программа по региональному компоненту для детей средней школы

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ

Автор-составитель

Булычева Г.И.,

Учитель географии высшей категории

МОУ СОШ №30

Озерского городского округа

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ  ВСТУПЛЕНИЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФЕНОЛОГИЯ ВСТУПЛЕНИЕ

  • Познание природы и родного края необходимо начинать с детства, когда формируется человеческая личность. Мы живем на Урале - в одном из прекраснейших уголков России. Могучи и красивы его леса, прекрасны его озера и реки, поражают своими просторами степи. Всем известно, что Урал – природная кладовая. Чего только нет у Хозяйки Медной горы. Щедра она в Южноуралье.
  • Кому много дано, с того много и спрашивается. Чтобы быть хозяином, надо знать родной край. И не только его историю, но и экологические проблемы. Во внеклассной краеведческой работе в последние десятилетия, взято направление, отвечающее требованиям охраны природы: как можно меньше собирать природных экспонатов, не увлекаться коллекционированием и как можно больше наблюдать в природе – записывать, фотографировать, зарисовывать, анализировать, делать выводы. Дети средней школы с удовольствием занимаются познавательной деятельностью. И фенология в этом отношении самая добрая и надежная помощница педагогу.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :  Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Челябинской области, как о географическом крае, раскрыть разнообразие её природы. Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера. Образовательная цель – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидеть единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. ЗАДАЧИ:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :

  • Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Челябинской области, как о географическом крае, раскрыть разнообразие её природы. Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
  • Образовательная цель – раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидеть единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

ЗАДАЧИ:

  • Углубление знаний об окружающей среде на примере Челябинской области.
  • Развитие критического мышления
  • Обогащение социального опыта учащихся.
  • Оформление фенологического альбома с целью дальнейшего использования на уроках.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
  • наблюдать и описывать явления природы;
  • выдвигать гипотезы и отстаивать их
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;
  • интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы.
  • Знания региональных фенологических особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: наблюдения, справочников, энциклопедий, атласов, Интернета, журналов и т.п.
  • В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Тип программы: адаптированная Образовательная область: физическая география Направленность деятельности: краеведческая Способ освоения содержания образования: репродуктивный, исследовательский Уровень освоения содержания образования: углубленный Уровень реализации программы: основной Форма реализации программы: индивидуально - групповая Продолжительность реализации программы : одногодичная

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  • Тип программы:

адаптированная

  • Образовательная область:

физическая география

  • Направленность деятельности:

краеведческая

  • Способ освоения содержания образования:

репродуктивный, исследовательский

  • Уровень освоения содержания образования:

углубленный

  • Уровень реализации программы:

основной

  • Форма реализации программы:

индивидуально - групповая

  • Продолжительность реализации программы : одногодичная

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебная нагрузка, часы ТЕМА 1.Что изучает наука фенология? Уральский фенолог В.А. Батманов ВСЕГО 1 2.Сезоны и календарь природы. ТЕОРИЯ ПРАКТИКА, ФОРМА КОНТРОЛЯ 1 1 3.Осенний комплекс наблюдений. Осень и её ступени. Беседа 1 4.Наблюдения над растениями 5.Наблюдения за животными  Практическая работа 1 4 4 Беседа Тестирование 1 6.Обработка полученных данных  Практическая работа 1 1 7.Зимний комплекс наблюдений Зима и её ступени. Практическая работа 1 Практическая работа 1 Беседа Тестирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебная нагрузка, часы

ТЕМА

1.Что изучает наука фенология?

Уральский фенолог В.А. Батманов

ВСЕГО

1

2.Сезоны и календарь природы.

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА,

ФОРМА КОНТРОЛЯ

1

1

3.Осенний комплекс наблюдений.

Осень и её ступени.

Беседа

1

4.Наблюдения над растениями

5.Наблюдения за животными

Практическая работа

1

4

4

Беседа

Тестирование

1

6.Обработка полученных данных

Практическая работа

1

1

7.Зимний комплекс наблюдений

Зима и её ступени.

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Беседа

Тестирование

ТЕМА 8.Наблюдение над растениями ВСЕГО ТЕОРИЯ 4 9.Наблюдения за животными  ПРАКТИКА, ФОРМА КОНТРОЛЯ 1 10. Обработка полученных данных  4 11.Весенний комплекс наблюдений Весна и её ступени  Практическая работа 1 1 1 12.Наблюдения за растениями Практическая работа Тестирование 1 13.Наблюдения за животными 4 Беседа 1 14. Обработка полученных данных  4 1 Практическая работа 15.Конференция. 1  Практическая работа 2 Всего за год 1 Оформление альбома 34 Презентации 11 23

ТЕМА

8.Наблюдение над растениями

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

4

9.Наблюдения за животными

ПРАКТИКА,

ФОРМА КОНТРОЛЯ

1

10. Обработка полученных данных

4

11.Весенний комплекс наблюдений

Весна и её ступени

Практическая работа

1

1

1

12.Наблюдения за растениями

Практическая работа

Тестирование

1

13.Наблюдения за животными

4

Беседа

1

14. Обработка полученных данных

4

1

Практическая работа

15.Конференция.

1

Практическая работа

2

Всего за год

1

Оформление альбома

34

Презентации

11

23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1.Что изучает наука фенология. Уральский фенолог В.А. Батманов. Наблюдения за сезонными явлениями и процессами. Причины деления года на сезоны Научное наследие В.А. Батманова.  Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время. Тема 2. Сезоны и календарь природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Что изучает наука фенология. Уральский фенолог В.А. Батманов.

  • Наблюдения за сезонными явлениями и процессами.
  • Причины деления года на сезоны
  • Научное наследие В.А. Батманова.
  • Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Тема 2. Сезоны и календарь природы.

  • О границах сезонов.
  • Ступени сезонов.
Календарь природы. Практикум (обработка наблюдений). Тема 3. Осенний комплекс наблюдений. Осень и её ступени. Ступени осени. Наблюдения за погодой. Тема 4. Наблюдения над растениями. Окрашивание листьев деревьев. Листопад и подготовка к зиме. Практикум. Тема 5. Наблюдения за животными Наблюдение за отлетом птиц Наблюдение за поведением животных осенью. Практикум Тема 6. Обработка полученных данных. Практикум. Тест. Тема 7. Зимний комплекс наблюдений. Зима и её ступени. Ступени зимы Наблюдения за погодой. Практические работы со снегом.
  • Календарь природы.
  • Практикум (обработка наблюдений).

Тема 3. Осенний комплекс наблюдений. Осень и её ступени.

  • Ступени осени.
  • Наблюдения за погодой.

Тема 4. Наблюдения над растениями.

  • Окрашивание листьев деревьев.
  • Листопад и подготовка к зиме. Практикум.

Тема 5. Наблюдения за животными

  • Наблюдение за отлетом птиц
  • Наблюдение за поведением животных осенью. Практикум

Тема 6. Обработка полученных данных.

  • Практикум. Тест.

Тема 7. Зимний комплекс наблюдений. Зима и её ступени.

  • Ступени зимы
  • Наблюдения за погодой. Практические работы со снегом.
Тема 8. Наблюдения над растениями. Деревья и кустарники. Кустарнички и травянистые растения. Тема 9. Наблюдения за животными. Экскурсия по белой тропе. Наблюдения за птицами. Тема 10. Обработка полученных данных. Практикум: Измерение толщины льда. Снегомерная съемка. Тест Тема 11. Весенний комплекс наблюдений. Весна и её ступени. Комплексные фенологические наблюдения весной. Экскурсия. Тема 12. Наблюдения над растениями.

Тема 8. Наблюдения над растениями.

  • Деревья и кустарники.
  • Кустарнички и травянистые растения.

Тема 9. Наблюдения за животными.

  • Экскурсия по белой тропе.
  • Наблюдения за птицами.

Тема 10. Обработка полученных данных.

  • Практикум: Измерение толщины льда.
  • Снегомерная съемка.
  • Тест

Тема 11. Весенний комплекс наблюдений. Весна и её ступени.

  • Комплексные фенологические наблюдения весной.
  • Экскурсия.

Тема 12. Наблюдения над растениями.

  • Составление комплексной фенологической характеристики.
Экометрическая съемка. Тема 13. Наблюдение за животными. Наблюдение за обитателями озера Иртяш. Весенняя экскурсия по наблюдению за птицами. Тема 14. Обработка полученных данных. Практикум. Тест. Тема 15. Конференция. Презентации. Выбор тем для исследовательских работ.
  • Экометрическая съемка.

Тема 13. Наблюдение за животными.

  • Наблюдение за обитателями озера Иртяш.
  • Весенняя экскурсия по наблюдению за птицами.

Тема 14. Обработка полученных данных.

  • Практикум.
  • Тест.

Тема 15. Конференция.

  • Презентации.
  • Выбор тем для исследовательских работ.
Примеры теоретических и практических занятий.  ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ФЕНОЛОГИЯ  Занятие №1 Под фенологией в настоящее время понимают систему знаний о сезонных явлениях природы. Термин «фенология» был предложен в середине XIX в. Бельгийским ученым Ш. Морраном. Дословный перевод с греческого: «феномен» - явление, «логос» - наука, т.е. фенология – наука о явлениях. Создателем оригинального направления в фенологии на Урале был Владимир Алексеевич Батманов. Он родился 11 декабря 1900 г. в г. Екатеринбурге. Фенологические наблюдения В.А. Батманов начал вести с 13 лет. Впоследствии Батманов создавал биоклиматические карты, разработал новую систему фенологического картографирования. Научное наследие ученого составляют около сотни опубликованных работ.  Новые понятия:  фенология, энтомология, фенологическое картографирование. Составление кроссворда . Вопросы:

Примеры теоретических и практических занятий. ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ФЕНОЛОГИЯ Занятие №1

  • Под фенологией в настоящее время понимают систему знаний о сезонных явлениях природы. Термин «фенология» был предложен в середине XIX в. Бельгийским ученым Ш. Морраном. Дословный перевод с греческого: «феномен» - явление, «логос» - наука, т.е. фенология – наука о явлениях.
  • Создателем оригинального направления в фенологии на Урале был Владимир Алексеевич Батманов. Он родился 11 декабря 1900 г. в г. Екатеринбурге. Фенологические наблюдения В.А. Батманов начал вести с 13 лет. Впоследствии Батманов создавал биоклиматические карты, разработал новую систему фенологического картографирования. Научное наследие ученого составляют около сотни опубликованных работ.
  • Новые понятия: фенология, энтомология, фенологическое картографирование.
  • Составление кроссворда .

Вопросы:

  • 1.Что такое теоретическая фенология?
  • 2.Что такое прикладная фенология?
  • 3. Роль В.А. Батманова в развитии фенологии.
  • 4. Что такое фенология?
ПРАКТИКУМ (к занятию №2)  Задание: составить календарь природы. Отразить в нем сезонные явления в природе. СТУПЕНИ ВЕСНЫ № 1 НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ 1 2 3 2 Появление первых проталин Прилет грачей Появление первых бабочек-крапивниц 4 5 6 7 3 Прилет первых скворцов Снег на открытых местах сошел почти полностью Начало цветения мать – и мачехи Появление семиточечных божьих коровок 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Начало соко  движения у берез Конец ледостава на озере Зазеленели первые газоны Начало цветения ольхи Снег в лесу почти полностью исчез Озеро очистилось от льда полностью Начало цветения прострела Проклюнулись почки у черемухи Начало цветения медуницы Проклюнулись почки у тополя Проклюнулись почки у березы

ПРАКТИКУМ (к занятию №2) Задание: составить календарь природы. Отразить в нем сезонные явления в природе.

СТУПЕНИ ВЕСНЫ

1

НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ

1

2

3

2

Появление первых проталин

Прилет грачей

Появление первых бабочек-крапивниц

4

5

6

7

3

Прилет первых скворцов

Снег на открытых местах сошел почти полностью

Начало цветения мать – и мачехи

Появление семиточечных божьих коровок

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Начало соко движения у берез

Конец ледостава на озере

Зазеленели первые газоны

Начало цветения ольхи

Снег в лесу почти полностью исчез

Озеро очистилось от льда полностью

Начало цветения прострела

Проклюнулись почки у черемухи

Начало цветения медуницы

Проклюнулись почки у тополя

Проклюнулись почки у березы

СТУПЕНИ ВЕСНЫ № 4 19 20 21 22 23 24 5 НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ 25 26 27 28 29 Начало зеленения первых черемух Начало цветения первых лиственниц Первое кукование кукушки Начало зеленения тополей Начало зеленения берез Начало цветения земляники Начало цветения первых черемух Начало цветения лип Начало цветения купавок Начало цветения желтой акации Начало цветения сирени обыкновенной Данный перечень явлений содержит сведения о наиболее распространенных объектах.

СТУПЕНИ ВЕСНЫ

4

19

20

21

22

23

24

5

НАЗВАНИЯ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ

25

26

27

28

29

Начало зеленения первых черемух

Начало цветения первых лиственниц

Первое кукование кукушки

Начало зеленения тополей

Начало зеленения берез

Начало цветения земляники

Начало цветения первых черемух

Начало цветения лип

Начало цветения купавок

Начало цветения желтой акации

Начало цветения сирени обыкновенной

Данный перечень явлений содержит сведения о наиболее распространенных объектах.

ЗИМА    ВЕСНА

ЗИМА ВЕСНА

СНЕГОМЕРНАЯ СЪЕМКА   (к занятию №7) Это вид наблюдений за высотой снежного покрова более сложный, чем наблюдения за нарастанием снега по постоянной снегомерной рейке и проложении снегомерного профиля. С помощью сплошных снегомерных съемок составляются карты распределения высот снежного покрова. Такие карты предназначены для определения запасов снега и обеспечения почвы снеговой водой. По данным съемки, учащиеся могут установить зависимость между микрорельефом, растительностью, какими- то искусственными преградами, с одной стороны, и высоты снега с другой. МЕТОДИКА  (Сплошная снегомерная съёмка в полевых условиях)  Школьники на лыжах выстраиваются по одной линии, через3 метра друг от друга. У каждого снегомерная рейка или палка с сантиметровыми делениями. Измеряется глубина снега возле 1 точки стояния и так дальше через каждые 5 метров. Каждый промер записывается в журнал съемки.

СНЕГОМЕРНАЯ СЪЕМКА (к занятию №7)

  • Это вид наблюдений за высотой снежного покрова более сложный, чем наблюдения за нарастанием снега по постоянной снегомерной рейке и проложении снегомерного профиля. С помощью сплошных снегомерных съемок составляются карты распределения высот снежного покрова. Такие карты предназначены для определения запасов снега и обеспечения почвы снеговой водой. По данным съемки, учащиеся могут установить зависимость между микрорельефом, растительностью, какими- то искусственными преградами, с одной стороны, и высоты снега с другой.
  • МЕТОДИКА

(Сплошная снегомерная съёмка в полевых условиях)

Школьники на лыжах выстраиваются по одной линии, через3 метра друг от друга. У каждого снегомерная рейка или палка с сантиметровыми делениями. Измеряется глубина снега возле 1 точки стояния и так дальше через каждые 5 метров. Каждый промер записывается в журнал съемки.

ЖУРНАЛ СЪЕМКИ  (пример изготовления карты) 40 40 55 35 40 49 36 30 40 40 44 32 32 46 30 24 50 40 41 24 46 25 30 21 24 кустарники   невысокие сосны изолинии Одинаковые замеры соединяются изолиниями. Изолиниями территория разбивается на зоны с одинаковой глубиной снежного покрова. Полученные зоны раскрашиваются определенным цветом в соответствии со шкалой. Новые понятия: снегомерная съемка, изолинии.       ВОПРОСЫ:  1.Как проводится снегомерная съемка?  2.Для чего нужна карта высоты снежного покрова?

ЖУРНАЛ СЪЕМКИ (пример изготовления карты)

40

40

55

35

40

49

36

30

40

40

44

32

32

46

30

24

50

40

41

24

46

25

30

21

24

кустарники невысокие сосны изолинии

  • Одинаковые замеры соединяются изолиниями. Изолиниями территория разбивается на зоны с одинаковой глубиной снежного покрова.
  • Полученные зоны раскрашиваются определенным цветом в соответствии со шкалой.

Новые понятия: снегомерная съемка, изолинии.

ВОПРОСЫ:

1.Как проводится снегомерная съемка?

2.Для чего нужна карта высоты снежного покрова?

Татыш

Татыш

ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СНЕГА  (к занятию №7)

ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СНЕГА (к занятию №7)

  • Плотность снега – очень важный показатель, характеризующий его газо- и светопроницаемость, тепло- и электропроводность. Она представляет собой отношение объема воды, полученной из снега, к взятому для этого объёму снега. Плотность – величина относительная , всегда меньше единицы .
  • Оборудование: весовой снегомер.
  • Можно изготовить его самим. Для этого надо взять сосуд, металлический полый цилиндр, известного объёма и брать им снежные пробы. Сосуд аккуратно погружается в снег и снизу фиксируется лопаткой. В помещении снег растапливается и определяется объем полученной воды.
  • Теперь определяем плотность снега : делим объем воды на объем сосуда.
  • Плотность снега колеблется от 0,01 до 0,7. Г.Д. Рихтер дает следующую классификацию снега по его плотности:
Снег Плотность  Очень рыхлый Рыхлый Средний Плотный Очень плотный 0,01-0,10 0,10-0,25 0,25-0,35 0,35-0,45 Более 0,45

Снег

Плотность

Очень рыхлый

Рыхлый

Средний

Плотный

Очень плотный

0,01-0,10

0,10-0,25

0,25-0,35

0,35-0,45

Более 0,45

  • Пешеход без лыж не будет проваливаться при плотности снега 0,32-0,35; снег с плотностью 0,40 выдерживает лошадь, а нога человека не оставляет следа. Тяжелые автомашины требуют плотности снега не менее 0,50.
  • Самый плотный – свежевыпавший снег в Антарктиде: при очень сильном ветре и очень низких температурах он состоит из мельчайших снежинок, «упаковывающихся»в снежный покров очень тесно, не оставляя места воздуху. У нас снег очень рыхлый. Но слежавшись, он уплотняется. За зиму плотность снега возрастает от 0,13-0,15 до 0,19-0,21. В предвесенний период плотность возрастает за счет подтаивания и активизации ветра . Может возрасти до 0,30-0,35.
Сон трава  г.Озерск ,Челябинская область

Сон трава г.Озерск ,Челябинская область

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

  • Аспект (фенологический )-преобладающие краски в ландшафте.
  • Весна - переходный для территории умеренного пояса сезон.
  • Геокомплекс - территория, обладающая определенной степенью однородности всех или некоторых взаимосвязанных и взаимодействующих геокомпонентов.
  • Геокомпоненты – слагаемые геокомплекса. К ним относятся: геологическое строение и рельеф, климат, воды, почвы, растительность, животный мир.
  • День весеннего равноденствия – 21 марта. В этот день Солнце в зените на экваторе; по всей Земле день равен ночи.
  • День зимнего солнцестояния -22 декабря. В этот день Солнце в зените над южным тропиком.
  • День летнего солнцестояния – 22 июля. В этот день Солнце в зените над северным тропиком.
День осеннего равноденствия -23 сентября. В этот день  Солнце в зените на экваторе. Изофены –линии на фенологической карте, соединяющие точки с одинаковой датой наступления сезонного явления. Интегральные фенологические методы – получение суммированного отчета от определенного количества учетных единиц. Интегральный описательный метод – определение процента учетных единиц, перешедших межу в данный день на конкретной территории. Межа –момент сезонного развития учетной единицы. Обычный метод фенологических наблюдений – определение даты наступления сезонного явления. Объекты фенологических наблюдений – конкретные виды растений, животных, элементов неживой природы, а также их комплексов подверженные в течение года циклическим изменениям. Описательный первичный фенометод – метод, с помощью которого в конкретный день на конкретной территории характеризуется фенологическое состояние объекта.
  • День осеннего равноденствия -23 сентября. В этот день Солнце в зените на экваторе.
  • Изофены –линии на фенологической карте, соединяющие точки с одинаковой датой наступления сезонного явления.
  • Интегральные фенологические методы – получение суммированного отчета от определенного количества учетных единиц.
  • Интегральный описательный метод – определение процента учетных единиц, перешедших межу в данный день на конкретной территории.
  • Межа –момент сезонного развития учетной единицы.
  • Обычный метод фенологических наблюдений – определение даты наступления сезонного явления.
  • Объекты фенологических наблюдений – конкретные виды растений, животных, элементов неживой природы, а также их комплексов подверженные в течение года циклическим изменениям.
  • Описательный первичный фенометод – метод, с помощью которого в конкретный день на конкретной территории характеризуется фенологическое состояние объекта.
Плотность снега – отношение объема воды, полученной из снега, к взятому для этого объему снега. Сезон – часть года, характеризуемая определенным, свойственным только ей состоянием живой и неживой природы. Сезонное явление – момент фенофазы. Солярное снеготаяние – таяние снега от прямых солнечных лучей. Ступени сезона – части сезона, различающиеся своими фенологическими особенностями. Сублимация – испарение снега. Учетная единица – то, что подсчитывается при наблюдениях. Фация ландшафтная – низший ландшафтный геокомплекс, характеризуемый полной однородностью всех компонентов. Феноиндикатор – легко наблюдаемое сезонное явление. Фенологическая шкала – нормальная последовательность фенофаз и их подразделений для одного объекта.
  • Плотность снега – отношение объема воды, полученной из снега, к взятому для этого объему снега.
  • Сезон – часть года, характеризуемая определенным, свойственным только ей состоянием живой и неживой природы.
  • Сезонное явление – момент фенофазы.
  • Солярное снеготаяние – таяние снега от прямых солнечных лучей.
  • Ступени сезона – части сезона, различающиеся своими фенологическими особенностями.
  • Сублимация – испарение снега.
  • Учетная единица – то, что подсчитывается при наблюдениях.
  • Фация ландшафтная – низший ландшафтный геокомплекс, характеризуемый полной однородностью всех компонентов.
  • Феноиндикатор – легко наблюдаемое сезонное явление.
  • Фенологическая шкала – нормальная последовательность фенофаз и их подразделений для одного объекта.
Фенологические  наблюдения – наблюдения ? за сезонными явлениями и процессами природы. Фенологическое  картографирование – составление карт различного масштаба и для разных территорий, показывающих сроки наступления сезонных процессов. Фенология – система знаний о сезонных явлениях и процессах природы. Экометрические методы - фенологические методы, с помощью которых территория разделяется на зоны с различным фенологическим состоянием объекта на одну и ту же дату или за одинаковый промежуток времени. Экометрическая маршрутная съемка – проведение фенологических наблюдений по заранее выбранному маршруту с целью составления крупномасштабной фенологической карты данной местности. Элементы фенологического наблюдения – любое фенологическое наблюдение можно разделить на 3 составляющих элемента: 1) элемент времени, 2) элемент места, 3) элемент фенологического состояния объекта.
  • Фенологические наблюдения – наблюдения ? за сезонными явлениями и процессами природы.
  • Фенологическое картографирование – составление карт различного масштаба и для разных территорий, показывающих сроки наступления сезонных процессов.
  • Фенология – система знаний о сезонных явлениях и процессах природы.
  • Экометрические методы - фенологические методы, с помощью которых территория разделяется на зоны с различным фенологическим состоянием объекта на одну и ту же дату или за одинаковый промежуток времени.
  • Экометрическая маршрутная съемка – проведение фенологических наблюдений по заранее выбранному маршруту с целью составления крупномасштабной фенологической карты данной местности.
  • Элементы фенологического наблюдения – любое фенологическое наблюдение можно разделить на 3 составляющих элемента: 1) элемент времени, 2) элемент места, 3) элемент фенологического состояния объекта.
ЗАНЯТИЕ В 5 В КЛАССЕ Обработка полученных результатов

ЗАНЯТИЕ В 5 В КЛАССЕ

Обработка полученных результатов

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

  • Балбышев И.Н. Времена года. Л., 1971
  • Батманов В.А. Фенологические наблюдения в походе. Свердловск, 1961.
  • Беляева Л.Т. Экскурсии в природу. М.,2005.
  • Куприянова М.К. , Новоженов Ю.И., Щенникова З.Г. Фенологические наблюдения во внеклассной краеведческой работе. Екатеринбург. БКИ 2000.
  • Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.:
  • Просвещение, 1976
  • Петров В.В . Весна в жизни леса. М., 1999.
  • Попов Н.В. Фенологические наблюдения в школе. М., 1985.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее