Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска
Алтайского края»
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
для 1 класса
Составитель:
Асфаганова И.В.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкий, В. П. Канакина, М.В. Бойкина «Русский язык» и Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школы России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В.Анащенкова, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011.);
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Цели обучения грамоте:
-помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
-обеспечить речевое развитие учащихся;
-дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения русского языка.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
-выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения;
-обогащение и активизация словарного запаса учащихся;
-формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
-воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Общая характеристика курса
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника азбуки», в ходе которой
происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане
В 1 классе на уроки в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению— 92 часа. (4часа в неделю, 23 учебные недели), на изучение литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель). В период обучения грамоте 10 часов резервного времени добавлены на отработку техники чтения в раздел «Букварный период».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1.Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.
3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.
4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.7. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:
-понимать содержание и главную мысль произведения;
-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
-извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | ||
|
| Контрольные | Лабораторные, практические | Развитие речи (экскурсии и т.д.) |
Тема 1. Добукварный период | 14 |
|
|
|
Тема 2. Букварный период | 53 |
|
|
|
Тема 3. Послебукварный период | 16 |
|
|
|
ИТОГО | 92 |
|
|
|
Тема 1. Вводный урок | 1 |
|
|
|
Тема 2. Жили-были буквы | 7 |
|
|
|
Тема 3. Сказки, загадки, небылицы | 7 |
|
|
|
Тема 4. Апрель, апрель. Звенит капель. | 5 |
|
|
|
Тема 5. И в шутку, и всерьёз. | 6 |
|
|
|
Тема 6. Я и мои друзья | 5 |
|
|
|
Тема 7. О братьях наших меньших | 5 |
|
|
|
Тема 8. Резерв | 4 |
|
|
|
Резерв | 4 |
|
|
|
ИТОГО | 40 |
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Содержание учебного курса «Литературное чтение» полностью соответствует стандарту начального образования средней школы базового уровня, авторской программе В.Г. Горецкий. В. П. Канакина М.В. Бойкина «Русский язык»; Л.Ф. Климанова М.В. Бойкина «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школы России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В.Анащенкова, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011.).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (практические, контрольные, экскурсии и т.д.) | Элементы содержания | Планируемые результаты изучения темы | Ведущие формы и методы обучения на уроке | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
Добукварный период (14 часов) | |||||||||||
1 | «Азбука» - первая учебная книга. | Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой. | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги. Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать их. Оценивать результаты своей работы на уроке. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Работа с книгой. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
2 | Речь устная и письменная. Предложение. | Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Правила поведения на уроке. Правила работы в группе. | Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий. Практически различать речь устную и письменную. Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. | Частично-поисковый, репродуктивныйБеседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
3 | Слово и предложение. | Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии. | Делить предложения на слова .Определять на слух количество слов в предложении ,составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять и «читать» предложения по схемам. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
4 | Слог. | Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных. | Воспринимать слово как объект изучения. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Моделировать слова при помощи схем. | Частично-поисковый, репродуктивный Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
5 | Ударение. | Ударный слог .Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения по модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. | Выделять ударный слог при произнесении слова. Определять на слух ударный слог в словах. Называть способы выделения ударного слога («позвать «слово, «спросить «слово).Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. | Частично-поисковый, репродуктивныйБеседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
6 | Звуки в окружающем мире и в речи. | Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Игры и забавы детей. | Произносить и слышать изолированные звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
7 | Звуки в словах. | Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова или значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера, по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Природа родного края. | Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать слово с опорой на его модель: определять кол-во слогов, называть ударный слог, определять кол-во и последовательность звуков в слове, кол-во звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
8 | Слог-слияние. | Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния в словах. Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Правила безопасного поведения в быту. | Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Наблюдать, как образуется слог-слияние (в процессе слого-звукового анализа). Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Различать графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
9 | Повторение и обобщение пройденного материала. | Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки. | Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленять из речи предложения, делить их на слова. Делить слова на слоги. Определять кол-во слогов в слове. Выделять ударный слог, слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
10 | Гласный звук [а], буквы А, а. | Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с лентой букв. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.
| Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астры). Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, наблюдать над особенностями его произнесения. Доказывать, что звук [а] гласный. Слышать звук в произносимых словах. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
11 | Гласный звук[ о], буквы О, о | Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о] .Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни).Выделять звук[о]в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, наблюдать над особенностями его произнесения. Доказать, что звук [о ] гласный. Распознавать на слух звук [о] в словах. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
12 | Гласный звук [и] , буквы И, и. | Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка). Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, наблюдать над особенностями его произнесения. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
13 | Гласный звук[ ы] , буква ы. | Особенности произнесения нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Учение-это труд. Обязанности ученика. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары).Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, наблюдать над особенностями его произношения. Доказать ,что звук [ы ]гласный. Слышать звук [ы ]в произносимых словах. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
14 | Гласный звук [у],буквы У, у | Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о] [и], [ы]. Ученье- путь к уменью. Качества прилежного ученика | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, наблюдать над особенностями его произнесения. Доказывать, что звук [у] гласный. Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
Букварный период (53 часа) |
| ||||||||||
15 | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. | Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смысло-различительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме–модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | Твёрдость и мягкость согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
16 | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. | Особенности артикуляции новых звуков. Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над родственными словами. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемыми звуками (лес, лось). Выделять звуки [с], [с,] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки [с], [с,] в словах. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
17
| Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать звуки [с], [с,] в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
18 19
| Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. | Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. | Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать звуки [т], [т,] в словах. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная.. |
|
| |||||
20
| Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л | Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Досуг первоклассников: чтение, прогулки .игры на свежем воздухе. Правила поведения в гостях. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
21
| Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р | Особенности артикуляции звуков[р], [р,] Формирование плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Уход за комнатными растениями. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова. Отвечать на вопросы по иллюстрации. Рассказывать об уходе за растениями. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
22
| Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. . Чтение слов с новой буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Объяснять смысл пословицы. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
23
| Гласные буквы Е, е | Буква е в начале слов и после гласных в середине на конце слов. Буква е- показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели. | Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге делать выводы о том , что в слове ели два слога-слияния. Обозначать слияние [й,], [э], буквой е. Называть особенность буквы е(обозначать целый слог-слияние-два звука)Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Е, е. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
24 | Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е. Читать текст вслух. Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста. Составлять рассказы о профессиях. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
25 26 | Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Москва – столица России. | Выделять звуки [м], [м,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
27 28 | Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке. | Выделять звуки [з], [з,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
29 30 31
| Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звуки [б], [б,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке .Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
32
| Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д
| Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звуки [д], [д,] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
33 | Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Сопоставлять попарно слоги с буквами т и д. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [д], [д,] и глухих согласных [т], [т,] в парах. Устанавливать сходства и различие в произнесении [д], [т], [д,], [т,]. Различать парные по глухости – звонкости согласные звуки [д]-[т] и [д,], [т,] в словах. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
34 35 36
| Гласные буквы Я, я | Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге делать выводы о том , что в слове маяк два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [й,], [а], буквой я. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
37 38 | Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звуки [г] и [к] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст находить в нём слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
39 40 | Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч.
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звук [ч,], из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч,], всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
41 42 | Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Читать слова с ь в середине и конце ,производить их слого-звуковой анализ. Читать текст отвечать на вопросы по содержанию. Объяснять роль буквы ь. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
43 44
| Твёрдый согласный звук ш. Буквы Ш, ш. Сочетание ши. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
45 46
| Твёрдый согласный звук ж. Буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звук [ж], из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
47 48
| Гласные буквы Ё, ё. | Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [й,], [о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние –два звука).приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
49
| Звук [j,],буквы Й, й. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звук [j,], в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов),определять место звука[j,] в словах. Преобразовывать слова (мой-моё-моя, твой-твоё-твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
50 51 52
| Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
| Выделять звуки [х], [х,] из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки [г]-[г,], [к]-[к,], [х]-[х,], выявлять сходство и различие в их произнесении. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
53 54
| Гласные буквы Ю, ю. | Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j,y] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
55 56 | Твердый согласный звук ц. Буквы Ц, ц. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
57 58
| Гласный звук [э], буквы Э, э. | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения. | Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] – знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Выделять звук [э] в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных. Читать слова с новой буквой. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
59 60
| Мягкий глухой согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ.
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Выделять звук [щ,] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ,] согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
61 | Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф.
| Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений | Выделять звуки [ф], [ф,] из слов , характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных[ф], [ф,] и звонких согласных [в], [в,] в парах. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
62
| Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения. | Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного [т,],слышится слияние [j,а]. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного[т,],к слиянию[j,а].- [ т, j,а]. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
63 | Русский алфавит | Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов . Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Анализировать «ленту букв»: называть группы букв ( гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
64-73 | Резерв Отработка техники чтения |
|
|
|
|
| |||||
Послебукварный период (16часов) |
| ||||||||||
74 | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». | Герои произведения. Чтение по ролям. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
75 | К.Ушинский «Наше Отечество» | Главная мысль текста. Анализ иллюстрации к тексту. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации. Придумывать рассказы по иллюстрации. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
76 | В. Крупин «Первоучители словенские» | Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
77 | В. Крупин «Первый букварь» | Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать текст в чтении учителя. На слух определять известную и неизвестную информацию. Читать старинную азбуку. Соотносить название букв со страницами старинной азбуки. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
78 | А.С. Пушкин. Сказки. | Выставка книг. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Рассматривать выставку книг – сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книг знакомые Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке. Определять название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определять, из какой книги прочитанный отрывок. Выбирать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
79 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | Нравственный смысл поступка | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать самостоятельно рассказы Л. Толстого. Определять смысл поступка героев. Соотносить поступки героев со своими поступками. Придумывать свои рассказы на определённые жизненные ситуации. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
80 | К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. | Поучительные рассказы для детей | Принимать учебную задачу урока. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
80 | К.И. Чуковский. Телефон. | Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского. Определять самостоятельно, в какой из книг есть сказка в стихах «Телефон». Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
81 | К.И. Чуковский. «Путаница». Небылицы. | Особенности стихотворения – небылицы. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Читать самостоятельно текст стихотворения. Вычитать из текста стихотворения, как неправильно разговаривают герои. Прочитать, как надо разговаривать героям. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
82 | В.В. Бианки «Первая охота». | Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг. Находить на выставке нужную книгу. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). Читать самостоятельно текст. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
83 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. | Приёмы заучивания стихотворений наизусть. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать выставку книг С. Маршака. Определять тему выставки на основе предложенных вариантов (стихи для детей, весёлые стихи для детей). Находить знакомые книги. Читать стихотворения С. Маршака. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
84 | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока. | Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Слушать текст в чтении учителя. Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
|
| |||||
85 | Стихи и рассказы русских писателей: С. Маршак ,А. Барто, В. Осеева | Сравнение стихотворений и рассказов | Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
86 | Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Песенка-азбука. | Выразительное чтение стихотворений. | Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. | Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
87 | Проект «Живая азбука» |
| Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением. | Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
89-92 | Наши достижения. Планируемые результаты изучения. |
| Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики.
| Частично-поисковый, репродуктивный. Беседа, объяснение. Фронтальная, коллективная, индивидуальная |
|
| |||||
Клендарно – тематическое планирование | |||||||||||
№ урока | Тема урока, виды деятельности обучающихся (практические, контрольные, экскурсии и т.д.) | Элементы содержания | Планируемые результаты изучения темы | Ведущие формы и методы обучения на уроке | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
Вводный урок (1 ч) | |||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | Знакомство с учебником. Понятие «автор», «писатель» «произведение» | Ориентироваться в учебнике. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию, закрепление |
|
| |||||
Жили-были буквы (7 ч) |
| ||||||||||
2 | Стихотворение В.Данько «Загадочные буквы» | Понятие «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | Прогнозировать содержание раздела. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Умение слушать. Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию, закрепление. |
|
| |||||
3 | Стихотворение С. Чёрного «Живая азбука | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Извлечение нужной информации из прослушанных текстов различных жанров.
| Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Устанавливать и соблюдать очерёдность действий. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию, закрепление |
|
| |||||
4 | Стихотворение С .Маршака «Автобус номер двадцать шесть». | Осознанное чтение текста целыми словами Выразительное чтение текста. Знакомство с элементами книги.
| Сравнивать предметы ,объекты: находить общее и различие .Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Объяснение, подготовка к восприятию, коллективная, работа в группах. |
|
| |||||
5 | Проекты: «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок» | Защита проектов. Рассказы о буквах. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. | Объяснение, подготовка к восприятию, Работа в парах. Коллективная , индивидуальная. |
|
| |||||
6 | Литературная сказка И.Токмаковой «Аля Кляксич и буква А» | Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. Анализ произведения: Выявление его идейно художественной направленности. | Свободная ориентация и восприятие художественного текста. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Объяснение, подготовка к восприятию. Коллективная , индивидуальная. |
|
| |||||
7 | Литературная сказка Ф. Кривина «Почему А поётся ,а Б нет»
| Называть героев сказки и при чины совершаемых ими поступков,давать им нравственную оценку. Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений.
| Контроль и оценка результатов деятельности Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы ,уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Формировать положительное отношение к учёбе Адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная. Работа в группах |
|
| |||||
8 | Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И. Гамазковой, Е.Григорьевой | Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | Передавать различные интонации при чтении. Уметь оценивать чтение товарища.
| Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная. |
|
| |||||
Сказки, загадки, небылицы-7 ч | |||||||||||
9 | Сказки авторские и народные. «Курочка ряба», «Теремок». | Народная и авторская сказка. Осознанное чтение текста целыми словами. Выразительное чтение сказки. Пересказ сказки. Ответы на вопросы по содержанию | Читать известную сказку плавно, целыми словами ,при повторении- читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Соотносить иллюстрации с содержанием текста. Рассказывать сказку, отвечать на вопросы ,называть героев сказки и причины поступков ими совершаемых, давать их нравственную оценку. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах. |
|
| |||||
10 | Сказки авторские и народные. «Рукавичка», «Петух и собака» | Народная и авторская сказка. Осознанное чтение текста целыми словами. Выразительное чтение сказки. Пересказ сказки. Ответы на вопросы по содержанию Анализ текста, его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | Построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах |
|
| |||||
11 | Сказки А.С. Пушкина | Произведения А.С. Пушкина. Декламация стихотворных произведений. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в парах. |
|
| |||||
12 | Произведения К.Ушинского и Л.Толстого. | Произведения Л. Толстого и К.Ушинского. Формирование умения читать по ролям. Пересказ сюжета сказки. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Вступать в диалог. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах |
|
| |||||
13 | Загадки. Тема загадок. Песенки . | Особенности жанров устного народного творчества, различение и сравнение жанров. Русские и английские народные песенки.
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах |
|
| |||||
14 | Потешки. | Особенности жанров устного народного творчества, различение и сравнение жанров. Герои потешек. Чтение по ролям
| Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах |
|
| |||||
15 | Небылицы. | Сравнение художественных произведений, объединённых общей тематикой. Иллюстрирование произведения. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательства. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учёбе. | Объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная, коллективная , работа в группах |
|
| |||||
Апрель, апрель! Звенит капель – 5 ч. |
| ||||||||||
16 | Лирические стихотворения А. Майкова. | «Весна»,»Ласточка примчалась…», Произведения о природе. Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение .Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Волевая саморегуляция. Вступать в диалог .Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная.
|
|
| |||||
17 | Лирические стихотворения А. Плещеева,Т.Белозёрова | «Сельская песенка». Определение настроения произведения. Сравнение их по настроению тематике и жанру. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира ,произведениям искусства. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная.
|
|
| |||||
18 | Лирические стихотворения С.Маршака | Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. Выразительное чтение. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Волевая саморегуляция. Вступать в диалог .Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная.
|
|
| |||||
19 | Литературная загадка. И.Токмакова, Е.Трутнева. | Выразительное чтение. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.Осознанное чтение текста целыми словами. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Волевая саморегуляция Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная., фронтальная
|
|
| |||||
20 | Проект «Азбука загадок»
| Сравнение художественных произведений, объединённых общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Защита проектов. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Внимательно относиться к красоте окружающего мира. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная., фронтальная
|
|
| |||||
| И в шутку и всерьёз- 6 ч |
| |||||||||
21 | Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г.Кружкова | Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом .Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
22 | Весёлые стихи для детей К.Чуковского, О.Дриза, | Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий..Группировать, классифицировать предметы. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
23 | Весёлые стихи для детей О.Григорьева, Т.Собакина. | Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Волевая саморегуляция Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
24 | Юмористические рассказы для детей Я.Тайца | «Помощник» Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Волевая саморегуляция Вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учёбе. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
25 | Юмористические рассказы для детей М.Пляцковского | Чтение по ролям. Выразительное чтение и пересказ текста. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учёбе. | Объяснение, подготовка к восприятию, Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
26 | Юмористические рассказы для детей Н .Артюховой | Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Понимание прочитанного. Выразительное чтение и пересказ текста. Сравнение художественных произведений, объединённых общей тематикой. Иллюстрирование произведения.
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Доказательство. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Формирование социальной роли ученика. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная ,коллективная. |
|
| |||||
Я и мои друзья-5ч | |||||||||||
27 | Рассказы о детях Ю. Ермолаева , М.Пляцковского | Произведения о детях, о о взаимоотношениях людей, добре и зле. Анализ и оценка поступков героев | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. Волевая саморегуляция. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Называть героев рассказа и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
28 | Стихотворения Е.Благининой, В .Орлова | Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Анализ объектов. Выбор оснований и критериев для сравнения. . Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Волевая саморегуляция. . Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Называть героев рассказа и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Индивидуальная ,коллективная |
|
| |||||
29 | Стихотворения С.Михалкова, Р.Сефа.
| Анализ и оценка поступков героев. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Называть героев рассказа и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная |
|
| |||||
30 | Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю.Энтина. | Анализ и оценка поступков героев. Выразительное чтение | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. . В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться., благодарить ,просить Разрешения. . Называть героев рассказа и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная |
|
| |||||
31 | Проект:«Наш класс - дружная семья»
| Анализ и оценка поступков героев. Выразительное чтение. Последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя Анализ и оценка поступков героев. Сравнение художественных произведений, объединённых общей тематикой. Иллюстрирование произведений.
| Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Волевая саморегуляция. . Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная |
|
| |||||
О братьях наших меньших-5ч | |||||||||||
32 | Стихотворения о животных С .Михалкова, Р.Сефа. | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Выборочное чтение. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Определение основной и второстепенной информации. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Называть героев произведения и причины совершаемых или поступков, давать им нравственную оценку. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная, фронтальная |
|
| |||||
33 | Стихотворения о животных И. Токмаковой , В.Берестова, Г.Сапгира | Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Выразительное чтение. Пересказ текста по картинному плану. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. . В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном . Вступать в диалог. Называть героев произведения и причины совершаемых или поступков, давать им нравственную оценку | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная, фронтальная. |
|
| |||||
34 | Рассказы В.Осеевой. | Выразительное чтение. Чтение по ролям. | Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие ,выведение следствий. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном .вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходиться с образцом. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. . Определять настроение автора. Характеризовать поступки героев. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление индивидуальная ,коллективная, фронтальная. |
|
| |||||
35 | Сказки – несказки Д.Хармса. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие ,выведение следствий. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом. Волевая саморегуляция. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. | Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная, фронтальная. |
|
| |||||
36 | Сказки – несказки Н. Сладкова | Осознанное чтение текста целыми словами. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Пересказ текста. Выразительное чтение. Сравнение художественных произведений, объединённых общей тематикой. Иллюстрирование произведения.
| Свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей. Подведение под понятие ,выведение следствий. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков, давать им нравственную оценку. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| Беседа, объяснение, подготовка к восприятию. Закрепление Индивидуальная ,коллективная, фронтальная. |
|
| |||||
37 38 39 40 | Резерв |
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Авторские программы: В.Г. Горецкий., В. П. Канакина., М.В. Бойкина «Русский язык» и Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. « Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школы России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В.Анащенкова, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011.).
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. Учебник в 2-х ч. М.: «Просвещение», 2013
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 кл. М: «ВАКО» 2012
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А. «Литературное чтение». 1 кл. Учебник: Москва «Просвещение» 2013
Климанова Л.Ф. Учебное пособие: «Литературное чтение» 1 класс. Москва «Просвещение» 2013
Мультимедийные пособия
Электронное приложение к учебнику Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградской Л.А. и др. Азбука. 1 кл.
Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Принтер
Колонки
Магнитно-меловая, маркерная доска
Фото-видео камеры
Перечень учебно-методического обеспечения подробно представлен в паспорте учебного кабинета №5.
Лист коррекции
Дата | Содержание изменения или дополнения | Причина изменения | Подпись ЗУВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|