«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа по краеведению

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верх –Уймонская средняя общеобразовательная школа»




Автор:Иванова Римма Порфирьевна,

учитель начальных классов МОУ

«Верх-Уймонская СОШ»







с.Верх-Уймон


Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Алтай, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи.

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ,;

  • приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.

В области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности школьника;

  • совершенствование духовных и физических потребностей;

  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

1 класс.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.


урока

Тема урока

Количество часов

1

Что изучает краеведение?

1

2

Родная школа (экскурсия).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Что растёт на клумбе.

1

5

Трудовая жизнь в школе.

1

6

Из истории школы.

1

7

С днём рождения наш класс.

1

8

Мой дом.

1

9

Безопасный и короткий путь домой.

1

10

Моя улица, почему так названа.

1

11

Моя семья.

1

12

Я и моё имя.

1

13

Такие разные профессии.

1

14

Профессии в моей семье.

1

15

Традиционные ремёсла моего края.

1

16

Люди моего села.

1

17

Традиции моей семьи.

1

18

Наша дружная семья.

1

19

Выставка семейных поделок.

1

20

Моя родословная.

1

21

История моей семьи в истории села Верх- Уймон

1

22

Мой четвероногий друг.

1

23

Зимние забавы наших предков.

1

24

Масленица.

1

25

Проводы русской зимы.

1

26

Моя Республика.

1

27

Заочное путешествие по Республике Алтай.

1

28

Заочная экскурсия по городу Горно -Алтайску.

1

29

Экскурсия в краеведческий музейсела Верх - Уймон.

1

30

Усть - Коксинский район. Сёла Усть – Коксинского района.

1

31-32

Обобщающий урок.

2



2 класс.

Природа Республики Алтай.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа РА». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашей Республики Алтай является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Алтая. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в препедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу , парке красота заиндевевших деревьев в селе, праздник зимы в селе, районе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

урока

Тема урока

Количество часов

1

В гости к осени. Экскурсия.

1

2

Территория, границы, географическое положение.

1

3

Богатства нашей земли.

1

4

Климат нашего края.

1

5

Водоёмы нашего края.

1

6

Река Катунь.

1

7-8

Заповедные места Усть –Коксинского района.

2

9

Экскурсия в Музеи.

1

10-11

Растения нашего края.

2

11

Леса нашего края.

1

12

Экскурсия в ЗАПОВЕДНИК.

1

13

Берёзка – символ родины моей.

1

14

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

1

15

Акция «Кормушка» (урок-проект).

1

16

Птицы зимой.

1

17

Животные нашего края.

1

18

Марал – символ моего района.

1

19

Экскурсия в лес.

1

20

Редкие животные нашего края.

1

21

Садово-парковая культура района.

1

22

Экскурсия в музей.

1

23

В гости к весне. Экскурсия.

1

24

Как природа залечивает раны.

1

25-26

Экскурсия на свиноферму.

2

27-28

Экскурсия в зоосад.

2

29

Научные исследования.

1

30

Будь природе другом.

1

31

Экскурсия в природу.

1

32-33

Конкурсная игровая программа.

2


3 класс.

Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.

Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Республики Алтай, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края.

Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изо».

урока

Тема урока

Количество часов

1

Фольклор – духовное богатство народа.

1

2-3

Наш край в устном народном творчестве.

2

4-5

Народные таланты нашего края.

2

6

Алтайский народный сказитель Н.Улагашев.

1

7

Собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев (1826-1871).

1

8

Песенное творчество нашего края.

1

9

О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

1

10

М. Е. Пятницкий – собиратель русской песни.

1

11

Русский народный ансамбль «Товарочка». Знакомство с его творчеством.

1

12

Народный танец.

1

13

Народные песни

1

14

Творчество С. Я. Маршака.

1

15

Загадочный мир названий.

1

16

Фамилии старожилы.

1

17-18

Писатели и другие деятели культуры и наш край.

2

19

Язык живописи.

1

20

Верх –Уймон на полотнах живописцев.

1

21-22

Художники нашего края.

2

23

Песни и стихи об Алтае.

1

24

Жизнь и творчество Н.Рериха.

1

25

Народные праздники Горного Алтая.

1

26

Великая Отечественная война в творчестве наших земляков.

1

27

Встреча в литературном клубе города.

1

28

Наше село (район, РА) в художественной и мемуарной литературе.

1

29

Проба пера. Газета «Звезда Алтая»

1

30

Районная газета «Уймонские вести».

1

31

Экскурсия в редакцию газеты «Уймонские вести»

1

32-34

Развитие спорта в нашем районе.

3

4 класс.

История родного края.

Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории.

Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой района, Республики Алтай.

Учитель знакомит с этапами становления РА, с историческими событиями, повлиявшими на становление РЕСПУБЛИКИ.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Технология», Изо.

урока

Тема урока

Количество часов

1

Государственная символика.

1

2

История возникновения РА.

1

3-5

История деревень и сёл РА

3

6

Хронология г. Горно -Алтайска.

1

7

Заочное путешествие по Горно -Алтайску.

1

8

Реки Усть –Коксинской земли и их история.

1

9

История двух мостов.

1

10

Из истории улиц.

1

11-13

Городская архитектура.

3

14-15

Православные храмы.

2

16

Памятники. Памятные знаки.

1

17

История промышленности города Горно -Алтайска

1

18

Очерки истории школ.

1

19

Экскурсия в краеведческий музей.

1

20

Суровые годы Великой Отечественной Войны.

1

21

Герои-земляки.

1

22

Послевоенный Алтай

1

23

50-70 годы.

1

24

Современный город: жизнь и быт.

1

25-26

История предприятий РА

2

27-28

Экскурсии на предприятия города.

2

29

История развития с/х РА

1

30

Культура в РА.

1

31

Образование в РА.

1

32

Почётные граждане нашей Республики и района, села

1

33-34

Обобщающие уроки «Знатоки родного края».

Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее