«Зимний фестиваль знаний 2025»

Библиотечно-библиографическое краеведение как направление воспитательной работы библиотеки

Программа ориентирована на расширениекругазнаний библиотекарей СУЗов, повышение их профессиональной компетентности. Завершившие обучение по программе смогут использовать краеведение как одно из направлений воспитательной работы библиотеки СУЗа.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Библиотечно-библиографическое краеведение в воспитательной работе библиотек ГБУПО»








Трудоемкость:216 академических часов

Выполнила: методист, педагог дополнительного образования, к.п.н.,

Старовойтова О.Р.





Санкт-Петербург

2017
























Содержание


Введение ………………………………………………………………………….3

1. Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной программа…6

2. Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу…………………………………………………………………………………11

3. Описание содержание образовательной услуги………………………………..13

4. Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике…………………………………………………………………………... 23

5. Описание ресурсов образовательной услуги……………………………………31

6. Описание оценочного фонда образовательного проекта………………………33

7. План продвижения образовательного проекта………………………… ……35

8. Использованные источники ……………………………………………………..36





Введение

Актуальность программы. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является краеведческое и патриотическое воспитание молодого поколения. Россиянам всегда в высшей степени были свойственны любовь к родной земле, гордость принадлежностью к России.

В последние десятилетия в России произошли экономические и социальные изменения, которые, по мнению социологов и политологов, повлекли за собой социальную дифференциация общества, девальвацию отдельных духовных ценностей, в том числе ценностей, заложенных в краеведении. Резко снизилось воспитательное воздействие на юношество российской культуры, краеведения, искусства и образования в целом.

Характеризуя создавшееся в стране положение, Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с классными руководителями выпускных классов школ (2016 г.) сказал: «Получить знания - это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным», а также - «…утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Становление гражданского общества во многом зависит от уровня патриотического воспитания, в том числе воспитания, построенного на краеведческих материалах. В настоящее время начались изменения в отношении молодежи России с государством и обществом. Определенную роль в этих изменениях играет воспитательная работа, в том числе воспитательная работа библиотек, построенная на краеведческих материалах. Учащиеся получают больше возможностей в самореализации, самопрезентации, в формировании положительной Я-Концепции. В этих условиях краеведение становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Объект разработки программы – обучающиеся государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Предмет разработки программы – библиотечно-библиографическое краеведение в воспитательной работе библиотеки ГБПОУ.

Цель разработки программы: обучение библиотекарей Государственных бюджетных учреждений профессионального образования для организации воспитательной средствами краеведения.

Задачи разработки программы традиционно делятся на три группы:

  1. Обучающие задачи:

• обучение библиотекарей базовым навыкам, необходимым для работы с информацией краеведческого и другого социально-значимого характера;

• развитие познавательных интересов библиотекарей в областях, не связанных с профессиональным обучением, в том числе в области краеведческого и патриотического воспитания обучающихся;

• развитие компетенций библиотекарей в области организации самостоятельной аналитической и исследовательской работы обучающихся, а также к творческому подходу в решении образовательных краеведческих задач;

• обучение библиотекарей основам мультимедиа в контексте освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Библиотечно-библиографическое краеведение».

  1. Воспитательные задачи:

• тренинги и творческие задания в интересах командообразования разобщенных, в силу условий труда, библиотекарей. Обучение их проведению командообразующих тренингов с обучающимися, решающими краеведческие задачи на базе библиотек;

• развитие интереса к краеведению как первой фазе воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотического мировоззрения обучающихся;

• устойчивость библиотекарей к стрессовым ситуациям, которые могут возникнуть в процессе воспитательной работы средствами краеведения;

  1. Развивающие задачи:

• развитие навыков библиотекарей в коллективном решении учебных краеведческих задач;

• формирование позитивной Я-концепции библиотекаря, ведущего воспитательную работу на базе решения обучающимися краеведческих задач;

• создание условий для личностного профессионального роста библиотекарей;

• формирование компетенций библиотекарей, позволяющих создать условия для развития патриотического самосознания обучающихся.














1. Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной программы.

Актуальность программы курса «Библиотечно-библиографическое краеведение» заключается в том, что одной из главных ступеней духовно-нравственного развития подрастающего поколения, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края».

Дом отчий, малая родина, отечество, родной край. Так называют землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.

От этих слов возникли и понятия «Родиноведение» и «отечествоведение» (мы встречаем их в научных и педагогических трудах XIX и начала ХХ века) и «краеведение», которое утвердилось и получило широкое распространение сравнительно недавно, лишь в 20-е годы прошлого века.

Родиноведение, краеведение означает знание о своей ближайшей родине, и происходит - от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем, краеведение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему. Границы «края» подвижны, изменчивы - родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край).

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям – об этом писали Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развили В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, В. П. Семенов – Тян – Шанский, В. О. Ключевский и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священнослужители.

Около 150 лет тому назад К. Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики (в частности швейцарской, американской, английской и немецкой) писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». ¹ Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогич. соч.: 6 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – с. 253.

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Еще одна мысль ученого: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники». ²

Лихачев Д. С. Учит земля родная // Вестник Союза краеведов России. – 1992. - №1. – с. 8.

Когда мы говорим о краеведении в библиотеке, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности читателей. Условно можно говорить о трех таких уровнях (в реальной библиотечной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности).

Это, во-первых, получение обучающимися «готовых» знаний о крае со слов библиотекаря, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы обучающихся. (Когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически, пере открывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.

Третий уровень - изучение обучающимися истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Кроме перечисленных положений при разработке программы учитывались положения и требования нормативно-правовых документов:

• Конвенции ООН о правах ребенка в России на 2017 год.

• Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 32) № 273 от 29.12.2012 (ред. от 16.10.2017 г);

• Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" N 436-ФЗ от 29.12.2010 (ред. от 01.05.2017);

• Федерального закона “О днях воинской славы (победных днях) России”) №32-Ф3 от 13 марта 1995 г. (с изменениями на данный период);

• Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге», принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29.06.16 г.

• Постановления Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» № 1493 от 30.12.15г.;

• Распоряжения Правительства РФ от «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» N 1662-р от 17.11.2008 (ред. от 10.02.2017);

• Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» № 996-р от 29.05.2015г.;

• Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» № 1726-р от 04.09.2014;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Концепция развития образования в РФ до 2020 года» № 1726-р от 4.09. 2014 г.

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29.08.2013 г.;

• Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» N 1897от 17.12. 2010 г. (с изменениями и дополнениями);

• СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

• Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» № 617-р от 01.03.2017;

• Устава государственного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга;

• Лицензии государственного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения.

На наш взгляд, системообразующим понятием в краеведческих курсах, которые используются в рамках воспитательной работы, оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие». Исходя из существующих в

научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным нам представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции памятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т.д.), которыми пользуется современная молодежь края. «Памятник» и «традиция» являются основными дидактическими единицами в учебных краеведческих курсах.


























2. Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у обучающихся причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Перечисленные обстоятельства делают воспитательную работу библиотеки на базе краеведческих материалов актуальной для всей воспитательной системы профессионального образовательного учреждения, позволяют расширить границы познавательной внеурочной деятельности обучающихся, дают возможность еще раз акцентировать внимание обучающихся на общечеловеческих ценностях.

Библиотечно-библиографическое краеведение как направление воспитательной работы отличается тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий такого краеведения — руководящее участие библиотекаря и педагога. Успешные результаты библиотечного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого библиотекаря и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих читателей.

Каждый библиотекарь должен хорошо знать свой край, систематически изучать новые источники по краеведению. Библиотекарь должен кроме знаний по краеведению владеть педагогическими знаниями в области краеведческой воспитательной работы. Занимаясь краеведческой работой с подростками, библиотекарь в первую очередь повышает их интеллектуальный уровень и сам в процессе это работы более глубоко овладевает профессиональной компетенцией.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

В библиотечном краеведении следует иметь в виду его дополнительную учебную ценность, так как в процессе краеведческой работы обучающиеся приобретают новые компетенции в работе с информационными источниками, в том числе навыки в их поиске, оценке, анализе содержания.

Работы, связанные с краеведением, проводятся вне классных часов, на базе библиотеки образовательного учреждения, в том числе, во время учебной экскурсии, посещения музея и т.д. Во внепрограммном, библиотечном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах.

Библиотечное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в проектной и исследовательской работе обучающихся.

Таким образом, можно утверждать, что библиотечно-библиографическое краеведение является важной и востребованной составляющей воспитательной работы образовательного учреждения и, одновременно, инструментом социализации и интеллектуального развития обучающихся колледжей.

По данным опроса библиотекарей ГБПОУ 2016 и 2017 годов использование в традиционной воспитательной работе библиотеки колледжа новых тематических направлений востребовано как читателями библиотек, так и администрацией колледжей.




3. Описание содержание образовательной услуги.

Программа «Библиотечно-библиографическое краеведение как направление воспитательной работы библиотеки» является дифференцированной. В то же время - занятия по программе имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить ряд занятий одновременно со всеми обучающимися в едином коллективе.

Модульный принцип построения программы предполагает возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с уровнем базовой подготовки и обучающихся.

Теория модульной системы обучения существует давно, хотя и применительно к высшему образованию. Модульное обучение началось еще в сороковых годах в сфере профессионального образования и прошло в своем развитии несколько этапов:

1. Мини курс модульного обучения (Д. Рассел, Б. Ричейсон, С. Постлезвейт).

2. Учебный курс (Г. Оуэн).

3. «Операционный модуль» (Й. Прокопенко).

4. Модульная система (П. А. Юцявичене).

Общепринятой дефиниции модуля не существует, каждый исследователь попытался выразить собственное толкование понятия. Следует отметить, что все они принимают модуль только как дидактический, в отличие от нашего понимания модуля не только как дидактической, но и как организационной единицы обучения.

У всех исследователей модуль – это определенный объем материала, практически самостоятельный, занимающий ограниченное время (урок, два урока, неделя, месяц). При этом зачастую предполагается использование системы погружения. Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы:

• цель (общая или специальная),

• входной уровень,

• планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения),

• содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки).

В данной работе используется следующее понимание дидактического модуля как единицы, лежащей в основании сложной системы. Это наименьшая самостоятельная часть учебного процесса, которая имеет следующие основные признаки:

• отражает специфику и цели процесса в целом;

• имеет свою дидактическую задачу и средства ее решения (материал, пособия, организация совместной деятельности учителя и учащихся);

• решает задачу, проверяет результаты, осуществляет или планирует необходимую коррекцию;

• обеспечивает взаимодействие с предыдущим и последующим модулями;

• создает достаточное основание для дальнейшего движения учащихся по курсу изучаемой дисциплины.

Учебный процесс строится как система завершенных модулей, соединяющихся в блоки разделов и тем. Такая система предоставляет библиотекарям самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию своих учебных достижений.

Программа является вариативной и может корректироваться в процессе работы с учетом особенностей профессиональной деятельности библиотекарей различных образовательных учреждений.

Согласно учебному плану занятия могут быть групповыми, индивидуально-групповыми, дистанционными, могут проходить в форме участия в мероприятиях, конкурсах, и др. В отдельных случаях темы занятий могут быть скорректированы в соответствии со сроками и успешностью освоения основной программы обучающимися.

Ожидаемые результаты освоен6ия программы:

• получение умений и навыков использования краеведения как инструмента воспитательной работы библиотеки, формирования патриотического мировоззрения обучающихся;

• повышение результативности нравственного и патриотического воспитания обучающихся, в том числе – повышение их общего культурного уровня и эффективности личностного роста, гражданского самосознания, в том числе чувства персональной ответственности за сохранение культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга;

• компетентность библиотекаря в организации взаимодействия с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач, умение слушать и включаться в диалог, участвовать в групповом обсуждении вопросов;

• организация работы творческого объединения с учетом интересов и потребностей каждого конкретного обучающегося.

Учебный план на 2018/2019 учебный год


/п

Название модуля, раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика


1.

Модуль 1. «Учись учиться»


54




1.1

Раздел 1 «Социально-значимая информация по теме курса: краткая характеристика»


6

12

Письменный опрос

1.2

Раздел 2 «Работа с социально-значимой информацией»


4

14

Устные доклады на занятии, презентации

1.3

Раздел «Работа по представлению информации»


2

16

Презентации, видеоролики


Итого:

54

12

42

Информационные материалы

2

Модуль 2. Патриотизм и гражданственность в отечественной истории

54




2.1

Раздел «Понятие патриотизма и гражданственности в различные периоды отечественной истории».


9

6

Устные доклады

2.2

Раздел «Исторические источники и информационные ресурсы о петровских временах».


6

7

Характеристика информационных ресурсов в презентации

2.3.

Раздел «Историки и краеведы- исследователи петровских времен»


8

5

Доклады с презентациями

2.4.

Раздел «Петра I. – основатель Санкт-Петербурга»


8

5

Коллективный доклад. Подготовка карты.


Итого

54

31

23

Презентации, информационные материалы

3.

Модуль 3. Развитие патриотизма и гражданственности в рамках добровольческой деятельности

54




3.1.

Раздел «Добровольческая деятельность во время войн и вооруженных конфликтов»


8

6

Устные доклады

3.2

Раздел «Патриотизм защитников Ленинграда»


8

4

Презентации


3.3.

Раздел «Патриотизм в мирное время. Характеристика явления»


6

7

Устные доклады

3.4.

Раздел «Гражданственность и патриотизм в современной России»


9

6

Дискуссия


Итого

54

31

23

Информационные материалы

4.

Модуль 4.

Петербург, Петроград-Ленинград: история, культура, искусство

54




4.1.

Раздел «Парадный Петербург: создатели и жители»


8

4

Презентации

4.2.

Раздел «Зодчие и скульпторы, создатели облика Петербурга»


10

3

Видеоролики

4.3.

Раздел «Знаменитые петербуржцы»


8

8

Доклады на конференции по краеведению

4.4.

Раздел «Парковое кольцо Петербурга»


10

3

Презентации и видеоролики


итого

54

36

18

Информационные материалы


Итого:


216

110

106



Тематика содержания модулей была избрана для данной программы в соответствии с базовым образовательным и культурным уровнем обучающихся ГБУПО, выявленными во время повышения квалификации преподавателей и педагогов-организаторов данных учебных учреждений.


Учебный план дистанционных занятий самостоятельной работа, не входящая в сетку часов программы на 2018/2019 учебный год


п/п

Название модуля, раздела, темы

Часы вне сетки

занятий

Дистанционные занятия и выполнение самостоятельных заданий

Формы контроля




1.

Модуль 1. «Учись учиться»


24



1.1.

Вводное занятие: цели, задачи и методы освоения курса.

2

Командообразующий тренинг

Участие и достижение результата тренинга

1.2.

Современные информационные ресурсы по вопросам гражданственности, патриотизма и краеведения

4

Самостоятельная работа в группах: поиск традиционных и информационных ресурсов по трем темам

Устные доклады на занятии

1.3.

Методики оценки информационных ресурсов

4

Самостоятельная работа в группах:

оценка ресурсов по различным основаниям, достоверности, популярности, доступности и т.д.

Рейтинг ресурсов по краеведению

1.4.

Поиск и анализ информационных ресурсов по истории петровского времени

4

Самостоятельная работа в группах:

Создание перечней наиболее используемых ресурсов.

Перечни в письменном виде.

1.5.

Наглядное представление тематических информационных ресурсов

2

Индивидуальная работа: подготовка презентации

Создание диаграмм, графиков, гистограмм

1.6.

Технологии создания презентаций

4

Индивидуальная работа: разработка презентации о СПб

Презентация

1.7.

Технологии создания видеороликов

8

Групповая работа: разработка видеоролика о СПб

Ролик на 2 минуты


Итого


24 часа



2

Модуль 2. Патриотизм и гражданственность в отечественной истории




2.2.

Понятие патриотизма и гражданственности в различные периоды отечественной истории.

4

Групповая работа:

Подготовка сообщений для Совета учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Сообщения

2.3.

Военные победы и реформы Петра I.


Создание условной карты с обозначением крепостей и датами битв

Карта


2.4.

Небесные покровители Санкт-Петербурга

6

Самостоятельная работа в группах: создание кратких исторических справок


Устные доклады на занятии

2.5.

Петра I. – основатель Санкт-Петербурга

6

Индивидуальная самостоятельная работа: сочинение «Личность Петра I»

Сочинение

2.6.

Исторические и архитектурные памятники петровских времен

8

Самостоятельная работа в группах: подготовка презентаций с звучащим текстом и музыкой

Презентации

2.7.

Исторические источники о петровских временах. Историки и краеведы- исследователи петровских времен

12

Групповая работа:

Разработка краткого биобиографического словаря

Словарь




Итого



36 часов



3.

Модуль 3. Развитие патриотизма и гражданственности в рамках добровольческой деятельности

16

Самостоятельная работа в группах: подготовка докладов:

История добровольчества в России

История зарубежного добровольчества

Добровольчество и патриотизм в различные периоды истории нашего города.


Устные доклады с презентациями





Итого




16 часов



4.

Модуль 4.Петербург, Петроград-Ленинград: история, культура, искусство





Раздел «Парадный Петербург»

4

Подготовка круглого стола «Отечественные и зарубежные архитекторы в создании облика парадного Петербурга»

Выступления на

круглом столе


Раздел «Зодчие и скульпторы, создатели облика Петербурга»


8

Самостоятельная работа в группах: подготовка презентаций с звучащим текстом и музыкой

Презентация


Раздел «Знаменитые петербуржцы»


4

Круглый стол: «Именитые Петербуржцы»

Выступления на

круглом столе


Раздел «Парковое кольцо Петербурга»

6

Подготовка материалов для разработки экскурсий по пригородам Санкт-Петербурга

Разработка мини-экскурсий

Итого:


22 часа



Всего


98 часов самостоятельной и дистанционной работы вне сетки расписания занятий по курсу


Календарный учебный график по программе


Год

обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных

часов

Режим

занятий

1 год

05.09.2018

31.05.2019

40

216

Вторник и четверг,

2 раза в неделю по 3 академических часа






4. Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике.

Образовательная среда – относительно новое понятие, вошедшее в тезаурус педагогической психологии лишь в последнее десятилетие. Поэтому его содержание нельзя считать однозначно определенным и устоявшимся. Ниже мы обсудим разные подходы и точки зрения на проблему образовательной среды и ее характеристик. Но предварительно следует отметить, что и без единых и четких дефиниций большинство специалистов используют понятие образовательной среды для целостного (надпредметного, надпрограммного, надличностного и т.п.) описания специфических особенностей конкретного образовательного учреждения. И в таком понимании сама проблема образовательной среды вовсе не нова. Действительно, до реформ последних десятилетий образовательные учреждения в нашей стране были организациями с жестко заданными задачами и средствами их решения. Их абсолютное большинство работало по единым программам и учебникам, использовали единые критерии оценки. Но и в этих внешне заданных рамках образовательные учреждения реально значительно отличались способами организации своей деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между обучаемыми и учащимися, жесткостью требований, и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни». К сегодняшнему дню изменился социальный заказ – получила «официальное» признание задача развития обучающегося в качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий. Для этого необходим комплексный анализ всех образовательных воздействий в их специфическом проявлении и сочетании, характерном для конкретного образовательного учреждения. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда описывается в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. Анализ образовательной среды на уровне социальных взаимодействий предполагает, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы количественно определили более или менее «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества». Подход В.И. Слободчикова также отталкивается от культурно-общественного контекста. В.И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития учащегося, определяя, таким образом, ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав». С точки зрения американских исследователей более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений педагогов о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы. В.И. Панов в исследовании образовательной среды фиксирует основное внимание на «технологическом» уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред им используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:

  • каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

  • обучение построено на основе ведущей деятельности;

  • проработаны и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности; в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

Авторы, разрабатывающие данную проблему, вводят самые разные критерии описания образовательной среды. Приведем наиболее часто используемые: демократичность – авторитарность отношений, активность -пассивность учащихся, творческий - репродуктивный характер передачи знаний, узость - богатство культурного содержания и т.п. Список этих, безусловно, важных критериев может быть продолжен. Однако остается открытым вопрос об их соотношении, о том, какие из них являются определяющими, а какие - зависимыми. Наша исходная гипотеза заключается в том, что содержательные характеристики образовательной среды образовательного учреждения определяются теми внутренними целями и задачами, которые конкретное учреждение ставит перед собой. Очевидно, что образовательную среду школы как целостную ка- чественную характеристику нельзя оценить чисто количественными показателями.

Комплексное представление о процессуальном аспекте организации образовательной среды образовательного учреждения можно получить, сопоставив данные «Схемы анализа урока», «Карты наблюдения», результатов анкетирования педагогического коллектива и администрации школы и результатов анализа сочинений обучающихся. В анкетах представлена субъективная позиция «создателей» образовательной среды - педагогов и администрации образовательного учреждения, в сочинениях – позиция обучающихся. Подводя итоги приведенным выше материалам, в рамках данной работы принимается следующее определение образовательной среды: Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному нормативно-правовыми документами образцу, а также возможности ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Аналоговый анализ программ

Анализируя программы по краеведению различных образовательных учреждений, представленные в материалах 15 образовательных учреждений из различных регионов Российской Федерации – членов Гимназического союза России, можно утверждать, что они имеют ряд общих черт и различий.

К числу общих черт относятся:

  • оторванность конкретных программ по краеведению от задач формирования образовательной среды и программы воспитания образовательного учреждения в целом;

  • ориентация не на общие положения краеведческой науки и практики, а на тенденции развития краеведческой деятельности конкретной территории (области, города, села);

  • оторванность программ от существующих информационных ресурсов по краеведению;

  • отсутствие связи педагогов, реализующих программы с педагогами других учебных дисциплин и библиотекарем образовательного учреждения;

  • ориентация, в большинстве случаев, на собственные силы образовательной организации без привлечения социальных партнеров.
    К числу различий относятся:

  • цели разработки и реализации программ;

  • содержание основных разделов программ, специфика содержания разделов программ (редко встречаются программы по географическому, экологическому и литературному краеведению 6 из 15 программ);

  • целевые группы, которым адресованы программы (в основном программы ориентированы на учащихся начальной школы – 12 из 15 программ);

  • включение интерактивных форм работы краеведческой тематики (включены в 8 программ);

  • использование ИКТ в реализации программ (включены в 5 программ);

  • различный объем самостоятельной, в том числе – аналитической и исследовательской работы обучающихся);

  • разный объем привлечение родительской общественности к реализации программ (встречается только в 3-х программах).

Подводя итоги аналогово анализа можно сделать вывод о том, что программы краеведческой тематики образовательных учреждений отличаются значительным разнообразием, как по целям обучения, так и по технологиям и использованию краеведческих и иных ресурсов и ориентированы (в основном) на младших подростков. К положительным чертам проанализированных программ необходимо отнести:

  • патриотическую направленность;

  • воспитательный потенциал программ;

  • расширение кругозора и формирование гражданского мировоззрения обучающихся;

  • приобщение обучающихся к самостоятельной работе с информацией;

  • формирование навыков презентации проделанной обучающимися самостоятельной работы;

  • подготовка обучающихся к дальнейшему дополнительному и самообразованию.

Для получения более полной картины необходимо провести не только аналоговый, но и SWOT-анализ условий реализации программ образовательных учреждений – членов Гимназического союза России..



Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Введение краеведения как дополнительной учебной дисциплины, содействующий патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся

Преподавание краеведения, в основном, группам младших подростков (3, 4 классы начальной школы). Исключение составляют: гимназия №35 г. Тольятти, гимназии №2 г. Озерск и гимназии №4 г. Великий Новгород, которые разработали учебники и рабочие тетради по краеведению со 2-го по 10-е классы.

Внешняя

среда


Использование в преподавании краеведения информационного потенциала социальных партнеров, том числе – библиотек и общественных организаций профильной тематики (Академии детско-юношеского туризма (Москва), журнала «Юный краевед» (Москва),

Академии инновационного образования (Москва).

Недостаточная включенность в программы для изучения разнообразных информационных ресурсов по краеведению, в том числе сайтов, адресованных учащимся различного возраста.

Не полное использование потенциала социальных партнеров и родительской общественности в реализацию программ. Недостаточное количество часов дополнительной образовательной программы, которая не продолжается в других программах и учебных предметах, следовательно – вероятность потери большей части знаний , умений и навыков обученного контингента к моменту начала активной социализации и становления мировоззрения.



SWOT-анализ условий реализации программы «Библиотечно-библиографическое краеведение в воспитательной работе библиотеки ГБУПО»


Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Программа ориентирована на библиотекарей ГБУПО, которые включают краеведческую деятельность обучающихся в воспитательную работу библиотеки, которая, в свою очередь является составляющей общей программы воспитательной работы образовательного учреждения.

Не высокий уровень мотивации обучающихся ГБУПО в области освоения дополнительных знаний, в частности знаний краеведческого характера.

Отсутствие или недостаточная

координация библиотекаря с педагогами-предметниками в процессе преподавания краеведения обучающимся ГБУПО.

Внешняя

среда


Использование опыта общеобразовательных учреждений (школ, гимназий) и учреждений профессионального и дополнительного образования при разработке программы для библиотекарей, на основе изучения которой будет вестись воспитательная работа краеведческого характера с обучающимися

Отсутствие методического объединения библиотекарей и педагогов, преподающих краеведение в системе дополнительного образования ГБУПО.

Отсутствие методических рекомендаций, учитывающих специфику преподавания краеведения в системе среднего профессионального образования.

Недостаточное число социальных партнеров, участвующих в реализации программы.


Сопоставив результаты SWOT-анализов условий реализации программ в общеобразовательных учреждениях и в системе дополнительного образования ГБУПО можно сделать несколько выводов:

  • в общеобразовательных учебных учреждениях и ГБУПО существует много похожих отрицательных и положительных факторов, влияющих на реализацию программ по краеведению;

  • к числу отрицательных влияний относятся закрытость образовательных учреждений, т.е. недостаточное использование потенциала существующих информационных ресурсов по краеведению и ресурсов социальных партнеров, неразвитость контактов педагогов различных дисциплин и библиотекарей в разработке и реализации программ по краеведению, а также низкая мотивация обучающихся по отношению к приобретению краеведческих знаний;

  • к числу положительных влияний можно отнести использование положительного педагогического опыта других образовательных организаций, включение краеведческой работы в качестве составляющей программ по воспитательной работе, патриотический характер краеведческих программ, ориентация на развитие личностного потенциала обучающихся, включение в программы блока, ориентированного на получение дополнительных компетенций в области самостоятельной работы с информацией.



  1. Описание ресурсов образовательной услуги.

Адресаты программы: программа предназначена для библиотекарей Государственных бюджетных учреждений профессиональных образовательных, находящихся в ведении Комитета по образованию, а также для использования ее в воспитательной работе библиотек с обучающимися в возрасте от 15 до 22 лет.

Условия реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 216 академических часов в год, 86 академических дистанционных часов, предназначенных для углубленного изучения программы и построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Для обучения по данной программе принимаются библиотекари Государственных бюджетных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию.

Наполняемость групп, обучающихся: две группы не более 25 человек каждая.

Кадровое обеспечение программы: обучение по данной программе может осуществлять один педагог с привлечением специалистов по медиаобразованию, краеведению, а также библиотек различного ведомственного подчинения.

Материально-техническое обеспечение. Для успешной работы объединения и обеспечения предполагае­мых результатов также необходимо наличие:

  • помещения для аудиторных занятий, оборудованного компьютером и проектором (для демонстрации презентаций и коллективного просмотра, и анализа учебных работ);

  • доступа к сети Интернет;

  • возможность использования микроавтобуса для занятий в формате экскурсий.

Описание компетенций педагога, реализующего программу.


На основе анализа современных тенденций дополнительного образования, исследований, посвященных изучению специфики педагогической деятельности педагогов учреждений, проведенных А.Г. Андрейченко, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.А. Березиной, и др., обоснован и определен список профессиональных компетенций педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы. Под компетенцией, в рамках данной работы, понимается определенное профессиональное поведение при решении педагогических задач.

Среди компетенций выделяются:

Инструментальные компетенции: проектирование и планирование педагогического процесса по развитию обучающихся, организация образовательного процесса; установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов.

Социально-личностные компетенции: управление взаимоотношениями с обучающимися, коллегами; работа в команде педагогов конкретного образовательного учреждения; самодиагностика уровня профессиональных компетенций; профессиональное развитие.

Таким образом, можно говорить о восьми обязательных компетенциях:

  • педагогическая оценка развития обучающихся,

  • проектирование и планирование педагогического процесса по развитию обучающихся,

  • организация образовательного процесса дополнительного образования,

  • установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов,

  • управление взаимоотношениями с обучающимися и коллегами,

  • работа в команде педагогов и смешанных командах обучающихся и педагогов,

  • самодиагностика уровня профессиональных компетенций,

  • профессиональное развитие.

Развитие профессиональных компетенций педагогов - это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов.

6.Описание оценочного фонда образовательного проекта

Планируемые результаты реализации программы, должны выражаться в приобретении новых знаний, умений, компетенций. В том числе:

Личностные результаты освоения образовательного проекта:

• знание этико-правовых норм краеведческой деятельности, умение соотносить события с принятыми этическими принципами и общечеловеческими ценностями;

• повышения общего культурного уровня и личностного роста, в том числе чувства персональной ответственности за сохранение культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга;

• умение работать на достижение индивидуального и коллективного учебного результата в сфере решения краеведческих задач.

Предметные результаты освоения образовательного проекта:

• освоение опыта информационного самообслуживания для получения нового знания, его преобразованию и применению в решении учебных и воспитательных задач, умение трансформировать практические задачи в познавательные;

• получение новых компетенций в области воспитательной работы с использованием решения краеведческих задач;

• освоение знаний о истории, культуре и искусстве Санкт-Петербурга и его окрестностей, умение трансформировать полученные знания в информационную, в том числе – мультимедиа-продукцию, экскурсионные материалы, доклады на семинарах и конференциях;

• использовать полученных знаний, умений, навыков и компетенций в межличностном общении с другими обучающимися, а также в рамках добровольческой деятельности.

Метапредметные результаты реализации образовательного проекта:

• владение коммуникативными компетенциями, умение выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие, владеть монологической и диалогической речью, умение выражать и отстаивать свое мнение, принимать чужое мнение;

• умение специалистами библиотек четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого, способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;

• компетентность библиотекарей в области организации исследовательской работы обучающихся колледжей, в том числе - навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами);

• умение вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе познавательной и коммуникативной деятельности.

7.План продвижения образовательного проекта

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ БИБЛИОТЕК ГБУПО» предлагается специалистам библиотек в рамках освоения новой квалификации «Педагог-библиотекарь», которая вводится в образовательные учреждения с 2018 года.

  2. Программа представляется на сайте Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

  3. Программа представляется на сайте Информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

  4. В целях привлечения обучающихся по программе анонс программы и преимущества, которые получают обучившиеся библиотекари публикуются с специальных педагогических и библиотековедческих журналах.

  5. В целях расширения контингента обучающихся можно привлечь Государственные бюджетные учреждения профессионального образования, находящиеся в ведении Комитета по науке и высшей школе.

  6. Один из возможных вариантов популяризации программы – реализация ее совместно с Вузами, в частности с отделением дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института культуры.

  7. Для возможности реализации программы в других регионах возможна прямая рассылка приглашений по базе данных Гимназического союза России.













8. Использованные источники


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


п/п

Компоненты

УМК

Для педагога

Для обучающихся

  1. Учебные и методические пособия


1.1.

Информационно-справочные материалы

1. Инструкции:

  • должностная инструкция педагога д/о;

  • инструкция по ТБ ИОТ-065-2013, ИОТ-071-2013;

  • инструкция для преподавателей по проведению инструктажа по охране труда

  • инструкция по обеспечению безопасности образовательного процесса обучающимися в ГБНОУ ДУМ


  1. Сборник стандартов системы СИБИД

  2. Захарчук Т.В. Информационные ресурсы (любой год издания)

  3. Старовойтова О.Р.

Справочник школьного библиотекаря и методиста. -М.: ШБ. -2009.-645с.

  1. Старовойтова О.Р., Король А.Н., Лигун Т.А., Беркалиев Т.Н.

[Текст с илл. интерактивными ссылками] Краеведение в библиотеке и школе. - Электронное локальное издание на DVD.- М.:ШБ.- 765с.

1.2.

Научная, специальная, методическая литература

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-226 с.

Бырдина Л. Мое Отечество-Россия / Л. Бырдина, О. Польщикова //Воспитательная работа в школе. – 2009. - №5.- С.65-69.

Васильев А. Н. Социология. - М.: Прогресс. - 2016.- 149 с.

Гадалко А. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. - М: Просвещение, 1985.

Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - Народное образование. -2015.- № 6.-С. 35-43.

Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, - 1982.- 215 с.

Морева М.А. О технике речи и риторике М.: Зебра. - 2015.-342 с.

Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов. // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.

Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2014. - № 7. – С. 29-36.

Студенникова С.Л. Не потерять свои корни: опыт патриотического воспитания / С.Л. Студенникова // Внешкольник. – 2015. - № 5.- С. 7-14.

Асмолов А.Г. Психология достоинства. М., 2016.-28 с.

Левин Б. Что? Где? Когда? 1999.- 152 с.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М., 2003.-346 с.

Элиасберг Н.И. Этико-правовое воспитание молодежи. - СПб.:АППО.-2014.-285 с.

Эльконин Д. Психология игры. - М., 1978.-112с.





Слезак-Шиндлер К. Искусство речи. - М.: Парсифаль, -1996. -228 с.

Словарь синонимов русского языка. /Под ред. Евгеньевой А.П.- М.: АСТ Астрель,-2001. -318 с.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. / - М.: Прогресс Академия, 1992. -288 с.

Уразаева Г.Ф. Ребенок и его права //Преподавание истории в школе. – 2010. - №1.- С.62-66.

Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011.- № 5.- 22-28.


1.3.

Тематические, методические пособия, разработки

Касимова Т.А. Система патриотического воспитания в

общеобразовательном пространстве // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 43-47.

Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.

Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях. - М.: Прогресс. - 2016.- 349 с.


2. Материалы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся

Методики психолого-педагогической диагностики личности:

2.1.

Тесты

1.Тест командообразования. Авт. Т.Н.Беркалиев;

2 Диагностика направленности личности по тестам Г. Айзенка

3. Тест Роттера (личностный контроль над внутренними и внешними факторами деятельности)

2.2.

Анкеты

1.Выявление информационных образовательных потребностей обучающихся

2.

2.3.

Диагностические карты

1.Ментальная карта обучающегося по краеведению

2. Ментальная карта обучающегося по гражданскому обществу

3. Ментальная карта обучающегося по теме «Я патриот современной России»


2.4.

Методики и педагогические технологии

1.Методика группового обучения

2.Метод проектов

3.Методика «Обучение в сотрудничестве»

4. Информационные технологии

3. Материалы по работе с детским коллективом

3.1.

Методики педагогической диагностики коллектива:

Выявление читательской и гражданской направленности личности (Методика проф..Г.Граник)

3.2.

Анкеты

Анкета для обучающихся «Что я знаю о моем городе»

3.3.

Опросники

Тест Лири (Диагностика межличностных отношений)




ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

  • создание аудио - и видеотеки по специализации (запись музыкального материала различных стилей и направлений для тренингов, презентаций, семинаров и конференций);

  • подборка наглядных тематических пособий (подбор фотоматериала, связанного с различными стилями фотосъемки, примеры лучших работ по краеведению, гражданскому, патриотическому воспитанию);

  • создание «портфолио» группы.


Литература для педагогов

  1. Басаева Е. И выстояли, и победили! сценарий театрализованного вечера / Е.Басаева // Сценарии и репертуар. – 2014. – № 4.- С.12-16.

  2. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.- С.31-35.

  3. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова //Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.

  4. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.-С.76-79.

  5. Калуцкая Е. Правовая культура молодёжи / Е. Калуцкая // История. – 2010. – 1-15 июня (№11). – С.42-46.

  6. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.- С.11-16.

  7. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. –. 20-23.

  8. Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103.

  9. Попов А.В. Нельзя сужать сферу гражданского воспитания / А.В. Попов, И.Н.Попова // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.

  10. Сабанцева С.Л. Душа солдата в письмах дышит… / С.Л. Сабанцева //Воспитательная работа в школе. – 2010. - № 6.

  11. Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 40-43.

  12. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях. - М.: Прогресс. - 2016.- 349 с.

  13. Строгонова Л.В. Нам дороги эти, позабыть нельзя. Классный час, литературная композиция, монтаж, торжественный митинг. Вып. 3. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 48с.

  14. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.С.6-11.

  15. .Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 24-32.


Литература для обучающихся.

В список включены труды Д.С. Лихачева и литература о нем, находящиеся в фондах ЦГДБ им. А.С. Пушкина

Книги Д.С.Лихачева:

  1. Избранные работы [Текст]: В 3 т. / Д.С. Лихачев. — Л.: Худож. лит. Ленигр. отд-ние, 1987., Т. 3: Человек в литературе древней Руси; О «Слове о полку Игореве»; Литература — реальность — литература; О садах. — 519 с.

  2. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого [Текст]: (конец XIV — начало XV вв.) / Д.С. Лихачев. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, [Ленингр. отд-ние], 1962. — 172 с.

  3. Литература — реальность — литература [Текст] / Д.С. Лихачев. — Л.: Совет. писатель, Ленигр. отд-ние, 1981. — 215 с.

  4. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — М.: Дет. лит, 1988. — 237 с.: ил. — (Библ. сер.).

  5. Книга беспокойств [Текст]: воспоминания, ст., беседы / Д.С. Лихачев. — М.: Новости, 1991. — 526 с.

Статьи Д.С.Лихачева:

  1. Память преодолевает время [Текст] / Д.С. Лихачев. // Наше наследие. — 1988. — № 1. - С. 1-4.

  2. Агрессивность «бездуховности» [Текст] / Д.С. Лихачев // Лит. газ. — 1990. — 30 мая (№ 22). -С. 6.

  3. О русской интеллигенции [Текст] / Д.С. Лихачев // Новый мир. — 1993. — № 2. - С. 3-8.

  4. «Беседы прежних лет» [Текст] / Д.С. Лихачев // Наше наследие. — 1993. — № 26. - С. 33-60.

5. Культура как целостная среда [Текст] / Д.С. Лихачев // Новый мир. — 1994. — № 8. - С. 3-8.

27


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее