«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа обще-интелектуальная

ке789009876543укенгшлоассмитлшгнеасмитолшгнеами

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 











Диагностические методики для исследования нарушения восприятия









Подготовила: Студентка Ш-32 группы Погорелова Александра













Ейск, 2020г.

 1. Методика диагностики объема восприятия.

Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

  • Протокол занятия

  • Испытуемый__________________________________ Дата____

  • Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Номер

Предъявленные

Ответ

Кол-во правильно

предъявления

стимулы

испытуемого

воспроизведенных букв

1




2




40




Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.



 1

РОПМЬУЛД

 6

ЭВОЕРАПВ

 2

ЛАЕПГЗИЯ

 7

ОТАСЯМТЛ

 3

ЛЧЮБВУИТ

 8

ДЮЯИДРНМ

 4

ЫВБСБЛОМ

 9

ХОВАСТРО

 5

ЭЕБЯКНОБ

 10

РВЕЖАЛИМ


11

АРОПЦДАТ

 16

ЦЗУБКОПА

 12

ЦУПМСТВО

 17

БИБПЛПЬИ

 13

БОАДЫКРС

 18

БМББСМПР

 14

ДБАВЕЗЖН

 19

ПАОАОМПЕ

 15

ЭЦХАВЦОЛ

 20

ОРАШЦУЗЖ

  Набор 2.

1.

Я иду домой

11.

Давай пойдем гулять

2.

Передайте мне чай

12.

Спят усталые игрушки

 3

Солнце уже высоко

 13

Старушка присела отдохнуть

 4

Море сегодня холодное

 14

Сегодня очень холодно

 5

Позвони мне, пожалуйста

 15

Птичка вьет гнездо

6.

Пора учить уроки

 16

Мне все надоело

 7

Собака поджала лапу

 17

Подари мне луну

8.

Пора ложиться спать

 18

Мальчик рисует ракету

 9

Очень интересная книга

 19

Ты записался добровольцем?

10.

Не хочу учиться

20.

Девочке очень весело

 Обработка и анализ результатов.

  1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).

  2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).

  3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 — 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 — 7 единиц.

Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 — 12 букв, или 4 слова, образующие фразу.

Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.









2. Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» — число правильно узнанных фигур,

«N» — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже.

Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке.

Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Методики для диагностики восприятия

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

Для определения уровня развития восприятия следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики. При анализе данных надо учитывать чрезвычайную пластичность процесса восприятия и его зависимость от воспитательных воздействий.

  • Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

  • Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

  • Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

  • Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия цвета.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.49

Материал: Приготовить девять цветных кружков диаметром 4-5 см (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный). Кружочки желательно наклеить на плотный картон и разрезать пополам. Подобрать картинки, соответствующие цветовой гамме кружков (например, красный помидор, оранжевая морковь, зеленый огурец, желтый лимон и т.п.)

Задание: Попросите ребенка разложить кружки под рисунком такого же цвета. Усложните задание, неправильно, разложив кружочки и, попросите исправить ошибки.

НАЙДИ ФОРМУ

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 50

Материал: Приготовить пять геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) одного цвета, средней величины

И т.д.

Все фигуры сделайте в двух экземплярах.

Задание: Смешайте все фигуры обоих комплектов и попросите ребенка разложить их парами, одинаковые фигуры вместе, и назвать их. Усложните задание, разложив фигуры неверно. Попросите исправить ошибку и наложить фигуры друг на друга так, чтобы нижнюю фигуру было не видно.

РАЗЛОЖИ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия величины.

Источник: Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр. 51.

Материал: Для ее проведения надо вырезать из картона и раскрасить пять предметов (матрешек, елочек, клоунов или т.п.) разного размера. Другой комплект – квадраты такого же размера, но разные по цвету.

Задание: Попросите ребенка разложить предметы в ряд по росту: сначала самый большой, потом поменьше. Затем закрыть предметы квадратиками таких же размеров.

Отметьте для себя как сравнивает ребенок размеры: на глаз, накладывает или прикладывает рядом, методом проб и ошибок или раскладывает сразу правильно и уверенно.

Это говорит о степени развития перцептивных действий.

СРАВНИ КАРТИНКИ.

Цель: Методика направлена на исследование восприятия формы и образов, на выявление способности ребенка соотносить их.

Источник: Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 200, стр.5

Материал: Таблица с изображением предметов, напоминающих по форме различные геометрические фигуры и набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал).

Задание: Покажите ребенку пять геометрических фигур и назовите их. Предложите малышу посмотреть на картинки и найти предметы, похожие по форме на эти геометрические фигуры.

5. СОБЕРИ ОТКРЫТКУ:

Цель: Методика направлена на исследование уровня перцептивных действий и свойств образа восприятия: предметности, целостности, структурности, константности..

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.

52; 2) Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я.

, Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.26

Материал: Необходимо подготовить образцы картинок и сами картинки, разрезанные на три разные части (вдоль рисунка, поперек него и по диагонали; другая – на четыре (см. приложение)

Задание: Предложите ребенку собрать картинки из разрезанных деталей по образцам. Сначала дайте картинку, разрезанную на три части, после успешного выполнения – разрезанную на четыре части.

Примечание: Можно замерять время собирания открытки и характер действий. Сенсорный уровень действий – если складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой либо признак.

Перцептивный уровень – если ориентируется на какой-нибудь признак размера, форму, цвет, но собирает с ошибками и пробами. Операциональный (умственный) уровеньперцептивных действий – если собирает сразу и быстро.

6. УЗНАЙ НА ОЩУПЬ:

Цель: Методика направлена на исследование особых свойств – целостности и предметности, восприятие формы.

Источник: 1) Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ под общей редакцией Л.Ю.Субботиной – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001, стр.

53

Материал: Набор предметов: карандаш, ложка, шарик(мячик), рыбка, кисточка, катушка, пуговица, линейка, кубик, пирамидка.

Задание: Ребенку надо завязать глаза и поочередно давать в руки предметы, которые он должен узнать на ощупь. Можно предметы положить в мешочек или коробочку и ощупывать одной рукой.

Следует наблюдать за особенностями движения рук и пальцев, отметить точность и скорость узнавания. Предметы должны быть знакомы ребенку.

Можно попросить его назвать качества предметов, спрашивая его: «Какой это предмет? А еще какой? Какая у него поверхность, форма? Что еще ты чувствуешь?»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее