Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь
«Согласованно» «Утверждаю»
Директором Центра Приказом директора
«Точка роста» МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь
____________А.В. Руденко ___________О.И. Щеголкова
от 02.09.2019 года № 171 ОД
Рабочая программа
дополнительного образования
по военно - патриотическому направлению
«Юность России»
педагога дополнительного образования
Мурченко Михаила Витальевича
на 2019-2020 учебный год
Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов
Срок реализации программы – один учебный год
Направление: военно - патриотическое
Общее количество часов - 144
В том числе:
Теория- 48 ч
Практика- 96 ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юность России» по содержанию является социально-педагогической. Функциональное предназначение программы - учебно – познавательная, по форме организации – кружковая , по времени реализации – одногодичная.
Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества.
Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда к людям в возрасте, их слабое физическое развитие, случаи вандализма.
Направленность программы. Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 гг.». По содержанию она является военно- патриотической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико- санитарная подготовка, гражданская оборона, физическая подготовка, ратные и трагические страницы истории.
Цели и задачи программы:
ЦЕЛЬ: развитие системы патриотического воспитания обучающихся школы, способной обеспечить воспитание настоящего гражданина и патриота, привить обучающимся чувство любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитать уважение к Российской Армии;
воспитать гражданственность, патриотизм и любовь к Родине;
сформировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;
развить физические умения и навыки, духовно-нравственные качества детей и подростков;
выработать специальные навыки по строевой и огневой подготовке, защите от оружия массового поражения;
познакомить с важнейшими положениями воинских уставов;
обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются:
В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
В формах и методах обучения ( активное, дифференцированное);
В методах контроля (тесты, соревнования);
В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги). Теория всегда подкрепляется практикой.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов (учебный час)
144 часа |
36 недель |
ч/ в неделю |
Продолжительность одного учебного занятия – 50 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах, Пост №1 и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 14 до 17 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Срок реализации образовательной программы 1 год, объем 144 часа.
Формы занятий:
Фронтальная;
Групповая;
Индивидуальная.
Способы проверки освоения программы:
Выполнение нормативов;
Тестирование;
Зачётные занятия.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность.
Режим занятий: два раза в неделю по два часа с перерывом между ними 10 минут.
Учебный план
Тематика деятельности | Кол-во часов | Теория | Практические занятия |
Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 |
Выживание в природных условиях | 18 | 2 | 16 |
Строевая подготовка | 15 | 2 | 13 |
Огневая подготовка | 18 | 7 | 11 |
Уставы Вооруженных Сил РФ | 3 | 3 | - |
История Вооруженных Сил России | 20 | 20 | - |
Вооружение Российских Вооруженных Сил | 8 | 8 | - |
Защита от ОМП | 3 | 1 | 2 |
Тактическая подготовка | 6 | 3 | 3
|
Проведение соревнований, игр, конкурсов | 20 | 2 | 18
|
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется
Материально-техническое оснащение:
- школьный спортзал (спортивные оборудования);
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности при Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
- спортивное плоскостное сооружение (стадион);
- макеты: автомат Калашникова, ручные осколочные гранаты;
- пневматические винтовки;
- противогазы.
Методическое обеспечение:
- библиотечный фонд;
- учебное пособия «Основы военной службы»;
- видеофильмы: «Оружие Калашникова», «Ракетные войска стратегического назначения», «Сухопутные войска», «Военно-морской флот»;
- комплекты плакатов: «Вооружение Российской армии», «Строевая подготовка».
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, личный показ руководителя кружка.
Каждое занятие состоит из следующих частей:
1.Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятия;
2.Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов;
3.Изучение нового материала (теория и практика);
4. Общефизическая разминка;
5.Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переходя с одного рабочего места на другое);
6.Подведение итогов, дежурство.
Занятия проводятся комплексно – изучается материал сразу нескольких разделов. Учащиеся занимаются во внеурочное время, это формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, отвлекает детей от вредных привычек, приобщает учащихся к здоровому образу жизни.
Для контроля качества обучения и стимулирования деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов. Достижения учащихся отмечаются вручением специальных знаков, дипломов, грамот и благодарностей.
Методы, используемые в процессе обучения.
• Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
• Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
• Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
• Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
• Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
• Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
• Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
• Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
• Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
• Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.
Формы организации программы: групповая, индивидуальная
Основные принципы деятельности:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный – знакомство обучающихся с особенностями программы и ее содержанием.
II этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.
III этап – подведение итогов – подготовка и сдача нормативов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы и темы занятий
| Количество часов |
Формы работы | Формы контроля | ||
всего | Теория | Практика | ||||
1 | Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 |
|
|
| Теория и методика наращивания силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя | 10 10 10 | 1 1 1 | 9 9 9
| Тренировочные занятия | Сдача зачетов |
2 | Выживание в природных условиях | 18 | 2 | 16
|
|
|
| Ориентирование на местности
Добывание огня и разведения костра Строительство временных укрытий от непогоды Добывание пищи в лесу Организация туристических походов | 2 1 1 1 13 | 1 - - - 1 | 1 1 1 1 12 | Выходы на Местность. Создание экстремальных условий | Трехдневный туристический поход |
3 | Строевая подготовка
| 15 | 2 | 13 |
|
|
| Элементы строя, виды строя
Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приемы с оружием | 1 5 6 3 | 1 - 1 - | - 5 5 3 | Выполнение движения в строю. Занятия в группах | Соревнование |
4 | Огневая подготовка
| 18 | 7 | 11 |
|
|
| Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие
Изготовка к стрельбе и стрельба из пневматического оружия Автомат Калашникова Ручные осколочные гранаты
| 1 2 9 4 2 | 1 1 3 1 1 | - 1 6 3 1 | Выполнение в группах Внутренние соревнования | Сдача норма- тивов и со- ревнования |
5 | Уставы Вооруженных Сил РФ | 3 | 3 | - |
|
|
| Общевоинские уставы
| 3 | 3 | - | Разбор ситуа ций армейской жизни | Тестирование |
6 | История Вооруженных Сил России | 20 | 20 | - |
|
|
| Александр Невский Куликовская битва Петр I: создание регулярной армии и военного флота Походы А.В. Суворова Отечественная война 1812 г. Крымская война Первая мировая война Великая Отечественная война 1941-1945гг. Боевые традиции ВС России
| 2 2 3 2 2 1 2 4 2 | 2 2 3 2 2 1 2 4 2 | - - - - - - - - | Лекции. Сообщения. | Собеседование |
7 | Вооружение Российских Вооруженных Сил | 8 | 8 | - |
|
|
| Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы
| 4 2 2 | 4 2 2 | - - - | Плакаты. Доклады. | Викторина |
8 | Защита от ОМП
| 3 | 1 | 2 |
|
|
| Фильтрующий противогаз ОЗК | 1 2 | - 1 | 1 1 | Практическая отработка | Зачет |
9 | Тактическая подготовка | 6 | 3 | 3
|
|
|
| Действия солдата на поле боя Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин | 4 2 | 1 2 | 32 -
| Обыгрывание ситуаций на местности | Игра на местности |
10 | Проведение соревнований, игр, конкурсов | 20 | 2 | 18
|
|
|
| Соревнование по стрельбе Военизированная эстафета Конкурс «Вперед, мальчишки!» Соревнования по зимнему многоборью Соревнование по летнему биатлону Сдача нормативов ГТО | 4 3 3 2 2 7 | - - - - - 2 | 4 3 3 2 2 5 |
|
|
| Всего
| 144 | 48 | 96 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Физическая подготовка
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах, с отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции, марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, ножом, штыком.
Строевая подготовка
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России. Александр Невский и Дмитрий Донской. Куликовская битва: условия, ход, примеры воинской доблести и мужества, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед поражений. Отечественная война 1812 года: причины, ход, роль Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Вооружение ВС России
Сухопутные войска, Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способы передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения воспитанник должен знать:
Основные составляющие здорового образа жизни;
Ратные страницы истории Отечества;
Строй отделения и порядок управления им;
Правила оказания первой медицинской помощи;
Средства индивидуальной защиты;
Устройство автомата Калашникова.
Должен уметь:
Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту и по карте;
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; при ранении и т.п.
Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
Освоить навыки рукопашного боя.
Освоить порядок использования ИСЗ.
В результате реализации данной программы:
• будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
• участники военно-патриотического объединения достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
• члены объединения освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
• у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
• компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Более отдаленные результаты будут отслеживаться во время призыва на военную службу в Вооруженные силы РФ.
ЛИТЕРАТУРА
«Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
«Движение юных патриотов России: прошлое, настоящее, будущее»
- Пермь, 2002.
Инструкция об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки
по основам военной службы.
В.Ю. Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе».
Москва. «Вако», 2009г.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания
детей и молодежи».
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н /Д: феникс, 2008 г.
Журнал «Воспитание школьников», 2004-2007.
Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», 2000-2012.
Курс стрельб (КС-2003).
Михайлов Б.Б. Вопросы техники пулевой стрельбы. - М.:1987.
Наставления по стрелковому делу. – М.:Воениздат, 1987.
Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан.-М.: Военные знания, 2001.
Сорокин Ю.К. Атлетическое подготовка допризывников…- М.:
Советский спорт,1990.
14. Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград:
«Учитель», 2009 г.
15. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских
знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.
16. В.Н. Сингаевский «Военно-государственные символы России»
М.:АСТ ; СПБ.: Полигон 2008г.
17. М.В. Головачев, Н.Ф. Мухамадиев «Школа выживания:
организация и обустройство полевого лагеря» НГТУ – Н.Новгород,
2001г
18. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в \
детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во
Урал. ун-та, 2004. – 134с.
19. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 169 с.
20. Сборник нормативных правовых документов и материалов по
патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной
службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. –
М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
21. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Военное издательство, 1994. – 328 с.
22. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
Т.2. – с.160.
23. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию
школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е.
Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.