Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста» МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь
«Согласованно» «Утверждаю»
Директором Центра Приказом директора
«Точка роста» МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь
____________А.В. Руденко ___________О.И. Щеголкова
от 02.09.2019 года № 171 ОД
Рабочая программа
дополнительного образования
по военно - патриотическому направлению
«Юность России»
педагога дополнительного образования
Мурченко Михаила Витальевича
на 2019-2020 учебный год
Программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов
Срок реализации программы – один учебный год
Направление: военно - патриотическое
Общее количество часов - 144
В том числе:
Теория- 48 ч
Практика- 96 ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юность России» по содержанию является социально-педагогической. Функциональное предназначение программы - учебно – познавательная, по форме организации – кружковая , по времени реализации – одногодичная.
Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества.
Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда к людям в возрасте, их слабое физическое развитие, случаи вандализма.
Направленность программы. Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 гг.». По содержанию она является военно- патриотической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико- санитарная подготовка, гражданская оборона, физическая подготовка, ратные и трагические страницы истории.
Цели и задачи программы:
ЦЕЛЬ: развитие системы патриотического воспитания обучающихся школы, способной обеспечить воспитание настоящего гражданина и патриота, привить обучающимся чувство любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитать уважение к Российской Армии;
воспитать гражданственность, патриотизм и любовь к Родине;
сформировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа, землякам;
развить физические умения и навыки, духовно-нравственные качества детей и подростков;
выработать специальные навыки по строевой и огневой подготовке, защите от оружия массового поражения;
познакомить с важнейшими положениями воинских уставов;
обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются:
В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
В формах и методах обучения ( активное, дифференцированное);
В методах контроля (тесты, соревнования);
В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги). Теория всегда подкрепляется практикой.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа разработана на один учебный год, продолжительностью девять месяцев.
Общее количество часов (учебный час)
| 144 часа |
| 36 недель |
| ч/ в неделю |
Продолжительность одного учебного занятия – 50 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в учебно-полевых сборах, Пост №1 и соревнованиях продолжительность учебного дня не регламентируется.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 14 до 17 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Срок реализации образовательной программы 1 год, объем 144 часа.
Формы занятий:
Фронтальная;
Групповая;
Индивидуальная.
Способы проверки освоения программы:
Выполнение нормативов;
Тестирование;
Зачётные занятия.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность.
Режим занятий: два раза в неделю по два часа с перерывом между ними 10 минут.
Учебный план
| Тематика деятельности | Кол-во часов | Теория | Практические занятия |
| Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 |
| Выживание в природных условиях | 18 | 2 | 16 |
| Строевая подготовка | 15 | 2 | 13 |
| Огневая подготовка | 18 | 7 | 11 |
| Уставы Вооруженных Сил РФ | 3 | 3 | - |
| История Вооруженных Сил России | 20 | 20 | - |
| Вооружение Российских Вооруженных Сил | 8 | 8 | - |
| Защита от ОМП | 3 | 1 | 2 |
| Тактическая подготовка | 6 | 3 | 3
|
| Проведение соревнований, игр, конкурсов | 20 | 2 | 18
|
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы имеется
Материально-техническое оснащение:
- школьный спортзал (спортивные оборудования);
- кабинет основ безопасности жизнедеятельности при Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
- спортивное плоскостное сооружение (стадион);
- макеты: автомат Калашникова, ручные осколочные гранаты;
- пневматические винтовки;
- противогазы.
Методическое обеспечение:
- библиотечный фонд;
- учебное пособия «Основы военной службы»;
- видеофильмы: «Оружие Калашникова», «Ракетные войска стратегического назначения», «Сухопутные войска», «Военно-морской флот»;
- комплекты плакатов: «Вооружение Российской армии», «Строевая подготовка».
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видеофильмы, плакаты, учебное оружие и снаряжение, личный показ руководителя кружка.
Каждое занятие состоит из следующих частей:
1.Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятия;
2.Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов;
3.Изучение нового материала (теория и практика);
4. Общефизическая разминка;
5.Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переходя с одного рабочего места на другое);
6.Подведение итогов, дежурство.
Занятия проводятся комплексно – изучается материал сразу нескольких разделов. Учащиеся занимаются во внеурочное время, это формирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, отвлекает детей от вредных привычек, приобщает учащихся к здоровому образу жизни.
Для контроля качества обучения и стимулирования деятельности учащихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов. Достижения учащихся отмечаются вручением специальных знаков, дипломов, грамот и благодарностей.
Методы, используемые в процессе обучения.
• Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
• Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
• Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
• Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
• Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
• Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
• Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
• Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
• Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
• Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.
Формы организации программы: групповая, индивидуальная
Основные принципы деятельности:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
Этапы реализации:
I этап – подготовительный – знакомство обучающихся с особенностями программы и ее содержанием.
II этап – основной – выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.
III этап – подведение итогов – подготовка и сдача нормативов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № п/п | Разделы и темы занятий
| Количество часов |
Формы работы | Формы контроля | ||
| всего | Теория | Практика | ||||
| 1 | Физическая подготовка | 30 | 3 | 27 |
|
|
|
| Теория и методика наращивания силы Теория и методика развития выносливости Теория и методика рукопашного боя | 10 10 10 | 1 1 1 | 9 9 9
| Тренировочные занятия | Сдача зачетов |
| 2 | Выживание в природных условиях | 18 | 2 | 16
|
|
|
|
| Ориентирование на местности
Добывание огня и разведения костра Строительство временных укрытий от непогоды Добывание пищи в лесу Организация туристических походов | 2 1 1 1 13 | 1 - - - 1 | 1 1 1 1 12 | Выходы на Местность. Создание экстремальных условий | Трехдневный туристический поход |
| 3 | Строевая подготовка
| 15 | 2 | 13 |
|
|
|
| Элементы строя, виды строя
Индивидуальная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Строевые приемы с оружием | 1 5 6 3 | 1 - 1 - | - 5 5 3 | Выполнение движения в строю. Занятия в группах | Соревнование |
| 4 | Огневая подготовка
| 18 | 7 | 11 |
|
|
|
| Меры безопасности при стрельбе Пневматическое оружие
Изготовка к стрельбе и стрельба из пневматического оружия Автомат Калашникова Ручные осколочные гранаты
| 1 2 9 4 2 | 1 1 3 1 1 | - 1 6 3 1 | Выполнение в группах Внутренние соревнования | Сдача норма- тивов и со- ревнования |
| 5 | Уставы Вооруженных Сил РФ | 3 | 3 | - |
|
|
|
| Общевоинские уставы
| 3 | 3 | - | Разбор ситуа ций армейской жизни | Тестирование |
| 6 | История Вооруженных Сил России | 20 | 20 | - |
|
|
|
| Александр Невский Куликовская битва Петр I: создание регулярной армии и военного флота Походы А.В. Суворова Отечественная война 1812 г. Крымская война Первая мировая война Великая Отечественная война 1941-1945гг. Боевые традиции ВС России
| 2 2 3 2 2 1 2 4 2 | 2 2 3 2 2 1 2 4 2 | - - - - - - - - | Лекции. Сообщения. | Собеседование |
| 7 | Вооружение Российских Вооруженных Сил | 8 | 8 | - |
|
|
|
| Сухопутные войска Военно-морской флот Военно-воздушные силы
| 4 2 2 | 4 2 2 | - - - | Плакаты. Доклады. | Викторина |
| 8 | Защита от ОМП
| 3 | 1 | 2 |
|
|
|
| Фильтрующий противогаз ОЗК | 1 2 | - 1 | 1 1 | Практическая отработка | Зачет |
| 9 | Тактическая подготовка | 6 | 3 | 3
|
|
|
|
| Действия солдата на поле боя Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин | 4 2 | 1 2 | 32 -
| Обыгрывание ситуаций на местности | Игра на местности |
| 10 | Проведение соревнований, игр, конкурсов | 20 | 2 | 18
|
|
|
|
| Соревнование по стрельбе Военизированная эстафета Конкурс «Вперед, мальчишки!» Соревнования по зимнему многоборью Соревнование по летнему биатлону Сдача нормативов ГТО | 4 3 3 2 2 7 | - - - - - 2 | 4 3 3 2 2 5 |
|
|
|
| Всего
| 144 | 48 | 96 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Физическая подготовка
Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах, с отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции, марш-броски на 3-6 км. Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, ножом, штыком.
Строевая подготовка
Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.
Огневая подготовка
Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.
Выживание в природных условиях
Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака.
Уставы Вооруженных сил РФ
Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.
История Вооруженных сил России. Александр Невский и Дмитрий Донской. Куликовская битва: условия, ход, примеры воинской доблести и мужества, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед поражений. Отечественная война 1812 года: причины, ход, роль Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.
Защита от оружия массового поражения
Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.
Вооружение ВС России
Сухопутные войска, Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.
Тактическая подготовка
Действия солдата в бою: способы передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения воспитанник должен знать:
Основные составляющие здорового образа жизни;
Ратные страницы истории Отечества;
Строй отделения и порядок управления им;
Правила оказания первой медицинской помощи;
Средства индивидуальной защиты;
Устройство автомата Калашникова.
Должен уметь:
Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту и по карте;
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; при ранении и т.п.
Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
Освоить навыки рукопашного боя.
Освоить порядок использования ИСЗ.
В результате реализации данной программы:
• будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;
• участники военно-патриотического объединения достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
• члены объединения освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
• у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
• компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.
Более отдаленные результаты будут отслеживаться во время призыва на военную службу в Вооруженные силы РФ.
ЛИТЕРАТУРА
«Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
«Движение юных патриотов России: прошлое, настоящее, будущее»
- Пермь, 2002.
Инструкция об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки
по основам военной службы.
В.Ю. Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе».
Москва. «Вако», 2009г.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания
детей и молодежи».
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н /Д: феникс, 2008 г.
Журнал «Воспитание школьников», 2004-2007.
Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», 2000-2012.
Курс стрельб (КС-2003).
Михайлов Б.Б. Вопросы техники пулевой стрельбы. - М.:1987.
Наставления по стрелковому делу. – М.:Воениздат, 1987.
Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан.-М.: Военные знания, 2001.
Сорокин Ю.К. Атлетическое подготовка допризывников…- М.:
Советский спорт,1990.
14. Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград:
«Учитель», 2009 г.
15. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских
знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г.
16. В.Н. Сингаевский «Военно-государственные символы России»
М.:АСТ ; СПБ.: Полигон 2008г.
17. М.В. Головачев, Н.Ф. Мухамадиев «Школа выживания:
организация и обустройство полевого лагеря» НГТУ – Н.Новгород,
2001г
18. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в \
детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во
Урал. ун-та, 2004. – 134с.
19. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 169 с.
20. Сборник нормативных правовых документов и материалов по
патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной
службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. –
М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
21. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Военное издательство, 1994. – 328 с.
22. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
Т.2. – с.160.
23. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию
школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е.
Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.


