Программа объединения дополнительного образования "ЗОЖ"

Рабочая программа объединения дополнительного образования "ЗОЖ" разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования. В программе отражена актуальность курса, принципы, цель и задачи курса. В программе прописаны ожидаемые результаты.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

         

Курс программы кружка « ЗОЖ» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов. Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников.

         Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс здоровьесбережения. Поэтому необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части :

  • высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма;

  • уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями;

  • стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Врачи ежегодно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья, выявить и предупредить распространение болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у учащихся 1- 4 классов преобладающей является II группа здоровья и только у 29% учащихся I группа здоровья.


         Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%.  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек. А это не совсем так. Здоровый образ жизни — это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Незнание его составляющих — главная причина невнимательного отношения учащихся к своему здоровью. А следствие — низкий уровень здоровья подростков.

Здоровым образом жизни можно считать только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать:

  • настрой на здоровый образ жизни;

  • достаточную двигательную активность;

  • умение регулировать свое психическое состояние;

  • правильное питание;

  • четкий режим жизни;

  • отказ от вредных привычек;

  • выполнение гигиенических требований;

  • умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Формирование культуры здорового образа жизни — одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.

Новизна заключается в формировании здорового образа жизни через практикумы, игры, выполнение творческих заданий. В результате занятий на кружке происходит расширение учебных знаний у обучающихся.

Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.

В основу программы « ЗОЖ» положены следующие принципы:

1. Совместная творческая деятельность.

2. Индивидуализация деятельности.

3. Позитивность.

4. Целостное развитие.

5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.

6. Наглядность.

Основополагающие приоритеты данной программы:

1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития;

2.Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.

Цель программы кружка« ЗОЖ»:

Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

1.Научить сознательно относиться  к своему здоровью, добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения.    

2.Сформировать основы гигиенических навыков.

3.Через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов.

4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.

5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ,  беседа, иллюстрация, игры,  информационно-коммуникативные технологии,   проекты; групповая работа, практическая работа,  экскурсии, индивидуальный подход к ребёнку. Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно – иллюстративный, практический, поисковый.

Формы работы:

– коллективная форма;

– работа в парах;

– индивидуальная;

Сроки и этапы реализации программы.

Рассчитана на четыре года обучения. Количество часов за год – 36. Периодичность занятий – один раз в неделю.

Ожидаемый результат

К концу 1-го класса у  учащихся должны  быть сформированы следующие представления:

  • что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

  • правила поведения в природе;

  • знать части своего тела и их функции;

  • что человек узнаёт мир с помощью органов чувств;

  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;

  • знать правила хорошего тона;

  • способы выражения приветствия, прощания, благодарности;

  • правила для слушающего;

  • правила для собеседников;

  • свой режим дня;

  • гигиенические требования к организации сна;

  • культуру питания;

  • правила гигиены полости рта;

  • сформировать полезные привычки;  

Учащиеся должны уметь:

  • использовать в своей речи вежливые слова;

  • соблюдать правила поведения в школе;

  • знать коллективные игры и уметь организовывать их;

  • слушать и слышать;

  • принимать участие в организации подвижных игр;

  • выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;

  • выполнять правила поведения за столом во время еды;

  • обладать навыками самоконтроля.




Библиография

 1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

 2.Дик Н.Ф « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.

 3.Ж. « Завуч начальной школы», № 5, 2008 г.

 4.Ж. « Начальная школа», № 11, 2005 г.

 5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г

 6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

 7.Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2007 г.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее