Цели:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма, с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой;
- содействовать развитию умений у детей находить отдельные взаимосвязи в природе, обеспечить развитие у школьников потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших";
- прививать бережное отношение к природе, милосердие ко всему живому; помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время
Оборудование:
картина зимнего пейзажа,
рисунки с изображениями птиц (презентация),
фонозапись “Голоса птиц”,
телеграмма,
стихотворения детей о зимующих птицах,
карточки с названиями "угощений" для птиц,
Ход классного часа:
1. Организационный момент
- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу.
2. Вводная беседа
- О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Картина с зимним пейзажем. Песня «Пришла зима».
- Что зима принесла с собой?
- Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
- У зимы, ребята, бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?
- Какими природными явлениями выражает зима свою злость?
3. Введение в тему
- Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.
- О ком следующая загадка?
Кто два раза родился:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
Птицы – это песнь и полёт!
Птицы – дети воздуха.
Птицы – дети радуги.
Птицы – наши верные помощники.
Птицы – это тайна и красота.
- Закройте глаза и послушайте голоса птиц. (Включается запись голосов птиц).
- Что вы, ребята, представили сейчас?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? Почему?
- Когда поют птицы?
- Да, ребята, птицы поют, когда им тепло и они сыты. Но не все обитатели природы знают, что такое зима. А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.
Сценка
Цапля: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижык-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?
Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
- Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Давайте сделаем вывод, так как же называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края? (Перелетные).
- А как называют тех птиц, которым не страшны морозы? (Зимующие)
- А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? (Кочующие).
На доске схема:
- Давайте подумаем: почему одни птицы улетают, а другие остаются?
- Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм?
- Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
4. Актуализация знаний
- Ребята, а может вы догадались, о чём пойдет сейчас речь?
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах и о том, как птицы готовятся к зиме.
(Появляется тема «Покормите птиц зимой!»)
5. Изучение нового материала
- Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, в лесу тихо. Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой? (Снегирь, синица). А еще какие, вы услышите в стихотворениях.
Просмотр презентации в ходе чтения стих-й.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинуть эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.
Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры!
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- О каких ещё зимующих птицах вы услышали?
- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. А какие это птицы, послушайте загадки:
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей).
Верещунья-белобока,
А зовут ее …… (сорока)
Окраской серовата,
Повадкой воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона, это …. (ворона)
Песня «Птицам холодно зимой»
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы нередко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц выживают две. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам, надо знать, чем они кормятся.
6. Практическая работа
Угощение для птиц
-Ребята, перед вами лежат карточки, на которых написано, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Вы должны выбрать, чем, по вашему мнению, можно подкармливать птичек, а чем нельзя.
1. Рябина.
2. Макароны
Семечки.
Ягоды шиповника
Ржаной хлеб.
Белый хлеб
Шоколадные конфеты
Яблоко
Пшено (крупа)
Гречневая каша
Сало соленое
Кусочки сырого мяса
Игра с мячом «Кого чем угостим?».
Воробья — крошками, синицу — салом, снегиря — рябиной, голубя - пшеном, свиристель — семечками.
- А теперь послушайте сценку.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.
Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!
Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от соленого у птиц животы болят.
Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?
- Так как же правильно кормить птиц?
-Вы все изготовили кормушки. Давайте определим, какой должна быть кормушка.
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Песня «Весёлый воробей»
8. Рефлексия
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
Продолжите любое из этих предложений.
9. Итог классного часа
-Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
– О каких птицах вы услышали впервые?
– Когда для птиц наступают трудные времена?
– Как человек старается помочь птицам?
- Закончим наше занятие стихотворением.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми…