Программа кружка "Музыкальный сундучок"

Программа кружковой работы обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации кружковой работы учащихся, а также в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка


Программа кружковой работы обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации кружковой работы учащихся, а также в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы. Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.

Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений. Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.

Цель программы: развитие у младших школьников индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение еѐ к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе, и включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.

Задачи программы:

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);

  • формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;

  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;

  • обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;

  • формирование основных свойств голоса.

  • формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;

  • развитие певческого дыхания

  • обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Формы проведения занятий:

1.Традиционное

2.Комплексное

3.Интегрированное


Планируемые результаты освоения программы

дополнительного образования.


Достижения личностных результатов.

В результате изучения программы дополнительного образования в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты 

- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Достижения метапредметных результатов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Достижения предметных результатов

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

В результате изучения программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению вокальной студии «Музыкальная сундучок», ученик начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

•  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

•  исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия


«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.






Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание знаний, умений, навыков детей:

К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.

Учащиеся должны:

- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;

- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;

- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;

- различать звучание мажора и минора.

- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

- иметь любимые произведения;

- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;

- положительно относиться к музыке русского народа;

Уметь:

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;

- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;

- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.


Содержание дополнительного образования


Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара. Характер музыки. Научить детей определять характер музыки Правила поведения на сцене и за сценой.

Подготовка ко дню учителя. Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой. Песни об учителях. Репетиция концерта. Советы по правильному пению. Учебные игры по пению.

Разучивание песен про осень Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой.

Разучивание песни «Мир, который нужен мне» Разучивание песен ко Дню Матери.

Подбор репертуара к Новому году. Разучивание песни «Три белых коня». Разучивание песни «Снежинка» Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры

Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки. Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества. Разучивание песен ко Дню защитника отечества

Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов» Разучивание песни «Мы маленькие дети» Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение» Репетиция праздничной программы к 8 марта. Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями.

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов. Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией. Разучивание песни «Мы дети твои, Россия» Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением.

Ознакомление с песнями военных лет. Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности. Генеральная репетиция встречи к 9 мая. Вокально-хоровая работа.

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка. Элементарные хореографические элементы Заключительное занятие. Подведение итогов


Программа рассчитана на детей 7-11 лет в объеме 1 ч в неделю

Продолжительность занятия – 40 минут.

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.




Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во час.

1

Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека
Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара.

1

2

Характер музыки. Научить детей определять характер музыки

1

3

Правила поведения на сцене и за сценой. Подготовка ко дню учителя.

1

4

Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.

1

5

Песни об учителях. Репетиция концерта.

1

6

Советы по правильному пению. Учебные игры по пению.

1

7

Разучивание песен про осень

1

8

Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой.

1

9

Разучивание песни «Мир, который нужен мне»

1

10

Разучивание песен ко Дню Матери.

1

11

Подбор репертуара к Новому году.

1

12

Разучивание песни «Три белых коня».

1

13

Разучивание песни «Снежинка»

1

14

Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала

1

15

Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры

1

16

Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки.

1

17

Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества.

1

18

Разучивание песен ко Дню защитника отечества

1

19

Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов»

1

20

Разучивание песни «Мы маленькие дети»

1

21

Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение»

1

22

Репетиция праздничной программы к 8 марта.

1

23

Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями.

1

24

Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов.

1

25

Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией.

1

26

Разучивание песни «Мы дети твои, Россия»

1

27

Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением.

1

28

Ознакомление с песнями военных лет.

1

29

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности.

1

30

Генеральная репетиция встречи к 9 мая.

1

31

Вокально-хоровая работа.

1

32

Подготовка репертуара к празднику последнего звонка.

1

33

Элементарные хореографические элементы

1

34

Заключительное занятие. Урок – концерт.

1

35-37

Итоговое повторение.

3

















Список  рекомендуемой литературы  


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

5. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

9. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

10. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

11. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

12. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

13. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

14. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

15. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

16. «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988

17.«Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М. 1988

18. «Основы художественной речи» Киев. 1989

19. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976














Календарно - тематическое планирование кружка «Музыкальный сундучок»


п/п

Дата

План. Факт.

Тема

Кол-во час.

1



Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека
Правила пения. Проверка слуха. Диапазон. Подбор и распределение репертуара.

1

2



Характер музыки. Научить детей определять характер музыки

1

3



Правила поведения на сцене и за сценой. Подготовка ко дню учителя.

1

4



Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.

1

5



Песни об учителях. Репетиция концерта.

1

6



Советы по правильному пению. Учебные игры по пению.

1

7



Разучивание песен про осень

1

8



Сценическая культура и правила поведения при встрече с музыкой.

1

9



Разучивание песни «Мир, который нужен мне»

1

10



Разучивание песен ко Дню Матери.

1

11



Подбор репертуара к Новому году.

1

12



Разучивание песни «Три белых коня».

1

13



Разучивание песни «Снежинка»

1

14



Генеральная репетиция Новогоднего Карнавала

1

15



Мы «рисуем» музыку. Творческие песенные игры

1

16



Развитие восприятия и музыкальной памяти. Дыхательная гимнастика. Октава. Распевки.

1

17



Подбор репертуара ко Дню Защитника Отечества.

1

18



Разучивание песен ко Дню защитника отечества

1

19



Музыкальная викторина «Песни из любимых мультфильмов»

1

20



Разучивание песни «Мы маленькие дети»

1

21



Разучивание песни «Россия», «Хорошее настроение»

1

22



Репетиция праздничной программы к 8 марта.

1

23



Использование элементов ритмики, сценической культуры в работе с изученными произведениями.

1

24



Вокально-хоровая работа. Разучивание песен из мультфильмов.

1

25



Подбор репертуара к празднику Пасхи. Работа над дикцией.

1

26



Разучивание песни «Мы дети твои, Россия»

1

27



Пение песен. Работа над музыкально-ритмическим движением.

1

28



Ознакомление с песнями военных лет.

1

29



Творчество в движениях, пантомиме и театрально - игровой деятельности. Игровые задания пластической и речевой выразительности.

1

30



Генеральная репетиция встречи к 9 мая.

1

31



Вокально-хоровая работа.

1

32



Подготовка репертуара к празднику последнего звонка.

1

33



Элементарные хореографические элементы.

1

34



Урок – концерт.

1

35-36



Итоговое повторение.

2

37



Заключительное занятие.

1





10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее