«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа к курсу внеурочной деятельности "Познавайка"

Программа направлена на формирование у учащихся мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся к мыслительной деятельности.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Пояснительная записка

Программа к курсу «Познавайка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа направлена на формирование у учащихся мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений обучающиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся к мыслительной деятельности.

Актуальность выбора программы

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Данная внеурочная деятельность организуется в форме занятий общеинтеллектуальной направленности.

Реализация программы рассчитана на проведение в 3 классе 2 раза в неделю (68 ч).

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.


Цель программы

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.


Задачи программы

  • расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • умение обосновывать свои мысли.

  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Коррекционная направленность курса

Данная программа имеет и коррекционную направленность: общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы обучающихся принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Место проведения занятий – учебный кабинет.


Формы занятий

  • тематические занятия;

  • игровые уроки;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • соревнования.

  • игры-путешествия;

  • экскурсии по сбору числового материала;

  • задачи на основе статистических данных по городу,;

  • сказки на математические темы;

  • предметные недели;

  • конкурсы газет, плакатов;

Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, учащийся тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.



В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 

2. Принцип научной организации

3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.

4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

5. Принцип целостности. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

7. Принцип личностно – деятельностного подхода.

8.Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).

9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.

10.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.

Виды деятельности

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество;

  • трудовая деятельность.

Основные методы

1.Словесный метод:

    • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

    • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

    • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

    • Тренировочные упражнения;

    • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

    • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

    • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


Личностные и метапредметные, предметные результаты освоения курса


Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Учебно – тематический план

3 класс


Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

I.Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

II. Выявление уровня развития познавательных процессов

5

-

5

III. Тренировка внимания

18

-

18

IV. Развитие мышления

8

-

8

V. Тренировка памяти

18

-

18

VI. Совершенствование воображения

8

-

8

VII. Развитие аналитических способностей

8

-

8

VIII.Обобщающее занятие «Конкурс эрудитов»

2

-

2

Итого

68

1

67










Содержание программы

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.




Раздел 1. Введение. Инструктаж по ТБ - 1 час

Теория. Знакомство с работой на занятиях (для чего нужны, чем дети будут заниматься и как будем работать).

Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации .Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

Раздел 2. Выявление уровня развития познавательных процессов - 5 часов.

Теория. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Практическая работа: Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах.

Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .

Раздел 3 . Тренировка внимания – 18 часов

Теория. Диагностика произвольного внимания.

Практическая работа: К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания,

упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

Раздел 4. Развитие мышления – 8 часов

Теория. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок»

Раздел 5. Тренировка памяти – 18 часов

Теория. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.

Практическая работа: Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).

Раздел 6. Совершенствование воображения – 8 часов

Теория. задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов

Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.

Практическая работа: Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:·

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Раздел 7. Развитие аналитических способностей - 8 часов.

Теория. Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

Практическая работа: предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений. 

отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

Раздел 8. Обобщающее занятие «Конкурс эрудитов»- 2 часа

Теория. Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных и сообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.

Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр изученных ранее.




Тематическое планирование занятий по развитию познавательных способностей



Дата

Тема занятий

Коррекция

1 четверть – 18 часов


1


Введение. Инструктаж по ТБ.

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся.

Выявление уровня развития познавательных процессов – 5 часов

2


Выявление уровня развития внимания

Графический диктант

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия.

3


Выявление уровня развития восприятия, воображения

4


Выявление уровня развития памяти и мышления

Развитие и коррекция слухового, зрительного восприятия, развитие устной речи, коррекция памяти.

5


Тренировка внимания.

6


Развиваем слуховую память. Антонимы

Тренировка внимания, памяти. – 5 часов

7


Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

8


Поиск закономерностей

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

9


Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

10


Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

Коррекция индивидуальных пробелов в памяти

11


Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания.

Развитие мышления, воображения – 8 часов

12


Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая».

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

13


Совершенствование воображения. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

14


Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи.

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

15


Логически – поисковые задания. Ребусы

Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов.

16


Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей.

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

17


Тренируем внимание. Игра «Лабиринт»

18


Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово».

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

2 четверть – 14 часов

19


Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику.

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

20


Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая».

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

21


Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы.

Развитие и коррекция пространственной ориентации

22


Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

23


Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

24


Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару».

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

25


Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку».

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

26


Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

27


Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха.

28


Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек.

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

29


Развитие быстроты реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

30


Логически – поисковые задания

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

31


Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы.


Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

32


Развитие концентрации внимания. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

3 четверть – 20 часов

33


Тренировка внимания.

34


Развиваем слуховую память. Фразеологизмы. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся. Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

35


Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

36


Тренировка зрительной памяти. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка.

Коррекция индивидуальных пробелов в памяти

37


Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия»

Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов.

38


Совершенствование воображения. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

39


Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант

Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов.

40


Развитие логического мышления

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

41


Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

42


Развиваем внимание. Логически – поисковые задания.

Развитие мышления – 8 часов

43


Тренировка внимания.

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

44


Развиваем слуховую память. Фразеологизмы. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся.

45


Тренировка зрительной памяти

Коррекция индивидуальных пробелов в памяти

46


Логически – поисковые задания. Поиск закономерностей

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

47


Развитие наглядно-образного мышления

48


Развитие пространственного воображения. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

49


Конкурс эрудитов

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

50


Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

Тренировка памяти – 18 часов


51


Совершенствование воображения. Ребусы.

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

52


Логически – поисковые задания. Ребусы

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

4 четверть - 16 часов

53


Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

54


Развитие быстроты реакции

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие эмоционально-волевой сферы.

55


Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова».

56


Развитие концентрации внимания. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

57


Тренировка внимания. Игры и упражнения на развитие мышления и внимания.

58


Тренировка слуховой памяти. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

Развитие устной речи. Психокоррекция поведения учащихся.

Коррекция индивидуальных пробелов в памяти

59


Тренировка зрительной памяти. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка.

60


Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия»

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

61


Совершенствование воображения. Игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

62


Логически – поисковые задания. Ребусы

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие эмоционально-волевой сферы.

63


Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек

Развитие и коррекция пространственной ориентации, зрительного восприятия

64


Развитие быстроты реакции. Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции. «Так же, как…»,

Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов.

65


Логически – поисковые задания

Развитие и коррекция зрительного, слухового восприятия, дефектов мыслительной деятельности, памяти.

66


Развитие концентрации внимания

развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

67


Конкурс эрудитов

68


Конкурс эрудитов

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие эмоционально-волевой сферы.




Основные принципы распределения материала:

1) системность – задания располагаются в определенном порядке; 

2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются ;

3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.


Ожидаемые результаты.

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В 3 классе достигаются результаты первого уровня

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие второклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.


Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате реализации дополнительной образовательной программы обучающиеся должны:

- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

- решать логические упражнения;

-участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-воспитанники должны уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.


Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов

— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов

— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения


Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления.

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Проверка усвоения программного материала проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнение творческих заданий, проектных и практических работ.

В течение учебного года проводится мониторинг достижений результатов обучающихся и сформированности универсальных учебных действий.

Диагностирование обучающихся в направлении личностного развития проходит в два этапа:

1 этап – это предварительный анализ уровня знаний, умений и навыков. Он осуществляется в начале учебного года.

2 этап – это итоговая проверка уровня знаний, умений приобретённых в течение всего учебного года.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.



Материально-техническое обеспечение

       выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий

       материалы для оформления и творчества детей

       наличие канцелярских принадлежностей

       аудиоматериалы

       компьютер

       телевизор

  • DVD-плеер

Методическое обеспечение курса

  • методические пособия

  • интернет-ресурсы 


Мониторинг развития способностей учащихся


№ п/п

Ф.И. уч-ся

Уровень познавательных интересов

Уровень быстроты реакции

Уровень наглядно-образного мышления

Уровень развития пространственного воображения

Уровень развития памяти

Уровень развития концентрации внимания

сент

май

динам

сент

май

динам

сент

май

динам

сент

май

динам

сент

май

динам

сент

май

динам
















































































высокий уровень



средний уровень



ниже среднего уровня



низкий уровень


Условные обозначения динамики:

Положительная динамика – стрелка вверх.

Отрицательная динамика – стрелка вниз.

Без изменений – стрелка вправо.


Список литературы

  • Н.А. Криволапова. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов. 2005г.

  • А.Г. Асмолов и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010г.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010 г.

  • О. Холодова. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)». Методическое пособие для 3 класса. М: РОСТ книга, 2011г.

  • О. Холодова. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)». Рабочие тетради в 2-х частях. М: РОСТ книга, 2007 г.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее