«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа индивидуального развития "Одарённый ребёнок"

Программа индивидуального развития "Одарённый ребёнок" составлена на основе обучающейся 7 класса Митюковой Дарьи.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Сохондо»

Читинского района Забайкальского края













ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


УЧЕНИЦЫ 7 КЛАССА МИТЮКОВОЙ ДАРЬИ


«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»





















Составила:

учитель обществознания МОУ СОШ с.Сохондо

Подойницина Нина Будотаковна




2018 г.

1


Индивидуальный план развития учащегося является не только современной

эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.

  1. Пояснительная записка

В 7 классе 16 учащихся: 9 мальчиков, 7 девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития классного коллектива. Каждый ученик чувствует себя полноценным членом классного коллектива. Дети активно участвуют во всех школьных и классных мероприятиях. Нередко самостоятельно проводят внеплановые классные мероприятия.

У большинства детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому являются регулярное посещение библиотеки, учебных сайтов в интернете, повышение уровня развития учащихся, ответственное отношение к учению. В то же время наблюдается снижение уровня мотивации учебной деятельности у некоторых учащихся. Результаты итогов первой четверти этого учебного года показали ухудшение итоговых оценок у учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично». Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния учебного процесса в классе и в школе по методу В.Г. Максимова. Составила индивидуальные карты психологического развития каждого ученика. Результаты диагностики показали, что причина - в недостаточном внимании взрослых, особенно учителей, в недостаточном привлечении этих детей к умственной деятельности.

Митюкова Дарья – очень активна на уроках и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других и занимает себя делами, которые не относятся непосредственно к уроку. Иногда кажется, что её не хватает на все предметы. Ей необходимо особое внимание. Далеко не каждый ученик реализует полностью данные ему возможности. Очень многое здесь зависит от семьи и школы.

Одарённость – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.

2

2.     Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Задачи:

  • Развитие быстроты реакции.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Привитие навыков этикета.

  • Развитие творческих способностей.

  • Воспитание трудолюбия.

  • Содействие формированию уверенности в себе.

  • Развитие способностей к учебным предметам.

  • Привитие навыков к физическим упражнениям.



3.     Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2018 - 2021 учебные годы, чтобы подготовить девочку к осознанному выбору профессии.

Место реализации программы: МОУ СОШ с.Сохондо Забайкальского края Читинского района.


4. Разработчик программы:


Подойницина Нина Будотаковна, учитель обществознания.



Участники программы:



  • Учащиеся 7 класса МОУ СОШ с.Сохондо

  • Школьный психолог;

  • Учителя - педагоги школы;

  • Родительский комитет.


5. Ресурсы.


  • материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;

  • кадровые: психолог, учителя - предметники, школьный библиотекарь;

  • методические: книги, журналы, газеты, интернет - ресурсы.




3

6. Основные этапы реализации программы.


I этап: Информационно – аналитический.

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.


На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:


  • наблюдение


  • анкетирование (самого подростка, его родителей)


  • собеседование


  • изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)

Результаты наблюдения и анкетирования.

Дарья очень подвижный человек. В области межличностных отношений проявляет активность в учебном процессе и в общешкольных делах. В коллективе Дашу ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность прийти на помощь одноклассникам.

По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в частном доме. 

Отзывы учителей.

Менькова Ольга Валентиновна, учитель русского языка: 7 класс при заинтересованном чтении и анализе литературных произведений умеет проявлять свои мыслительные способности. Ученики легко могут определить тему произведения, его основную мысль. Особенно хорошо это удается Митюковой Даше. Она очень четко и последовательно умеет выражать свою аргументированную точку зрения. При постановке нестандартных вопросов удивляет необычностью и содержательностью ответов. Дарья всегда осознанно выявляет актуальные, злободневные проблемы в произведениях. Всегда верно чувствует авторский замысел, авторскую позицию.

По результатам работы составляется характеристика учащегося.

«Характеристика учащегося»

  1. Дата рождения: 22 августа 2004 г.


  1. Место жительства: Читинский район, с.Сохондо, ул.Советская, д.25.

4

  1. Родители: Алексей Александрович (отец), Вера Витальевна (мать).


  1. Другие члены семьи: Мария (сестра), Анжела (сестра).


  1. Состояние здоровья: основная группа


  1. Дополнительное образование: посещает кружки ИКТ, «Хозяюшка», «Очумелые ручки», является редактором школьной газеты.


  1. Итоги прошлого учебного года: отличница с 1-го класса.


  1. Особенности личности: жизнерадостная, трудолюбивая, оптимистка, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к учению выражена достаточно, низкая самооценка.

II этап: Диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В.Г.Максимову).

Приоритетные направления:

    • уровень логического и пространственного мышления;

    • уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;

    • уровень зрительной и слухоречевой памяти;

    • уровень словарного запаса;

    • уровень профессиональной склонности.

2. Провести диагностирование социального развития школьника.

Приоритетные направления:

  • уровень развития социальных качеств школьника;

  • ценностные ориентации.

По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.

Карта индивидуального психологического развития ребенка

  1. Здоровье: хорошее - 5 баллов

  2. Учеба: отличная - 5 баллов

  3. Поведение: примерное - 5 баллов

  4. Общественная активность: активный участник классного коллектива - 5 баллов

5

  1. Отношение к учебе: охотное - 5 баллов

  2. Логическое и пространственное мышление: высокое - 5 баллов

  3. Зрительная и слухоречевая память: хорошая - 4 балла

  4. Словарный запас: богатый -5 баллов

  5. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределённые – 3 балла

  6. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное - 5 баллов

  7. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни

  8. Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости - 4 балла.



Сравнительный анализ результатов диагностики  

Качества

Уровень сформированности в 6 классе

Уровень сформированности в I полугодии 7 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Хорошо сформирована

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится, при поддержке и внимании родителей

Стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках очень внимательная и активная

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности участвует

Участвует в конкурсах различного уровня, в том числе городских

Трудолюбие

Старается

Старается, является примером для одноклассников

Самостоятельность в труде

Трудится без наличия контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых в школе, но родительская опека присутствует




Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

К друзьям отзывчива, является примером в учёбе

Самоподготовка

Средний уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

Сформирована, но есть зависимость от опеки мамы

Сформирована полностью

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила соблюдает в полной мере

Правила поведения соблюдает

Требовательность к себе

Проявляет себя в хороших поступках

Стремится проявить себя в хороших делах и показывает пример остальным учащимся

Выводы: Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Даша стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5». Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу. Любознательная.

Даша с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям.

Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.

Самооценка низкая. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.

Положительно реагирует на похвалу и порицание.

У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одарённости.



8

  III этап: Коррекционно-развивающий. 

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

  • На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.


  • Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.


  • Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становится объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.


  • Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.



Индивидуальная программа развития ребенка.

  1. Проводить дополнительные занятия по таким предметам, как алгебра, русский язык, английский язык, история. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.

  2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах «Поиск», «Excelsior»

  3. Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно

участвовать в олимпиадах, конкурсах российского и международного

уровней.

  1. Выявлять общественную значимость своей деятельности. Определиться в

выборе профессии. Участвовать во внеклассных мероприятиях по

профориентации. Посещать различные организации.

  1. Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!


6. Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д.,

желательно с родителями.

  1. Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио»,

куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности

и участия в коллективных делах.

9

IV этап: Саморазвитие.

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

•         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•         формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

•         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

•         воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

•         формировать культуру межличностных отношений. 

Для составления конкретного плана Даше предлагаются следующие вопросы.



Индивидуальный план развития

ученицы 7 класса Митюковой Дарьи


1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

А. Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года - участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.


Б. Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях, районных и краевых олимпиадах.


В. Дополнительное образование: кружки ИКТ, «Хозяюшка», «Очумелые ручки», работа над школьной газетой.


Г. Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Бульдог», «Кенгуру», олимпиадах «Инфоурок», «Мега-талант», «Круговорот знаний».


2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?

Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников.


3. Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Найди пути собственного самосовершенствования.


Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.


10



Программа индивидуального развития на 2017 – 2018 учебный год



  1. Общественная работа

Мероприятия

Календарные сроки

Отметка о выполнении

Общественная работа: экс-президент

В течение года

+

Оформление классного уголка

сентябрь-октябрь

+

План работы актива класса на год

сентябрь

+

  1. Хочу быть лидером


День милосердия. Поздравление ветеранов войны, учителей ветеранов

1 октября

+

Конкурс «Бульдог»


+

Празднование дня учителя. День самоуправления. Проводить уроки в 3 В классе

3 октября

+

Участие на предметных неделях:

Математика

Русский язык

Литература

Английский язык

Физика

История

География

Биология

По плану школы


+ (1 место)

+ (1 место)

+ (1 место)







Конкурс «Русский медвежонок»


+

Конкурс театрализованных представлений к дню Победы

8-12 декабря

+ (2 место)

Праздник новогодней елки

28 декабря

+

Классный час: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

январь

+

Конкурс «Забайкальская ласточка»


-

Участие в месячнике спортивно-оборонного движения:

январь-февраль

+

Конкурс «Круговорот знаний»

Февраль

1 место

Олимпиада по обществознанию «Мега – талант»


1 место

Праздник «Международный женский день», конкурс «А ну-ка, девочки!»

март

+

Конкурс «Мега-талант»

март

1 место

Познавательная викторина «Великая отечественная война»

май

+

Олимпиада «Инфоурок»

май




  1. Здоровье

День здоровья. Эстафета, посвященная началу учебного года

По графику школы


Кросс «Золотая осень»

По графику школы

+

Участие в мероприятиях, посвященных месячнику Гражданской защиты

4 сентября-4 октября

+

Неделя безопасности движения

8 – 12 октября

+

Классный час «Здоровый образ жизни»

ноябрь

+

Веселые старты

По плану школы


Классный час «Никотин - медленное самоубийство»

по графику школы

+

Открытие лыжного сезона

декабрь

+

Армреслинг

декабрь

+

Лыжная эстафета

январь

+

Весенний кросс

Май


«День защиты детей»

май








12

4.Профориентация



Беседа «Всякая вещь трудом создана»

Октябрь

+

Классный час «Сто дорог – одна твоя»

Февраль

+

Устный журнал «Самые важные профессии…»

апрель




Механизм реализации программы.



  1. Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности Даши.

  2. Согласовать с учителями-предметниками сроки дополнительных занятий, подобрать дополнительную развивающую литературу.

  3. Согласовать с учителем информатики время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.

  4. Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.

  5. На основе диагностики создать развивающую программу.

  6. Проводить текущий анализ реализации программы.

  7. Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.

  8. Проводить занятия по профессиональной ориентации. Готовить учащихся к выбору направления профильного обучения.

9. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности Даши.



7. Планируемый результат.

  • Повышение результативности образовательного процесса;

  • Повышение самооценки;

  • Активное, результативное участие на предметных неделях;

  • Активное, результативное участие на олимпиадах;

  • Активное участие в конкурсах;

  • Осознанный выбор направления профильного обучения

  1. Риски реализации программы.

  • Ухудшение состояния здоровья

  • Недостаточная самореализация

  • Понижение активности







13

Список использованной литературы

    1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. СПБ.,

    2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.

    3. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

    4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПБ., 1995.

    5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.

    6. Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./

    7. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.

    8. Н. И. Дереклеева, М. Ю, Савченко, И. С. Артюхова. Справочник классного руководителя./ «Вако», Москва, 2005

    9. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации






























14

Приложение 1. Анкета «Самооценка»

Нужно оценить свои личностные качества, поставив в каждой строке один крестик.


1 2 3 4 5 6 7 8 9

  1. Аккуратный

  2. Пунктуальный

  3. Авторитетный

  4. Изобретательный

  5. Волевой

  6. Смелый

  7. Веселый

  8. Чувствительный

  9. Честный

  10. Честолюбивый

  11. Скромный

  12. Принципиальный

  13. Общительный

  14. Доброжелательный

  15. Доверчивый

  16. Терпеливый

  17. Наблюдательный

  18. Эрудированный

  19. Хорошо запоминающий

  20. Умный



5 групп качеств:


1-4 – деловые качества;

5-8 – эмоциональные качества;

13-16 – поведенческие качества;

17-20 - интеллектуальные качества


Оценка: от 20 до 50 баллов - низкая самооценка;

от 50 до 110 баллов - средняя самооценка;

от 110 до 160 баллов - высокая самооценка.
















15



Приложение №2. Индивидуально психологическая карта учащегося

Фамилия, имя____________________________

Дата рождения___________________________

Класс___________________________________


  1. Здоровье: хорошее - 5 баллов

  2. Учеба: отличная - 5 баллов

  3. Поведение: примерное - 5 баллов

  4. Общественная активность: активный частник коллективных дел - 5 баллов

  5. Отношение к учебе: охотное - 5 баллов

  6. Состав семьи: мать и отец - 5 баллов

  7. Количество детей в семье: 3

  8. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни

  9. Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости - 4 балла

  10. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределенные, сомневается - 4 балла

  11. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное - 5 баллов.

















































16

   

Приложение №3.


Индивидуальный план развития

ученицы 7 класса Митюковой Дарьи


1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?


А. Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года - участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.


Б. Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях


В. Дополнительное образование: кружок вязания, художественная школа


Г. Участие в конкурсах (предмет, тема, сроки): «Русский медвежонок», «Бульдог», «Кенгуру», олимпиады «Инфоурок», «Мега – талант», «Круговорот знаний»


  1. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?


Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников.


3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Найди пути собственного самосовершенствования.


Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг.





















17



Приложение №4. Диаграмма индивидуально психологической карты учащегося

здоровье

5

выдержка учеба

5

поведение

5

общественная активность

5

отношение к учебе

5

логическое и пространственное мышление.

5

зрительная и слухо-речевая память

5

профессинальная ориентация

4

сознательная дисциплина к учебе

5

аморальное поведение в семье

0

эмоциональные отношения в семье

4

словарный запас

5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее