Казенное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4»
Принято на педагогическом совете
_____________________________
Согласовано с завучем:
____________________Шиц Н.А.
Утверждаю:
Директор КУ Детский дом № 4
__________________ Кохия С.Н.
Программа дополнительного
образования «Мастерилка»
автор:
Т.А. Мельшина
воспитатель
г. Омск
2018-2019 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка:
1.1. Основные формы организации……………………………………….3 стр.
1.2.Актуальность…………………………………………………………...4 стр.
1.3. Цель и задачи…………………………………………………………..5 стр.
1.4.Принципы реализации программы…………………………...……….6 стр.
1.5.Ожидаемый результат………………………………………………….6 стр.
2. Тематическое планирование:
2.1.Структура построения занятия………………………………………..7 стр.
2.2. Виды деятельности……………………………………………………8 стр.
2.3. Перспективный план работы кружка «Наши ручки»…………….....8 стр.
3. Диагностический инструментарий…………………………………....14 стр.
4. Список литературы…………………………………………………….17 стр.
1.Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме.
Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
1.1. Основные формы организации:
- по направленности - познавательное и психофизическое развитие;
- по педагогическим целям – коррекционная и развивающая;
- по возрастной категории – 10-16 лет;
- по форме организации деятельности детей – групповая, подгрупповая;
- по продолжительности – 9 месяцев (с сентября по май): 8 раз в месяц во вторую половину дня по 40 минут (1 занятие).
Диагностика проводится 2 раза в год
( в сентябре и мае).
1.2.Актуальность.
Истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев.
Мелкая моторика-это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в детском возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников всестороннего и гармоничного развития личности.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
1.3.Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; Коррекция и развитие двигательных и познавательных способностей детей, мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (квиллинг).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой (пластилинография).
4.Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
1.4.Принципы реализации программы:
принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей;
1.5.Ожидаемый результат.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в
художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
2. Тематическое планирование.
2.1. Структура построения занятия:
Каждое занятие включает в себя:
1. Игры на координацию речи с движениями.
2. Упражнения на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики.
3. Упражнения на коррекцию и развитие познавательных процессов.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и
координации движений:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике квиллинг.
Аппликация.
Развитие графических навыков.
Рисование по трафаретам.
Вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами и конструкторами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с песком, крупой, фасолью, горохом и другим природным материалом.
Нанизывание бисера, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян, пластиковых трубочек.
2.2.Виды деятельности:
- Игровая деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность.
- Самостоятельная творческая деятельность.
2.3. Тематическое планирование.
Тема занятий | Цель и задачи занятий
| Содержание
|
Диагностика
Сентябрь (1 занятие)
| Выявление ведущей руки.
|
|
1.«Наш дом».
Сентябрь (3 занятия) 2. «Дом. Семья» Сентябрь (4 занятия)
| Формирование графических умений и навыков;
1.Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. 2.Воспитывать положительное отношение к дому, в котором живешь.
Формирование умений ориентироваться на плоскости.
1.Продолжать формировать графические навыки. 2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание силуэтов домиков. 4.Изготовление из втулок домиков с использованием цветной бумаги. 5. Аппликация «Наш дом», «Моя школа»
1. Пальчиковая гимнастика 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. 4. Изготовление базовых элементов в технике квиллинг. 5. Рисунок гуашью «мой мир - мой дом».
|
3. «День учителя».
Октябрь (4 занятия)
| Развитие мелкой моторики пальцев;
1.Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. 2.Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
| 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игра «Что это?». Определить крупу на ощупь 3.Пластилинография: «День учителя». Готовим открытки учителям. 4. Рисуем акварелью портрет любимого учителя. 5. Делаем на выставку работы в технике квиллинг на тему: «Открытка классному руководителю» |
4. «Осень».
Октябрь (4 занятия)
| Развитие уровня мелкой моторики и тактильной чувствительности.
1.Учить детей рисовать листья на осеннее дерево, способом штампования, добиваясь изображения листьев. 2.Воспитывать интерес к коллективной работе.
| 1.Пальчиковая гимнастика 2. «Листопад»- Учимся делать листья в технике квиллинг. 3.Рисование «Осеннее дерево». 4.Штампование сухими листьями средней величины. 5. Создание плаката «Осень - золотая пора». |
5.«Вместе мы едины».
Ноябрь (4 занятия)
| Развитие координации движений пальцев рук.
1.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 2. Воспитывать интерес к рисованию.
| 1.Пальчиковая гимнастика 2.«Д/и «Чудесный мешочек». 3.Работа с трафаретом Обвести и раскрасить мандалу. 4.Подготовка творческих работ к конкурсу: «День народного единства» 5. Аппликация «Дети планеты земля».
|
6. «Волшебное дерево».
Ноябрь ( 4 занятия)
| Цель: Формирование умения нанизывать бусины и бисер на леску, создавая при этом бабочку. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов. 2.Воспитывать интерес к работе со схемами. | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Создание из бисера и бусин бабочек по схемам. 3.Создание дерево из фетра по трафарету. 4. Создание картины «Волшебное дерево» 5. Раскрашиваем мандалу с бабочками. |
6. «Новогодняя мастерская»
Декабрь ( 4 занятия)
| Цель: Совершенствование умений создавать силуэт снежинки из различных материалов. 1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2.Закрепить умение придавливать пластилин, добиваясь изображения. 2.Воспитывать умение работать аккуратно.
| 1.Пальчиковая игра. 2. Выложить пластилиновыми шариками по нарисованному контуру снежинку. 3.Пластилинография. «Снежная буря» 4. Создание снежинки в технике квиллинг. 5. Новогодние вытанки.
|
8. «В гостях у снежной королевы». Декабрь ( 4 занятия)
| Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.
1.Продолжать развивать ориентировку на плоскости. Совершенствовать зрительную память. 2.Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом. | 1.Массаж ребристым карандашом между ладонями. 2. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 3. «Продолжи снежный узор на мебели». 4. Рисование ватной палочкой. 5. Шьем снежинку из фетра. |
9. «Зима».
Январь ( 4 занятия)
| Использование техники - рисование мятой бумагой .1.Развитие мелкой моторики ладоней; 2.Учить преобразовывать лист бумаги в «снежный ком». 3.Воспитывать интерес к работе в коллективе.
| 1.Д/и «Что лишнее и почему?» 2.Аппликация из снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3. Рисунок на тему: «Зима» в технике рисования сжатой бумагой. 4. Изготовление ангелочков в технике пэчворк. 5. Создание короны в технике твистинг (моделирование из воздушных шаров)
|
10. «Зимние забавы»
Январь ( 4 занятия)
| Развитие мелкой моторики.
1.Упражнять в координации движений с речью. 2.Продолжать учить складывать из бумаги. 3. Воспитывать интерес к оригами.
| 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи». 3. «Санки» (оригами). 4. КТД «Мы катались с горки» (приготовление в технике оригами панно на тему: «Зимние забавы». 5. Изготовление елочных игрушек.
|
11. «Защитники Родины нашей»
Февраль ( 8 занятий)
| Совершенствование умения конструировать спичками. 1.Развитие мелкой моторики пальцев.
2.Воспитывать желание создавать праздничное настроение.
| 1.Д/игра «Наведем порядок». 2. Изготовление открыток на день любви в технике айрис фолдинг (радужное складывание). 3. Изготовление значка для ветеранов в технике бисероплетения. 4. Создаем праздничное панно в технике граттаж (техника царапанья). 5. Изготовление домиков в технике спичкоконструирование.
|
12. «Весна»
Март ( 4 занятия)
| Продолжение работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.
1.Учить работать с крупой. 2.Воспитывать желание работать аккуратно и приводить в порядок свое рабочее место.
| 1. «Потекли ручейки» рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц называние (чередование: маленькая, большая и т.д.), создание праздничных бус для оформления группы. 3.Аппликация из пшена «Солнышко». 4. Праздничная открытка (оригами) для учителей. 5. Создание праздничного плаката для воспитателей в технике скрапбукинг.
|
13.«Женский праздник»
Март ( 4 занятия)
| Развитие мелкой моторики.
1.Учить действовать по словесной инструкции, складывая цветы из бумаги. 2.Воспитывать уважение и любовь к женскому полу. | 1.Завязываем бантик разными способами. 2. Создание поделки в технике нитяная графика (изонить) на тему: «Цветы в вазе». 3. Создание поздравительной открытки для директора в технике рисования ладошками. 4. Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 5. Коллективная аппликация «Весенний луг». |
14. «Весенние цветы»
Апрель ( 4 занятия)
| Развитие умения выполнять зашумленные картинки.
1.Учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Продолжать учить работать с бумагой. 3.Воспитывать желание делать красивые цветы. | 1.Упражнение «Мотылек». 2. Пластилинография КТД «Рыбки в аквариуме». 3. Коллективное рисование мыльными пузырями: «Весеннее настроение». 4. Изготовление пасхальных мотивов в технике декупаж. 5. Изготовление пасхальной корзинки.
|
15. «Мой город»
Апрель ( 4 занятия)
| Развитие умения ориентироваться на микроплоскости
1.Упражнять в работе с пластиковыми трубочками. 2.Воспитывать любовь к своему городу.
| 1. «Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов домов из бумаги. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми трубочками по контуру. 4. Рисование отпечатками листьев на тему: «Мой город». 5. Рисование достопремечательностей г. Омска.
|
16. «Правила дорожного движения»
Май ( 6 занятий)
| Продолжение работы над развитием мелкой моторики.
Продолжать учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.
| 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка». 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография «Светофор». 4. Аппликация «Дорожный знак тебе не враг». 5. Коллективное рисование мыльными пузырями на тему: «Правила дорожного движения».
|
17. Диагностика
Май ( 2 занятия)
| Обследование мелкой моторики.
|
|
3.Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри».
Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок).
Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет
упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление - отдых (около 5 с);
2-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление - отдых;
3-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15).
1.«Кольцо».
Соединить большой и указательный пальцы вместе;
остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2.«Коза».
Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
3.«Заяц».
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
6. Вырезание ножницами.
Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
7.Обрывание листа бумаги.
Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
8.Узнавание предмета и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование:
ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога:
«Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там
предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
9.Узнавание формы и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и
определенного качества.
Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый ,картонный); прямоугольники(деревянный, пластмассовый, резиновый ,картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.
12. Вдевание шнурка в дырочки.
Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
13. Упражнение «Ладонь – ребро - кулак».
Ребенок сидит за столом, его рука (и) расположена (ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1с, на три упражнения - 3 с. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение 1)
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
14.«Езда по дорожке».
Ребенку предлагается «проехать по дорожке»,
соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.
Инструкция:
«Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша).
Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария.
Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
15. Обведи рисунок по линиям.
Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием —1 балл;
если ребенок справился с заданием частично —0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием —0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А».
К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 -8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный
контакт педагогами.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» -правильное выполнение задания
« -» -задание выполнено неверно;
«V» - справился с помощью взрослого.
Приложение 1
Литература.
1. С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
2. С.Е.Гаврилова «Большая книга развития мелкой моторики для детей». Ярославль: Академия развития, 2009.
3. О.А.Новиковская: АСТ; СПб.; Сова 2007.
4. О.М.Сахарова « Готовим руку к письму». Москва. РОСМЭН. 2008
5. Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
6. И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей. Изд. «Карапуз» 2005.
7. С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких и не только». Детство-пресс 2010
16