По работе школьной службы медиации.
Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Школьная служба медиации МБОУ СШ № 1 создана 4 сентября 2017года. Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации. На сегодняшний день она состоит:
- Хут Ф.К.- зам.директора по ВР, координатор;
-Сообцокова М.В., педагог – психолог;
- Сообцокова З.А., социальный педагог школы;
- Неужрок Э.М. председатель общешкольного родительского комитета;
- Туркав Б., ученица 11 класса.;
- Ачох З., ученик 11 класса..
С целью организации деятельности школьной службы примирения в сентябре 2017 года были изучены методические рекомендации "Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении".
Заседание школьной службы примирения проходит 1 раз в четверть, в кабинете педагога-психолога. Выход на классные часы по мере необходимости.
Обучащиеся в школе уже знают о школьной службе. В трудную минуту, когда им кажется что мир к ним не справедлив, их мучают проблемы, они поругались или подрались, у них что-то украли, и они предполагают, кто это сделал и не рассматриваются сверстниками, как ЛИЧНОСТЬ, двери школьной службы медиации для них всегда открыты, т.к. основная задача, которую решает ШСМ нашей школы – это организовать реабилитационную и профилактическую функцию, способствующую восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия.
Целью деятельности ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Деятельность ШСМ строится на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, нейтральность. Информацию о случаях конфликтных ситуаций ШСМ получает от учащихся и педагогов. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
Координатор ШСМ Хут Ф.К. зам. по ВР (по приказу директора школы) организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСМ.
Классные часы: «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «Пороки и добродетель», «Что такое толерантность» «Эмоции положительные и отрицательные в жизни младшего школьника», «Семейные традиции», «Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!», «Выбор за тобой», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Добро и зло», «Ты в этом мире не один», «Общественные дела – путь к взаимопониманию», «Я и мой мир», «Если в семье конфликт», «Моя семья», «Правда и ложь», «Будь справедлив в словах и поступках».
Родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей» (беседа), «Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения» (лекция), «Наши дети нуждаются в защите» (молния каждому родителю, «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Если в семье конфликт», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Профилактика злоупотребления алкоголя, наркотических средств, среди несовершеннолетних и пропаганда ЗОЖ», «Жестокое обращение с детьми», «Агрессивные дети. Причины и последствия», «Ваш ребёнок взрослеет».
Беседы с обучающимися: «Уважай старость», «Права ребёнка», «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах», «Общественные дела – путь к взаимопониманию», «Я и мой мир», «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
1. Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия.
2. Анкетирование по выявлению фактов жестокого обращения с детьми.
3. Самочувствие учащихся в коллективе.
4. Анкета для родителей
Потребности человека, с которыми работает школьная программа медиации:
- помощь в разрешении конфликтных ситуации создание системы защиты, помощи, обеспечения гарантии прав и интересов детей.
Составляются совместный план деятельности ведётся внутри школьный учет, сведения о которых предоставляется в комитет по делам несовершеннолетних.
Проводятся профилактические и коррекционные работы, направленные на снижения проявления ассоциального поведения учащихся.
Рекомендации: К чему должен быть готов медиатор-ровесник :
- Медиатор-ровесник должен уметь видеть конфликт, отличать его от обычной активности ребят (например, дружеской «возни»), уметь компетентно предложить свою помощь (кратко рассказав о принципах медиации и получив согласие от участников конфликта), выяснить историю конфликта, понять сможет ли он самостоятельно урегулировать конфликт, сориентироваться – урегулировать конфликт прямо сейчас, на месте или договориться встретиться с участниками позже, оперативно передать информацию о конфликте в службу.
- Медиатор-ровесник может встретиться с конфликтом на перемене, на внеклассных мероприятиях, в спортзале. В этом случае, в статусе дежурного – он вмешается в конфликт, а в статусе медиатора поможет участникам конфликта разрешить его более эффективным способом.