Презентация на тему:
«Профессиональные компетенции
учителя иностранных языков»
Область применения : Теория и методика преподавания иностранных языков
Выполнила: Учитель английского языка МОУ СОШ №18 г.Электросталь Шадрина Екатерина Андреевна
Цель:
Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.
Выявить сущность профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
Выделить основные компоненты профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
Задачи:
Рассмотреть соблюдение определённых правил при организации современного урока иностранного языка.
Процесс преподавания учителем иностранного языка.
Объект исследования:
Профессиональные компетенции учителя иностранного языка.
Предмет исследования:
Гипотеза исследования:
Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.
Методологическая база
Л. С.
З. М.
Выготский
Цветкова
И. А.
Бредихина
Н. Д.
Гальскова
Введенский
Л. В.
Бахман
Д. Хаймз
и многие другие
Теоретическая значимость:
Практическая значимость:
В качестве апробации мы взяли урок английского языка в школе на тему «Количественные числительные»
Выделение основных компонентов содержания профессиональных компетенций учителя иностранного языка
Профессиональная компетентность
учителя иностранного языка выражает готовность и способность осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований
Сущность
профессиональной компетентности учителя иностранных языков как совокупности профессионально-педагогических компетенций предполагает наличие 4 основных компонентов:
Информационная компетенция
Социо - культурная
компетенция
Основные компоненты
Коммуникатианая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствования
- Схема компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам
Определение компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам
Описание содержания компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам
Профессиограмма
Описание психологических норм и требований к деятельности и личности учителя
Профессионально-должностные требования (ПДТ)
Описание конкретного содержания деятельности учителя, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в конкретных условиях. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть учитель для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности
Квалификационный профиль
Сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты
- Схема профессиональных знаний учителя иностранного языка
Определение профессиональных знаний
Описание содержания профессиональных знаний
Знание системы языка
Система языка и основные лингвистические и лингводидактические категории, а также культура страны изучаемого языка, ее история и современные проблемы развития, в том числе современные проблемы зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать
Знание основных положений общеобразовательной концепции
Основные положения общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества, государственной общеобразовательной политики, в том числе и по иностранному языку
Знание психологии личности ученика
Психология личности ученика в каждый конкретный период ее развития, а также закономерности усвоения иностранного языка в учебных условиях
Знание основных требований
Основные требования, предъявляемые обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам
Знание основных закономерностей обучения
Основные закономерности обучения иностранному языку, а также специфика всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния
- Схема профессиональных умений учителя иностранного языка
Профессиональные умения учителя иностранного языка
№
Описание содержания профессиональных умений
1
Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания. Учитель должен обладать способностью к рефлексивному анализу личного опыта изучения иностранного языка, соотносить его с теорией и практикой обучения предмету, анализировать индивидуально-психологические особенности учащихся и проецировать полученные данные на возможности обучаемых и конкретные условия обучения
2
Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе. Учитель должен уметь планировать собственные профессиональные действия с позиции современных требований к содержанию и организации учебного процесса по иностранному языку и с учетом объективных закономерностей усвоения учащимися изучаемого языка в условиях обучения, а также факторов, влияющих на полноту владения языком [9, c. 205]. Он должен уметь анализировать имеющиеся в его распоряжении учебные материалы, в том числе компьютерные программы, с точки зрения их возможного использования в учебном процессе и выбирать из них наиболее адекватные целям и условиям обучения. Актуальным является также умение учителя осуществлять отбор аутентичных материалов, в том числе страноведческого характера, анализировать и методически интерпретировать их применительно к условиям обучения в конкретном типе учебного заведения. При этом важно также предусмотреть творческие, интерактивные формы работы учащихся на уроке
3
Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. Учитель организует общение на уроке иностранного языка, вовлекает всех учащихся в это общение, создает благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика и стимулирующий процесс усвоения учащимися запланированного содержания обучения. В ходе учебного процесса учителем осуществляется наблюдение за развитием эмоциональной сферы личности учащегося, его творческих, когнитивных и языковых способностей, умений социально взаимодействовать с другими
4
Умения анализировать результаты организованного на уроке иноязычного общения. На занятии и после его окончания учитель анализирует свою деятельность и деятельность учащихся и, исходя их результатов этого анализа, вносит соответствующие коррективы в цели и содержание обучения
- Этапы формирования профессиональной компетентности
№
Определение этапа формирования
1
Самоанализ и осознание необходимости
2
Ппланирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)
3
Самопроявление, анализ, самокорректировка
Профессиональные компетенции учителя английского языка на его уроке
Применения современных информационных технологий
Информационная
Коммуникативная
Учитель обучает всем видам коммуникации: чтению, говорению, слушанию и письму
На основании проведенного исследования можно обоснованно сделать следующий вывод, что успешное владение полным спектром профессиональных компетенций помогает данному учителю сохранить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также к проведению нетрадиционных форм уроков.
Вывод:
Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.
Цель:
Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.
Гипотеза: