МБУ ДО Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи
Методическая разработка
«Проектная методика на начальном этапе изучения английского языка».
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Жданова Татьяна Владимировна
г. Сочи, 2021г.
Содержание:
1.Введение…………………………………….……………….3
2.Метод проектов в изучении английского языка…..………4
3.Классификация и виды проектов……………..…………….7
4.Критерии оценивания………….………………………..…11
5.Заключение………………………………………………....12
6.Литература…………………………………………………13
Введение.
Вопросы повышения качества обучености и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания английского языка. Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. В связи с эти, педагог должен приложить все усилия для того, чтобы способствовать максимальному развитию творческой инициативы учащихся, выработке навыков самостоятельного движения в информационном пространстве, умения самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; способствовать формированию у детей универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Каждый учебный предмет, и английский язык в том числе, имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве.
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Метод проектов возник и успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.
Итогом работы ученика над проектом может быть, как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты) и т.д
2. Метод проектов в изучении английского языка.
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, говоря, о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на занятии. Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания, оказать помощь в выборе проекта, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся могут предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись индивидуально или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить учащихся использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а при необходимости – аудио или музыкальное оформление. Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на английском языке.
Проект для ученика - это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Проект для учителя - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста, развивает следующие навыки:
Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Коммуникативные: умение не только говорить, но и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Мыслительные: умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
Исследовательские: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, сопоставлять.
Использование метода проектов на уроках помогает научить детей понимать звучащую на иностранном языке речь, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
развивает интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, помогая приобрести определённые учебные навыки.
Использование проектной технологии позволяет:
затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
создавать условия, где каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
делать учащегося активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными педагогом приёмами и средствами обучения;
приучить учащегося творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
постепенно научить учащегося работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать все возможные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Следует отметить, что метод проектов помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как:
готовность работать в коллективе;
принимать ответственность за выбор;
разделять ответственность с членами команды;
анализировать результаты деятельности.
При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:
Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
Каждый участник группового общения остаётся в фокусе внимания остальных;
Учащиеся могут выразить свое личное отношение к делу, чувствуя себя в безопасности от критики;
Использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
Языковый материал способствует речемыслительным возможностям говорящего;
Учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил (errors) и случайные ошибки (mistakes).
3. Классификация и виды проектов.
Классификация проектов может проводиться по числу участников:
индивидуальные (личные);
парные;
групповые.
По продолжительности:
краткосрочные (одно, максимум 3–6 занятий);
среднесрочные (1–2 месяца);
долговременные (до года).
Виды проектов.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначит следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определения проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначения задач исследования; определение методов исследования источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения.
Творческие проекты.
Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно считать творческим. При выделении данного проекта исходим из доминирующего принципа.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.) Это могут быть проблемы, связанные с содержанием, какого–то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.
Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролево-игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманные участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки остается ролево-игровая.
Цель проекта, предмет информационного поиска, источник информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнёров и т.п.). Способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, обсуждение в телеконференции и т.п.)
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (дизайн дома, школьного кабинета; проект зимнего сада и т.п.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определённой функцией каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможности способов их внедрения в практику, а также организации систематической внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содежательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты.
Как правило, такие проекты проводят в пределах одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные и интересные разделы или темы программы, например, в курсе иностранных языков это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п. Разумеется, работа над проектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той, или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект требует также тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уровне по группам (роли в группах распределяются учащимися)
Форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объёмные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников, отражать их интересы.
Представление (презентация) и защита проектов учащимися младшего школьного возраста - это не дискуссия, не видео показ, не аргументированная защита, а, в основном, красочное представление, проекты «в картинках». Ведущими видами проектной деятельности для данного возраста являются творческий, ролево-игровой. Элементы предметно-содержательного и исследовательского характера также применимы.
Рассмотрим некоторые виды проектов, которые применимы при изучении иностранного языка на начальном этапе.
К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздничных шоу, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
К примеру, после прохождения темы «АВС» учащимся предлагается сделать «книжку-малышку», подбирая на каждую букву слово и его иллюстрацию, к праздничным дням ребята создают поздравительные открытки (Новый год и Рождество, 8 марта), пишут сочинение «My favorite toy» и иллюстрируют его.
Чтобы показать значимость и подчеркнуть индивидуальность каждого
ребёнка, даётся задание составить коллаж о себе, о своём городе, туристический проспект, страноведческий альбом.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для учащегося. Оценив применение на практике проектной методики, можно отметить, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен, кроме того, он активно влияет на мотивационную сферу учащегося. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учащихся к практическому владению иностранным языком.
В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ребенка (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя страна”, “Мой город”, «Мой дом», «Семья» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е. они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности.
4. Критерии оценивания.
Требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки.
№ п\п | Критерии оценки 8-9 лет | Баллы |
1. | Критерии оценки оформления проекта (5 баллов): Формат А4 Название Автор Наличие картинки (рисунка) Аккуратность |
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (4 баллов): Соответствие теме проекта Наличие оригинальных находок Полнота Логичное изложение материала |
|
3. | Критерии оценки представления проекта (5 баллов): Фонетическая правильность речи Грамматическая правильности речи Лексическая правильность речи Степень владения материалом Эмоциональность в представлении |
|
| Итого: 12-14 баллов – “5” Итоговая отметка: |
|
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младшего возраста. Если работа оформляется в виде реферата, то конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
5. Заключение.
Метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Итак, Проект – это пять “П”.
Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся – это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным. Когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней свое место.
Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат, а его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.
Китайской мудрость гласит: «слушаю-забываю, вижу-запоминаю». Как мне кажется, эти слова в полной мере можно отнести ко многим педагогическим технологиям, в том числе и к проектной методике. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы. Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний. Жизнь ставит перед нами, учителями, новые задачи, заставляет искать иные формы и методы работы.
6. Литература
1.Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: английский с удовольствием: 2, 3, 4 классы. – Обнинск: Титул, 2007.
2.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2004. - №5. – С.38 – 41.
3.Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М., 2000.
4.Полянина Н.Б., Эктова О.Ю. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград, 2005.
5.Биржнёва М.А, Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста. // Начальная школа. – 2007.- №3.
6.Корнева Л.П. Применение метода проектов на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2006. - №5.
7.Сконечная Ю.Н. Проектная деятельность на английском языке в начальной школе // Английский язык в школе. – 2007. - №1.
8