Разработка на тему:
«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»
Выполнил:
Неманихина Ольга Владимировна,
воспитатель ГКОУ школа-интернат
г.Тихорецка
г.Тихорецк,.
2019г.
Содержание
Введение. 3
1.Проект как метод обучения 5
1.1Классификаций проектов 5
1.2Педагогические цели и задачи в рамках проекта 8
2. Организация проектной деятельности 9
2.1Реализация метода проектов на практике 9
2.2 Этапы проектирования 10
3. Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся 14
4. Заключение 17
5. Список использованных источников 18
6. Приложение 19
Введение
Модернизация общего образования, внедрение новых стандартов, требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений, навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях общества. Учащиеся не должны получать уже готовые знания, а уметь самостоятельно работать с информацией: искать, систематизировать, сравнивать, анализировать. Одним из возможных способов является организация как урочной, так и внеурочной деятельности детей через выполнение проектов.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века, когда умы философов были направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мышления ребенка. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, активно применявшая проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали активно внедряться в школу, однако в 1931 году метод проектов был осужден, с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить его в практике. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.
Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи, опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов.
Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами: метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.
Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
Сегодня уже всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни. Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта.
Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.
Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, причем эта роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
1.Проект как метод обучения
1.1Классификации проектов
научной литературе рассматривается множество классификаций проектов, которые основываются на различных подходах и принципах. Так, например, М.Е. Брейгина классифицирует проекты по следующим группам: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Саймон Хайнес классифицирует проекты как: проекты-сообщения или исследовательские проекты; проекты-интервью; проект-производство; проекты-ролевые игры и драматические представления.
Мое внимание привлекла типология, представленная Е.С. Полат. Она выделила типы проектов в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода:
1.Исследовательские проекты, характеризуются продуманной структурой, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников.
2.Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеющие детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
3.Ролево-игровые проекты, структура которых также только намечается и остается открытой до окончания проекта, доминирующим видом деятельности здесь является ролево-игровая.
4.Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; которую в последующем анализируют и обобщают участники проекта.
5.Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
6. Монопроекты, проводимые в рамках одного учебного предмета по наиболее сложным разделам.
7. Межпредметные проекты, выполняемые во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные и продолжительные.
рамках образовательного учреждения чаще всего мы можем услышать понятие «учебный проект». Что понимается под «учебным проектом»?
Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными (разного масштаба);
межрегиональными (в рамках одного государства);
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты (1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).
Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.
Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей:
1. Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, т.к. именно она должна мотивировать автора на поиски решения;
2.Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, воплощением которой станет проектный продукт;
3 Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;
4.Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведением анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по текущему вопросу;
5. Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
6.Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой презентацию результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
1.2 Педагогические цели и задачи в рамках проекта:
• Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
• Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.
• Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать.
• Коммуникативные – формирование культуры публичных выступлений.
2. Организация проектной деятельности
2.1 Реализация метода проектов на практике
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование.
основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты.
Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.
2.2Этапы проектирования
Базовая модель урока или внеклассного мероприятия, построенного на основе технологии метода проектов, предполагает 6 этапов.
С одержание работы на этапе | Деятельность учащегося | Деятельность учителя |
1. Подготовка | ||
а) Постановка проблемы (беседа, анкетирование); б) определение количества участников, работающих над проектом в) формулировка темы проекта; г) выдвижение цели,за- дач, гипотезы; д) определение основного замысла, формы продукта (ов) проекта. | Получаю информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы) | Знакомлю с методом проектной деятельности, мотивирую учащегося, помогаю в постановке темы, цели, задач, выдвижении гипотез. |
2. Планирование | ||
а) Установление этапов работы и сроков исполнения; б) распределение обязанностей среди участников проекта;
в) определение источников знания об объекте проектирования, его на- значении и функционировании. | Выбор темы проекта и составление плана работы. | Корректирую работу участника проекта. |
3. Исследование | ||
а) Сбор и анализ информации по объекту проектирования; б) определение формы представления проекта. | а) выбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых; б) группировка материала и установление общих положений.
| Наблюдаю, советую, организую. |
4. Получение результатов | ||
а) Планирование отчета по результатам деятельности выступление, выставка, представление макета; б) оформление отчета о проделанной работе; в) формулирование выводов и рекомендаций. | Применение полученных знаний на практике | Предлагаю структуру и форму отчета. Наблюдаю, предлагаю, советую. |
5. Представление отчета | ||
Представление разнообразных форм отчета о проделанной работе | Представляю отчёт о работе | Слушаю, задаю вопросы. |
6. Оценка результатов | ||
а) Оценка процесса работы (контроль, само- контроль); б) оценка результатов работы других участников проектов. | Коллективное обсуждение проделанной работы. Делаю самооценку. Оцениваю других. | Оцениваю усилия учащихся в проделанной работе, качество использования источников, качество отчета. |
При организации проектной деятельности в школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания календарно-тематического планирования учебных предметов или из близких к ним областей.
Для проекта необходима личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая школьникам и значимая для них. Она должна находиться в области познавательных интересов и зоне ближайшего развития школьников и обеспечивать мотивацию их включения в самостоятельную работу.
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
личностно ориентирована;
мотивируема;
поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
позволяет учиться на своем опыте и опыте других;
использует множество дидактических подходов:
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
ходе проектирования учитель помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить со школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, опросы, акции, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта). Для этого нужно помочь обучающимся произвести самооценку проекта и подготовить проект к презентации. Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, дети могут подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Учеников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами или памятными подарками.
Помимо этого, можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
3.Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно, интерес к такой работе появляется в начальной школе, а в основной школе ученики уже обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской деятельности, навыками использования компьютера, а также необходимыми волевыми качествами, которые помогают преодолевать возникающие трудности. Проектная деятельность помогает удовлетворить важные потребности подростков и минимизировать отрицательные проявления подросткового возраста, ведь именно работа над проектом предлагает подростку реализацию чувства взрослости, нехватка которой может проявиться рискованным поведением. Проектная деятельность не только удовлетворяет склонность подростка к фантазированию и творчеству, что не находит места для оценки в ходе учебы, но и дает возможность экспериментировать, что позволяет избежать экспериментов с внешностью и психическими веществами.
Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
целеполагания и планирования деятельности;
самоанализ и рефлексия;
презентации деятельности и ее результатов;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
проведение исследования.
4. Заключение
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но то, что это она является эффективным средством от однообразия и скуки, а также способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний – это неоспоримый факт. Я считаю, что в перспективе необходимо расширять опыт проектной деятельности, в связи с чем необходимо скорректировать поурочное планирование, ведь если составлять тематические планы, учитывая метод проектов, то появится больше времени для их обдумывания.
5. Список использованных источников:
Джонсонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2003.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
Попов В.Б. Интернет-технологии и развитие образования. Воронеж, 2001.
Савенков А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. № 4.
Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном // Журнал для администрации школ. 2007. № 1.
6. Приложение
Творческий проект «Волшебный мир народной куклы»
Традиционная тряпичная кукла
несет память культуры и делает это
гораздо ярче, шире и глубже, чем
любая другая игрушка.
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта: «Волшебный мир народной куклы».
Разработчик учебного проекта: учитель технологии - Неманихина О.В.
Название образовательного учреждения: ГКОУ школа-интернат г.Тихорецка
Год разработки учебного проекта – 2017г.
Опыт использования: проводился согласно календарно-тематического планирования
Проблема и актуальность выбора темы проекта
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.
В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».
Существует метод лечения куклами – куклотерапия. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: помогают развивать природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Нормализуют отношения в системе ребенок – родитель, разрешают конфликты, улучшают социальную адаптацию.
«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.
Гипотеза
Мы предполагаем, что тряпичная кукла для современного ребёнка, даже на сегодняшний день, является неотъемлемым атрибутом детского развития. Процесс творчества создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям русской культуры.
Цель – формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.
Тип проекта: долгосрочный
Задачи
Обучающая:
- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы на занятиях
- научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.
- Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.
Воспитательная:
- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.
- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
Обеспечение проекта:
• материально-техническое оснащение: текстильный лоскут, отделочные материалы, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;
• учебно-методическое оснащение : конспекты-занятия о тряпичных куклах, народная сказка «Крупеничка», методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;
• информационное-техническое обеспечение: компьютеры, проектор; тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.
Участники проекта
• учащиеся среднего звена школы-интерната г.Тихорецка
Форма организации участников проекта
• индивидуальная работа
• групповая работа
Предполагаемые достижения:
Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;
Новые практические приёмы: освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;
Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир - оберег в современном мире.
Развитие навыков:
• самостоятельной работы с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;
• мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);
• самоанализа и рефлексии;
• презентации результатов своей работы;
• эмоциональной и моторной адекватности.
Воспитание толерантности.
Расширение кругозора.
Время работы над проектом – 2 месяца
Режим работы
• урочный
Предметно-содержательная область – межпредметный
основная предметная область:
• технология
дополнительные предметные области:
• история
• изобразительное искусство
• информатика
• литература
Доминирующий вид деятельности
• практико-ориентированный
• творческий
Форма продуктов проектной деятельности
• натуральные образцы тряпичных кукол
• творческие работы
• мультимедийные презентации
Модель реализации проекта
№п./п. | Действия | Сроки | Ответственные |
1. | Формирование групп по интересам: - исследовательский отдел; - социологический отдел; - художественный отдел; - конструкторский отдел |
| Учитель. |
2. | Сбор и изучение литературы в соответствии с поставленными задачами каждой группой. |
| Учащиеся, родители, учитель. |
3. | Иллюстрирование проделанной работы исследовательской группой. Подготовка к представлению своих результатов классу. |
| Учащиеся. |
4. | Проведение социологического опроса учащимися социологического отдела. |
| Учитель, учащиеся. |
5. | Иллюстрирование проделанной работы социологического отдела и подготовка к защите своей работы. |
| Учащиеся. |
6. | Представление результатов исследования группы конструкторов. |
| Учащиеся. |
7. | Представление результатов отдела моделирования. |
| Учитель, учащиеся. |
8. | Представление результатов художественного отдела. |
| учащиеся |
9. | Создание проектного продукта.
|
| учащиеся |
10. | Подведение итогов. Анализ проделанной работы. Планы на будущее. |
| Учащиеся, учитель. |
Фея кукол создавала,
мастерила, колдовала,
и в руках её послушно обретали куклы души…
( Л. Рубальская)
Этапы проведения проекта
I этап – подготовительный
II этап – поисково-исполнительский
III этап – обобщающий
IV этап - заключительный
I этап – подготовительный
1. Погружение в проблему:
· Знакомство классных руководителей 5-х классов с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.
· Выдача индивидуальных заданий каждому классу.
Примерное содержание проекта (творческой работы): история возникновения и назначение тряпичной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.
2. Организация деятельности:
Мероприятия
1.Проведение экскурсий в школьную библиотеку для просмотра выставки книг «Кукла в нашем доме».
2.Сбор и обработка информации
3.Проведение беседы с использованием ИКТ «Путешествие в прошлое тряпичной куклы»
6.Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы).
II. Поисково - исполнительский этап
На данном этапе осуществляется работа согласно календарно-тематическому планированию, а также с учетом индивидуального плана.
● Работа над проектом участниками исследования началась с изучения соответствующей литературы, теоретического анализа источников. Участники проекта читали энциклопедии, рассматривали иллюстрации с изображением различных видов текстильных кукол
● Руководителем проекта был разработан план работы с воспитанниками. Работу над проектом «Текстильная кукла. Бабушкины уроки» мы решили начать с изучения истории происхождении некоторых видов тканей. Изучили из чего и как изготавливают шерстяные, шёлковые, льняные и хлопковые ткани. Творческая работа сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной для здоровья ребёнка реакцией.
● Посмотрели фильм «Лён – ленок - голубой цветок». Узнали, как выращивают лён, как его обрабатывают и вычёсывают, ткут красивые полотна тканей, шьют одежду.
● Дети заинтересовались, и мы начали собирать материал о различных видах текстильной куклы. Во время экскурсии в библиотеку узнали, что традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. Так к обрядовым относится «Масленица», «Параскева-Пятница»; к оберегам – «Любава»; а среди игровых самая популярная – кукла «Пеленашка». С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения ребёнком опыта накопленного поколениями.
● Изготовлением куклы своими руками начали с куклы «Пеленашка», так как она самая простая в изготовлении и не требует особых усилий. Прочитали, что крутилась она непосредственно перед рождением ребенка. Куклу мастерили из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук, подкладывали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы сбить злых духов с толку.
● Детям очень понравилась эта незатейливая кукла. Они с удовольствием стали играть с ней в свободное от занятий время.
● Из познавательных бесед: «Русская народная игрушка и русская народная текстильная кукла», «Какова она, древнерусская красавица» (по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная») дети узнали, что народные игрушки во все времена были востребованы и любимы. Что много лет назад в эти игрушки с удовольствием играли наши бабушки и прабабушки.
● Посетили мастер-класс по изготовлению куклы своими руками. Дети с удовольствием сделали куклу оберег.
● Родители были ознакомлены с проектной деятельностью детей. И пришли к выводу, что, занимаясь проектной деятельностью, у детей развивается уверенность в своих силах, снижается тревожность при столкновении с различными проблемами, создаётся привычка самостоятельно искать пути решения.
III этап – обобщающий
В дальнейшем в ходе реализации данного проекта обучающиеся приходят к самостоятельной деятельности, выступают инициатором творческого процесса. У них формируется воля, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. Продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.
IV этап – заключительный
В результате реализации проекта дети узнали, во что и как играли их бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками очень интересно.
Изучив технологию изготовления некоторых текстильных кукол, ребята решили сделать их вместе с родителями, которые с удовольствием им помогли.По окончанию работы над проектом дети сделали вывод, что куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.
Результаты:
● Создано пособие для изучения различных видов тканей.
● Собрана картотека народных игр.
● Создан альбом рисунков русского народного костюма.
● Выставка «Текстильная кукла» в группе.
Оценка продукта проектной деятельности учащегося
Критерии оценки
| Показатели | Баллы | |
Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования | от 0 до 2 |
|
Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. | от 0 до 2 |
|
Эксплуатационные качества | Удобство, простота и безопасность использования | от 0 до 2 |
|
Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности | от 0 до 2 |
|
Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта | от 0 до 2 |
|
Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | от 0 до 2 |
|
Оригинальность Уникальность | Своеобразие, необычность Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | от 0 до 2 |
|
Уникальность | Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) | от 0 до 2 |
|
Дизайн | Композиционная целостность, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков | от 0 до 2 |
|
ИТОГО |
|
от 14 до 18 баллов – 5
от 9 до 13 баллов – 4
от 5 до 8 баллов - 3
Оценочный лист
Я (оценка своей работы на уроке),
МЫ (оценка коллективной работы на уроке),
ДЕЛО (вклад проделанной работы в урок).
Перспектива:
● Презентация выставки «Текстильная кукла» для всех групп детского сада.
● Показ кукольного спектакля для малышей.