«Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся»
Выполнена работа
Кутузовой Н.Е.
Учитель технологии
МБОУ СОШ г. Коломна
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок (условия)
III. Заключение
Выводы по ИР
1. Актуальность ИР. Проблемы и противоречия.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире. В последнее время происходят существенные изменения в социальном и экономическом пространстве системы образования, предъявляются современные требования к школьному обучению, водятся новые направления, указанные в президентской инициативе «Наша новая школа», в приоритетном национальном проекте «Образование».
В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации — освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
"Развивая себя - развивать общество" - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. В современной системе образования необходимо развитие творческой, активной личности, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества. Одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и способностями самостоятельно добывать знания, умения их применять на практике, мыслить, перерабатывая имеющуюся и полученную информацию в конкретный «продукт». Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной активности обучающихся.
Формирование познавательной активности учащихся относится к числу наиболее центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Анализ собственной педагогической деятельности показал, что, у большинства обучающихся низкий уровень проявления познавательной активности, да и самостоятельность мышления, умение планировать свою деятельность и результат работы выражены слабо. У таких ребят формируется привычка к бессмысленной деятельности, к копированию готовых продуктов, отличаются пассивностью на уроках. Знания их, как правило отрывочны и поверхностны. Кроме того, контингент учащихся нашей школы представлен различными социальными слоями. В ней учатся одаренные и обычные дети. Дети с разной стартовой подготовкой, с разными творческими способностями, требуют изыскания новых приемов и средств обучения.
Таким образом, обостряются противоречия между:
· природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроках;
· стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих способностей учащихся;
· новыми требованиями к выпускникам школ в свете ФГОС и традиционной системой образования.
Для разрешения этих противоречий необходимо использовать методику, которая базируется на использовании современных педагогических технологий. Я считаю, что ведущей технологией является проектная деятельность учащихся, которую можно успешно применять на уроках технологии.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
2. Цель и задачи ИР.
Необходимость разрешения названных противоречий определило цель ИР: развитие познавательной активности обучающихся на уроках технологии с использованием технологии проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· создать условия для развития познавательных задатков школьников,
· обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности детей;
организация мониторинга для корректировки развития личности школьников.
Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
3. Ожидаемые результаты
В педагогической деятельности я ожидала достичь следующих результатов:
- развитие познавательной активности,
- овладение учащимися информационными ОУУ,
- повышение общей информационной культуры учащихся,
- развитие устойчивой внутренней мотивации к предмету технологии,
- овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни, и умениям.
- развитие творческих способностей учащихся.
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.
метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
II. Основная часть
1. Понятия
По определению, «проект» - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
2. Описание изменений в образовательном процессе.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
2.2. Содержательно-технологический блок.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор темы будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность, проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов. На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:
Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.
Задания творческого характера.
Самостоятельная работа учащихся.
Проектное обучение.
При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.
Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.
Я использую в своей деятельности четыре основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.
На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На втором этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах: разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя, а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, работать с графическими документами.
На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и способностей.
На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда? В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект перед одноклассниками.
Практика показала, что проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. В 5 классе традиционно большой интерес вызывает проект «Кухня моей мечты». В работе над проектом учащиеся разрабатывают интерьер помещения. В 6-7классах школьницы работают над проектами, связанными с изготовлением модных нарядов и разнообразных изделий для интерьера. Работа над проектом приносит удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен окружающим. Учащиеся видят, изделие, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, можно пользоваться в быту, поэтому ради этого стоит и потрудиться. Так стали появляться социальные творческие проекты. Проекты «Подарок дошколятам», «Спешите делать добро»,«Кукольный театр», «Развивающие игрушки..
Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики помогают друг другу, в выполнении сложных заданий, они с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на более высоком уровне
Работа над проектом позволяет почувствовать, как ребенку так и, взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проекты мы проходим все стадии работы над ним сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
III. Заключение. Выводы по ИР.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
• повысить познавательную активность учащихся;
• поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
• включить в процесс обучения учащихся их родных и близких (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);
• усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
• активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
(трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.),
• готовит к будущей профессиональной деятельности
IV. Информационные источники.
1. Бобровская, А.Н., Долинина, Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
2. Боровых, В.П. Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты. – Волгоград: Учитель, 2009, 134с.
3. Леонтьев, А.В., Капустин,В.С., Сасова, И.А. Технология: 8 класс: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя. Под ред. И.А.Сасовой. – Москва: Вентана-Граф,2008. – 144с.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
5. Несонова О.А. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.
6. Сасовой И.А.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя, М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.