Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с.Первомайский Стерлибашевского района Республики Башкортостан
Проектная деятельность «Интеллектуально – исследовательская деятельность детей раннего дошкольного возраста»
Выполнила:
Гайнетдинова З.Р.,
воспитатель
с.Первомайский, 2018г.
Проектная деятельность «Интеллектуально – исследовательская деятельность детей раннего дошкольного возраста».
Актуальность
В дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, которые накопило человечество, необходимо сформировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т. е. упорядочить свои представления о мире.
Цель
Выявить доступные и интересные дошкольникам формы исследования, позволяющие занять им активную познавательно-исследовательскую позицию.
Задачи:
1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития дошкольников.
2. Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
4. Расширять кругозор дошкольников (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей через решение задач:
* развитие любознательности и познавательной мотивации;
* формирование познавательных действий;
* формирование первоначальных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
* развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Условия:
* создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка;
* компетентность педагога.
Экспериментирование
Эксперимент — интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить цель;
решать проблемы; анализировать объект или явления;
выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты;
выдвигать гипотезы и предположения;
отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
осуществлять эксперимент;
делать выводы;
фиксировать этапы действий и результаты графически.
Уголок экспериментирования состоит из 2-х разделов:
1. Дидактический (подборка методической и художественной литературы, дидактические игры, картотека опытов, пословицы, поговорки, загадки об объектах живой и неживой природы, схемы)
2. Оборудование.
Сюда входят:
- природный материал (песок, глина, шишки и т. д.);
- бросовый материал (пробки, прищепки, тесьма, образцы ткани, бумаги и др.);
- разнообразные виды игрушек (пластмассовые, резиновые);
- лейки, тазики, совочки, контейнеры, клеёнки, ёмкости разного объёма и формы, салфетки и другое оборудование, необходимое для проведения опытов.
Работа с родителями:
* Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
* Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
* Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
* Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
* Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
* Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
* Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
2. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. Детское экспериментирование / М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н./М.: Аркти, 2004
4. А.И. Савенков. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников /СПб., Питер, 2004.