«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект урока для внеклассного чтения в старших классах по рассказу Л. Петрушевской "Глюк"

Урок для внеклассного чтения. Анализ произведения, который в дальнейшем может помочь в написании аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка урока внеклассного чтения.

Автор работы: Цыганкова А.В.

Учитель русского языка и литературы

Гимназии №184 Ленинского района



Инновационный проект урока по рассказу Л. Петрушевской «Глюк».

Тема урока: «Мой выбор. Моя свобода. Мои желания.»


Цель:

1. Знакомство с особенностями творчества Л. Петрушевской на примере рассказа «Глюк».

2. Развитие ассоциативно-образного мышления.

3. Развитие умения слушать и размышлять.

4. Развитие навыков устной и письменной речи.

5. Воспитание вкуса и внимания к слову.


Урок дополнен презентацией, в которую включены портреты Л. Петрушевской, К. Глюка, музыкальным произведением композитора.


Ход урока.

Ребята, посмотрите на экран (слайд 1). Сегодня у нас необычный урок, который называется: «Мой выбор. Моя свобода. Мои желания». Почему такая тема урока, мы поговорим позже. Работать вы будете в группах.


Задание 1 Слайд 2


Внимательно рассмотрите слово на экране. Запишите на своих листах слова, понятия, которые ассоциируются со словом «глюк».


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Глюк – иллюзия, мираж, виденья, галлюцинация…


(Хорошо, если ученики вспомнят известного композитора К. Глюка, в противном случае, можно высказать свою ассоциацию).




Задание 2 Слайд 3


Послушайте музыку австрийского композитора 18 века Кристофера Глюка. Он автор нескольких опер («Альцеста», Орфей и Эвридика», «Парис и Елена»). Его произведения исполняют во всем мире знаменитые музыканты. Предложенное мною произведение исполняет Сергей Рахманинов.

Запишите, какие мысли, чувства возникают у вас при прослушивании? Какие картины встают перед глазами? Охарактеризуйте прослушанную мелодию.


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Летний вечер, море, закат, рассвет, весна…

Музыка спокойная, ровная, светлая, немного грустная и в то же время умиротворяющая.


Задание 3

Прочитайте (либо читает учитель) рассказ, который называется «Глюк».


Работа в группах. Слайд 4

Запишите,

  • Слова и выражения (характерная лексика);

  • Ощущения;

  • Размышления;

  • Звуки;

  • Краски и запахи

на которые вы обратили внимание и вам запомнились.


Прослушивание ответов.


Лексика (круто, класс, базарит, саранча, воронята, «лазит» с Катей, гнида, математичка).

Для чего автор использует такую лексику?

Использование молодежного сленга, чтобы показать реальность происходящего.

Ощущения (волшебство, глюки, потеря, жажда, голод, тяжесть тапок, холод, сырость, свобода, счастье, кошмар, спасение)


Звуки (крик, писк, тишина, хохот, вой, чужой язык, галдящие дети)


Краски и запахи (розовый цвет, темнота, гниль, вонь, грязь).


Размышления (свобода, три желания, таблетка в косметичке, все живы, страшный сон, счастье, трупы, ужас, никого не захочу спасти, наркомания).


Задание 4 Слайд 5


Соответствует ли содержание рассказа музыке Глюка?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


В чем разница?

Совершенно противоположные произведения. Несовместимые. Тяжелое впечатление от рассказа и светлое, легкое от музыки. Беспорядок, разложившиеся трупы, вонь – все это абсолютно не соответствует музыке.


Что общего?

Возможно, эйфория во время наркотического опьянения, счастье, когда исполняются желания. Все живы. Состояние свободы. Первичный пейзаж моря… Музыка тоже может опьянять, но опьянение наркотиками доводит до состояния животного.


Задание 6 Слайд 6

Как вы думаете, какое значение вкладывает автор в название этого рассказа?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Галлюцинация от наркотиков. Понимание, что глюки не только в наркотическом состоянии. Совмещение реального и нереального. (Здесь необходимо вспомнить художественное средство оксюморон).


Задание 7 Слайд 7


В чем необычность произведения?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Смещение сна и реальности. Непонятно где сон, а где галлюцинация.


Задание 8 Слайд 8


Как определяется в рассказе хронотоп - художественное время - пространство?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Дом – замкнутое пространство, море – бесконечное пространство, вымышленные «розовый домик» - мир мечты или галлюцинаций. Удушение, невозможность дышать – свобода.

Время – то слишком долго тянется, то слишком быстрая смена действий.


Задание 9 Слайд 9


Какой повторяющийся момент усиливает тревожность повести?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Холод, голод. Тяжесть. Запах гнили. Удушливый запах, который перерастает в смрад.


Пришла пора познакомиться с автором - имя автора этого рассказа – Л. С. Петрушевская. Слайд 10


Посмотрите на портрет. Каким вам представляется этот человек?


Лицо волевое, человека, знающего жизнь, тонко чувствующего молодежь.


Задание 10 Слайд 11

Творчество Л. Петрушевской называют «жестоким реализмом».

Согласны ли вы с этим утверждением после знакомства с ее рассказом?


Перед нами жестокий мир подростков, очень чувствительный, ранимый, хрупкий и непредсказуемый.

Задание 11 Слайд 12


Определите круг проблем, поставленных автором?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.


Наркотики. Наркомания. Желание быть независимым.


Задание 12

Почему тема урока обозначена именно так? Всегда ли независимый выбор и исполнение желаний ведут к полной свободе?


Работа в группах.


Прослушивание ответов.

И да, и нет, так как это зависит от человека.


Домашнее задание:

Слайд 13

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «К чему может привести абсолютная свобода?» Приведите аргументы, используя текст рассказа «Глюк» Л.С. Петрушевской.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее