Проект «Удивительные и забавные насекомые»
Тип проекта: творческий, исследовательский, групповой
Участники проекта: дети средней группы № 2, воспитатели и родители
Сроки: с 13 июня по 22 июня 2018г
Автор проекта: Доронина С.В.
Актуальность
В воспитании экологической культуры большую роль играет формирование у детей гуманного отношения к природе и её обитателям, в частности, к насекомым. Они нас окружают повсеместно. Воспитатель создает ситуации, в которых у ребят возникает радость от общения с самыми меньшими из братьев, стремится вызвать у детей интерес к ползающим насекомым – жукам, муравьям, положительные эмоции от созерцания за работой пчёлки у цветка, своеобразного полета и красоты бабочек, стрекоз. Важно, научить детей бережно обращаться с насекомыми на участке, не проявлять по отношению к ним жестокость. Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это несомненное повышение уровня экологической воспитанности детей.
Проблема: правильное взаимодействие человека с природой, понимание и видение окружающего мира.
Цель проекта: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней посредством ознакомления с миром насекомых.
Задачи исследования:
1. Развитие эмоционально–чувствительной сферы личности, как одного из компонентов экологической воспитанности.
2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
3.Формировать понятие «насекомые».
Организационный этап:
1. Подбор и анализ литературы экологического содержания о насекомых.
2. Подбор дидактических игр, изготовление дидактического материала.
3. Привлечение родителей к осуществлению проекта.
Подготовительный этап:
1. Чтение рассказов В. Бианки, М. Пришвина, Н. И. Сладкова, стихи К. И. Чуковского «Путаница», «Муха-цокотуха», В. Бирюкова «Жук проснулся», Э. Мошковской «Муравей».
2. Выбор объектов исследования.
3. Подбор материала для художественного отображения впечатлений после знакомства с объектом исследования.
Практический этап:
1. Чтение и заучивание стихотворений о насекомых.
2. Знакомство и заучивание народных загадок о насекомых.
3. Совместное изготовление материала для дидактических игр о насекомых.
4. Знакомство с насекомыми в природе, наблюдение на участке.
5. Беседы-викторины о жизни насекомых и их вреде или пользе для человека.
6. Продуктивная деятельность.
Педагогические методы:
1. Чтение художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.
4. Рассказ воспитателя о жизни насекомых, их среде обитания, о вреде и пользе для человека.
5. Исследовательская деятельность детей в поисках насекомых в природной среде обитания.
Заключительный этап: организация выставки всех выполненных творческих работ, сделанных детьми и родителями в ходе проекта.
Предполагаемый результат:
- самостоятельно наблюдает за насекомыми;
- бережно обращается с насекомыми на участке;
- cформировано положительное отношение к природе;
- пытается в свободном рисовании изображать объекты природы;
- интересуется произведениями о природе.
Содержание экологического проекта
13-14 июня
1. Беседа «Шестиногие малыши».
2. Наблюдение за насекомыми на участке.
3. Чтение стихотворения «Божья коровка».
4.Загадывание загадок про насекомых.
5. Дидактическая игра «Бегает, прыгает, летает»
Развивающая среда: Иллюстрации разных насекомых, исследование клумбы в поисках среды обитания насекомых(молодые побеги растений).
15 июня
1. Беседа «Чем вредна тля?»
2. Наблюдения за тлей.
3. Дидактическая игра: «Мы спасаем растения».
Развивающая среда: Рассматривание живого объекта на растениях клумбы, иллюстрации.
Какие насекомые питаются тлей?
18 июня
1. Беседа о самых трудолюбивых насекомых – муравьях.
2. Наблюдения за муравьями.
3. Чтение сказки М. М. Пришвина «Как муравьишка домой спешил».
4. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
5. Загадывание загадок.
6.Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Развивающая среда: Рассматривание иллюстраций, живого объекта и игрушечного. «Расскажи мне о муравье, какой он? » – рассказы детей, описание внешнего вида, что он умеет, где живет, чем питается. Информация о пользе насекомого в жизни человека и в природе. Наблюдение муравьев в природе.
Продуктивная деятельность: Изготовление муравья из цветной бумаги. Рисование муравьев.
Дать задание на дом по желанию родителей: изготовить муравья из подручных природных материалов для выставки в группе.
19-20 июня
1. Беседа о пчелиной семье.
2.Наблюдение за пчелой или шмелем.
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
4. Заучивание стихотворения «Пчелка».
5. Подвижная игра «Медведь и пчелы»
6. Загадки, народные приметы, пословицы
Развивающая среда: Рассматривание иллюстраций, живого объекта и игрушечного: изучение частей тела, их формы, определение цвета; подбор природного материала для изображения крылышек.
Продуктивная деятельность: Лепка из пластилина с использованием природного материала. Предоставить детям свободный выбор в определении цвета пластилина для своей поделки (возможны фантазии). Уточнить правильное расположение крыльев (к какой части тела крепить крылья, сколько их).
21-22 июня
1. Чтение сказок К. И. Чуковского: «Путаница», «Муха-цокотуха».
2. Разучивание стихотворения «Бабочка».
3. Отгадывание загадок.
4. Дидактическая игра «Найди отличия» (сравниваются стрекоза и бабочка).
5. Предложить родителям изготовить дома своих бабочек.
6.Дидактическая игра «Я знаю пять названий насекомых».
Развивающая среда: Рассматривание иллюстраций. Опираясь на раннее приобретенные знания, определить, чем отличаются части тела стрекозы от бабочки. Пояснить, что рисунки на крылышках у бабочки симметричные. Найти общие черты, определяющие, что это насекомые!
Продуктивная деятельность: Рисование красками на одной половинке листа, затем отпечатать на вторую половинку, чтобы получить симметричный оттиск, вспоминая, что у бабочки крылья имеют симметричный рисунок. Для более точного исполнения рисунка необходимо бабочку дорисовать по усмотрению детей – это усики, глазки, контуры и т. д.
Завершающий этап:
- Выставка работ продуктивной деятельности.
- Выставка поделок из бросового материала на тему: «Эти забавные, удивительные
насекомые».