муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 440 комбинированного вида»
630089, г. Новосибирск-89, ул. Б.Богаткова, 220 тел.2 67-18-49
Проект
сюжетно-ролевой игры
в старшей группе
«Картинная галерея»
Выполнили воспитатели
Чалова О.С.
Чупахина М.А.
Новосибирск
2017
Тема: сюжетно-ролевая игра «Картинная галерея»
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы
Срок реализации: один учебный год
Вид проекта: долгосрочный, групповой, игровой.
Актуальность проекта
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
(В.А.Сухомлинский)
В современному воспитателю необходим постоянный поиск новых форм, приемов и методов работы. Проблема многих нынешних детей – неумение играть, в том числе, в сюжетно-ролевые игры. Дети и их родители не имеют представлений о структуре и ходе сюжетно-ролевой игры, не знают правил элементарных сюжетных игр. А ведь игра - важнейший вид детской деятельности! Она формирует личность ребенка, морально-волевые качества, а также творческое мышление, воображение, самосознание, фантазию и артистизм. Сюжетно-ролевые игры учат детей вхождению в образ различных персонажей, умению играть различные роли. Самое главное, чему учат игры – самореализации и самовыражению. В различных жизненных ситуациях, создаваемых игрой, дети учатся компромиссам, избеганию конфликтов, учатся поддерживать дружелюбную атмосферу со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Картинная галерея». Научить детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость; воспитывать уважение к труду работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Задачи:
- развивать и обогащать сюжет игры «Картинная галерея»,
- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- формировать умение договариваться, умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре, планировать, обсуждать действия всех играющих;
- закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты для игры самостоятельно;
- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
Предполагаемый результат:
- Получение знаний о «Картинной галерее», о специалистах, работающих в данном месте.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление атрибутов к игре (пошив формы, изготовление картин для выставки и рам для них, оформление табличек-подписей для выставки, оформление бейджиков для работников галереи, изготовление билетов).
Фотографии игрового процесса.
Оформление конспектов занятий и презентации по теме данного проекта.
Презентация «Проект сюжетно – ролевой игры «Картинная галерея».
Оформление дидактических игр «Назови жанр картины», «Узнай картину», «Реставраторы».
Консультации для родителей: «Куда сходить с дошкольником на выходных?», «Детям об искусстве», «В какие игры играют дети?».
Рекомендации для родителей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Организация проекта
1. Этап – подготовительный
- Выявление проблемы - диагностика: игровых навыков; игровой среды.
- Обрисовка сюжетной картины - изучение литературы по теме, создание условий для развития у детей речевого общения с взрослыми и сверстниками.
- Организационная работа:
знакомство с творчеством русских живописцев, с направлениями живописи (пейзаж, портрет, натюрморт);
создание вместе с детьми игр по ознакомлению с живописью;
рисование по наиболее понравившимся полотнам;
знакомство с техникой рисования разных художников, цветовой гаммой;
создание в группе подборки репродукций известных картин.
беседы с детьми: Что такое «Картинная галерея»? Что там делают? Кто там работает? Беседа о «Новосибирском государственном художественном музее», который находится в нашем городе и о том, работы каких художников можно увидеть там. Беседа о труде работников музея.
Беседы на темы: «Как вести себя в «Картинной галерее»», «Моя любимая картина», Знакомство с профессиями экскурсовод, реставратор, художник.
Дидактические игры: «Назови жанр картины», «Узнай картину», «Реставраторы», «Профессии», «Вежливые слова», «Уроки этикета».
Продуктивные виды деятельности: совместное изготовление картин для выставки и рам для них, оформление табличек-подписей для выставки, оформление бейджиков для работников галереи, изготовление билетов.
Разработка конспекта сюжетно-ролевой игры «Картинная галерея»
Экскурсии детей вместе с родителями: в НГХМ
Рассказы детей из личного опыта.
2. Этап – основной, организационно – практический
Систематизация информации:
Организация игрового пространства:
- Галерея (атрибуты – картины в рамах с подписям; форма - жилетки и бейджики; участники – экскурсоводы и посетители);
- Касса (атрибуты – кассовый аппарат, билеты; участники - кассир).
Игровая деятельность детей:
Поиск решения с помощью педагога.
Повторение за педагогом диалогов персонажей. Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов-заместителей (атрибутов) для игры.
Работа с родителями:
Беседы с родителями: «Как вы проводите время с ребенком», «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка».
Наглядная информация «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка».
Экскурсия родителей с детьми в НГХМ
Составление творческого рассказа «Как мы ходили в музей».
Оказание помощи родителей в изготовлении атрибутов для сюжетно- ролевой игры.
Консультации для родителей: «Куда сходить с дошкольником на выходных?», «Детям об искусстве», «В какие игры играют дети?».
Рекомендации для родителей по развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Этап – заключительный
Участие детей в обсуждении проведенной сюжетно- ролевой игры.
Оценка умения играть вместе.
Оценка результатов речевой деятельности во время игры.
Диагностика игровых умений.
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.
Совместное обдумывание нового проекта.
Презентация результатов исследовательской деятельности.
Заключение
Сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Наличие детского общества - самое благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр. В игре, принимая роль взрослого, может воспроизводиться его жизнь, деятельность и отношения. Необходимо предусматривать обогащение содержание игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание необходимо уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Для повышения воспитательной эффективности сюжетно – ролевых игр необходима относительная длительность их проведения.
Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Наша работа показала, что целенаправленные педагогические усилия по всемерному использованию игровой деятельности в педагогическом процессе способствуют формированию произвольности поведения у старших дошкольников. Наши дети научились подчиняться обязательным игровым и реальным правилам (особенно установленным сообща); принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем; проявлять творческие способности, придумывая новые варианты игры. Приобретенные детьми умения способствуют их успешной адаптации к школьному обучению.