«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект "Школа материнской радости"

Приобщение учащихся начальной школы к систематическому чтению, вовлечение родителей в систематическое взаимодействие со школой

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Король Алиса Николаевна

Магистр педагогики, методист ЦБС Петроградского района

Проект: «Школа материнской радости» 2017 г.



Название проекта: «Школа материнской радости» - создание родительских университетов в поддержку всероссийского проекта РШБА «Читающая мама»

Краткое описание проекта: «Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности» В.А.Сухомлинский. Создание родительских университетов диктуется насущной необходимостью настоящего времени в формировании гармонии и взаимосвязи семейного и школьного воспитания, в том числе – в вопросах развития читательской культуры ребенка. Родительские университеты «Школы материнской радости» организуются в тесном сотрудничестве со школой, школьной библиотекой, а также с учетом особенностей окружающей ребенка информационно-образовательной среды. Проект направлен не только на развитие сотрудничества семьи, школы и школьной библиотеки, но и на приобретение родительской общественностью необходимых знаний и умений для современного подхода к созданию семейных ценностей, в том числе – семейного чтения как одной из важных возможностей поддержки школьного образования и развития личности школьника. База реализации проекта - школьные, общедоступные библиотеки и социально-ориентированные НКО, в реализации проекта также примут участие социальные институты дополнительного образования и учреждения культуры.

Обоснование социальной значимости проекта

Настоящий этап развития общества в России характеризуется развитием социальных институтов гражданского и информационного общества, что определяет социальные задачи системы образования, возводит задачи воспитания подрастающего поколения в ранг государственных приоритетов. Данная ситуация требует усиления и поиска новых форм сотрудничества образовательных организаций с родительской общественностью. Одним из направлений сотрудничества по праву является воспитание ребенка как вдумчивого читателя, информационно грамотного человека, способного отвечать на вызовы современного общества, имеющего гуманистическое мировоззрение, патриотизм, а также - желание и способность отвечать за судьбу Родины в будущем. В воспитании гражданина информационного общества чтение, читательское развитие личности имеют существенное значение.

Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно прагматические потребности, так как печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Для полноценного и эффективного процесса становления и развития читательских качеств личности ведущую роль играет семейное чтение.

Особую важность это представляет на этапе школьного обучения в период формирования личности. Проект Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) «Читающая мама» - является одним из базовых инструментов совместной деятельности семьи и школы в формировании читающего ребенка и возрождении такой национальной культурной ценности как семейное чтение.

Организация региональных и межрегиональных дистанционных Родительских университетов «Школа материнской радости» является одним из ключевых этапов реализации Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама». Название проекта – отражает цель его создания, т.к. читающий ребенок, это априори ребенок успешный в школьной и социальной жизни и, следовательно, неизбывная материнская радость. Проект является актуальным и отвечают требованиям таких федеральных нормативно-правовых документов как:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей РФ до 2017 года»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных ИБЦ»;

  • Национальная программа поддержки и развития чтения.

В школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы, и первостепенную важность приобретают те люди, которые поддерживают и направляют эти шаги. Университеты «Школа материнской радости» отвечают всем основным положениям родительской педагогики В.А.Сухомлинского, педагогическим теориям Л.С.Выготского, педагогическим воззрениям А.С. Макаренко, который писал, что: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Организация родительских университетов предполагает поиск новых подходов к ряду вопросов, в том числе:

  • повышению родительской компетентности в вопросах педагогики и возрастной психологии;

  • развитию новых форм взаимодействия родителей и школы, в том числе, в первую очередь родителей и педагога-библиотекаря, являющегося связующим звеном между школой родителями и учениками, то есть настоящим «агентом перемен» в вопросах формирования ЧЕЛОВЕКА ЧИТАЮЩЕГО;

  • развитию информационной культуры и общей культуры как ребенка, так и самих родителей, ибо – рациональное, критическое чтение – одна из основ развития нации;

  • сокращению межпоколенческого разрыва, отмечающегося социологами, укреплению социального института семьи.

В организации и деятельности Родительских университетов важную роль играют школьные библиотекари, библиотекари-педагоги, весь педагогический коллектив школы и ее социальные партнеры, таким образом проект становится не только сетевым и межрегиональным, но и межсекторным – реализуя тем самым одно из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году.



Основные цели и задачи проекта

Цель проекта: создание инновационных условий для широкого вовлечение родительской общественности в сотрудничество со школами, и, в первую очередь, со школьными библиотеками 85 субъектов РФ в привлечении детей и подростков к систематическому чтению, в повышении уровня их общей, информационной и читательской культуры, а также к возрождению отечественных традиций семейного чтения.

Задачи проекта:

  • организация Родительских университетов «Школа материнской радости» объединенными усилиями школьных и общедоступных библиотек, социально-ориентированных НКО, и других социальных партнеров современной школы;

  • оказание помощи родителям в осознании ценности детского чтения как эффективного средства обучения и воспитания, интеллектуального ресурса развития личности их детей;

  • развитие профессиональных компетенций специалистов школьных библиотек по организации инновационной работы с родительской общественностью в области читательского развития и информационной культуры детей и подростков;

  • аккумулирование и диссеминация инновационной деятельности школьных и общедоступных библиотек, социально-ориентированных НКО и иных учреждений культуры и образования – социальных партнеров школ – по организации работы Родительских университетов и возрождения ценностей семейного чтения;

  • привлечение внимания российской общественности к проблемам родительской педагогики, в том числе - в аспекте развития семейного чтения и воспитания школьников как основы будущей читающей нации.



Описание проекта

Организация Родительских университетов «Школа материнской радости» объединенными усилиями школьных и общедоступных библиотек, социально-ориентированных НКО, и других социальных партнеров современной школы является одним из ключевых этапов реализации всероссийского проекта РШБА «Читающая мама».

Организация Родительских университетов требует соблюдения нескольких условий, в том числе:

  • выбор территории для организации Университета по «островному» принципу, т.е. в тех городах и/или поселках где одновременно наличествуют мотивация сотрудников школ, школьных и общедоступных библиотек, других социальных партнеров проекта к работе с родительской общественностью, имеется инновационный опыт подобной работы и соответствующие информационно-методические ресурсы;

  • заинтересованность органов муниципального управления в работе с родительской общественностью;

  • направленность школы и школьной библиотеки на развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД), основанных на чтении, ориентация на развитие общей, информационной и читательской культуры детей и подростков;

  • добровольное согласие родителей на обучение с целью укрепления семьи и всестороннее развитие ребенка.

Информационно-методическое сопровождение организации и деятельности Родительских университетов потребует разработки новых и адаптации существующих программ обучения взрослых, использование методов андрогогики в деятельности университетов.

Организацию университетов планируется организовать в несколько этапов. На подготовительном этапе работа проходит отдельных классах в рамках проекта РШБА «Читающая мама». На этом же этапе происходит выбор наиболее активных и склонных к дополнительному образованию родителей, которые объединяются в клубы проекта «Читающая мама». Клубы организуются на базе школьных библиотек. Данный этап можно считать существующим в настоящее время, т.к. в различных регионах РФ открыты или готовятся к открытию клубы читающих мам. Различные аспекты методики данной работы находит отражение на страницах журнала РШБА «Школьная библиотека» и на портале РШБА. Таким образом, процессы аккумулирования и диссеминации инновационной деятельности школьных и общедоступных библиотек, социально-ориентированных НКО можно считать начавшимися и набирающими темп.

На первом этапе наиболее активные и успешно работающие клубы читающих мам объединяются в очные (по территориальному признаку) или дистанционные (по признаку доминирующего интереса членов клуба и участвующих библиотек) Родительские университеты «Школа материнской радости». Организация обучения в университетах предполагает значительное использование интерактивных методов, в том числе – родительские форумы, дистанционные встречи с писателями, организацию конкурсов совместных творческих работ школьных библиотекарей, родителей и детей. Обучение в университете строится по блочно-модульному принципу, что означает, что любой представитель родительского сообщества университета имеет право и возможность построить индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со своими познавательными потребностями и особенностями своего ребенка.

На втором этапе планируется проведение обмена родительским опытом и мнениями, обмен опытом специалистов школьных и иных библиотек и социально-ориентированных НКО, участвующих в организации и деятельности университета. Обмен опытом и мнениями будет осуществляться с использованием видеоконференцсвязи в режиме ON-LINE.

На третьем, заключительном этапе проекта планируется разработка и распространение методических рекомендаций по рациональной организации деятельности Родительских университетов «Школа материнской радости», подготовка и проведение конференции обучающихся в Родительских университетах «Читающая мама» (в рамках ежегодного Форума РШБА в Михайловском).

Сетевой характер проекта кроме дистанционного обучения и видеоконференций будет поддержан отражением важнейших событий жизни университета в целом, или его региональных отделений, в специальных группах в социальных сетях «В контакте» и «Facebook».

Благодаря сетевому характеру взаимодействия территориальные и региональные Родительские университеты на последнем этапе сольются и станут отделениями Родительского университета РШБА «Школа материнской радости», который будет выполнять функции официальной структуры дополнительного образования для родительской общественности.

По мере развития Родительского университета за рамками данного проекта его тематика может расширяться.

Ожидаемый социальный эффект, который будет достигнут в результате реализации проекта (качественные и/или количественные показатели; конкретный вклад в решение социальных проблем, на которые направлен проект)

1. 2000 общеобразовательных учреждений по всей России получат учебные продукты для проведения мероприятий по развитию чтения среди школьников и их семей.

2. Реализация проекта будет содействовать межрегиональному, междуведомственному и межсекторному взаимодействию, что увеличит шансы вовлечения родительской общественности во взаимодействие со школой и школьной библиотекой.

3. Реализация проекта будет способствовать возрождению традиции семейного чтения и повышению родительской компетенции членов семьи в вопросах развития общей, информационной и читательской культуры школьников, что совпадает с требованиями ФГОС и направлением развития политики в области образования в РФ.

4. В ходе реализации проекта будет обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе через школьные библиотеки, что будет не только способствовать гармоничному развитию школьников, но и повысит престиж школьных библиотек в современном обществе.

5. В ходе обработки и анализа материалов на странице Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) www.rusla.ru будет создан «банк идей», которым смогут воспользоваться педагоги, библиотекари, воспитатели, родители, организаторы внеклассной работы – путем бесплатного скачивания материалов из Интернета



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее