Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 «Алёнушка»
с. Марьины Колодцы
Проект
«Расти здоровым малыш»
Составила:
Воспитатель II кв. категории
Ширяева Елена Ивановна
2014 год
Тип проекта: познавательный, игровой.
По содержанию: ребёнок и здоровье.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (I младшей группы).
По продолжительности: краткосрочный.
Исполнители проекта: родители детей раннего возраста (I младшей группы).
Описание проекта.
На каждом этапе развития ребёнка существуют разные ценности, но пожалуй единственной ценностью остаётся «здоровье». Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребёнка. Чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия взрослых окружающих его (воспитателей и родителей), с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни. Вокруг детей с самого раннего
Детства необходимо создавать такое воспитательное условие, которое стало бы возможностью выработки стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.
Конечно таким важным условием является такая форма, как взаимодействие педагогов и родителей. А именно посредством организации и проведения тематических встреч в разнообразных формах будет способствовать оптимизации результатов в вопросах родителей о здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям, уходу за своим телом детей раннего возраста не только в ДОУ, но и в домашних условиях.
Сочетание опыта воспитателей и неопытность молодых родителей позволяет создать оптимальные условия повышения уровня знаний родителей о здоровом образе жизни. И именно в семье, на ранней стадии развития ребёнка родители должны понять непреходящую ценность здоровья и побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.
Ведь активное влияние на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, прежде всего, имеют главные союзники по формированию привычек к здоровому образу жизни у малышей – родители.
Структура работы по проекту:
Для достижения эффективности повышения родительского опыта в вопросах ЗОЖ детей раннего возраста был разработан план тематических встреч, где темы для встреч выбираются в соответствии с интересами родителей воспитанников. На каждой встрече не только педагоги, но и родители выступают в активных «ролях детей», где знакомятся с тем, что изучили сами, тем самым представляют своеобразный отчёт о выполнении «домашнего задания».
В проекте рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями: разнообразный практический материал (сценарии встреч, ролевые игры, упражнения, проблемные ситуации, консультативный материал), использование которого поможет педагогам по-новому сотрудничать с семьёй, реализовать идеи.
Постановка проблемы
Организация и проведение совместных с педагогами тематических встреч, где родители выступают в активной роли ведущих и участников, поможет в развитии представлений о ЗОЖ, а также сотрудничества с педагогами ДОУ. А именно переосмысление родителями своих воспитательных установок, раскрытие своих внутренних резервов и анализ собственной воспитательной деятельности.
Цель:
Повышать уровень знаний и обогащать опыт молодых родителей о ЗОЖ через взаимоотношение с педагогами ДОУ. Придать сотрудничеству с родителями развивающую направленность.
Задачи:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Предполагаемый результат:
Организация и проведение тематических встреч, где родители постепенно становятся активными участниками, способствует повышению уровня знаний и обогащению опыта молодых родителей о роли ЗОЖ в развитии ребёнка раннего возраста.
Тематическое планирование организованных встреч с родителями
воспитанников раннего возраста
№ п/п |
Тема |
Цель | «Домашнее задание» ( в изготовлении принимает участие каждая семья) |
1 | «Чистота и здоровье» | Формировать осознанное отношение у родителей к выполнению основных гигиенических навыков (общее умывание и мытьё рук) с детьми раннего возраста в домашних условиях. | Коллаж «Чистота – залог здоровья». |
2 | «Здоровые зубы». | Формировать осознанное желание у родителей к выполнению гигиенических основных навыков (уход за зубами и полостью рта) с детьми раннего возраста в домашних условиях. | Конструктивная деятельность «Стаканчик для зубной щётки». |
3 | «Физкультура и здоровье». | Формировать осознанное желание у родителей заниматься разнообразной двигательной деятельностью (утренняя зарядка, подвижные игры, прогулки) с детьми раннего возраста в домашних условиях. | Фотоальбом «Прогулки для здоровья». |
4 | «Соблюдай режим дня». | Формировать осознанное желание у родителей к соблюдению режима дня с детьми раннего возраста в домашних условиях. | Плакат «Здоровый Образ Жизни моей семьи». |
5 | Итоговое «Расти здоровым малыш». | Актуализировать и закрепить полученные знания, умения, навыки, подведение итогов работы над реализацией проекта, его эффективность. | - |
План реализации проекта
№ п/п | Способ реализации | Цель | Срок |
1 | Постановка цели и задач проекта. | Наметить пути решения проблемы. | Сентябрь |
2 | Изучение литературы, подбор методического и практического материала. | Найти эффективные способы реализации проекта. | Октябрь |
| Анкетирование родителей. | Помочь отцу и матери оценить себя в вопросах воспитания здорового образа жизни ребёнка. | Октябрь |
4 | Консультации для родителей по формированию и укреплению здоровья ребёнка (в рамках тематического планирования). | Дать родителям полное представление о формировании ЗОЖ с малых лет, важность и значимость для полноценного развития ребёнка. | Октябрь |
5 | Тематические встречи (по тематическому планированию). | Формировать осознанное желание у родителей к выполнению основных гигиенических навыков, к соблюдению режима дня, к разнообразной двигательной деятельности с детьми раннего возраста в домашних условиях. | Ноябрь - январь |
АНКЕТА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Уважаемые родители! Обращаемся к Вам с просьбой ознакомиться и заполнить данную анкету, с целью оценить себя в вопросах воспитания здорового образа жизни вашего ребёнка.
Результаты будут использованы для составления тематического плана в рамках проекта «Расти здоровым малыш».
На что, на Ваш взгляд, должна семья обращать особое внимание заботясь о здоровье ребёнка?
соблюдение режима дня;
полноценный сон;
достаточное пребывание на свежем воздухе;
Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
прогулка;
умывание лица и рук;
Знаете ли Вы, как сформировать привычки ЗОЖ ребёнку раннего возраста?
Да Нет Частично
Благодарим за сотрудничество!
Тематическая встреча с родителями «Чистота и здоровье»
Цель: формировать осознанное отношение у родителей к выполнению основных гигиенических навыков (общее умывание и мытьё рук) с детьми раннего возраста в домашних условиях. Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада. Знакомить родителей с играми, которые можно использовать в семье для досуга.
Ход:
Ведущий:
-Здравствуйте, уважаемые мамы, папы! Сегодня первая наша встреча и поговорим мы о здоровье. А именно о гигиенических навыках.
-Какие правила гигиены Вы знаете? Кто выполняет их вместе со своими детьми? Для чего это нужно? (ответы родителей)
-Для начала разделимся на команды. Каждой команде нужно придумать название, девиз (родители совещаются) и представляют свою команду.
Ведущий.
«Загадки»
У нас появился волшебный сундучок. В этом сундучке лежат вещи, которые встречают нас каждое утро. Чтобы их узнать каждой команде нужно отгадать загадки и сундучок покажет их нам. А мы изобразим, как ими пользуются.
Костяная спинка,
На брюшке – щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повымывала.
(зубная щётка)
Зубаста, а не кусается.
Как она называется?
(расчёска)
Он всегда лежит в кармане
И у Ани, и у Вани.
Если ты испачкал нос,
Ототрёт его без слёз.
(носовой платок)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое?
(мыло)
Задание от Неболейки.
-Какие неприятности могут случиться, если придя домой вы не помоете руки (показ иллюстраций). Каждая команда должна найти нужную.
Наши немытые руки и грязная одежда могут испачкать мебель в комнате.
За едой мы можем случайно положить грязные пальцы в рот, а от этого легко заболеть.
На грязной коже находится много микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую трещинку на коже, чтобы там началось воспаление.
Если ты случайно потрёшь глаза грязными руками, ты можешь занести туда инфекцию и глаза воспалятся.
Наконец, просто неприятно смотреть на человека, который садится за стол или ложится в постель грязным.
Ведущий.
-Ну что, необходимо мыть руки? А как правильно это сделать? (ответы)
Предлагаю просмотреть презентацию, где родители могут увидеть своего ребёнка в режимных моментах.
3.Презентация «Моем руки чисто, чисто».
4.Эстафета «Предметы гигиены».
-Какие предметы нужны для того, чтобы соблюдать правила гигиены?
-Сейчас каждая команда выберет из своего набора необходимые предметы гигиены и перенесёт их на свой столик. Победит та команда, которая сделает это быстрее.
Ведущий.
5.Игра «Доскажи словечко».
Чтоб здоровым, чистым быть
Надо руки (с мылом мыть).
Здоровье в порядке
Спасибо (зарядке).
Ежедневно закаляйся,
Водой холодной (обливайся).
Не болеет только тот,
Кто здоров и любит (спорт).
Защититься от ангины
Нам помогут (витамины).
6.Игровое задание: обстриги ногти.
Родители получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными чёрным цветом ногтями. Они должны аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.
7.Домашнее задание:
-Вспомнить правила гигиены, которые вы соблюдаете в семье; сделать коллаж.
Ведущий.
Встреча наша подошла к концу. До новой встречи!
Тематическая встреча с родителями «Здоровые зубы»
Цель: формировать осознанное желание у родителей к выполнению основных гигиенических навыков (уход за зубами и полостью рта) с детьми раннего возраста в домашних условиях. Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада. Знакомить родителей с играми, которые можно использовать в семье для досуга.
Ход:
Ведущий:
-здравствуйте, уважаемые мамы, папы, рады приветствовать Вас на нашей встрече. сегодня мы поговорим об ещё одном важном правиле гигиены:
«Зубы чтоб всегда блестели,
Никогда чтоб не болели,
Будет пусть тебе не лень
Чистить их два раза в день!»
Ведущий.
1.Проверка «домашнего задания». Каждая семья покажет, как она выполнила «домашнее задание» и представит нам сделанный коллаж.
2.Важное правило от детей подготовительной группы.
-Мы хотим вам рассказать ещё об одном правиле – о необходимости чистить зубы (дети поочерёдно показывают рисунки, которые они нарисовали, где изображено данное правило).
-На зубах скапливается очень много бактерий, которые питаясь остатками пищи, размножаются и разрушают зубы; появляются дырочки в эмали – покрытии зуба, зубы начинают болеть, а иногда выпадают.
-Чистить зубы нужно два раза в день – после завтрака и ужина специальной детской зубной пастой. Зубную щётку нужно хранить в специальном стаканчике, её нужно хорошо промывать.
-Для зубов и дёсен полезны твёрдые овощи и фрукты; полезно и молоко – в нём много кальция, который укрепляет зубы. А вот много сладкого для зубов вредно. Вредно грызть зубами очень твёрдые продукты, например, орехи. Вредна как очень холодная, так и очень горячая пища.
3. В гостях у Мойдодыра (взрослый играет роль):
«Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой…»
Мойдодыр. А кто знает, почему меня так зовут? Верно, в старину на руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, чтобы человек светился. Значит Мойдодыр, т. е. я очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети и родители соблюдали правила личной гигиены. А зачем это нужно делать?
-Предлагаю, отгадав загадки, вспомнить моих друзей и подружиться с ними.
1. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей. (расчёска)
2.Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос. (носовой платок)
3.Два конца, два кольца –
Посередине гвоздик. (ножницы)
4.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
5.Волосистою головкой
В рот оно влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (зубная щётка)
4.Игра «Оживи предмет».
Родители выбирают предмет гигиены (зубная щётка), лежащий у меня в коробочке, и расскажут, чем она полезна и необходима для ребёнка. Правила: не повторять сказанное предыдущими участниками.
5.Из истории вещей.
Ведущий.
Зубная щётка.
Её придумал ещё первобытный человек. Обыкновенная палочка с разжёванным концом – вот и всё изобретение. Но и в наше время на базарах Индии продают палочки определённого дерева.
Для чистки зубов достаточно зачистить палочку от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделившийся сок, приятный на вкус, дезинфицирует полость рта, укрепляет зубы и дёсны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пускали в ход так называемую зубную метлу или веник – галочку с пучком щетины на конце. Пётр Первый в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпочкой с толчённым мелом перед важными встречами с иностранцами.
Ведущий.
-как правильно чистить зубы, расскажет медсестра ДОУ.
6.Медсестра:
1. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык.
Как поел, почисти зубки.
Делай это два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
7. Игра «Береги зубы». (неверное утверждение – хлопок)
Нельзя грызть зубами орехи.
Не следует полоскать зубы после еды.
Нельзя есть сырые овощи и фрукты.
Следует чистить зубы утром и вечером и после сладкого.
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
Щётка с искусственной щетиной лучше, чем с натуральной.
Не позволяй никому пользоваться своей зубной щёткой.
Меняй щётку раз в пять лет.
Не ешь одновременно горячую и холодную пищу.
Храни щётку щетиной вверх.
Чаще ешь сладости, пей газированные напитки.
Домашнее задание:
-Совместно с ребёнком сделать стаканчик для зубной щётки.
До новой встречи!
Тематическая встреча с родителями «Физкультура и здоровье»
Цель: формировать осознанное желание у родителей заниматься разнообразной двигательной деятельностью (утренняя зарядка, подвижные игры, прогулки) с детьми раннего возраста в домашних условиях. Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада. Знакомить родителей с играми, которые можно использовать в семье для досуга.
Ход:
Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, рады приветствовать Вас на нашей встрече. Начнём нашу встречу с проверки домашнего задания.
1. Проверка «домашнего задания».
Каждая семья представляет сделанную поделку «Стаканчик для зубной щётки».
Ведущий.
-Здоровым человек не может быть не занимаясь физкультурой и спортом. К этому нас призывает наш инструктор по Ф/К.
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады!
За старание в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды!
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с физзарядки!
На играйте с дрёмой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
2.Физминутка.
Родители из спортивного комитета предлагают вам выучить несколько упражнений из дыхательной гимнастики, которые вы сможете включить в утреннюю гимнастику. Эти упражнения очень полезны для профилактики простудных заболеваний. (по желанию родителей инструктор по Ф/К показывает игровые упражнения, подвижные игры, которые родители могут делать вместе с детьми в домашних условиях).
«Помаши крыльями, как петух». Вдох – поднять руки в стороны. На выдохе похлопать руками по бёдрам и произнести «ку-ка-ре-ку».
«Трубач». Кисти рук собраны в трубочку, подняты вверх – глубокий вдох. На выдохе произнести «ту-ту-ту-ту».
«Часики». Размахивая прямыми руками взад-вперёд произнести «тик-так-тик-так».
«Каша кипит». Сидя, правая рука на груди, левая на животе. Втянуть живот и набрать воздух в грудь. Выдыхая воздух произнести «пф-пф-пф-пф».
Ведущий.
Ведущий предлагает просмотреть презентацию, где родители могут увидеть своего ребёнка в двигательной деятельности.
Домашнее задание:
Подобрать семейные фотографии, где вы на прогулке со своим ребёнком; оформить в альбом.
Тематическая встреча с родителями «Соблюдай режим дня».
Цель: формировать осознанное желание у родителей к соблюдению режима дня с детьми раннего возраста в домашних условиях. Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада. Знакомить родителей с играми, которые можно использовать в семье для досуга.
Ход:
Ведущий:
-Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, рады приветствовать Вас на нашей встрече. По традиции нашу встречу начнём с проверки домашнего задания.
1.Проверка «домашнего задания».
Каждая семья представляет фотоальбом.
Ведущий.
-Сегодня мы поговорим о режиме дня Вашего ребёнка. Скажите, почему важно соблюдать режим дня?
-Вот сейчас мы совершим небольшое путешествие по режиму дня и посмотрим, все ли соблюдают его.
-На карте – путеводителе мы будем записывать каждый пункт режима дня по порядку.
2.Путешествие по режиму дня.
-Итак, с чего начинается наш день и чем заканчивается. (каждая семья на листках бумаги с помощью карандашей, красок и творчества изображает режим дня своего ребёнка).
3.Презентация «Режим дня в нашем ДОУ».
Сравниваем режимы дня в семье и режимом дня в ДОУ.
Выводы.
-Почему надо соблюдать режим дня, особенно детям?
Сказка о микробах.
Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им приятнее и больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелках, на хлебе и думают: «как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку, а там и до болезней рукой подать!»
-Подумайте, что в сказке правда, а что вымысел?
-Что поможет нам победить микробов?
Домашнее задание.
-Оформить плакат «Здоровый Образ Жизни моей семьи» (рисование или аппликация).
Тематическая встреча с родителями (итоговая) «Расти здоровым, малыш».
Цель: актуализировать и закрепить полученные знания, умения, навыки, подведение итогов работы над реализацией проекта, его эффективность.
Ход:
Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, рады приветствовать Вас на нашей итоговой встрече. По традиции нашу встречу начнём с проверки домашнего задания.
1.Проверка «домашнего задания».
Каждая семья представляет плакат «Здоровый Образ Жизни моей семьи».
Ведущий. Подводим итоги наших встреч, а значит проверяем, какие знания Вы получили.
-Ответьте на вопросы данного блицопроса, выделив один из представленных вариантов ответов. По окончании ведущий сообщает правильный ответ (верный ответ выделен).
2.Блицопрос.
1.Как часто надо менять зубную щётку?
а) два раза в год;
б) каждые 3-6 месяцев;
в) как только она приобретает потрёпанный вид.
2.Что меньше всего защищает Вас от простуды и гриппа?
а) частое мытьё рук;
б) противогриппозная вакцина;
в) отказ от прогулок в холодную погоду.
3.Как часто надо давать отдыхать глазам, если Вы читаете или занимаетесь делами, требующими зрительного внимания?
а) каждый час;
б) каждые полчаса;
в) каждые 10 минут.
4.Как правильно дышать?
а) носом;
б) ртом;
в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
4.Кроссворд «Как стать Неболейкой?».
1. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья (гигиена).
2. Невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней (иммунитет).
3. Состояние человека полное сил, энергии (бодрость).
4. Совокупность предупредительных мероприятий против чего-либо (профилактика).
5. Комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию внешних неблагоприятных условий (закаливание).
6. Устройство, позволяющее овладеть сложным комплексом упражнений, способствующих развитию силы, скоростно-силовых качеств, а также выносливости (тренажёр).
7. Лечебная смесь, насыщенная кислородом (коктейль).
8. Комплекс упражнений, способствующий укреплению здоровья и общему физическому развитию (гимнастика).
9. Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма (витамины).
Ведущий.
5.Обратная связь.
родители высказывают свои впечатления от встреч;
хотят ли продолжать проводить совместно с педагогами встречи родительского клуба?
предлагают придумать название;
Ведущий.
-Наши встреча подходит к концу. Сегодня Вы остаётесь без домашнего задания. Но мы надеемся, что наши встречи помогут Вам научить Вашего ребёнка вести Здоровый Образ Жизни. Желаем Вам от всей души удачи!