«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проект программы курса внеурочной деятельности «Сказкотерапия»

Особенностью разработки проекта внеурочной деятельности "Сказкотерапия" является проработка каждого урока, куда были включены не только сказки, но и сценарии тренинговых упражнений по развитию коммуникативных способностей, общечеловеческих качеств, формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»





Проект программы курса внеурочной деятельности

«Сказкотерапия»

«Организация и содержание внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»









Исполнитель:

Трошкина Н.К.

Учитель немецкого языка



























Общая характеристика

В основу программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Сказкотерапия» положены идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи. Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.). Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые внеурочные занятия «Сказкотерапия».

«Сказкотерапия» – это «...процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева). Кроме этого, это процесс «объективации проблемных ситуаций» и «активизации ресурсов потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может реализоваться мечта. Практическое значение применения сказкотерапии в образовании большое: ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств. Улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Пояснительная записка

Особенностью данной программы является проработка каждого урока, куда были включены не только сказки, но и сценарии тренинговых упражнений по развитию коммуникативных способностей, общечеловеческих качеств; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Для обоснования логики содержания программы нам необходимо определить понятие психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:

— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

— принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

— хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;

— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Данные характеристики мы учитывали при составлении программы занятий «Сказкотерапия».

Программа ориентирована на 14-15 летний возраст. Так как, это самый сложный возрастной этап в развитии молодого организма. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно).

Изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.

НЕ хотят слушать советов.

НЕ убирают за собой.

НЕ делают домашние дела.

НЕ приходят вовремя.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно не сдержаны.

Именно в пространстве, где существуют возможность моделировать отношения реальной жизни, причем ведущий педагог предоставляет всю палитру возможных вариантов поведения и оказывает требуемую психологическую помощь. Подросток может найти и апробировать на окружающих идеал, с которым он мог бы идентифицироваться, научиться культуре эмоциональной экспрессии, научиться осуществляться среди других детей, не ущемляя их потребностей, овладеть навыками ориентировки в межличностных отношениях, что прямо способствовало бы адаптации и социализации подростков.

Занятия для данного курса разработаны таким образом, чтобы быть близки и понятны детям, связанны с актуальными для них проблемами.

Цель и задачи программы.

Цель:

1.Создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», оказание помощи детям подросткового возраста в регуляции собственного поведения и выражении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, помощь в преодолении учащимися эгоизма, агрессии, страхов.

2. Формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического вкуса и интереса к искусству.

Задачи программы:

- Создать условия для формирования у учащихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нем.

- Расширить знания учащихся о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

- Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

- Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.

- Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Реализация программы

Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов: 34

Объем программы оправдан комплексным подходом к воспитанию и обучению среднего звена в общеобразовательной школе. В параллели 9 классов обучается 20 человек, все из них учащиеся с ОВЗ. Важно, чтобы обучение в 9 классах при изучении иностранного языка (немецкого языка) проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Программа предусматривает оказание помощи детям с ОВЗ в преодолении страхов, эгоизма, агрессии, способствует к психологическому личностному развитию учащихся.

Режим занятий — один раз в неделю.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Форма занятий: групповые занятия.

В программе прослеживаются метапредметные связи:

- с уроками русского языка и литературы, немецкого языка: чтение и прослушивание аудио произведений русских и зарубежных писателей, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, забавных историй и т. д.);

- с уроками музыки: составление музыкального интонационного рисунка; прослушивание композиций великих зарубежных композиторов;

-с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;

-с уроками биологии: наблюдение за красками и звуками природы. Программа включает следующие возможности работы со сказкой:

• Использование сказки как метафоры;

• Рисование по мотивам сказки;

• Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа;

• Проигрывание эпизодов сказки;

• Творческая работа по мотивам сказки.

Планируемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (I полугодие учебного года)

- Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- Знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

- Усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания.

Результаты второго уровня (II полугодие учебного года)

- Сформировано позитивное отношение к искусству, участие в школьных музыкальных спектаклях, праздниках, концертах, в конкурсах, соревнованиях. Положительный эмоциональный настрой класса.

- Налажены межличностные отношения, невербальный выброс негативных эмоций, их проработка снятия тревоги, поиск ресурсов для дальнейшего развития, через коллективную деятельность.

- Прояснение учениками своих эффективных и неэффективных способов коммуникации, развита рефлексия своих мыслей, чувств, поступков, сформировано творческое самовыражение, воображение, эстетический опыт.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.


Формы достижения воспитательных результатов

на занятиях по программе «Сказкотерапия»:

Уровни

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения  к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

I полугодие

Коллективная творческая игра, познавательные беседы, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская, познавательные беседы.

Познавательные беседы с участием приглашенных гостей писателей, тренинг.



Выставка – демонстрация (участие в конкурсах на выставке рисунков)


II полугодие

Познавательные беседы, тренинг, продуктивная игра, игра-соревнование, творческая мастерская, участие в школьных конкурсах, спектаклях.

Познавательные беседы с участием приглашенных гостей писателей, ярмарка новых идей, литературные пробы (написание шуточных историй)

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности (организация и инсценирование сказки)


Методы и приемы используемые на занятиях имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся.

Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометки и т. д.); изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание); игровые приемы (работа с кроссвордами, викторинами); речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений. Последовательная систематическая работа по программе развивает воображение детей, их творческую активность, эмоциональное восприятие искусства, музыки и литературы.

Методическое обеспечение программы:





Тема

Форма

организации

Методы и приемы

Дидактический материал,

инструменты

Художественно-эстетическое направление

«Сказкотерапия»

Беседа, рассказ,

тренинг, занятия, организация «круглого стола» (родители и дети), спектакли

Словесные, наглядные, практические, метод проектов, инсценирование сказок, минисценок

Краски, карандаши, альбомы, ватманы, мультимедиа проектор и презентации, ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.).


Перечень информационных, учебно-методических и материально-технических ресурсов

1. Сказкотерапия в работе психолога: учебно-методическое пособие

Автор: Защиринская О. В.

2. Возрастная психология. Феноменология развития.

Автор: Мухина В.

  • https://l-skazki.ru/niderlandskie/3636-petushok-i-kurochka.html

  • https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/trening_kak_obuzdat_svoi_gnev

  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/01/06/psikhologicheskaya-igra-chto-takoe-moy-kharakter

  • https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/statya_%C2%ABvozrastnie_osobennosti_podrostkov_1415_let_124352.html

  • https://tsput.ru/res/psi/turevskaya/Tur08.htm

  • https://www.litres.ru/raznoe/treningi-psihokorrekcionnye-programmy-delovye-igry/



Календарно-тематическое планирование

программы курса «Сказкотерапия»


п/п

Кол-во часов

Тема

Задачи

Планируемый результат

Деятельность учащихся с ОВЗ



I -полугодие





4

Тема № 1.

«Я-школьник»

- Содействовать осознанию позиции школьника;

-Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях

Формирование дружеских отношений в классе;


1.

1

Зачем мне нужно ходить в школу?

- Развивать самосознание через самооценку, притязание на признание;

- Научить концентрировать свое внимание на успехах и достижениях;

Вера в свои силы и успех

Вводная лекция.

Работа круглого стола

2.

1

Мой класс.


- Формирование отношения к окружающей действительности; - Развивать самосознание через образ себя, как представителя определенного пола.

Формирование дружеских отношений в классе;

Работа круглого стола

3.

1

Мои друзья - одноклассники.

-Выявить самоотношение, предпочтение детей;

Формирование позитивного отношения к себе, к своему имени, к окружающим.

Работа круглого стола

4.

1

Мои успехи в школе.

- Развивать внутреннюю грамотность, адекватное отношение к оценке себя другими людьми;

- Развивать умения видеть путь к успеху.

Формирование реального отношения к собственным способностям и возможностям

Проигрывание минисценок


4

Тема № 2.

«Мои чувства»

- Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева, обиды;

-Помочь детям осознать относительность оценки чувств;

- Способствовать снижению уровня страхов.

Распознавание и описание своих чувств и чувств других людей;


5-6

2

Наши чувства.

  1. Радость. Как ее доставить другому человеку?

  2. Грусть. Обида.


-Расширить круг понимаемых эмоций;

-Развивать способность определять эмоции по графическим изображениям;

- Учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений: мимики, пантомимики.

Передача и контроль своего эмоционального состояния.

Работа круглого

стола. Просмотр фильма «Чучело»

Обсуждение

7.

1

Страх. Как справиться со страхом. Как преодолеть страх.

Утвердить право на переживание страха, дать детям возможность отреагировать страхи, показать некоторые способы совладения с ними;

Передача и контроль своего эмоционального состояния

Работа круглого стола

8.

1

Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.

Помочь понять, что дети могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;

Развитие сильной стороны своего характера.

Умение контролировать гнев

Тренинг «Игра»


4

Тема № 3. Характерные качества, черты людей.

Восприятие себя и окружающих через призму различий; развитие эмпатии, сотрудничества, доверия.

Развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях.


9-10.

2

Хорошие качества людей.

Определить, какое качество можно считать важным; развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях.

Развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях.

Психологическая игра «Что такое мой характер?»

11-12.

2

Очищаем свое сердце. «Мои родители и я, мы – друзья!»

Обучение передаче эмоционального состояния человека с помощью мимики, речи, рисунка; формирование позитивного образа своего «Я».


Развитие позитивного отношения к миру, оптимизма, любви к людям, принятия себя и мира во всех проявлениях.

Работа круглого стола. Разбор ситуаций по теме.


4

Тема № 4. «Волшебные слова».

Развитие воображения, нестандартного восприятия ситуации, достижение взаимопонимания и сплоченности, укрепление эмоциональных контактов, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Формирование сплоченности в классе

Цикл занятий, на которых дети сами сочиняют сказки на заданную тему.

13.

1

Где живет дружба?

Развитие способности чувствовать; почувствовать эмоциональное состояние другого человека, познакомить с понятием «дружба

Формирование сплоченности в классе

Просмотр сказки Петушок и курочка (Нидерландская народная сказка)


14.

1

Нежность – теплое чувство, друг светлых качеств.

Активизация лучших черт ребенка; тренировка волевых качеств; активизация творческого мышления, воображения, фантазии.

Развитие творческого мышления

Сочиняем свою сказку о дружбе

15.

1

Какой я?

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить находить положительные качества в других людях.

Осознание наличия у себя положительных качеств

Работа с застенчивостью, заниженной самооценкой. Тренинг (рисунок)

16.

1

Конфликты: родители и я.

Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков социального поведения; стимулирование уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Выявление конфликтов, умения выхода из конфликтной ситуации

Работа круглого стола «Родители и дети» Проигрывание ситуаций



II –полугодие






Тема № 5.

«Я и мои друзья».




17.

1

Настоящий друг.

Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Коммуникативные навыки межличностного общения

Ситуации по теме (проигрывание, обсуждение)

18.

1

Буллинг

Учить сотрудничать друг с другом.

Учить противостоять давлению сверстников.

Коммуникативные навыки межличностного общения

Ситуации по теме (проигрывание, обсуждение)

19.

1

Для чего нужна улыбка?

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коммуникативные навыки межличностного общения

Обсуждение отрывка из романа Кристины Нестлингер «Путь Илзы»

20.

1

Я и мои родители. Сотрудничество или противосстояние.

Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями; обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Коммуникативные навыки межличностного общения

Обсуждение отрывка из романа Кристины Нестлингер «Путь Илзы


3

Тема № 6.

«Я и правила»

Содействие осознанию правил поведения; способствование формированию дружеских отношений в классе; развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

Формирование ответственности за свое поведение

Чтение-обсуждение отрывка из романа Мирьям Пресслер «Горький шоколад»

21.

1

Правила поведения в школе.

Показать роль и функции правил в регламентации, упорядочивании жизни людей;

Формирование ответственности за свое поведение

Чтение-обсуждение отрывка из романа Мирьям Пресслер «Горький шоколад»

22.

2

«Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс.

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Навыки саморегуляции.

Чтение-обсуждение отрывка из романа Мирьям Пресслер «Горький шоколад»



Тема № 7.

«В мире людей»

Помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

Умение признавать и уважать права других людей

Ситуации по теме (проигрывание, обсуждение)

23.

1

«Человеку дано ровно две драгоценные способности: вспоминать и забывать».

Учить детей прощению, не думать и не вспоминать о плохих поступках других людей; помнить, что сделали для тебя хорошего другие люди.

Умение признавать и уважать права других людей

Подготовка рисунков по произведению Г.Гейне «Лорелей». Прослушивание музыкальных композиций

24.

1

«Помощь».

Показать на примерах героев произведений как оказать помощь нуждающимся людям; учить благодарить тех людей, которые тебе делают добро.

Умение признавать и уважать права других людей. Развитие чувства сострадания

Просмотр и анализ мультфильма «Цветик семицветик»

25.

1

«Жадность и хитрость».

Показать на примерах героев произведений отрицательные и положительные качества людей; учится различать в людях наличие жадности и хитрости.

Умение признавать и уважать права других людей. Развитие чувства сострадания

Как старый лис льва перехитрил (Ингушская народная сказка)

Чтение - обсуждение

26.

1

«Прощение».

Учить детей прощению.

Умение признавать и уважать права других людей.

Чтение-обсуждение сказки «Не хочу прощать» Прокофьева С.

Разбор ситуаций

27.

1

«Мнение и совет».

Учить отличать мнение от совета других людей; учить прислушиваться к чужому мнению, а пользоваться только добрым советом.

Умение признавать и уважать права других людей

Три добрых совета (Португальские народные сказки) Чтение-обсуждение


28.

1

«Все человеку позволительно, но не все полезно».

Воспитывать у детей добро, внимание, ласку, стремление делать поступки, которые полезны им.

Умение признавать и уважать права других людей

Тренинг (игра)

29.

1

«Я умею понимать другого».

Научится видеть себя и свои поступки со стороны;

Умение понять точку зрения другого.

Навыки взаимодействия и сотрудничества учащихся

Тренинг (игра)

30.

1

«Льстивый человек, - какой он?»

Показать на примерах героев произведений льстивое поведение, познакомить с понятием лесть; научиться различать льстивое поведение и его последствия.

Формирование положительных черт человека.


Иван-царевич, Жар-птица и серый Волк (Русские народные сказки)

Чтение-обсуждение

31.

1

«Щедрость – скупость».

Знакомство с понятиями щедрость – скупость; проявление данных качеств в поведении человека.

Формирование положительных черт человека

Мультфильм «История О Девочке, Наступившей На Хлеб». Просмотр-обсуждение ситуаций

32.

1

«Я благодарю своих родителей …».

Развитие уважительного отношения к своим родителям.

Коммуникативные навыки межличностного общения

«Круглый стол» Игра-тренинг «Родители и дети»

33.

1

«Неведомые миры».

Подведение итогов курса.

Коммуникативные навыки межличностного общения

Подготовка спектакля

34.

1

Спектакль «В мире сказок»

Подведение итогов курса. Развитие коммуникативных навыков; развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, способности к эмпатии;

Коммуникативные навыки межличностного общения. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

Спектакль «12 месяцев»






Банк упражнений и игр.


Тема № 1. «Я-школьник»

- Упражнение «Приветствие»

Цель: знакомство участников друг с другом

Инструкция: Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга и представляется им. Если члены группы не знают друг друга, проводится процедура знакомства.

Каждый член группы пишет свое имя на небольшом листе бумаги и прикрепляет его с помощью булавки на груди. Затем, встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

- Игра «Расслабление глаз»

Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали теплыми...

Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота... Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только легкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.

Комментарии для ведущего. Это упражнение ослабляет напряжение глаз, расслабляет глазные нервы, а кроме того, в некоторой степени успокаивает ум. Сопровождающее его глубокое дыхание освежает и снимает напряжение.

- Упражнение «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» - аккуратность, 2 команда на букву «Б» - бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Тема № 2. «Мои чувства»

- Игра «Настроение»

Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову... Заметьте, какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие — как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь — как очень пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

А теперь — как тот, у кого нечистая совесть. (15 секунд)

А сейчас идите как гений — вы только что получили Нобелевскую премию. (15 секунд)

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке. (15 секунд) И в заключение вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой... (15 секунд)

Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь на свое место, выразите всем своим телом это настроение.

Комментарии для ведущего. Эта игра уместна после долгой сидячей работы. Она развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего «Я».

- Игра «Рисуем чувства»

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется.

Я буду ходить по рядам, и вы мне скажете, какое чувство вы хотите показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом переписать на свою картинку.

Если дети уже умеют писать, они должны сами написать название чувства на листе. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование — хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о том, что они могут делать и делают, когда им скучно: когда они волнуются; когда ревнуют...

Анализ упражнения:

- Какое чувство тебе больше всего нравится?

- Какое чувство тебе не нравится?

- С каким чувством ты идешь утром в школу?

- Когда ты радуешься?

- Когда тебе страшно?

- Когда ты злишься?

Тема № 3. Характерные качества, черты людей.

- Игра «Рисуем как Микеланджело»

Сегодня я вам предложу поработать той рукой, которой вы обычно не пишите. Для большинства из вас это — левая рука. Если вы правша, но делаете что-то левой рукой, то ваш мозг при этом получает дополнительную порцию свежей энергии.

Встань рядом со стулом, сложи кисти рук и переплети пальцы не так, как ты это делаешь обычно.

Скрести руки на уровне груди, как ты это делаешь обычно, Теперь измени положение рук так, чтобы сверху была другая рука.

Покажи, как ты смотришь в старинную подзорную трубу с единственным окуляром. Какой глаз ты используешь? Попробуй посмотреть другим глазом.

Теперь ты можешь попробовать сделать что-нибудь левой рукой: достань книгу и открой ее на странице 10. Помаши кому-нибудь из участников группы левой рукой.

Теперь попробуй писать левой рукой. Напиши левой рукой в воздухе свою фамилию.

А теперь пиши в воздухе обеими руками сразу. Попробуй двумя руками одновременно нарисовать в воздухе круг... потом треугольник... потом квадрат.

Когда ты делаешь подобные вещи, ты активизируешь свой мозг, потому что предлагаешь ему что-то действительно необычное.

И, наконец, я прошу тебя сделать следующее. Возьми за спиной левую руку правой рукой, после чего левой рукой коснись правой пятки. Теперь вернись в исходное положение, возьми левой рукой правую руку и дотронься до левой пятки правой рукой. Сделай так по три раза...

Теперь вернись на свое место и возьми лист бумаги. Напиши на нем: «ЯЧТ». Можешь сообразить, что за предложение стоит за этой аббревиатурой?

Дайте возможность группе найти ответ. Он очень простой. Аббревиатура означает: «Я — человек творческий».)

Комментарии для ведущего. Когда Микеланджело расписывал плафоны Сик-стинской капеллы, он делал это попеременно то правой, то левой рукой. Задействуя обе руки, он давал работу всему мозгу в целом. Правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое полушарие — правой. Активизация обеих сторон тела способствует — как у Микеланджело, так и у каждого из нас — взаимодействию полушарий мозга.

Тема № 4. «Волшебные слова».

-Упражнение «Передача предмета»

Цель: создания в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения Инструкция: Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, сказочный символ, соответствующие теме сказки, с которой группа познакомится на этом занятии) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий.

Например: «…(имя), я желаю тебе гармонии (уверенности в себе, радости и т. п.)».

Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдет по кругу всех участников тренинга и не вернется к ведущему.

- Игра «Конкурс хвастунов»

(Дети сидят в кругу)

Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например: «Лена очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется» и т.п. (В незнакомой группе возможно выполнение упражнения в парах, с предварительной работой, заключающейся в том, что каждый рассказывает своему партнеру о себе нечто хорошее, чем можно похвастаться)

После того как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают

- Игра «Заяц – Хваста»

Инструкция: « А теперь вспомним сказку про Зайца - Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый» А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали её трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц - не хваста, а молодец. А сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем - Хвастой, встанет на стул и очень громко проговорит: «Я самый - самый…» Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, многие дети будут стесняться выполнять упражнения. Его выполняют практически все дети.

После того как все дети побывают «Зайцем», можно предположить им подумать о том, что большинство детей на само деле не хвастались, а говорили правду о себе. Можно предложить детям снова на стульчике повторить фразу о себе, только без слов «самый - самый», а группе хором повторить ту же фразу, например: «Ты умный, красивый, ласковый».

Тема № 5. «Я и мои друзья».

- Игра «Угадай кто я?» Двое участников встают лицом к лицу друг к другу, внимательно рассматривают друг друга. Затем поворачиваются спиной друг к другу, ведущий задает каждому участнику вопросы: «Какого цвета глаза? Какого цвета брюки? И т.д.

- Игра «Предпочтения»

Один из участников начинает ходить по комнате. Когда ведущий скажет «Стоп!», встаньте перед тем человеком, который оказался ближе всего к вам. Ведущий спрашивает вас, кем вы бы хотели сейчас быть больше всего, и при этом назовет 4 вещи — на выбор. Вы должны быстро принять решение и сказать о нем своему партнеру.

Ходите по комнате... (10 секунд)

Стоп! Чем бы ты хотел быть сейчас больше всего: морем, водопадом, рекой, океаном? Быстро сделай свой выбор и сообщи своему партнеру, на что ты решился. Партнер может задать пару кратких вопросов об этом. Например: «Какой высоты водопад? Где он находится?» (1 минута)

Вновь можете свободно ходить по комнате... (10 секунд)

Стоп! Найдите себе ближайшего партнера. Кем бы ты на этот раз хотел быть: жирафом, собакой, кошкой, чайкой? (1 минута)

Предложите участникам встретиться и поговорить еще с тремя-четырьмя членами группы. Предлагаемые вещи могут быть следующими:

— Стакан, ковш, коробка, чашка.

— Рим, Нью-Йорк, Лондон, Париж.

— Тропинка, скоростное шоссе, проезжая дорога, горная тропа.

— Стул, диван, стол, шкаф.

— Нож, ложка, вилка, подставка для яиц.

— Зеленый цвет, коричневый, красный, голубой.

— Рука, нога, глаз, ухо.

Комментарии для ведущего. Это замечательная игра, которая помогает участникам лучше узнать друг друга и, возможно, узнать что-то новое о себе.

-Упражнение «Сороконожка»

Цель: Обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение коллектива.

Инструкция: Все участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде тренера или ребенка-ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку в целости.

- Упражнение «Завяжи глаза»

Цель: рефлексия группы по поводу важности и одновременно сложности взаимодействия друг с другом, осознания себя.

Инструкция: Членам группы (всем или добровольцам) ведущий предлагает плотно завязать себе глаза и ходить по помещению молча, стараясь не задевать друг друга. (Помещение должно быть подготовлено таким образом, чтобы исключить возможность травм.) При обсуждении игры можно выделить ее различные стороны в зависимости от целей занятия: трудности, радости и ответственности построения взаимоотношений с людьми, необходимости развития эмпатии. Участники могут представить себе, как вел бы себя в условиях этой игры герой рассматриваемой сказки.

Тема № 6. «Я и правила»

- Игра «Поймай руку»

Выберите партнера и встаньте друг напротив друга. Один из участников будет «ловцом». Он расставляет руки и держит их на уровне бедер, на расстоянии около 25 сантиметров друг от друга. Кисти его рук образуют открытую ловушку. Задача второго — провести свою левую или правую руку между обеими руками партнера, не касаясь этой ловушки, так как она в любой момент может захлопнуться. Если «ловец» поймает руку партнера, то они меняются ролями. Пойманной считается рука, до которой дотронется «ловец». Эта игра притягательна как для молодых, так и для взрослых. Азарт «охоты» молниеносно будит внимание участников и заставляет их немедленно сконцентрироваться. Одновременно с этим возможность физического контакта создает более тесную связь между партнерами и содействует их кооперации.

Создается атмосфера игры, восстанавливается умственная и телесная работоспособность, пробуждается любознательность.

Тема № 7. «В мире людей»

- Упражнение «Ножницы»

Участники разделяются на пары. В каждой паре один с закрытыми глазами пытается вырезать из бумаги нарисованную геометрическую фигуру, второй дает ему указания. Детям дается инструкция по выполнению упражнения, раздаются наборы простых конструкторов с нарисованными инструкциями, маски на глаза. Предлагается ученикам обсудить выполненное упражнение.

Дети делятся с другими своим опытом взаимодействия.

- Игра «Вещи, дарящие радость»

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь вспомни о тех вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможно — уютное тепло твоей постели, возможно — освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем... Припомни свои чувства в мгновения счастья. (1 минута)

Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

Хочет ли кто-нибудь из вас рассказать о том, что из вещей, дарящих радость, он выбрал на этот раз?

Дайте ребенку возможность описать свои ассоциации и затем предложите всей группе с закрытыми глазами представить себе описываемый предмет как можно более наглядно. В результате рассказчик станет ближе и понятнее остальным детям, а группа в целом еще немного расслабится.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее