Проект по теме «Проценты»
Выполнила :
учитель математики
МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат»
Терещенко Светлана Васильевна
Проект рассчитан для учащихся 5 класса, 1 урок
(На этих уроках целесообразно дать понятие процента, познакомить с историей возникновения процента, с символом процента, перевод процентов в десятичную дробь и наоборот, провести исследовательскую работу определение процентов, на уроке рекомендуется групповая форма работы.)
Актуальность.
В школьном курсе математики теме проценты отводится мало учебного времени, а следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного владения ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным.
Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Проект предполагает компактное и четкое изучение основных вопросов по теме «Проценты», решение задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в исследовательской деятельности человека. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной жизненной ситуации. Здесь же предлагается учащимся продемонстрировать сравнительный процентный результат. Это занятие направлено на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных вопросов окружающего нас мира. Проект способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, научного мышления учащихся.
Дидактические цели и методические задачи проекта.
Цели:
формирование знаний и умений по теме «Проценты» на основе исследования процентной сравнительной характеристики величин;
показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе.
Задачи:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
решать основные задания на проценты ( перевод процентов в десятичную дробь и наоборот);
привить учащимся основы экономической грамотности;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.
Творческое название проекта: « Семья. Весь наш класс. Планируемый месячный бюджет моей семьи». Дети заранее получают такие таблички и заполняют вместе со своими родителями. После знакомства с новой темой индивидуально каждый работает с месячным бюджетом своей семьи, переводит денежную сумму в процентном отношении.
Конечно, структура расходов у каждого человека индивидуальна. Однако в рамках возможных расходов можно выделить, по крайней мере, две общие статьи: постоянные расходы и переменные расходы. К постоянным ежемесячным расходам мы можем отнести все те расходы, которые осуществляются всегда и которые достаточно трудно изменить. К ним можно отнести оплата школьных завтраков, за проезд на автобусе, за оплату дополнительных занятий ( бассейн, музыкальная и художественные школы и т.д.), квартплата электроэнергия и т.д..Смотрите в таблице. К переменным те траты денег, которые осуществляют время от времени и не обязательно каждый месяц ( покупка билетов в кино, покупка подарков для родителей, братьев и сестер, предметы украшения и одежды).
Моя семья Ф.И | Доходы |
Деньги от родителей : папы |
|
мамы |
|
бабушки |
|
дедушки |
|
Детские пособия |
|
Итого : |
|
Планируемый месячный бюджет своей семьи
Расходы моей семьи | Денежная сумма | В процентах |
Постоянные расходы: |
|
|
Квартплата |
|
|
За электроэнергию |
|
|
За кабельное телевидение |
|
|
За телефон (всем) |
|
|
За продукты питания |
|
|
За продукты гигиены |
|
|
На питание в школе |
|
|
Переменные расходы: |
|
|
На одежду |
|
|
На покупку билетов в кино |
|
|
На подарки |
|
|
На покупку книг |
|
|
Планируемые сбережения |
|
|
/
Основополагающий вопрос проекта: Все ли познается в сравнении?
Проблемные вопросы:
Почему структура расходов у каждой семьи индивидуальна, однако можно выделить две общие статьи: постоянные расходы и переменные расходы?
Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?
Можно ли учебную деятельность моего класса отразить в процентах?
Деятельность учащихся:
Изучить перевод десятичной дроби в процент и наоборот процент в дробь.
Найти интересные сведения для исследования.
Решить предложенные задания
Проверить полученные результаты.
Обобщить и представить исследования.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Какое сегодня прекрасное весеннее утро.
Математика друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
II. Определение темы урока через разгадывание слова.
Ребята, у меня на экране закодированное слово. Найдите его
Задание: Найти сотую часть числа
400 | 1500 | 200 | 50 | 40,5 | 3000 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
ответы |
|
|
|
|
|
|
30 | 2 | 0,5 | 15 | 0,405 | 0,09 | 4 |
Н | О | Ц | Р | Е | Т | П |
П | Р | О | Ц | Е | Н | Т |
Учитель: «На уроке вы узнаете, что такое процент, откуда появилось это понятие, научитесь переводить проценты в дроби, и дроби в проценты, находить несколько процентов от числа.
2) А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где вы слышали о процентах и встречались с ними?
Учащиеся дают свои ответы на вопрос. Примеры (скидки, банки, кредиты…)
3)Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты
( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.)
Например: Елена Ивановна подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 4 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 6 -7 но в 5а- 17 учеников , а в 6 -25уч. Как же выяснить какой класс лучше учится?
Так вот! Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. (а к этому вопросу, мы еще вернемся).
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде, сколько надо брать соли при солении огурцов и помидор), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ГИА и ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ).
Как иначе называется 1/100 часть целого? (процентом)
Итак, тема нашего урока «Проценты».Презентация
Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.
А что мы можем принять за целое? (варианты ответов учащихся, здесь необходимо нацеливать ребят на ответ «Семья. Весь наш класс»).
Определение: сотая часть числа называется процентом.
Какого числа? Любого, любой величины.
Запишем в тетрадь 1% = 1/100 или 1%- 0,01
1% = 1/100 = 0,01
.Откуда появилось это слово, и что оно означает? (Слайд 9)
Когда появилось понятие процента (история) (Слайд 10)
Об этом рассказывают ученики ( Вавилон, Индия, Голландия, Франция, Россия (Слайд 11, 12, 13, 14,15)
1)Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби
(какой ? обыкновенно или десятичной? Любой)
Примеры: 1% = 1/100 = 0,01
2% = 2/100 = 0,02
5% = 0,05 , 23% = 0,23,
3. Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот.
Переводим числа в %
Примеры: 0,05 =0,05х100= 5% 0,15х100=15%
30% = 30 х100 = 3000 1,25%= 1,25х100=125
3.Найдем 20% от 300 :
1-ый способ: 20% от 300 = 300 : 100 • 20 = 60 ;
2-ой способ: 20% от 300 = 0,20 • 300 = 60 .
Творческое название нашего проекта «Семья. Весь наш класс»
Основополагающий вопрос: « Все ли познается в сравнении?»
Для исследования я предлагаю вам следующие проблемные вопросы:
Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?
Какой процент составляет наш класс от всех учащихся нашей школы?
Какой процент составляет любой предмет для нашего класса?
Какой процент составляет наше участие в школьных олимпиадах по предметам?
Можно ли учебу моего класса отразить в процентах?
Далее по каждому из вопросов ведется небольшое обсуждение, сопровождаемое слайдами.
III. Основные задания на проценты предлагается разобрать с помощью работы индивидуально по своим табличкам приготовленным заранее.
Моя семья Ф.И | Доходы |
Деньги от родителей : папы |
|
мамы |
|
бабушки |
|
дедушки |
|
Детские пособия |
|
Итого : |
|
Планируемый месячный бюджет своей семьи
Расходы моей семьи | Денежная сумма | В процентах |
Доходы моей семьи | 30 | 100% |
Постоянные расходы: |
|
|
Квартплата |
|
|
За электроэнергию |
|
|
За кабельное телевидение |
|
|
За телефон (всем) |
|
|
За продукты питания |
|
|
За продукты гигиены |
|
|
На питание в школе |
|
|
Переменные расходы: |
|
|
На одежду |
|
|
На покупку билетов в кино |
|
|
На подарки |
|
|
На покупку книг |
|
|
Планируемые сбережения |
|
|
IV. Основной этап урока. Работа в группах
1) Найдем необходимую информацию. (Эта информация заранее формируется для каждой группы отдельно в таблицы)
1группа
Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?
Класс | девочек | мальчиков | Муз.шк | Театр.кр | Умел.ручки | Баск. | Тяж.ат | Танцы | Плав. |
17 |
|
| 2 | 2 | 6 | 4 | 1 | 7 | 2 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 группа
Какой процент составляет наш класс от всех учащихся нашей школы
Уч-ся школы | Наш класс | Девочки всей шк | Мальчики всей шк. | Уч-ся нач.школы | Уч-ся ср.школы | Девочки ср.школы | Мальчики Ср.школы |
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
|
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа
Какой процент по значимости составляет любой предмет для нашего класса?
Класс | Рус.яз | Литер | Матем | Нем.яз | Истор | Общество | Геогр. | Биол. | Труд | Физра | Изо |
|
17 | 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 4 | 10 | 3 | 5 | 12 | 14 |
|
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 группа
Какой процент составляет участие нашего класса в олимпиадах по предметам?
Класс | Рус.яз | Литер | Матем | Нем.яз | Истор | Общество | Геогр. | Биол. | Труд | Физра | Изо |
|
17 | 3 | 5 | 6 | 3 | 4 | 6 | 7 | 2 | 9 | 11 |
|
|
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
Что нового вы узнали вы на уроке?
Что вам мешало в работе на уроке?
Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?
Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание:
Домашняя работа
1.Исследовательская работа по теме: «Можно ли жизнь моего поселка отразить в процентах?»
Всего населения | Взрослого населения | Пенсионеров | Учащихся | Детей до 7 лет |
2134 | 1200 | 560 | 194 | 180 |
100% |
|
|
|
|
2.Самостоятельно разобрать п.41 написать конспект, стр.243-245.