Проект: «Какой он детский сад»
Младшая группа
(длительность - три месяца)
Участники: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Оттого, как пройдёт привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Цель:
Помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях, вызвать интерес к своей группе и желание ходить в детский сад.
Задачи:
1. Обогатить отношения детей, родителей, воспитателей опытом общения.
2. Способствовать быстрому знакомству (особенно домашних детей) друг с другом.
3. Создать в группе окружающую среду, способствующую развитию познавательного интереса.
4. Развивать сенсорную культуру детей - фундамент умственного развития.
5. Учить решать «проблемы» игрушек, бережно обращаться с ними, с книгами, играми, складывать всё на свои места.
6. Активизировать речь детей: обогащать и расширять словарь.
7. Привлекать родителей к проведению маленьких праздников, с целью заложения доброго отношения к миру. В потребности в познании его.
8. Вызвать эмоционально положительный отклик у детей и взрослых.
Схема осуществления проекта.
1 этап:Подготовительный.
1. Формулирование проблемы.
2. Погружение в игровую ситуацию.
3. Планирование деятельности.
Дети Родители Воспитатели
2. Этап: Практическая деятельность
Познавательное Социально- Культурно- Худож-но Сотрудничество
развитие нравственное досуговая эстет-кое с родителями
развитие деят-ть развитие
дети дети дети дети вос-ли
вос - ли сотрудники вос-ли вос-ли родители
родители родители
3. Этап: Презентация проекта
Педагогический Досуг
Консилиум
Сотрудники Дети, вос - ли, родители
1 Этап (подготовительный)
Формирование проблемы
1. Создание игровой ситуации.
В группу прилетает воздушный шар, а в нем записка от игрушек: «Помогите! Нам плохо! Мы заболели. Мы не причесаны. Мы разучились веселиться. Помогите нам».
1. Предложения детей:
а. Сводить игрушки к Айболиту и к Мойдодыру, в парикмахерскую, в уголок ряженья.
б. Построить для игрушек интересные постройки.
в. Прочитать стихи, спеть песни.
г. Нарисовать рисунки.
д. Слепить из пластилина угощения.
3. Оформили уголки по интересам, навели порядок в группе, помыли, причесали, нарядили, кукол, расставили по местам игрушки.
4. Познакомили на родительском собрании родителей с нашей проблемой. Попросили пополнить уголок новыми игрушками и мебелью. Распределили обязанности.
2 Этап: Практическая деятельность.
1. Привели в порядок группу, игрушки, уголки по интересам. Украсили рисунками, шарами.
2. Провели диагностику. Выявили уровень знаний у детей.
3. Организовали сюжетно-ролевые игры: «Построим гараж», «Уложим куклу спать», «Напоим Катю чаем», «Лечим Мишку».
4. Читаем детям сказки, разучиваем стихи и потешки.
5. Организовали уголок сенсорики, где дети играли с пирамидками, матрёшками, мозаикой, дидактические игры: «Лото». «Маленький художник» и т. д.
6. В уголке природы оформили куклу осени, экологический стол - фрукты, овощи. Играли с листочками, в д/и «чудесный мешочек»,читали стихи об осени.
7. Играли в подвижные игры: «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «зайка серый умывается» и т. д.
8. Проводили маленькие праздники: «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Солнечных зайчиков», «Фантиков-бантиков».
9. Ввели традицию: праздновать дни рождения.
10. Посещали кукольный театр: «Заколдованный город», «Царевна - Несмеяна», с родителями поездка в цирк.
11. На занятиях по лепке лепили для игрушек угощение: «Овощи», «Фрукты», «Печенье»», «Колбаски, конфетки», «Подарки» и т. д.
12. На занятиях по развитию речи разучивали для игрушек стихи.
13. Проводили вместе с игрушками зарядку, посещали физкультурные занятия.
14. Принимали участие в выставке осенних букетов.
15. Участвовали в общих праздниках детского сада: «День знаний», развлечение «Осень, осень кружатся листья».
16. На занятиях по ознакомлению с окружающим познакомили детей о сотрудниках дет. сада и их труде: медсестре, прачке, поваре. Экскурсии по детскому саду, вокруг дет. сада.
Работа с родителями
1. Поздравили родителей стенгазетой с переходом их детей из яслей в сад.
2. Оформили папку- передвижку»Готовим малыша в дет. сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям.»,
3. Информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация, что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду»,которые родители могут взять с собой.
4. Оформили альбом с фотографиями Из жизни дет. сада»Мы ждем тебя»(В начале родителей и детей «встречает» сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша, групповым помещениям и игрушками,которые с нетерпением ожидают встречи с ним, знакомит с детьми уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью.
5. Пополнили группу с помощью родителей игрушками, книгами, новой мебелью.
6. Для родителей оформили информационный стенд: сетка занятий, режим дня, особенности детей3-4 лет, годовые задачи.
7. Оформили стенгазету для родителей: «Ребенок познаёт мир».
8. Провели выставку поделок среди родителей: «Самая интересная пчелка».
9. Провели родительское собрание на тему: «Кризис 3-х лет».
3. Этап: Презентация проекта.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается педагогический консилиум расширенного состава - заведующий, старший воспитатель, педагог - психолог, старшая медсестра, воспитатели. На нем обсуждается результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации и намечается дальнейшая работа.
В группе для детей вместе с родителями организовывается праздник-чаепитие. Дети рассказывают стихи, поем песни, водим хороводы, играем в игры, пьем чай с угощениями.
Заключение
Проектный метод - развивает речь, творческие познавательные способности, коммуникативные навыки, самостоятельность и активность. Все это позволяет успешно адаптировать детей к новым социальным условиям.