Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«Я хочу в ясли!»
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
От новорожденного до меня страшное расстояние».
Лев Толстой
Выполнила воспитатель
ясельной группы №2:
Бичахчан С.А.
Майкоп 2016.
Введение
Актуальность проекта. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.
Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Адаптационный проект «Я хочу в ясли!» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения.
Цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Тип проекта: социальный.
Участники проекта:
Педагог-психолог –Цуканова Е.С.
Воспитатели ясельной группы-Бичахчан Светлана Александровна,
Курманова Анна Павловна.
Музыкальный руководитель –Петренко Светлана Львовна.
Медицинский работник-Арустамян Рузанна Юрьевна
Дети и родители детей ясельной группы №2
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2016г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта.
Подготовительный этап
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
Разработка анкет для родителей;
Составление плана работы с детьми и родителями.
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Основной этап.
Заполнение адаптационных листов.
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.
Завершающий этап.
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
План проекта
Период | Содержание
| Ответственные |
Сентябрь Знакомство детей с детским садом, друг с другом. | - Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; -Знакомство-беседа с родителями и ребенком. -Знакомство с группой, игрушками. - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; Заполнение адаптационных листов. Художественная литература: Чтение потешек - Занятие «Божья коровка» 1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация. - «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень); - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» | Заведующая
воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог, воспитатели
педагог-психолог
педагог-психолог воспитатели
педагог-психолог
воспитатели |
Октябрь | - Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; - Занятие «Листопад» 1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ» 3. Игра «Дождик и солнышко» 4. Стихотворение «Листопад, листопад» 5. Потешка «по ровненькой дорожке» 6. Релаксация - Занятие «Мячики» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»; - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» | воспитатели педагог-психолог
муз. руководитель воспитатели воспитатели
педагог-психолог
воспитатели |
Ноябрь Развитие культурно-гигиенических навыков. | - Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки. Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
- Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени»; - Занятие «Мыльные пузыри» 1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре» - Занятие «Непослушные мышата» 1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот» 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки» 4. Игра «Мышки и часы» 5. Упражнение «Это- папа – мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»; - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» | воспитатели
муз.руководитель Воспитатели |
Декабрь | - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе. - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; - Занятие «Зайка» 1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком» 3. Потешка «Зайка серенький сидит» 4. Игра «Лиса и заяц» 5. Игра «Найди морковку» 6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели» - Занятие «Новый год» 1. Приветствие Деда Мороза. 2. Рифмовка «В нашей группе» 3. Стихотворение «Ель» 4. Игра «Заморозь» 5. Потешка «Пальчики у нас попляшут» 6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»; - Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.
| воспитатели педагог-психолог
Воспитатели
воспитатели
муз.руководитель воспитатели воспитатели
воспитатели муз. руководитель. педагог-психолог |
Список литературы:
+
пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 1,5 - 3 лет
(1 младшая группа №2)
«Будь здоров, малыш!».
авторы проекта воспитатели:
Бичахчан С.А.
Курманова А.П.
Майкоп
2017
Начало формы