«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

ПРОЕКТ «Игры- эксперементирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Актуальность.

Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что будет дальше, с попыткой высказать собственные гипотезы и предложения, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка складывается позитивное отношение к окружающему миру.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

ПРОЕКТ

«Игры-эксперементирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Изведать то, чего не видел сроду, -

Глазами, ртом и кожей пить простор!

Кто в океане видит только воду –

Тот на земле не замечает гор.

Актуальность.

Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что будет дальше, с попыткой высказать собственные гипотезы и предложения, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка складывается позитивное отношение к окружающему миру.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель:

Давать детям знания посредством экспериментирования, где им предоставляется возможность действовать с объектами окружающего мира, природы.

Самим добывать информацию об изучаемом явлении, предмете, объекте природы самостоятельно применять полученные знания, опираясь на собственный опыт.

Задачи:

  • формировать стремление ребенка познать окружающий мир, свойства предметов и их явлений

  • удовлетворять естественное детское любопытство и любознательность

  • развивать у детей креативность, нестандартность мышления, сенсомоторные координации

Формы работы:

  • экспериментальная деятельность

  • проведение опытов

  • игровая деятельность, построенная на дидактическом содержании

  • чтение и слушание рассказов об окружающем мире, природе

  • беседы с детьми о предметах и явлениях окружающей действительности

  • изготовление игрушек из природного бросового материала (для игр-экспериментирований)

Деятельность воспитателя:

  • углубление знаний, навыков и умений, которые имеются у детей

  • подача новых – для развития любознательности, познавательного интереса, речи детей и их умении применять полученные знания в самостоятельной свободной экспериментальной деятельности

Критерии успеха:

  • формирование у детей системы знаний, умений, навыков

  • умение применять полученные знания на практике

  • оптимизация развивающей среды, в которой находятся дети

Результативность:

  • формирование самостоятельной экспериментальной творческой деятельности, умения наблюдать, сравнивать, размышлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

  • воспитание интереса и любви к природе, окружающей действительности

  • развитие ответственного бережного отношения к окружающей природе

Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории


1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

6. Резиновые или пластиковые перчатки.

7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.

11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

13. Контейнеры с песком и водой.

14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

15. Часы песочные.

16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.


Структура детского экспериментирования.


Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?


Структура занятия  - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

 Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Совместная экспериментальная деятельность организуется нами один раз в неделю: с детьми второй младшей группы по 10 - 15 минут, с детьми среднего возраста по 15 - 20 минут.

Структура игр- экспериментов:

- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- Проверка гипотезы;

- Подведение итогов, вывод;

- Фиксация результатов;

- Вопросы детей. 

  Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников:

            - Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);              

            - Тайна, сюрприз;

            - Мотив помощи;

            - Познавательный мотив (почему так?);

            - Ситуация выбора.

Сотрудничество с родителями

  1. Объявляется конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад.

  2. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).

  3. В группе создается лаборатория с учетом идей семейного проекта (с участием детей и родителей). Организуется конкурс на создание эмблемы и названия лаборатории.

  4. Объявляется конкурс на лучшую домашнюю лабораторию. Родители приносят фотографии домашних лабораторий, детские рисунки и т.п.

  5. Объявляется конкурс на самое интересное летнее исследование на природе

  6. Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.

  7. Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований.

  8. Предоставить материалы для фотоальбома «Страна Почемучек»

Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, мы предложили родителям информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. На таких занятиях родители вместе с детьми могли рисовать картины из песка, изготавливать фигурки из гипса, украшать воздушные шарики с помощью красок, фантиков, скотча, блесток, цветной бумаги, превращая их в веселых человечков. Кроме того, мы их приглашаем на занятия, организовываем для них выставки детских работ



В дальнейшем мы планируем стимулировать познавательную активность дошкольников путём увеличения усвоения различных способов достижения результатов опытом творческой деятельности направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее