«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проект "Экологическая тропа"

В данной публикации представлены разработка проекта "Экологическая тропа" и сопровождающая её презентация.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Приволжская основная школа





V муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Наука.Творчество.Талант»







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Экологическая тропа»







Участники проекта: обучающиеся 5 класса

МОУ Приволжская ОШ



Руководитель:

Пронина Людмила Владимировна,

учитель биологии





2018

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------- 3-5

1.1. Цель проекта

1.2. Задачи

1.3. Тип проекта

1.4. Гипотеза реализации проекта. 

1.5. Объект исследования: 

1.6. Предмет исследования: 

1.7. Место исследования: 

1.8. Продолжительность реализации проекта

1.9. Методы исследования:

1.10. Ожидаемые результаты

1.11. Участники проекта:

1.12. Актуальность проекта


II. Реализация проекта --------------------------------------------- 5-15

2.1. Паспорт объекта

2.2. Формирование экологической тропы.

2.2.1.Теоретическая часть.

  • Подготовительный этап

  • Содержательный этап

2.2.2. Практическая часть

III. Заключение------------------------------------------------------- 16

IV. Литература-------------------------------------------------------- 17

V. Приложение --------------------------------------------------------18-34














I. Введение

1.1. Цель проекта

  • создание экологической тропы на территории МОУ Приволжская ОШ.

1.2. Задачи

  • информировать посетителей о представителях флоры данного участка;

  • формировать у обучающихся МОУ Приволжская ОШ основы экологической культуры;

  • познакомить с особенностями растений, произрастающих на пришкольной территории;

  • воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;

  • провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы.

1.3. Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

1.4. Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе.

1.5. Объект исследования:  растения, произрастающие на территории пришкольного участка МОУ Приволжская ОШ.

1.6. Предмет исследования: реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы.

1.7. Место исследования: пришкольная территория МОУ Приволжская ОШ.

1.8. Продолжительность реализации проекта- ноябрь -2017-сентябрь 2018 года с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о растениях.

1.9. Методы исследования:

  • анализ научно-популярной литературы;

  • иллюстративные методы представления результатов работы;

  • практическая деятельность.



1.10. Ожидаемые результаты

  • положительные эмоциональные проявления, радость от общения растениями;

  • интерес к познанию живого;

  • стремление удовлетворить потребности живого организма;

  • проявление гуманного отношения к живому.

1.11. Участники проекта:

В реализации проекта принимают участие обучающиеся школы 5 класса, педагоги.

1.12. Актуальность проекта

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной.


II. Реализация проекта

2.1. Паспорт объекта

  • Местоположение объекта.

МОУ Приволжская ОШ МО находится в 20 км от г. Ульяновск и в 4 км. от г. Новоульяновск.

Рисунок №1

  • Исторические сведения

Приволжская основная школа была открыта в 1985 г. На протяжении нескольких лет на территории были посажены рябина, ель, сосна, лиственница, туя, каштан. Также появилась берёзовая аллея и кустарники. В 2010 году был заложен фруктовый сад. Здесь появились яблони, вишня.

  • Состояние тропы

Состояние тропы хорошее, местами удовлетворительное

  • Режим пользования

Это учебные экскурсии, исследования, отдых.

  • Необходимые мероприятия:

  • очистка дендрария пришкольной территории от сушняка

  • посадка новых деревьев и кустарников

  • уборка листьев и мусора.


2.2. Формирование экологической тропы 

2.2.1.Теоретическая часть

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,

  • вживание в игровую ситуацию,

  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Таблица №1

Проектная деятельность

Задачи


Сроки реализации


Формирование инициативной команды для организации работы из наиболее активных ребят, заинтересовавшихся данным проектом.



Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта


Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Принятие цели и задач проекта


В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

Инициативная команда делится рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, экскурсоводы.

Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы

  • Поисковики занимаются исследованием местности, прокладкой рекомендованного маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха, разработкой вариантов оборудования маршрута, а также сбором информации об определённых биологических объектах тропы.

  • Организаторы проводят конкурсы на лучшие призы, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой группой, а также разрабатывают сценарий ролевой игры и конкурсов для школьников – слушателей с целью закрепления полученных знаний.

  • Изготовители делают стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами.

  • Экскурсоводы подготавливаются из числа учеников – членов первой группы.

Таблица №2

Проектная деятельность

Задачи


Сроки реализации


Составление перечня экскурсионных объектов


Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов


Ноябрь, 2017 г.

Разработка проекта, изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски и опоры к ним, смотровые площадки и др.).


Используется слегка обработанный природный материал, камень, дерево (покрытое бесцветным лаком).


Декабрь 2017 г.-апрель 2018 г.

Подготовка экскурсоводов





Написание и разработка публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода


Апрель-май 2018 г.

Составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы

Разработка вариантов с учётом специфических интересов посетителей



На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 14 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

  1. «Начало тропы»

  2. «Цветник №1»

  3. «Цветник №2»

  4. «Цветник №3». «Память жива»

  5. «Цветник №4».

  6. «Еловая»

  7. «Первоцветы». «Рябиновая»

  8. «Лиственница»

  9. «Сосёнки»

  10. «Каштановая»

  11. «Берёзовая»

  12. «Сиреневая»

  13. «Плодовый сад»

  14. «Птичья столовая»

Таблица №3

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла и название станций

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

  • «Цветник №1».

  • «Цветник №2»

  • «Цветник №3». «Память жива».

  • «Цветник №4».


- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

  • «Сиреневая»





«Деревья»

  • «Еловая»

  • «Лиственница»

  • «Сосёнки»

  • «Каштановая»

  • «Берёзовая»

  • «Плодовый сад»

  • «Рябиновая»



-закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;







берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

  • «Птичья столовая»


-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.



«Первоцветы»

  • «Первоцветы»










-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.



Цветы:

мать-и-мачеха, ландыш

насекомые.




Краткое описание станций

1. “Начало тропы”

Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут. Предлагается выполнить задания: 1. Определить видовой состав деревьев на территории школьного двора. 2. Обследовать санитарное состояние деревьев и выявить виды повреждений.3.Оценить жизненное состояние деревьев.4. Сделать выводы.

2. «Цветник №1». Обучающиеся во время экскурсии могут ознакомиться с видовым составом растений и правилами ухода за ними.

3. «Цветник №2». Обучающиеся во время экскурсии могут ознакомиться с видовым составом растений и правилами ухода за ними.

4. «Цветник №3» «Память жива». Этот цветник был оформлен к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне и посвящён работникам тыла, проживающим на территории п. Липки

5. «Цветник №4». Обучающиеся во время экскурсии могут ознакомиться с видовым составом растений и правилами ухода за ними.

6. «Еловая». В этом месте экскурсовод рассказывает о елях - гордости нашего пришкольного участка. Одна из елей пострадала от топора человека, теперь у неё две верхушки, а другая – от пожара.

7. «Первоцветы»

Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после экскурсии можно в кабинете биологии посмотреть презентацию о первоцветах.

8. «Лиственница». На этой станции ребята услышат рассказ об особенностях произрастания лиственницы в условиях средней полосы, о его применении в природе и жизни человека.

9. «Сосёнки». Экскурсоводы знакомят с особенностями строения и условиями произрастания сосны.

10. «Каштановая». Почему так назвали это дерево? Как можно применить это растение в лекарственных целях? Ответить на эти вопросы вам поможет данная станция.

11. «Берёзовая».Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе.

12. «Сиреневая». Здесь можно познакомиться с особенностями строения и условиями произрастания сирени. Можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых.

13. «Плодовый сад». В этом месте экскурсовод рассказывает о яблонях - гордости нашего школьного сада. Обучающимся предлагается определить сорта яблок и, в зависимости от времени года, проводится дегустация яблок, выращенных в школьном саду.

    1. «Птичья столовая». Знакомство с разнообразием видового состава птиц.


2.2.2. Практическая часть

1. Рекреационная нагрузка на территорию

Определение степени уплотненности почвенного покрова

На станциях № 2, № 6, №13 мы предлагаем определить рекреационную нагрузку на почву. На данных станциях в почву вбивают полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылки заливается вода – 1 л. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве.

После проведённого исследования рекреационной нагрузки на почву можно сделать вывод о нарастающей год от года рекреационной нагрузке, а, следовательно, и степени уплотненности почвенного покрова.

2. Определение видового состава деревьев и их состояние

Определили видовой состав деревьев на территории школы

Результаты оформили в виде таблицы №4

Таблица №4.

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

Сирень

8

-

8

Лиственница

9

-

9

Сосна

9

-

9

Ель обыкновенная

12

1

11

Береза

26

-

26

Рябина

19

4

15

Каштан

1

-

1

Туя

9

-

9

Клён

2

-

2

Яблоня

28

-

28

Вишня

8

-

8

В ходе работы был определен:

  1. Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.

  2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки. (см. в Приложении, фото)

3. Изучение степени запыленности воздуха

Необходимо собрать листья растений в различных местах. Затем нужно приложить скотч к листьям, снять пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе.

5 – очень интенсивно

4 – интенсивно

3 –слабо

2 –очень слабо

    1. пыль отсутствует




III. Заключение

Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.

  • Для коллектива учителя экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.

  • Для коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.

  • Для всего школьного коллектива и посёлка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.




















IV. Литература

1. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.

2. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)

3. Стандарт организации “Положение о производственном экологическом контроле”. Российская академия естественных наук, 2008 год.

4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. г.Вологда, 2000 год.

5. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.

6. Биология.5-9классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост.Е.А.Якушкина и др.-Волгоград:Учитель,2008.-186с.
7.Преподавание экологии в школе/А.В.Миронов.-М.:Гуманитар.изд.центр Владос,2004.-223с.

















V. Приложение

Приложение №1

Таблица №4. Состояние деревьев обследуемого сообщества.

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество поврежденных деревьев

Количество здоровых деревьев

Сирень

8

-

8

Лиственница

9

-

9

Сосна

9

-

9

Ель обыкновенная

12

1

11

Береза

26

-

26

Рябина

19

4

15

Каштан

1

-

1

Туя

9

-

9

Клён

2

-

2

Яблоня

28

-

28

Вишня

8

-

8



















Приложение №2.

Описание объектов экологической тропы

БЕРЁЗА БОРОДАВЧАТАЯ

Береза — быстрорастущее светолюбивое дерево высо­той до 25 м семейства березовых. Наиболее распространенная береза бородавчатая живет до 100 - 150 лет. Белая кора гладкая, тонкая, легко отслаивающаяся. Листья очередные, плотные, почти ромби­ческие, заостренные. Цветки собраны в сережки. Опыление ветром. Плоды созревают в июле, осыпаются с августа-сентября до середины зимы. К почвам не требовательна, мирится с застойным увлажнением в сравнении с другими видами береза повислая имеет на листьях более толстую кутикулу, представляющую собой жироподобную плотную пленку. Благодаря этой пленке она отличается повышенной устойчивостью к сернистому газу и другим веществам, выбрасываемым в атмосферу промышленными предприятиями. Поэтому оказывается возможным успешное выращивание дерева в городах с неблагоприятными экологическми условиями.
Малотребовательна к внешней среде и может расти в самых разнообразных условиях, но не переносит сильной жары (что кладет предел ее распространению на юге) и близости грунтовых вод (на заболоченных участках замещается близким).
Березовые почки целебны от многих болезней, настои их применяют как желчегонное, а отварами лечат застаре­лые раны и экземы. Листья березы по данным многочисленных авторов, оказывают отхаркивающее, противокашлевое, жаропонижающее, противовоспалительное, детоксицирующее (очищающее), тонизирующее, желчегонное, регулирующее деятельность кишечника, гепатопротекторное (защищающее печень), антидеструктивное, противоотечное, мочегонное, глистогонное, антисептическое и многие другие действия. При сухой перегонке дерева получают деготь и уголь. Деготь употребляют как наружное дезинфи­цирующее средство. Уголь в виде порошка или таблеток «Карболен» - при метеоризме. Им пользуются для осветления жидкостей, удаления из них неприятно пахнущих веществ и т. д. Раньше минеральную воду боржомских источников фильтровали через березовый уголь.

Плотная крепкая древесина березы хорошо сгибается, имеет красивый рисунок и в большом количестве употребляется для изготовления фанеры, лыж, катушек, мебели. Для производства отделочной фанеры ценятся березовые капы - наросты на нижней части стволов, в которых годичные слои перевиты и образуют затейливый рисунок. Благодаря высокой теплотворной способности березовые дрова - отличное топливо для домашних печей. В большом ходу были березовые лучины, которыми освещали избы: они не очень быстро сгорают и дают яркое пламя почти без копоти и искр. Из древесины сухой перегонкой можно получать уксусную кислоту и метиловый спирт. Из ветвей вяжут веники и метелки. Из наружной части коры (бересты) делают короба, туески для ягод и грибов, солонки и даже ведра. Благодаря содержащимся в бересте фенолам она долго не гниет, поэтому раньше (до появления толя) ею обертывали зарываемые в почву части столбов и нижние венцы срубов. Берестой крыли крыши, из нее делали лодки и даже одежду. Северные славяне в древности употребляли бересту как писчий материал.

Березовый сок - приятный освежающий напиток содержит 0,5-2% сахаров, органические кислоты, соли калия, кальция, железа, микроэлементы и благоприятно влияет на обмен веществ. В Сибири из него делали шипучий напиток, в других местах - квас. Сок используют также для приготовления лосьона "Березка". Сейчас добыча березового сока ведется в специализированных лесхозах, самостоятельный промысел (без разрешения органов лесной охраны) повсеместно запрещен.

СИРЕНЬ

Название: происходит от греческого слова 'syrinx' — трубка, что по-видимому указывает на строение цветка. По другой версии — от имени нимфы Сиринга, превращенной в тростник, из которого бог лесов Пан изготовил пастушью свирель "сиринкс". 

Сирень (Syringa) - род кустарников, принадлежащий к сем. маслиновых (Oleaceae). Сюда относится до 10 видов, распространенных в диком состоянии в юго-восточной Европе (Венгрия, Балканы) и по Азии, преимущественно в Китае. Листья у них супротивные, обыкновенно цельные, реже перисто-раздельные. Листья темно-зеленые, при опадении не желтеют. Цветы белые, лиловые или розовые, расположены в метелках, которыми оканчиваются ветви. Тычинки две, прикрепленных к трубке венчика. Завязь одна с двураздельным рыльцем. Плод - сухая двустворчатая коробочка. Цветет в мае-июне. Все виды С. отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах.

Это холодостойкий кустарник высотой 2-7 м. Корневая система мощная. Плоды созревают в июле. диаметр ствола до 0,25 м.
Крона широкая. Кора коричнево-красная, побеги зеленые.
Растет быстро. Светолюбива. Почвы предпочитает хорошо дренированные суглинки.
Дымогазоустойчива. Морозостойка.
Рекомендуется для одиночных и групповых посадок, в качестве живой изгороди. Выращивание Сирень издавна культивируется как ценное декоративное растение во всех местах, где позволяют климатические условия. Ее можно выращивать не только в садах и на приусадебных участках, но и в комнатных условиях. Выгнанная зимой сирень, расцветающая на небольших кустиках в комнате, украсит самый изысканный интерьер, к тому же цветет она довольно долго.

Заготовка В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют цветки, листья, кору молодых веток и почки.

Целебные свойства. Различные части сирени содержат эфирное масло, феногликозид, синигрин, сиригнопикрин и фарнезол. В химическом отношении она изучена недостаточно.

В природе сирень встречается только в горных областях Евразии.



РЯБИНА

Латинский видовой эпитет aucuparia происходит от лат. avis — птица и capere — привлекать, ловить. Это связано с тем, что плоды привлекательны для птиц и использовались в качестве приманки для их ловли.

Произрастает повсюду в мире в зоне умеренного климата.

В России распространена в лесной и лесостепной зоне европейской части, на Северном Кавказе, на Урале.

Растёт отдельными экземплярами, не образуя сплошных зарослей, в подлеске или втором ярусе хвойныхсмешанных, изредка лиственных лесов, на лесных полянах и опушках, между кустарниками.

Теневыносливое и зимостойкое растение.

Дерево обыкновенная рябина, наряду с белой березой и калиной красной, является одним из флористических символов России. Её ветви, густо усеянные в осеннюю пору красными ягодами, очень декоративны. Кроме того, плоды обыкновенной рябины имеют хозяйственное и медицинское применение, служат отличным подспорьем в зимнюю пору для остающихся на зимовку птиц.

Продолжительность жизни дерева рябина – до 80 лет, встречаются отдельные 200-летние деревья.

Плоды рябины содержат 5– 16 % сахаров (фруктоза, глюкоза, сорбоза, сахароза), 0,5–3,0 % органических кислот (в том числе сорбиновую и обладающую бактерицидными свойствами), пектиновые вещества, витамины А, С и К, каротин, флавоноиды, токоферол, фолиевую кислоту, рибофлавин, амигдалин. Также польза обыкновенной рябины обусловлена значительным содержанием кальция, магния, фосфора, железа, йода и других микроэлементов.

Рябина отличается накоплением большого количества аскорбиновой кислоты (до 100 мг/100 г), не уступая плодам черной смородины, земляники и облепихи. В сортах гибридной рябины меньше аскорбиновой кислоты, но больше витамина Р (0,4–0,8 %). У сладких сортов мякоть сильнотерпкая, сочная, при полном созревании – кисло-сладкая, ароматная. При промораживании или нагревании терпкость и горечь исчезают. При наступлении съемной зрелости плоды легко осыпаются, в свежем виде плохо хранятся. Из плодов рябины готовят настойки, компоты, варенье, пастилу и т. д. Сушеные плоды используют как профилактическое и лечебное витаминное средство.

В качестве лекарственного сырья используют плод рябины, который заготавливают зрелым в августе – октябре до заморозков, сушат в сушилках при 60…80 °C или в хорошо проветриваемых помещениях, расстилая тонким слоем на ткани или бумаге.

Плоды из-за горечи в свежем виде практически не употребляют в пищу, чаще – после морозов, когда они теряют горечь. Их используют главным образом для переработки. Они прекрасное сырьё для ликёро-водочной и кондитерской промышленности, производства безалкогольных напитков. При консервировании из них готовят желе, конфеты типа «рябина в сахаре», повидло, мармелад, варенье, пастилу. Плоды сушат, и из них производят «плодовые порошки» и муку.

Рябина – среднепродуктивный весенний медонос, даёт пчёлам нектар и пыльцу; нектаропродуктивность – до 30…40 кг с гектара насаждений. Мёд из рябины красноват и крупнозернист, с сильным ароматом. Богаты плоды рябины витамином С (до 160 мг %) и каротином (до 56 мг %).

Широко распространено применение обыкновенной рябины в декоративном садоводстве и озеленении и повсеместно разводится. Декоративна в течение всего года, особенно во время цветения и в осенней окраске. Имеет множество садовых форм, в том числе плакучую, узкопирамидальную, жёлтоплодную, с перисто-лопастными листочками и др. Имеет дробнопористую красноватую древесину, из которой делают токарные изделия, украшения, мебель. Кора рябины может применяться в качестве дубильного сырья.

Плоды служат прекрасным кормом для птиц, побеги – для скота. Сырыми зрелыми плодами можно откармливать домашний скот и домашнюю птицу.

Встречается большое количество видов рябины.

ЕЛЬ ОБЫКНОВЕННАЯ

Ель Picea abies — изящное, стройное вечнозеленое дерево высотой до 30—50 м семейства сосновых. Крона дерева имеет форму правильного узкого конуса и спускается почти до земли.

В отличие от сосны, ель теневынослива. Ель хорошо растет под пологом сосны, березы, дуба

Область естественного распространения ели обыкновенной в нашей стране — почти вся северная половина европейской части. В европейской части страны ель не распространяется далеко на юг, так как довольно влаголюбива. Восточнее Урала замещается близким видом — елью сибирской, на Кавказе — елью восточной.

В качестве лекарственного сырья употребляют хвою, незрелые шишки, молодые верхушки веток ели. Шишки собирают летом до созревания семян, сушат на стеллажах под навесом.

В шишках обнаружены эфирные масла, смолы, дубильные вещества, фитонциды, минеральные вещества. Хвоя ели содержит аскорбиновую кислоту (200-400 мг/%) и те же вещества, что и шишки.

Отвар и настой шишек применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей и бронхиальной астме, хвою как противоцинговое средство, особенно в зимнее время. Хвоя обладает также мочегонным, желчегоннымобезболивающим, противомикробным действием. Ее рекомендуют при заболеваниях почек и мочевого пузыря. В народной медицине отвар почек и молодых шишек используют при лечении туберкулеза легких, при цинге, водянке, воспалительных заболеваниях органов дыхания.

Ель имеет широкое применение в народном хозяйстве. Ее древесина в больших количествах идет, например, на изготовление бумаги. Из древесины ели вырабатывают целлюлозу, искусственный шелк и многое другое, она широко применяется в строительстве. Еловая древесина — незаменимый материал для изготовления некоторых музыкальных инструментов (из нее делают, например, верхние деки скрипок и т. д.).
Ель является также важным поставщиком дубильных веществ, которые необходимы при выделке кожи. Эти вещества в нашей стране получают главным образом из еловой коры. Другие наши растения в качестве источников дубильных веществ имеют гораздо меньшее значение (используются кора дуба, ивы, лиственницы, корневище травянистого растения бадана и т. д.).

СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ



Сосна обыкновенная, известная на территории России еще как сосна лесная – вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, длинной парной хвоей и округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров. Шишки сосны обыкновенной имеют удлиненно-яйцевидную форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год. Также в описании сосны обыкновенной сказано, что почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ – до 0,5% эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы. Сосновые почки собирают весной до того, как они распустятся. Они содержат в большом количестве эфирные масла и смолы, а также горькие и дубильные вещества, крахмал и минеральные соли. Сушат собранные почки при температуре не выше 20-25°С, лучше всего под навесом или на чердаке. Хвоя сосны обыкновенной богата витамином С и каротином. Ее используют для получения эфирного масла, широко применяемого для лечения ревматических заболеваний. Собирать хвою сосны обыкновенной рекомендуется зимой или поздней осенью, когда в ней наибольшее количество эфирного масла и аскорбиновой кислоты. Смолу или живицу сосны обыкновенной обычно собирают из деревьев, подлежащих рубке. Заготовленное сырье не следует хранить более 2 лет. Применение сосны обыкновенной Сосну обыкновенную как лекарственное растение использовали издавна для компрессов и припарок, а смола дерева, входящая в бальзамирующие составы Древнего Египта, сохраняет свои бактерицидные свойства на протяжении тысячелетий. Также целебные свойства сосны обыкновенной во многих странах применяли для лечения простудных заболеваний и для дезинфекции полости рта. В лечебных целях используют хвою, смолу, почки и шишки дерева, которые оказывают отхаркивающее, витаминное, раздражающее, желчегонное, мочегонное, противомикробное и противовоспалительное действие. В народной медицине их применяют при туберкулезе легких и заболеваниях дыхательных органов, водянке, невралгии, ревматизме, подагре, рахите, цинге, кожных заболеваниях, а также против насекомых-паразитов и как средство для очистки крови. Помимо этого, из сосны обыкновенной получают деготь, скипидар, древесный уксус и канифоль. Шишки сосны обыкновенной применяют в виде настоя и настоек при болях в сердце и как кровоостанавливающее средство. Для приготовления настоя для лечения сердечных болей собранные весной зеленые сосновые шишки засыпают в банку, заливают водкой и настаивают в темном месте в течение недели. Полученный настой лучше всего принимать до еды, трижды в день по одной столовой ложке. Почки сосны обыкновенной используют в виде водных настоев и отваров при бронхитах, водянке, ревматизме, болезнях печени и желудочно-кишечного тракта как отхаркивающее, дезинфицирующее, антисептическое, противовоспалительное, мочегонное и желчегонное средство. Отвары и настои из сосны обыкновенной следует принимать с осторожностью при повышенной чувствительности, а также при тяжелых заболеваниях почек. Ванны из хвои дерева противопоказаны при сильной гипертонии, сердечнососудистых заболеваниях с нарушением кровообращения, инфекционных заболеваниях кожи, злокачественных новообразованиях, а также наличии острых воспалительных процессов. При наружном применении скипидара следует учитывать, что он может вызывать гиперемию кожных покровов, а в больших количествах приводит к возбуждению центральной нервной системы, проявляющемуся как бессонница, одышка, беспокойство и повышение артериального давления.



ТУЯ ЗАПАДНАЯ


Туя западная Thuja occidentalis Lедленно растущее вечнозеленое хвойное дерево с гладкой корой и оригинальной чешуевидной хвоей высотой 12—20 (до 38) метров, с компактной пирамидальной или яйцевидной кроной, по виду напоминает кипарис. Кора растения в основном гладкая и серая, в позднем возрасте может отслаиваться тонкими лентами. Молодые побеги туи довольно плоские, яркого зеленого цвета. Туя западная - однодомное растение, хвоя его чешуйчатая, темно-зеленая, иногда золотистая либо голубоватая (встречается у садовых пород). Шишки - плод растения, продолговатой яйцевидной формы, к низу слегка загнуты состоят из кожистой одеревеневшей чешуи, коричневатого цвета. В чешуе шишки находятся семена туи – довольно сплюснутые, с узкими крылышками. В год опыления, в осеннюю пору, семена самопроизвольно высыпаются из шишек. Отдельное внимание заслуживает древесина туи - сравнительно мягкая, но в то же время достаточно прочная, ядровая, красноватого цвета. 
Туя западная, как и большинство хвойных растений, в помещениях выполняют важную роль - наполняет воздух целебными отрицательными аэроионами, которых в закрытых пространствах крайне мало. Кроме того, туя выделяет в воздух большое количество фитонцидов, губительно действующих на споры различных грибков и бактерии, - в квартире будет достаточно одного невысокого растения. А еще на листьях и в иголочках туи накапливается заряд статического электричества, и тогда деревце действует как своеобразный пылесос, притягивая к себе мельчайшие пылинки и соринки. По этой причине туе нужно периодически устраивать водяной душ, простого опрыскивания будет недостаточно.
Ежедневно вдыхая хвойный аромат туи, мы восстанавливаем силы после болезни и стресса, легче преодолеваем физическую и эмоциональную усталость. Считается также, что деревце, находясь в рабочем кабинете, помогает лучше сконцентрироваться и успешнее решать задачи и проблемы.

Туя родилась в Юго-Восточной Азии, откуда попала в Америку, а в XVI веке в Европу.
Срок жизни западной туи довольно большой - может достигать тысячелетия, кроме того, растение довольно не прихотливо в плане распространения: хорошо приживается в тенистых местах и переживает морозы. Среди парковых деревьев туя западная занимает одно из лидирующих мест.
Несмотря на длительное существование растения, химический состав его изучен крайне не совершенно. Известно, что растение содержит дубильные вещества, эфирное масло, а также уникальную туевую кислоту.
В медицине препараты на основе туи были отмечены цитостатическим, желчегонным, отхаркивающим, потогонным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим, вяжущим, тонизирующим, мочегонным, противоревматическим и вызывающим гиперемию свойством. Кроме того, рецепты народной медицины показывают противовоспалительные, дермотонические, глистогонные, противоаллергические, антимикробные, антибактериальные, фунгицидные и даже противоопухолевые свойства туи западной.


ЛИСТВЕННИЦА СИБИРСКАЯ



Лиственница сибирская Larix sibirica L - дерево высотой 30—45 м, с опадающей на зиму хвоей. Цветет лиственница в мае, семена созревают в сентябре—октябре. Хвоя опадает во второй половине октября. 
Всего известно около 20 видов лиственниц.
Распространена лиственница в Западной и Средней Сибири, от Белого моря до Байкала и верхнего течения Лены. Преобладает в таежных лесах Западной Сибири, Алтая и Саян.
Лиственница — самое распространенное дерево в России, она занимает 38% площади всех лесов страны. Живет до 500-900 лет. Запас древесины — почти 28 млрд куб. м.
Как декоративное растение культивируется почти по всей территории России.
Выращивается семенами, которые высыпаются в октябре. Обильное семяношение начинается через 2-3 года на юге и через 6—7 лет на севере. Холодостойка, светолюбива, довольно требовательна к влажности почвы и воздуха, но избегает избыточного увлажнения.
Лекарственным сырьем являются хвоя, живица, кора, молодые побеги и почки, которые собирают весной. Хвою можно собирать все лето, но наиболее эффективна она в конце июня и в конце августа — в это время она содержит наибольшее количество аскорбиновой кислоты. Хвоя дерева содержит эфирное масло, состоящее из пинена, барнеола и борнилацетата, аскорбиновую кислоту, клеящее вещество; 
Кора лиственницы содержит дубильные вещества, камедь, катехины, флавонолы, антоцианы, органические кислоты.
В состав живицы входят эфирное масло и канифоль (твердая смола).
Препараты из лиственницы обладают успокаивающим, противомикробным, дезодорирующим, обволакивающим, раздражающим, отвлекающим, глистогонным, противоцинготным свойствами.

По техническим свойствам древесина лиственницы превосходит древесину всех наших хвойных пород. Она очень твердая, имеет удельный вес около 1, поэтому, свежесрубленная, она тонет в воде. Долго не поддается гниению в почве и даже в воде, используется в гидротехнических сооружениях, судостроении, идет на шпалы, столбы, фундаменты для мостов, рудничный лес и т. д. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная из лиственницы в середине XVII в.
Из лиственницы получают целлюлозу, этиловый спирт, камедь. Экстракты коры — хорошие дубители и красители, окрашивающие в желтые, розоватые и коричневые тона.
Живица лиственницы используется непосредственно, а также для получения очень высокого качества скипидара (применяется в виде пластырей и мазей при ревматизме и подагре) и канифоли.

КАШТАН КОНСКИЙ



Каштан конский Aesculus hippocastanum  - высокое (до 30 м) листопадное дерево с широкой густой кроной. Листья супротивные, длинночерешковые, пальчатосложные с 5–7 сидячими обратнояйцевидными вытянуто-заостренными листьями. Цветки неправильные, белые с красно-розовыми пятнышками, собранные в прямостоячие пирамидальные метелки. Цветет в мае. Плод — круглая коробочка диаметром до 6 см, покрытая большими мягкими шипами, внутри которой 1–2 больших коричневых блестящих семени. Плоды созревают в сентябре–октябре.
Каштан конский в дикой природе встречается как реликтовое растение в горных лесах Балканского полуострова (на севере Греции, Албании, Республики Македонии, Сербии и Болгарии). В Европе и России культивируется с XVI в. в садах и парках как декоративное растение.
Каштан конский теневынослив, хорошо растёт на глубоких рыхлых почвах — глинистых или супесчаных, достаточно влажных, но без избыточного увлажнения. Переносит довольно сухие чернозёмные почвы в степной зоне, засолённые почвы переносит плохо. Чувствителен к суховеям, отчего листья часто летом сильно обгорают и преждевременно опадают.
Зимостоек в культуре в средней полосе Европейской части России (до Москвы). На широте Москвы в очень суровые зимы подмерзает; молодые деревья подмерзают и в Санкт-Петербурге, но в защищённых местах вырастают в крупные, обильно цветущие деревья.
Каштан конский при благоприятных условиях достигает возраста 200—300 лет.
С лечебной целью и для изготовления лекарственных препаратов используют кору молодых, лист, цветки и плоды каштана конского.

Первое упоминание о применении каштана с лечебной целью появилось в 1556 г. Врач Петер Андреас Маттиоли (1500–1577) рекомендовал давать плоды каштана конского лошадям, которые страдали одышкой.

Изучение фармакологической активности галеновых препаратов каштана (спиртового экстракта, спиртовых настоек, отваров и настоев из листа, цветков и плодов) показало, что наиболее эффективным является спиртовой экстракт плодов, обладающий невысокой острой токсичностью.
Экстракт плодов каштана стимулирует сердечную деятельность у холоднокровных животных, снижает на 15–70% артериальное давление у котов, в небольших дозах расширяет сосуды изолированного уха кролика, а в более высоких сужает их. При экспериментальном тромбофлебите у собак экстракт каштана уменьшает общую воспалительную реакцию и местный отек. У людей без патологии периферических кровеносных сосудов было установлено, что экстракт плодов повышает тонус вен голени.
Кроме того, он проявляет противовоспалительные, противоотечные, обезболивающие и капилляроукрепляющие свойства, уменьшает вязкость крови, препятствует развитию стаза в капиллярах.
Каштан конский не относится к абсолютно безопасным растениям. Известны случаи смертельного отравления детей его семенем. При отравлении каштаном наблюдаются: нервное подергивание мышц, слабость, потеря координации движений, расширение зрачков, рвота, диареядепрессия, паралич и ступор. При отравлении рекомендуется промывание желудка и симптоматическая терапия.

Препараты каштана конского используют для профилактики и лечения различных сосудистых заболеваний: послеоперационных тромбозов, посттравматических отеков, воспаления и тромбоэмболий.

В прошлом семена конского каштана обыкновенного, содержащие мыльную жидкость (благодаря присутствию сапонинов), использовали во Франции и Швейцарии для отбеливания конопли, льна, шёлка и шерсти. Лён, отмытый в этой жидкости, а затем промытый в проточной воде, приобретал небесно-голубой цвет.
Древесина конского каштана коммерческого значения не имеет, хотя и обладает достаточно высокой прочностью, легко, с минимальной потерей качества сушится. Подходит для изготовления мелких предметов домашнего обихода и поделок, ящичной тары.
Даёт медоносным пчёлам очень много нектара (с содержанием сахара от 65 до 75 %) и пыльцы, а весной — клей (прополис). Мёд, собранный с конского каштана, быстро кристаллизуется в сотах, поэтому его нельзя использовать для зимней подкормки пчёл.
Плоды каштана конского используют для производства женских украшений (бус).

ЯБЛОНЯ ДОМАШНЯЯ


Яблоня домашняя (M. domestica Borkh.)— дерево высотой до 10 м с широкой шатровидной кроной, вертикальным глубоко уходящим в землю корнем. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в августе-октябре.

Яблоня домашняя имеет сотни летних, осенних, зимних сортов, отличающихся между собой урожайностью, цветом, запахом, размерами, питательными и вкусовыми качествами плодов.   

Издавна яблоки использовались как прекрасный диетический и лечебный продукт. О том, что яблоки, съеденные на ночь, обеспечивают красивый и крепкий сон, знали еще в древности. В прошлом веке яблоки оценивали так: «Свежие, сушеные и вареные яблоки являются очень вкусным и самым полезным плодом. Они полезны тем, кто страдает от малокровия и одышки, они успокаивают нервы и улучшают работу мозга». 

Яблоки используют для лечения колита, дизентерии, малярии, брюшного тифа. Полезное значение яблок усиливается наличием калия, который поддерживает нормальную деятельность сердца и кислотно-щелочное равновесие, благодаря нейтрализации кислот крови и предупреждению ацидоза. Яблоки способствуют выведению из организма щавелевой кислоты. Эффективно проведение разгрузочных «яблочных дней» при ожирении. Яблоки с низкой сахаристостью и высоким содержанием витамина С полезны при диабете. Исследования, проведенные в Америке, показали, что использование яблок очень эффективно для профилактики простудных заболеваний, чаще всего гриппа и бронхита. Включение в рацион 2–3 яблок ежедневно снижало число простудных заболеваний в 3 раза, а количество случаев гипертонии — в 6 раз. Хорошие результаты были получены даже при употреблении одного яблока в день. Основное действие яблок — радиопротекторное. Исследования последних лет показали, что отдельные сорта яблок, богатые витаминами С и Р, полезны при атеросклерозе, гипертонической болезни, ревматизме. Наличие хлорогеновой кислоты делает яблоки хорошим профилактическим средством при склонности к камнеобразованию. Кислые сорта яблок рекомендуют при диабете и ожирении, заболеваниях желудочно-кишечного тракта с пониженной кислотностью, железодефицитных анемиях; сладкие — при сердечно-сосудистых заболеваниях, подагре, камнях в почках и желчном пузыре.

В официальной медицине из плодов готовят препарат «Экстракт яблочно-кислого железа», который используется при малокровии.

В восточной медицине яблоки считали средством для лечения заболеваний сердца и мозга, ими лечили склероз, гипертоническую болезнь.
В народной медицине свежие яблоки и яблочный чай употребляли для улучшения пищеварения, для смягчения кашля, при ревматизме, мочекаменной болезни, анемии, авитаминозах, мигрени; печеные яблоки — при хроническом запоре; внешне свежие яблоки использовали как противовоспалительное средство при ожогах, обморожениях и для лечения незаживающих язв, как ранозаживляющее средство; как мочегонное — при отеках, склерозе. Настой плодов и листьев яблони применяют при лучевой болезни. Народная медицина советует протирать бородавки свежим срезом яблока по несколько минут 5–6 раз в день в течение 3–4 недель. Настой из листьев яблони принимают внутрь как потогонное средство. Яблочная кашка, смешанная со сливочным маслом, хорошо заживляет трещины на губах и сосках, а кашка из свежих яблок, наложенная на кожу, отлично помогает как при ожогах, так и при обмораживаниях кожи, а также при долго не заживающих ранах. Для улучшения солевого обмена обычно назначают чай, приготовленный из 2–3 неочищенных яблок, прокипяченных 15 мин в литре воды. С этой же целью можно использовать и порошок из сушеной кожицы яблок. Сок, вытекающий из яблок при поджаривании, применяют внутрь для устранения сильных подагрических болей, при заболеваниях суставов. Теплый яблочный отвар или настой яблок помогает при острых респираторных заболеваниях, сопровождающихся кашлем и отеком голосовых связок, при хрипоте.

В косметологии сок, мякоть и кожица яблок используются как освежающее и омолаживающее средство для сухой, бледной и вялой кожи. Также в косметологии используется новая система контроля за образованием кожного жира для торможения липогенеза и улучшения внешнего вида кожи при целлюлите. Был проведен ряд исследований и изучен новый природный активный элемент — дигидрохалкон флоридзин (Phloridzine), содержащийся в экстракте молодых побегов яблони. Исследования подтвердили способность флоридзина тормозить липогенез, то есть образование жировых отложений, подавляя механизмы, которые способствуют попаданию глюкозы в адипоциты и началу размножения жировых клеток.

Отходы переработки яблок являются самым распространенным пектинсодержащим сырьем, а полученный из них пектин применяют в пищевой промышленности и в лечебных целях.

Особенно ценными являются пектиновые вещества, применяющиеся в фармации как стабилизаторы суспензий и эмульгаторы. Кроме того, пектины угнетают гнилостную микрофлору кишечника, тормозят всасывание холестерина и способствуют выведению его из организма, что имеет большое значение при лечении атеросклероза. Они снижают содержание сахара в кровибольных диабетом, задерживают развитие вируса гриппа А.

Яблоки перерабатываются в вино; их используют для приготовления соков, сиропов, эссенций, из них делают квас, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, готовят вкусное яблочное тесто, варят варенье и повидло. Яблоки сушат для компотов, делают из них сухой кисель, употребляют в пищу свежими. Хозяйственное значение имеет и древесина, благодаря красивой текстуре и расцветке. Кора содержит пигмент флавоноидной природы — кверцетин, поэтому используется как краситель. Яблоня — хороший медонос, дающий обильный весенний нектар и пыльцу.
Желирующие свойства пектиновых веществ яблок используются в кондитерской промышленности при производстве мармелада, зефира, пастилы.

ВИШНЯ ОБЫКНОВЕННАЯ


Вишня обыкновенная Prunus cerasus L. (Cerasus vulgaris Mill.)
- дерево с широкой кроной, до 3—7 м высоты. Ствол с серо-бурой корой и висячими распростертыми ветвями. Листья очередные, черешковые, широкоэллиптические, слегка кожистые, голые, блестящие, гладкие, 7—12 см длины и 4—5 см ширины, темно-зеленые сверху, снизу более светлые. Почки яйцевидные. Цветки правильные, пятилепестковые, обоеполые, белые, в 2—4 цветковых зонтиковидных соцветиях. Плод — сочная шаровидная или несколько сплюснутая красная костянка. Цветет в апреле—мае до появления листьев, плоды созревают в июне—июле.
С лечебной целью используют ягоды вишни, сок, сироп, листья, корни, ветки и косточки.
В плодах вишни содержатся сахара (до 12,7%), сахароза (0,5%), органические кислоты, преимущественно яблочная и молочная (до 2,1%). Имеется небольшое количество дубильных и красящих веществ. В семенах найдено жирное масло (25-35%), амигдалин и эфирное масло. В коре содержатся дубильные и красящие вещества, гликозид фускофлобафен и руброфлобафен, лимонная кислота, в листьях — лимонная кислота, дубильные вещества, кверцетин, амигдалин, кумарин, камедин.
Плоды вишни обладают капилляроукрепляющим, противосклеротическим, мочегонным, отхаркивающим и противовоспалительным действиями. Вишневый сок губительно действует на возбудителей дизентерии и гноеродных инфекций — стафилококков и стрептококков.
Ягоды вишни рекомендуются для больных с катарами дыхательных путей, при воспалении легких, гастритах, анемии, улучшают аппетит, пищеварение, утоляют жажду, снимают тошноту и рвоту, прекращают диарею. При этом закрепляющие свойства сушеной вишни сильнее, чем свежей.
Водный настой из мякоти ягод используется как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях, а также для улучшения аппетита. Такой же настой плодов рекомендуется для устранения брожения в кишечнике и как слабительное. Настой из листьев в смеси с молоком помогает при желтухе. Отвар из корней используется как противопоносное средство, а отвар из плодоножек и плодов — для лечения ревматизма. Болгарские травники применяют отвар вишни при психических заболеваниях и эпилепсии.
Косточки вишни и ее семена содержат в себе гликозид амигдалин, который в кишечнике под влиянием гнилостных бактерий разлагается, образуя синильную кислоту, которая может вызвать тяжелое отравление. Стараться не употреблять плодов вишни с семенами.



   

























Приложение №3

Рисунок. Маршрут экологической тропы























Приложение №4

ИЗУЧАЮ ПРИРОДУ, УЧУСЬ У ПРИРОДЫ, ЗАЩИЩАЮ ПРИРОДУ

Объекты  экологической   тропы  могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам как:

  • Современная система растений» (грибы и лишайники, низшие растения – водоросли, высшие споровые: мхи, хвощи, высшие семенные: голосеменные и цветковые);

  • «Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология»;

  • «Биоценозы» (на примере биоценозов леса, степи, луга, водоема, агробиоценозов поля, сада и огорода);

  • «Межвидовые взаимоотношения организмов» (симбиоз – Орхидные, муравьи и тли; комменсализм – лишайники, мхи, паразитизм – растения-паразиты, насекомые-паразиты; конкуренция – виды одной экологической ниши);

  • «Абиотические факторы среды» (на примере полиморфного вида, встречающегося в разных условиях (амброзия, ширица, вероника и др.);

  • «Отрицательное воздействие человека на природу» (виды-пришельцы: амброзия, колорадский жук; влияние хозяйственной деятельности: вывал мусора, вырубка леса, строительство, выпас скота, пахота);

  • «Клетка. Микроскопическое строение растительной клетки» (могут использоваться самые различные объекты: водоросли, водные цветковые растения, интересны для наблюдения под микроскопом видоизмененные клетки: волоски, железки, проводящие и водозапасающие ткани, нектарники, споры и пыльца);

  • «Приспособления организмов к образу жизни» (паразитическому, водному, околоводному, в тенистых и засушливых местообитаниях, в лесу, синантропных видов);

  • «Метаморфозы. Гомологичные и аналогичные органы» (например, аналогичные органы – колючки: листового происхождения – барбарис, побегового – боярышник, гледичия, эпидермального – шиповник, ежевика, из прилистников – робиния; гомологичные органы – побеги: луковица лука, клубнелуковица крокуса, колючка гледичии, усик винограда (симподиальный) и эхиноцистиса (моноподиальный), корневище купены, кочан капусты, клубень ятрышника);

  • « Экологические  группы и жизненные формы растений» (по отношению к влажности, освещенности, почве; по Раункиеру и Серебрякову – на примере растений лесополосы, степной и луговой зоны);

  • «Воздействие человека на природу» (на примере участков хозяйственной деятельности, загрязнения окружающей среды, бесконтрольного развития видов-пришельцев и т.д.);

  • Математика. Расчёт: соотношение «мертвых» и «живых» деревьев на участке.

  • Природные объекты. Экологическая оценка объекта.










Приложение №5

Анкета «Моё отношение к природе».

Прочитайте внимательно вопросы, выберите один из трёх ответов и напишите их цифрами:

Да -2 балла. Нет- 0 баллов. По-разному – 1 балл.


1.Задумываетесь ли вы о своём отношении к природе?

2. Делите ли вы природные объекты на привлекательные и непривлекательные?

3. Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

4. Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая среда и происходящие в ней явления?

5. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас среду?

6. Всё ли в окружающей природе вас интересует?

7.Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

8. Цените ли вы разнообразие в природе?

9. Влияет ли природа на ваше настроение?

10. Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные природные явления?

11. Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

12. Любите ли вы читать описание природы в книгах?

13. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

14. Часто ли вы отдыхаете на природе?

15. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

16. Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

17. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

18. Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах?

19. Или в более старшем возрасте?

20. Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах или фотографиях?

21.Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

22. Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

23. Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

24. Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки или другие занятия? Если да, то укажите какие конкретно.


Посчитайте общее количество баллов и запишите.

Спасибо!








21


Содержимое разработки

муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Наука.Творчество.Талант»  Экологический проект «Экологическая тропа»  Участники проекта: обучающиеся 5 класса  МОУ Приволжская ОШ    Руководитель: Пронина Людмила Владимировна, 2018 учитель биологии

муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Наука.Творчество.Талант»

Экологический проект

«Экологическая тропа»

Участники проекта: обучающиеся 5 класса

МОУ Приволжская ОШ

 

Руководитель:

Пронина Людмила Владимировна,

2018 учитель биологии

V. Приложение II . Реализация проекта  IV. Литература  III. Заключение  Введение

V. Приложение

II . Реализация проекта

IV. Литература

III. Заключение

Введение

Тип проекта : долгосрочный, познавательный. Гипотеза реализации проекта: реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе. Объект исследования:    растения, произрастающие на территории пришкольного участка  МОУ Приволжская ОШ.

Тип проекта :

долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта:

реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе.

Объект исследования:  

растения, произрастающие на территории пришкольного участка

МОУ Приволжская ОШ.

. Предмет исследования:   реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы. Место исследования:   пришкольная территория МОУ Приволжская ОШ. Продолжительность реализации проекта:  ноябрь -2017-сентябрь 2018 года с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о растениях.

. Предмет исследования:

  реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы.

Место исследования:

  пришкольная территория

МОУ Приволжская ОШ.

Продолжительность реализации проекта:

ноябрь -2017-сентябрь 2018 года с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о растениях.

Цель проекта   создание экологической тропы на территории МОУ Приволжская ОШ.

Цель проекта

создание экологической тропы на территории МОУ Приволжская ОШ.

Задачи

Задачи

  • информировать посетителей о представителях флоры данного участка;
  • формировать у обучающихся МОУ Приволжская ОШ основы экологической культуры;
  • познакомить с особенностями растений, произрастающих на пришкольной территории;
  • воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
  • провести обследование санитарного состояния растений природного сообщества, делать обобщение и формировать выводы
Методы исследования: анализ научно-популярной литературы, иллюстративные методы представления результатов работы, практическая деятельность. Ожидаемые результаты: положительные эмоциональные проявления, радость от общения растениями, интерес к познанию живого, стремление удовлетворить потребности живого организма, проявление гуманного отношения к живому. Участники проекта: в реализации проекта принимают участие обучающиеся школы 5 класса, педагоги.

Методы исследования:

анализ научно-популярной литературы,

иллюстративные методы представления результатов работы, практическая деятельность.

Ожидаемые результаты:

положительные эмоциональные проявления, радость от общения растениями, интерес к познанию живого,

стремление удовлетворить потребности живого организма,

проявление гуманного отношения к живому.

Участники проекта:

в реализации проекта принимают участие обучающиеся школы 5 класса, педагоги.

Актуальность проекта   Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной.  

Актуальность проекта

Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной.

 

II. Реализация проекта   2.1. Паспорт объекта

II. Реализация проекта

2.1. Паспорт объекта

Формирование экологической тропы  Теоретическая часть   1 этап. Подготовительный    Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

Формирование экологической тропы Теоретическая часть 1 этап. Подготовительный  

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,
  • вживание в игровую ситуацию,
  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Формирование экологической тропы  Теоретическая часть   2 этап. Содержательный    

Формирование экологической тропы Теоретическая часть 2 этап. Содержательный  

  • Формирование инициативной команды и её деление на рабочие группы: поисковики, организаторы, изготовители, экскурсоводы
  • Составление перечня экскурсионных объектов
  • Разработка проекта, изготовление и установка малых форм архитектуры
  • Подготовка экскурсоводов
  • Составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы
На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 14 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. Название станций

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 14 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Название станций

  • «Первоцветы». «Рябиновая»
  • «Лиственница»
  • «Сосёнки»
  • «Каштановая»
  • «Берёзовая»
  • «Сиреневая»
  • «Плодовый сад»
  • «Птичья столовая »
  • « Начало тропы»
  • «Цветник №1»
  • «Цветник №2»
  • «Цветник №3». «Память жива»
  • «Цветник №4».
  • «Еловая»
Формирование экологической тропы   Практическая часть

Формирование экологической тропы Практическая часть

  • Рекреационная нагрузка на территорию
2. Определение видового состава деревьев и их состояние   Определили видовой состав деревьев на территории школы  Результаты оформили в виде таблицы Состояние деревьев обследуемого сообщества  Название деревьев Количество деревьев (всего) Сирень 8 Лиственница Количество поврежденных деревьев Сосна 9 Количество здоровых деревьев - 8 9 - Ель обыкновенная 9 - 12 Береза 26 9 Рябина 1 - 11 19 Каштан 1 26 Туя 4 9 Клён 15 - 1 2 Яблоня - Вишня 28 - 9 2 8 - 28 - 8

2. Определение видового состава деревьев и их состояние

Определили видовой состав деревьев на территории школы

Результаты оформили в виде таблицы

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Сирень

8

Лиственница

Количество поврежденных деревьев

Сосна

9

Количество здоровых

деревьев

-

8

9

-

Ель обыкновенная

9

-

12

Береза

26

9

Рябина

1

-

11

19

Каштан

1

26

Туя

4

9

Клён

15

-

1

2

Яблоня

-

Вишня

28

-

9

2

8

-

28

-

8

3. Изучение степени запыленности воздуха   Необходимо собрать листья растений в различных местах. Затем нужно приложить скотч к листьям, снять пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе.

3. Изучение степени запыленности воздуха

Необходимо собрать листья растений в различных местах. Затем нужно приложить скотч к листьям, снять пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе.

  • 5 – очень интенсивно
  • 4 – интенсивно
  • 3 –слабо
  • 2 –очень слабо
  • 1- пыль отсутствует
Целебные свойства. Различные части сирени содержат эфирное масло, феногликозид, синигрин, сиригнопикрин и фарнезол. В химическом отношении она изучена недостаточно. Сирень (Syringa) - род кустарников, принадлежащий к сем. маслиновых (Oleaceae). Сюда относится до 10 видов, распространенных в диком состоянии в юго-восточной Европе (Венгрия, Балканы) и по Азии, преимущественно в Китае. Листья у них супротивные, обыкновенно цельные, реже перисто-раздельные. Листья темно-зеленые, при опадении не желтеют. Цветы белые, лиловые или розовые, расположены в метелках, которыми оканчиваются ветви. Тычинки две, прикрепленных к трубке венчика. Завязь одна с двураздельным рыльцем. Плод - сухая двустворчатая коробочка. Цветет в мае-июне. Все виды С. отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах.    Бушуют в тех кустах цветы, Необычайной красоты, И тонкий, нежный аромат, Пчёл завлекает всех подряд!

Целебные свойства. Различные части сирени содержат эфирное масло, феногликозид, синигрин, сиригнопикрин и фарнезол. В химическом отношении она изучена недостаточно.

Сирень (Syringa) - род кустарников, принадлежащий к сем. маслиновых (Oleaceae). Сюда относится до 10 видов, распространенных в диком состоянии в юго-восточной Европе (Венгрия, Балканы) и по Азии, преимущественно в Китае. Листья у них супротивные, обыкновенно цельные, реже перисто-раздельные. Листья темно-зеленые, при опадении не желтеют. Цветы белые, лиловые или розовые, расположены в метелках, которыми оканчиваются ветви. Тычинки две, прикрепленных к трубке венчика. Завязь одна с двураздельным рыльцем. Плод - сухая двустворчатая коробочка. Цветет в мае-июне. Все виды С. отличаются красивыми цветами, почему их и разводят в садах.

Бушуют в тех кустах цветы,

Необычайной красоты,

И тонкий, нежный аромат,

Пчёл завлекает всех подряд!

Сосна обыкновенная Шишки сосны обыкновенной имеют удлиненно-яйцевидную форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год. вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, длинной парной хвоей и округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров. Целебные свойства.  почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ – до 0,5% эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы.

Сосна обыкновенная

Шишки сосны обыкновенной имеют удлиненно-яйцевидную форму, а крылатые серые семена дерева созревают обычно на второй-третий год.

вечнозеленое хвойное дерево с прямым стволом, длинной парной хвоей и округлой или конусовидной кроной, достигающее в высоту до 40 метров.

Целебные свойства.

почки и хвоя дерева содержат много полезных веществ – до 0,5% эфирных масел, дубильные и горькие вещества, витамин С и смолы.

III. Заключение

III. Заключение

  • Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.
  • Для коллектива учителя экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.
  • Для коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.
  • Для всего школьного коллектива и посёлка экологическая тропа является предметом заботы и гордости.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ

муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Наука.Творчество.Талант»  Экологический проект «Экологическая тропа»  Участники проекта: обучающиеся 5 класса  МОУ Приволжская ОШ    Руководитель: Пронина Людмила Владимировна, 2018 учитель биологии

муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Наука.Творчество.Талант»

Экологический проект

«Экологическая тропа»

Участники проекта: обучающиеся 5 класса

МОУ Приволжская ОШ

 

Руководитель:

Пронина Людмила Владимировна,

2018 учитель биологии

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее