МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Проект по экологическому воспитанию
«Добро пожаловать в страну Экологию»
(средняя группа)
Воспитатели: Комарова Т.Н.
Шевцова М.Н.
Верх-Тула, 2017
Актуальность проекта
2017 год в России официально объявлен годом Экологии, но это не значит, что раньше экологии не уделяли должного внимания, что экологических проблем не существовало. Просто в настоящее время эти проблемы стали острее, и их решение носит первостепенный характер.
Современные проблемы взаимоотношений человека с природой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, начиная с дошкольного возраста, в дальнейшем продолжая ее в школе.
Приобщение детей дошкольного возраста к экологической культуре, повышение экологической грамотности и ответственности за благосостояние детского сада, школы, двора, улицы, города и страны, за заботу об окружающей среде и животных – служат развитию личности граждан, пробуждают чувства патриотизма и ответственности не только за будущее нашей республики, России, но и всей планеты Земля.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, о животном и растительном мире, о особо охраняемых местах нашей страны у детей старшего дошкольного возраста, создание условий и предпосылок для формирования у детей элементов экологической культуры, а также активной гражданской позиции в деле сохранения природы родного края, страны.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
2.Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в ней;
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру;
4.Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе с младшего дошкольного возраста;
5.Формировать навыки правильного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
6.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – Семья – Общество;
Привлечь внимание детей, родителей к проблемам сохранения животного и растительного мира, экологическим проблемам человечества.
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), групповой, познавательный.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- экологические занятия,
- наблюдения и экологические экскурсии,
- познавательное чтение,
- подвижные, дидактические игры;
- работа с родителями воспитанников;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Педагоги
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Появится представлении об уровне экологической грамотности для дальнейшего планирования своей деятельности по развитию экологических знаний у детей.
Дети:
Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животному и растительному миру.
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Родители:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направления работы, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, родителями.
2 этап – практический: исследовательский: достижение поставленной цели и решение задач доступными методами и средствами.
3 этап – заключительный: обобщение полученных результатов, анализ, закрепление полученных детьми и взрослыми знаний, составление рекомендаций для педагогов, детей и их родителей.
Подготовительный этап
Задачи: Повысить собственную профессиональную компетентность;
Обеспечить воспитательно-образовательный процесс методическим материалом;
Проанализировать состояние эколого – развивающей среды в ДОУ;
Провести работу с родителями.
Мероприятия:
Изучение программно-методического материала по выбранному направлению;
Подбор программно-методического материала по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
Смотр эколого-развивающей среды в группе и на площадке детского сада;
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Практический этап
Практический этап нашего проекта состоял из 5 блоков (дней)
1 день
«Явления природы»
Задачи:
- закреплять и углублять знания детей о явлениях природы
- учить понимать стихотворения, отгадывать загадки;
- вызывать желание выражать свои впечатления о явлениях природы в рисунках.
Мероприятия:
Чтение стихотворений о явлениях природы, разучивание потешек, отгадывание загадок.
Пальчиковая игра «Капель»
Д/И «Назови явление природы»
Д/И « Определи по звуку, что за явление природы»
П/И « Солнышко и дождик»
2 день:
«Времена года»
Задачи:
- Обобщить знания по теме «Времена года»;
- Способствовать развитию речи, слуховой памяти, логического и образного мышления, творческих способностей, мелкой моторики;
- Формировать умение понимать и точно выполнять инструкцию воспитателя, повторять движения за взрослым.
-Воспитать любовь к природе.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы: Времена года»
Чтение стихотворений о временах года.
Д/И «Когда это бывает?»
Д/И « Времена года»
Лото «Времена года»
Пальчиковая игра «12 месяцев»
П/И « Снежки»
3 день
«В мире животных»
Задачи:
- сформировать детям первоначальное представление о домашних, диких животных, птицах;
-рассказать, как называются их детёныши, что они едят и где живут;
-познакомить детей с «Красной книгой»
-прививать детям любовь и заботу о домашних питомцах;
Мероприятия:
Беседы «Что такое «Красная книга»?»
«Мое любимое домашнее животное»
Д/И «Пищевые цепочки»
Д/И « Чей домик?»
Д/И « Кто что ест»
Д/И « Домашние и дикие животные»
П/И «Лиса и зайцы»
П/И «Курочки и лиса»
П/И «У медведя во бору»
Работа с родителями : Консультация «Покормите птиц зимой», изготовление кормушки.
Родители изготавливают макет «Лес: дикие животные»
4 день:
«В царстве растений»
Задачи:
-продолжить формировать представление о многообразии растительного мира; о строении растений;
- познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть
-продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования-штампы из картошки.
Мероприятия:
Чтение стихотворений про цветы, отгадывание загадок.
Беседа « Кому и для чего нужны растения?»
Просмотр мультфильма «Зеленая аптека»
Беседа « Лекарственные растения вокруг нас»
Д/И « Собери цветок»
П/И «Цветы и ветер»
Пальчиковая игра «Цветок»
Создание коллективной работы «Букет для мамы» (нетрадиционная техника рисования: штампы из картошки, гуашь)
5 день
«Сохраним природу вместе»
Задачи:
- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
Мероприятия:
Беседа « Правила поведения на природе»
« Для чего нужно беречь природу?»
Д/И «Сортировка мусора»
Д/И «Из чего сделано?»
Рассматривание иллюстраций по теме
П/И «Помоги дворнику»
В первый день проекта на нашей площадке во время прогулки мы с ребятами повесили кормушку, в которую насыпали крошки, принесенные воспитателями. Ребятам было предложено принести из дома зерна подсолнечника, хлебные крошки. В последствие, каждый день мы проверяли кормушку и досыпали в нее корм вместе с детьми. Дети очень ответственно отнеслись к данному поручению, и уже без напоминания каждый бежит проверить кормушку, насыпать корм.
3 этап – Завершающий
-Анализ и обобщение результатов работы по экологическому проекту
-Подведение итогов, презентация проекта
Выводы:
Представленный проект по экологическому воспитанию стал системообразующим звеном, лежащим в основе экологического воспитания детей. Данная работа позволяет усовершенствовать деятельность по улучшению окружающей среды. У детей развивается понимание, взаимосвязь с природой и место человека в ней. Увеличилось количество родителей, участвующих в жизни детского сада и своей группы. В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему.
Итогом нашего проекта также стал «Лэпбук по Экологии», в который вошли все разделы нашего проекта.