Выписка из заседания городского МО учителей начальных классов
г. Димитровграда
Протокол № 3 от 08.11.2018
Тема: «Учебно-исследовательская деятельность школьников как средство формирования УУД»
Слушали учителя начальных классов МБОУ УЛ Иванову Л.Н., которая представила проект «Формирование исследовательских навыков у младших школьников». Иванова Л.Н. отметила, что современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической; экономической, социальной, культурной. Все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
УУД обеспечивают способность учащегося: к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности. Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
Иванова Л.Н. показала, что нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.
У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность, использование проблемного обучения, поисковые и частично - поисковые методы, а также метод проектов.
По мнению учителя, необходимо использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъективный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие; создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.
Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.
Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД. Такими специфическими умениями являются: анализ проблемной ситуации; целеполагание; формулирование вопросов; планирование действий; отбор необходимой информации; логические умения; умение строить гипотезы и делать выводы; рефлексия; самоконтроль, самооценка и др.
Лидия Николаевна поделилась своим опытом формирования исследовательской культуры у младших школьников. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля. Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов. С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану: выявление проблемы; постановка цели, задач, определение объекта исследования; выбор методики исследования; отбор материала; соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад. В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности, необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные мероприятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Однако исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Выступление сопровождалось мультимедийной презентацией.
Решение: принять к сведению выступление Ивановой Л.Н., использовать ее наработки в практике учителей начальных классов города.
28.10.2022 г.
Главный методист городского методического объединения
учителей начальных классов общеобразовательных учреждений
города Димитровграда Ульяновской области Т.А. Пясецкая
Подпись Т.А. Пясецкой заверяю.
Начальник Управления образования
Администрации г. Димитровграда С.В. Захаров
Выписка из заседания городского МО
учителей начальных классов г. Димитровграда
Протокол № 8 от 24.05.2022
Тема: «Итоги 2021-2022 учебного года»
Слушали учителя начальных классов МБОУ УЛ Иванову Л.Н. по теме «Проблемное обучение на уроках математики и русского языка в начальной школе». Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Иванова Л.Н. показала, что с использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
По мнению учителя, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.
Выступление сопровождалось мультимедийной презентацией. Иванова Л.Н. показала применение технологии проблемного обучения на конкретных уроках в начальной школе.
Решение: принять к сведению выступление Ивановой Л.Н., использовать ее наработки в области применения технологии проблемного обучения в практике учителей начальных классов города.
28.10.2022 г.
Главный методист городского методического объединения
учителей начальных классов общеобразовательных учреждений
города Димитровграда Ульяновской области Т.А. Пясецкая
Подпись Т.А. Пясецкой заверяю.
Начальник Управления образования
Администрации г. Димитровграда С.В. Захаров
Выписка из заседания городского МО учителей начальных классов
г. Димитровграда
Протокол № 1 от 02.09.2021
Тема: «Методическая и профессиональная компетентность педагога как условие его эффективной деятельности в достижении современного качества образования»
Слушали учителя начальных классов МБОУ УЛ Иванову Л.Н. по теме «Активные способы работы с младшими школьниками». Проблема формирования педагогического мастерства учителя в нашей педагогике исследуется довольно активно и носит несколько противоречивый характер. Одни авторы в качестве исходного положения при определении сущности понятия мастерства учителя берут его профессионально-личностные свойства и качества. Другие же исследователи освещают сущность профессионального мастерства педагога с точки зрения совершенства его педагогической деятельности. Как тот, так и другой подходы, конечно, имеют право на существование, все педагоги говорят о необходимости применения в своей работе активных методов обучения. Учитель показала, что активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
По мнению учителя, особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Иванова Л.Н. рассмотрела некоторые методические приёмы: интегрированные уроки с привлечением учителей – предметников; уроки-творческие мастерские; уроки-исследования; игровые уроки; мозговые штурмы; уроки-экскурсии; уроки-путешествия.
Выступление сопровождалось мультимедийной презентацией, все теоретические моменты подкреплялись примерами из практики учителя.
Решение: принять к сведению выступление Ивановой Л.Н., использовать ее наработки в практике учителей начальных классов города.
28.10.2022 г.
Главный методист городского методического объединения
учителей начальных классов общеобразовательных учреждений
города Димитровграда Ульяновской области Т.А. Пясецкая
Подпись Т.А. Пясецкой заверяю.
Начальник Управления образования
Администрации г. Димитровграда С.В. Захаров