МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
ПРИВЕТ, ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ!
КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов I квалификации
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
Ведущий:
Добрый день, ребята и гости нашего праздника. До чего же вы сегодня
нарядные и красивые. Но по – другому и не может быть, ведь у нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробуждаются первые цветы; от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же, мы встречаем верных спутников весны, её посланцев – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.
Ещё леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
Оттепели после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелётных кочевья
В трубы весны затрубят.
Ведущий:
У нас сегодня гости! (выходит мальчик в костюме снегиря)
Посмотрите, кто это?
Снегирь:
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Ведущий:
Догадались? Правильно – это снегирь! Это самая обычная и всем хорошо
известная птичка. Ежегодно в России одна из птиц становится символом года. И необязательно из числа редких, часто это самые обычные птицы. Так настоящие любители природы стараются привлечь внимание людей к птичьим проблемам. И сегодня на празднике именно снегирь откроет волшебный шлагбаум для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.
Снегирь подходит к волшебному шлагбауму и поднимает его. Сразу после этого в центр поляны в народных костюмах выходят два участника сценки «Встречаем птиц» - и громко кричат: «Летят, уже близко …..»
Ведущий:
Что за шум?
Дети:
Птицы, птицы к нам с юга летят!
1 ученик:
С солнышком да птицами весна краше.
2 ученик:
Синички – сестрички,
Тётки – чечётки,
Щеглята – молодцы,
Воры – воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на воле поживите,
К нам весну скорей зовите.
Вбегает Синичка.
Синичка:
Видела, видела?
1 ученик:
Кого?
Синичка:
Чёрный, носатый, кричит «кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а
как его зовут – забыла.
Ведущий:
Ребята, напомните синичке имя этой птицы.
Появляется Грач.
2 ученик:
Здравствуй, Грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну – красну! Ты
первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!
Грач:
Спасибо, уважили. Но меня догоняет ещё одна птица. Отгадайте, какая?
На сосне дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его ….. /скворец/
Грач:
Конечно, это скворец!
1 ученик:
Несётся клич со всех концов,
Несётся клич во все концы:
- Весна пришла! Даёшь скворцов!
Добро пожаловать скворцы!
Появляется Скворец.
Скворец:
По синему небу, по синему небу
Из Африки к вам возвратился скворец.
Я целую зиму на родине не был.
Не пел под окошком знакомый певец.
Снегирь:
Как я рад весне! Мы, снегири, зимуем дома. Ох, и не сладко нам
приходится в зимнюю стужу. Как я рад теплу и нашей встрече! Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилёта птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех вас угостить таким печеньем.
Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.
Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте.
Все хлопают. В это время незаметно подкрадывается Баба – Яга и
её помощники – Водомут, Птицегуб, Крепкосвист; крадут Снегиря и печенье и убегают. В это время волшебный шлагбаум закрывается. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.
Ведущий:
Случилось ужасное! Похищены Снегирь и печенье, закрылся волшебный
шлагбаум, и птиц теперь не дождаться.
Все:
Что же делать? Как быть?
Появляются похитители.
Баба – Яга:
Ха – ха – ха! Ну что, голубчики, попраздновали?
Все:
Верните нам Снегиря! Верните Снегиря! Верните праздничное печенье!
Птицегуб:
А что вы так нервничаете! Тоже мне любители природы! Всё равно
птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдётесь и без Снегиря!
Водомут:
А ещё фабрики, заводы и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают
леса и рощи. Так что птицам всё равно нечем дышать и негде жить. А им одного Снегиря, видите ли, жалко стало!
Крепкосвист:
Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчишки и девчонки,
которых здесь так много, уж наверняка знакомы с таким удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я, и названий – то птичьих не знают
Ведущий:
Нет, это всё неправда. Ребята, которые здесь собрались, очень любят
природу и, чтобы доказать это, готовы на любые испытания.
Баба – Яга:
Не верю! Мальчишки и девчонки, как и мы, умеют только разрушать,
ломать и издеваться над животными!
Ведущий:
А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы
вернёте нам Снегиря и печенье?
Баба – Яга:
Так, ладно, посостязаемся. Но у вас ничего не выйдет. У меня есть
средство проверить, на что вы способны! Оно вам точно не по зубам.
Грач:
Согласны, если мы выдержим испытание, то вы не только вернёте всё,
что похитили, но и не будете больше хулиганить и вместе с нами будете любить и охранять природу.
Баба – Яга:
Согласны. Ха – ха – ха! Но вам не победить. Итак, испытание первое!
Готовы? Разных птиц на свете много. И вы их всех знаете?
Все:
Знаем!
Баба – Яга:
Сейчас проверю. Ну – ка, что это за птица?
Показ слайдов с изображением птиц. Показ птицы и чтение стихотворения ребёнком об этой птицы.
1 ученик:
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка – невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
2 ученик:
В чаще лесной, у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
3 ученик:
По ухабистой дороге,
Громыхая, едут дроги.
А на дрогах сена воз
Мужичок куда – то вёз.
Жёлтогрудая овсянка,
Что на веточке сидит,
Тонко – тоненько звенит:
«Зинь – зинь – зиии да зинь – зинь – зиии,
Сено с воза не тряси,
Аккуратнее вези!»
4 ученик:
Спинка серо – голубая,
Рыженький бочок.
Пташка шустрая такая,
Будто челночок!
То вверх бежит по ели,
А то вниз головой.
Заглянет во все щели.
Ух, поползень какой!
5 ученик:
Свирири, свирири – что за чудеса?
Серебристо – нежно льются птичьи голоса,
В красненьком беретике с рыжим хохолком,
В оперении праздничном с зимним ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птички напевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой пели свиристели.
Баба – Яга:
Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но, если я вдруг ошибусь, и вы услышите, что я говорю что – то другое, то можно хлопать.
Начинаем игру:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи ….
Дети хлопают.
Что неправильно?
Все:
Мухи!
Баба – Яга:
А мухи – это кто?
Все:
Насекомые.
Баба – Яга:
Правильно! Ну что ж, продолжим.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны …
Дети хлопают.
Баба – Яга:
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Если дети не замечают ошибки, ведущий должен им помочь.
Баба – Яга:
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки …
Дети хлопают.
Баба – Яга:
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже
совки – сплюшки, лебеди, скворцы …
Все вы молодцы!
Водомут:
А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!
Летом за пахарем ходит, а
А под зиму с криком уходит. / Грач /
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. / Соловей /
Днём слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. / Сова /
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. / Воробей /
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце
Снизу – белое полотенце. / Ласточка /
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду. / Кукушка /
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. / Сорока /
Крепкосвист:
Ой – ой – ой! Они всё знают! Что – то и мне захотелось узнать о птицах
побольше и заботиться о них. Вот я, например, знаю, как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы об этом знаете?
Выходят три ученика, которым он будет рассказывать.
Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьёт гнездо! Правильно?
1 ученик:
А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка вьёт гнездо, она
испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнезда.
Крепкосвист:
А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка
высиживает птенцов! Правильно?
2 ученик:
Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернётся в гнездо, а
птенцы не вылупятся.
Крепкосвист:
Ладно, знаю. Тогда можно поглядеть, какого цвета в гнезде яйца.
Правильно?
3 ученик:
Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда
птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.
Крепкосвист:
Ну, это наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!
1 ученик:
Неправильно! Станешь считать, показывая пальцем, птенчики
испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.
Крепкосвист:
Я только подержу лесного цыплёночка – тетеревёночка и отпущу!
Правильно?
2 ученик:
Неправильно! Пока подержал, погладил цыплёнка, а мама – тетёрка
других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревёнок!
3 ученик:
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Обижать не стану я!
Птицегуб:
Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой я сделал домик для птиц.
Показывает очень некрасивый и неправильно сделанный домик.
Только вот почему – то скворец не занял его. Для него я старался, но
скворца я не дождался! Ну, когда же наконец прилетит ко мне скворец?
Скворец:
А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нём нет?
Птицегуб:
Я не посмотрел.
Скворец:
Если в скворечнике щели, то даже воробьи в нём не станут жить. Мы не
любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток – это отверстие в птичьем домике.
Птицегуб:
Правильно, конечно: даже мой кулак в него легко проходит.
Синица:
Это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в
твоём домике – кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают всех птенцов.
Птицегуб:
Я всё понял, пойду и сделаю всё, как надо, дождусь наконец своего
скворца.
Баба – Яга:
Ну вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла,
сдаюсь! Возвращаю вам вашего Снегиря, а печенье не отдам – оно вкусное!
Ученик:
Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Баба – Яга:
Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж мне, старухе, по
– другому никак нельзя! Забирайте и печенье!
Ведущий:
И снова мы все вместе.
Все:
Только вместе, только дружно
Помогать природе нужно!
Лишь тогда всем повезёт –
Радуйся, лесной народ!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Будем птицам помогать!
Снегирь:
Спасибо вам, ребята, своими знаниями вы спасли не только меня. Я
должен скорее открыть волшебный шлагбаум, чтобы наконец – то пришла весна и прилетели птицы.
Снегирь открывает волшебный шлагбаум.
Ведущий:
А теперь нужно сделать самое главное! Как и в старину, давайте все
вместе позовём птичек и развесим птичьи домики.
Все:
Птички, птички, прилетите,
Красну – весну нам принесите,
На своём хвосте,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Скворец и Синица всех угощают печеньем, а потом герои представления вместе со школьниками участвуют в развешивании скворечников и синичников.
Литература
Егоров Т.Г. Логическое и образное мышление в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. 2000, №4. с.66 – 68
Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. М.; Ставрополь, 2000
Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. Для детей 5 – 10 лет. Ярославль, 1998.
Журналы «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»