«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Привет, пернатые друзья"

Замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробуждаются первые цветы; от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же, мы встречаем верных спутников весны, её посланцев – птиц.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»






ПРИВЕТ, ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ!


КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов I квалификации

МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»




Ведущий:

  • Добрый день, ребята и гости нашего праздника. До чего же вы сегодня

нарядные и красивые. Но по – другому и не может быть, ведь у нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробуждаются первые цветы; от зимнего сна просыпаются животные: пчёлы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И, конечно же, мы встречаем верных спутников весны, её посланцев – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.

  • Ещё леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

  • Оттепели после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

  • Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелётных кочевья

В трубы весны затрубят.

Ведущий:

  • У нас сегодня гости! (выходит мальчик в костюме снегиря)

Посмотрите, кто это?

Снегирь:

  • Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

Ведущий:

  • Догадались? Правильно – это снегирь! Это самая обычная и всем хорошо

известная птичка. Ежегодно в России одна из птиц становится символом года. И необязательно из числа редких, часто это самые обычные птицы. Так настоящие любители природы стараются привлечь внимание людей к птичьим проблемам. И сегодня на празднике именно снегирь откроет волшебный шлагбаум для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.

  • Снегирь подходит к волшебному шлагбауму и поднимает его. Сразу после этого в центр поляны в народных костюмах выходят два участника сценки «Встречаем птиц» - и громко кричат: «Летят, уже близко …..»

Ведущий:

  • Что за шум?

Дети:

  • Птицы, птицы к нам с юга летят!

1 ученик:

  • С солнышком да птицами весна краше.

2 ученик:

  • Синички – сестрички,

Тётки – чечётки,

Щеглята – молодцы,

Воры – воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей зовите.

  • Вбегает Синичка.

Синичка:

  • Видела, видела?

1 ученик:

  • Кого?

Синичка:

  • Чёрный, носатый, кричит «кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а

как его зовут – забыла.

Ведущий:

  • Ребята, напомните синичке имя этой птицы.

  • Появляется Грач.

2 ученик:

  • Здравствуй, Грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну – красну! Ты

первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!

Грач:

  • Спасибо, уважили. Но меня догоняет ещё одна птица. Отгадайте, какая?

На сосне дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его ….. /скворец/

Грач:

  • Конечно, это скворец!

1 ученик:

  • Несётся клич со всех концов,

Несётся клич во все концы:

- Весна пришла! Даёшь скворцов!

Добро пожаловать скворцы!

  • Появляется Скворец.

Скворец:

  • По синему небу, по синему небу

Из Африки к вам возвратился скворец.

Я целую зиму на родине не был.

Не пел под окошком знакомый певец.

Снегирь:

  • Как я рад весне! Мы, снегири, зимуем дома. Ох, и не сладко нам

приходится в зимнюю стужу. Как я рад теплу и нашей встрече! Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилёта птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех вас угостить таким печеньем.

  • Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.

  • Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте.

  • Все хлопают. В это время незаметно подкрадывается Баба – Яга и

её помощники – Водомут, Птицегуб, Крепкосвист; крадут Снегиря и печенье и убегают. В это время волшебный шлагбаум закрывается. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.

Ведущий:

  • Случилось ужасное! Похищены Снегирь и печенье, закрылся волшебный

шлагбаум, и птиц теперь не дождаться.

Все:

  • Что же делать? Как быть?

  • Появляются похитители.

Баба – Яга:

  • Ха – ха – ха! Ну что, голубчики, попраздновали?

Все:

  • Верните нам Снегиря! Верните Снегиря! Верните праздничное печенье!

Птицегуб:

  • А что вы так нервничаете! Тоже мне любители природы! Всё равно

птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдётесь и без Снегиря!

Водомут:

  • А ещё фабрики, заводы и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают

леса и рощи. Так что птицам всё равно нечем дышать и негде жить. А им одного Снегиря, видите ли, жалко стало!

Крепкосвист:

  • Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчишки и девчонки,

которых здесь так много, уж наверняка знакомы с таким удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я, и названий – то птичьих не знают

Ведущий:

  • Нет, это всё неправда. Ребята, которые здесь собрались, очень любят

природу и, чтобы доказать это, готовы на любые испытания.

Баба – Яга:

  • Не верю! Мальчишки и девчонки, как и мы, умеют только разрушать,

ломать и издеваться над животными!

Ведущий:

  • А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы

вернёте нам Снегиря и печенье?

Баба – Яга:

  • Так, ладно, посостязаемся. Но у вас ничего не выйдет. У меня есть

средство проверить, на что вы способны! Оно вам точно не по зубам.

Грач:

  • Согласны, если мы выдержим испытание, то вы не только вернёте всё,

что похитили, но и не будете больше хулиганить и вместе с нами будете любить и охранять природу.

Баба – Яга:

  • Согласны. Ха – ха – ха! Но вам не победить. Итак, испытание первое!

Готовы? Разных птиц на свете много. И вы их всех знаете?

Все:

  • Знаем!

Баба – Яга:

  • Сейчас проверю. Ну – ка, что это за птица?

  • Показ слайдов с изображением птиц. Показ птицы и чтение стихотворения ребёнком об этой птицы.

1 ученик:

  • Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка – невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

2 ученик:

  • В чаще лесной, у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная – зарянка

Песню запела заре.

3 ученик:

  • По ухабистой дороге,

Громыхая, едут дроги.

А на дрогах сена воз

Мужичок куда – то вёз.

Жёлтогрудая овсянка,

Что на веточке сидит,

Тонко – тоненько звенит:

«Зинь – зинь – зиии да зинь – зинь – зиии,

Сено с воза не тряси,

Аккуратнее вези!»

4 ученик:

  • Спинка серо – голубая,

Рыженький бочок.

Пташка шустрая такая,

Будто челночок!

То вверх бежит по ели,

А то вниз головой.

Заглянет во все щели.

Ух, поползень какой!

5 ученик:

  • Свирири, свирири – что за чудеса?

Серебристо – нежно льются птичьи голоса,

В красненьком беретике с рыжим хохолком,

В оперении праздничном с зимним ветерком

С севера далёкого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели.

Песенки волшебные в воздухе звенят,

Птички напевают, словно говорят,

Что пройдут морозы, отшумят метели.

О весне уж близкой пели свиристели.

Баба – Яга:

  • Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но, если я вдруг ошибусь, и вы услышите, что я говорю что – то другое, то можно хлопать.

  • Начинаем игру:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи ….

  • Дети хлопают.

  • Что неправильно?

Все:

  • Мухи!

Баба – Яга:

  • А мухи – это кто?

Все:

  • Насекомые.

Баба – Яга:

  • Правильно! Ну что ж, продолжим.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны …

  • Дети хлопают.

Баба – Яга:

  • Прилетели птицы: голуби, куницы…

  • Если дети не замечают ошибки, ведущий должен им помочь.

Баба – Яга:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки …

  • Дети хлопают.

Баба – Яга:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже

совки – сплюшки, лебеди, скворцы …

Все вы молодцы!

Водомут:

  • А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!

  • Летом за пахарем ходит, а

А под зиму с криком уходит. / Грач /

  • Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. / Соловей /

  • Днём слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. / Сова /

  • Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает,

В полях ночует, коноплю ворует. / Воробей /

  • Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце

Снизу – белое полотенце. / Ласточка /

  • Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду –

Чужим сбуду. / Кукушка /

  • Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. / Сорока /

Крепкосвист:

  • Ой – ой – ой! Они всё знают! Что – то и мне захотелось узнать о птицах

побольше и заботиться о них. Вот я, например, знаю, как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы об этом знаете?

  • Выходят три ученика, которым он будет рассказывать.

  • Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьёт гнездо! Правильно?

1 ученик:

  • А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка вьёт гнездо, она

испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнезда.

Крепкосвист:

  • А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка

высиживает птенцов! Правильно?

2 ученик:

  • Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернётся в гнездо, а

птенцы не вылупятся.

Крепкосвист:

  • Ладно, знаю. Тогда можно поглядеть, какого цвета в гнезде яйца.

Правильно?

3 ученик:

  • Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда

птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.

Крепкосвист:

  • Ну, это наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!

1 ученик:

  • Неправильно! Станешь считать, показывая пальцем, птенчики

испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.

Крепкосвист:

  • Я только подержу лесного цыплёночка – тетеревёночка и отпущу!

Правильно?

2 ученик:

  • Неправильно! Пока подержал, погладил цыплёнка, а мама – тетёрка

других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревёнок!

3 ученик:

  • Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Обижать не стану я!

Птицегуб:

  • Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой я сделал домик для птиц.

  • Показывает очень некрасивый и неправильно сделанный домик.

  • Только вот почему – то скворец не занял его. Для него я старался, но

скворца я не дождался! Ну, когда же наконец прилетит ко мне скворец?

Скворец:

  • А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нём нет?

Птицегуб:

  • Я не посмотрел.

Скворец:

  • Если в скворечнике щели, то даже воробьи в нём не станут жить. Мы не

любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток – это отверстие в птичьем домике.

Птицегуб:

  • Правильно, конечно: даже мой кулак в него легко проходит.

Синица:

  • Это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в

твоём домике – кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают всех птенцов.

Птицегуб:

  • Я всё понял, пойду и сделаю всё, как надо, дождусь наконец своего

скворца.

Баба – Яга:

  • Ну вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла,

сдаюсь! Возвращаю вам вашего Снегиря, а печенье не отдам – оно вкусное!

Ученик:

  • Берегите эту землю, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Баба – Яга:

  • Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж мне, старухе, по

– другому никак нельзя! Забирайте и печенье!

Ведущий:

  • И снова мы все вместе.

Все:

  • Только вместе, только дружно

Помогать природе нужно!

Лишь тогда всем повезёт –

Радуйся, лесной народ!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем птицам помогать!

Снегирь:

  • Спасибо вам, ребята, своими знаниями вы спасли не только меня. Я

должен скорее открыть волшебный шлагбаум, чтобы наконец – то пришла весна и прилетели птицы.

  • Снегирь открывает волшебный шлагбаум.

Ведущий:

  • А теперь нужно сделать самое главное! Как и в старину, давайте все

вместе позовём птичек и развесим птичьи домики.

Все:

  • Птички, птички, прилетите,

Красну – весну нам принесите,

На своём хвосте,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

  • Скворец и Синица всех угощают печеньем, а потом герои представления вместе со школьниками участвуют в развешивании скворечников и синичников.






Литература

  • Егоров Т.Г. Логическое и образное мышление в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. 2000, №4. с.66 – 68

  • Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. М.; Ставрополь, 2000

  • Потапова Л.М. Детям о природе: Экология в играх. Для детей 5 – 10 лет. Ярославль, 1998.

  • Журналы «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее