Притча как методический приём (из опыта работы)
Учитель русского языка КГУСОШ№33 им.К.Рыскулбекова
Сыздыкова Раушан Газизовна
«Без притчи века не изживёшь»
Древняя пословица
Притча возникла на Востоке в далекой древности. Это малый иносказательный жанр без морали, без прямого наставления. В притчах осуждается не человек, а порок. Любая притча строится на сравнении. Свой материал притча черпает из человеческой жизни. Ни одна притча не даёт готового ответа, каждый должен найти ответ сам. Афтоний – учитель риторики (4в до Рождества Христова) говорил: «Притчу мы пересказываем, распространяем, сокращаем. Кроме того, опровергаем или утверждаем».
Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы - Добра и зла, Жизни и смерти, Щедрости - Жадности, Любви- Ненависти, Правды-Лжи. Притчи имеют большой воспитывающий потенциал.
Перед учителями стоит вопрос: Как сделать, чтобы наши усилия в деле воспитания учащихся достигли целей?» Хорошим орудием в данном случае являются притчи. Они дают возможность учащимся размышлять, примеривать суть притчи на себе (А как бы я поступил?), обращаться к личному опыту.
Притчи позволят отрабатывать все 4 вида речевой деятельности. Каждая притча несет мощный духовно-нравственный потенциал.
(Притча «Совершенство»)
Рассмотрим ряд примеров с применением притчи на уроках русского языка.
При изучении темы «Диалог» можно поработать с притчей «Сказка о голубой инфузории». Задания:
1.Записать диалог
2. Составить схему
Притча играет хорошую роль при подготовке учащихся к изложению. В любой притче очень четко выражен сюжет, поэтому учащиеся легко запоминают последовательность событий.
Притчи можно использовать как творческое задание. Например, ученикам дается половина текста притчи, а они должны написать свое продолжение. (притча Конфуция)
Притчи помогут учащимся в работе по теме: «Лексика». Например, притча «Всё оставляет свой след».
Задания:
1.Прочитать текст выразительно
2.Выявить непонятные слова
3.Отвечать на вопросы:
1) О чем эта притча?
2) Как вы понимаете выражение «шрам останется»?
3) Согласны ли вы с отцом или нет? (Докажите)
4) Составьте памятку «Правила общения»
К любой притче можно предложить комплекс вопросов и заданий:
1.Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
2.Найдите сложные предложения, определите тип.
3.Выпишите словосочетания с разными видами связи (по 2).
4. Замените два последние предложения своими, сохраняя мысль автора.
Учащихся могут привлечь притчи-миниатюры («Два яблока», «Бог сказал», «Плевок на ветру») . Задания следующие:
1.Послушайте текст
2.Определите тему и основную мысль.
3.Выпишите ключевые слова
4.Что вас привлекло в данной притче?
Приемов работы с притчами очень много: обсуждение основной идеи и смысла; формулирование вопросов; придумать название притчи; притча без окончаний ( чем она бы могла закончиться?); выделить ключевые слова; определите спряжение, склонение, род, число данных слов и т.п
Притчи могут быть использованы в начале урока для психологического настроя, мотивации (например, притча «Радость», «Терпение»).
Подводя итог, можем сказать, притчи выполняют следующие функции:
Функция зеркала ( можно сравнить свои мысли с тем, о чем говорится в притче).
Функция модели (отображается конфликтная ситуация и предлагаются способы их решения).
Функция хранения опыта ( притчи - носители традиции).
Использование притчи с данными функциями на уроках приводит к следующим результатам:
1.У учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка.
2. Совершенствуется речь учащихся.
3.Развивается творческое и критическое мышление.
4. Развиваются произносительные навыки
4.Притчи способствуют нравственному воспитанию.