Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»
Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.
Задачи:
Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.
Воспитание любви и уважения к истории своего народа.
Возрождение русских обычаев и традиций.
Сплочение детского коллектива
Ход мероприятия.
Выбегают глашатаи с указами.
1-й глашатый.
Гости, велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой Зимой.
2-й глашатый.
Каждый год сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы.
Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята:
1-й
Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, играться,
Бегать, прыгать, забавляться.
2-й
Вот и зимушка пришла!
Растворяй -ка ворота!
Пришла и Коляда, да из Красногорода.
3-й
Гости наши дорогие!
Взрослые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
4-й
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними и прабабушки.
Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.
Выходят дети и читают стихи:
1-й
Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
2-й
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощения,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3-й
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Рассказ о славянском празднике «Коляда».
Учитель. Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.
Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено. На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.
День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.
Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.
Сценка «Колядки».
На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте — звезда.
По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — звезда из картона.
1 колядующий.
Приходила коляда накануне Рождества.
Кто даст пирога, тому полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
2 колядующий:
Пойдём к дядьке Николе колядовать.
Дети подходят к дому Николы, поют колядку:
1-й
Мы нашли коляду во Николином двору.
Коляда, коляда, подай пирога!
2-й
Не подашь пирога — возьмём корову за рога!
Подашь пирога — будет рожь густа,
3-й
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.
Хозяин Никола:
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка:
Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев.
1-й:
Дай Бог тому, кто в этом дому!
2-й:
Вам и плюшек с творогом.
Все:
И детишек полный дом.
Колядующие идут к следующему дому.
Учитель.
Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:
Мороз невелик, а стоять не велит.
Дедушка мост мостит без топора и клиньев.
Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.
Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.
Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.
Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу — хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:
Мороз, мороз, иди кисель есть!
Не бей наш овес, нашу рожь,
А бей быльник да крапивник.
Мороз, мороз, не морозь наш овес,
Киселя поешь, нас потешь.
Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.
Гадания.
СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ
Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут
говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.
ЧУЖОЕ ИМЯ
Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени — и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.
ГАДАНИЕ СНЕГОМ
Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той
стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.
ПОЛЕНОМ
Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно
попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с
трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено
попадет суковатое
И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.
Игра «Баба Яга».
Дети.
Бабка Ёжка, костяная ножка.
Печку топила, ногу сварила,
Вышла на крылечко,
Съела человечка.
А потом и говорит.
Баба-яга. У меня живот болит.
(Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)
Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).
2. Баран - буян залез в бурьян.
3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.
5. На возу лоза, у воза коза.
Игра «Пошла коза по лесу».
Дети поют и выполняют движения.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза,
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, коза.
Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.
У медведя во бору
Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.
Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит.
Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.
На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»
Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.
Проводится игра «К нам коза пришла»:
К нам коза пришла, коляду привела.
Сама прошла, всех детей провела,
(говорком) А самого маленького оставила.
Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.
После игр ведущий может загадывать загадки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте-ка загадки!
1.Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке — щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
2.Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
3.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
4.Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
5.В лесу тук-тук,
В избе ляп-ляп,
В руках дзынь-дзынь,
На полу — топ-топ.
(Балалайка).
Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.
Девочки поют частушки.
1.Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2.Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
3.Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла —
Я не удержалася!
4.По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал —
Курица обидела!
6.Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
7.Мы всегда везде такие —
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
8.Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
9.На столе стоит стакан,
А в стакане — тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
10.Балалаечка-гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
11.У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
ВСЕ: Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!
Пожелания всем зрителям.
1-й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота и серебра!
2-й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3-й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
4-й ребёнок
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Учитель.
И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!