«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Приобщение дошкольников к культурному наследию через ознакомление с народным календарем

Статья о формировании первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любви к родному краю, уважению традиций в процессе ознакомления детей с бытом и трудовой деятельностью наших предков, наблюдений в природе.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Автор: Кузнецова Ольга Васильевна

воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ ЦРР «Детский сад «Рябинушка»


Приобщение дошкольников к культурному наследию через ознакомление с народным календарем

Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства. В этом возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, страной.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств. Дошкольникам старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, традициям своего народа, к своей Родине. Одно из направлений нравственно-патриотического воспитания – приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Все это возможно осуществить при ознакомлении дошкольников с Народным календарем. Ведь Народный календарь является неоценимым национальным богатством, в котором заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении, а также о приметах каждого дня. В своей работе по ознакомлению детей с народными праздниками из всего многообразия были отобраны только те дни, приметы которых были доступны пониманию дошкольников. Почти каждый день народного календаря чем-то значим: 8 сентября, на Наталью-овсяницу, крестьяне замечали, что с этого дня начинала поспевать рябина; 13 сентября, в Куприянов день, начинали убирать корнеплоды (морковь, свеклу, картофель); 14 октября, в Покров, отмечали: до середины дня погода стоит осенняя – было прохладно, зачастую шел дождь; с середины дня становилось значительно холоднее, мог даже выпасть снег и т.п. Дни народного календаря посвящены памяти того или иного святого. Внимание детей на этом не акцентируется, а рассказывается им лишь о том, чем тогда занимались наши предки (какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе. Народный календарь позволяет не только знакомить детей с русской народной культурой, но и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы. Сведения из народного календаря включены в различные виды совместной и индивидуальной деятельности детей, а также органично сочетаются с разделами непосредственно-образовательной деятельности: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие». При изучении народного календаря наибольшее внимание уделяем наблюдениям в природе, фольклору и изобразительной деятельности. Одна из форм работы, позволяющая соблюдать принцип наглядности – наблюдения в природе. Проводим с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки в отдаленные времена: наблюдения за солнцем, долготой дня, изменениями в жизни растений и животных в различные времена года. Так, в приметные дни народного календаря знакомим с различными объектами наблюдения: 7 сентября, на Тита-грибного, листопадника, в группе выставляются грибы и желтеющие листья. Дети наглядно знакомятся с маскировкой грибов в природе. 6 сентября на прогулке проводим наблюдение за ветром. По народным приметам этот день почти всегда бывает безветренным. Это для крестьян было очень важно, так как шла уборка льна, а ветер мог выбить льняное семя из коробочек. А 23 сентября, на Петра и Павла-рябинников, в группу приносим кисть рябины. Дети рассматривают ягоды, семена рябины, пробуют их на вкус. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкой, и крестьяне начинали собирать ее ягоды. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту – дроздам-рябинникам, снегирям и всякой другой птице для питания зимой. 13 марта, на Василия-капельника, наблюдаем на прогулке за капелью, выясняем, с какой стороны здания она больше. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей. Например, 14 октября, на Покров, наблюдая вместе с детьми во время прогулки за состоянием погоды, рассказать им, что наши предки примечали: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров кроет землю то листом, то снежком», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» и добавить, что какова погода на Покров, такова и зима; ветер переменный – зима не постоянная. Или 29 апреля, на Арину-рассадницу, высаживая с детьми семена капусты, воспитатель приговаривает: «Не будь голенаста, будь пузаста. Не будь пустая, будь тугая. Не будь стара, будь молода. Не будь мала, будь велика! Для чего огород городить, коли капусты не садить?» В соответствии с тематикой дня народного календаря подобраны загадки и народные сказки. Все это – прекрасный повод дать детям возможность услышать и почувствовать всю красоту, емкость фольклорного слова. Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки, подчеркиваем, как бережно они относились к природе. В процессе ознакомления детей с бытом и трудовой деятельностью наших предков, наблюдений в природе, происходит формирование первых чувств патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Знакомство детей с народным календарем происходит и через их творчество, например, рисование. Ребенок, рисуя на заданную тему, еще раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию, убеждается в том, что чем больше знаешь об особенностях изображаемого предмета, тем легче его нарисовать. Темы рисования по датам народного календаря разнообразны. Это рисунки, отображающие и бытовые праздники, и сезонные явления, и рисунки домашних и диких животных, и декоративное рисование. Художественное восприятие происходит на основе объединения зрительной и слуховой, осязательной и зрительной информации. Например, 3 сентября, на день бабы Василисы-льняницы детей знакомим с национальной вышивкой и на шаблонах рубахи дети составляют узор по низу рукавов, подолу рубахи, вокруг горловины и на пояске. А 12 октября, на Юровую, тема рисования «Белка запасает орешки на зиму», где дети изображают белку, передавая характерные особенности строения ее тела, пушистость меха. Результатом этой формы знакомства с календарем является создание альбома детских работ «Народный календарь в детских рисунках».

Кроме того, после изучения некоторых дат проводим экологические праздники и развлечения: 12 ноября – «Синичкин день», 21 сентября – «Осенины», 13 сентября, когда начинают убирать корнеплоды, - «Осенний маскарад»,1 апреля «День птиц». Цель этих праздников – знакомство с традициями русского народа и воспитание бережного отношения к природе.

Важным условием в воспитании нравственно-патриотических чувств является взаимодействие детского сада и семьи.. Поэтому работа ведется в тесном контакте с родителями. Готовим консультации и выступления на родительских собраниях: «Приобщение к истокам национальной культуры», «Народный календарь для детей», «Как знакомить детей с традициями и бытом родного народа в семье». Совместно с детьми и родителями участвуем в природоохранных акциях, которые проводит Заповедник Хакасский «Покормите птиц зимой», каждой птице свой дом» и в акциях, проводимых в нашем детском саду: уборка территории, изготовление кормушек и их развешивание в саду и микрорайоне. Такая работа помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, его традициям и к Родине.





Литература

Народный календарь основа планирования работы с дошкольниками / Авторы: Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А., Комбарова Г.Н.

Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / Автор: Коринфский А.А.

Патриотическое воспитание детей 4 лет на основе проектно-исследовательской деятельности / Авторы: Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее