Принципы обучения формам и методам самостоятельной работы
Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому одна из основных задач учителя — организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы.
Принцип обязательности
Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание:
решить задачу,
сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, привести примеры, работать с учебником и т.п.
Принцип посильности
Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.
Принцип постоянного обучения новым формам и методам
самостоятельной работы
Начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваиваем все более сложные методы самостоятельной работы.
Принцип интересности
Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится.
одни дети с удовольствием решают задачи;
другие любят практическую работу;
третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.
Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.
Принцип постоянной занятости
Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.
Принцип использования эмоции
Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.
Принцип поощрения
Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.
Для разных детей значимы разные поощрения, например
высокие оценки,
публичное признание их хорошей работы,
помещение работ на выставку,
победа в конкурсе или соревновании,
назначение помощником учителя при экспериментах,
позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,
быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.
Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, самостоятельности их познавательных и созидательных способностей. Это мы должны отражать при разработке рабочей программы по предмету. При составлении календарно¬тематического плана и плана к каждому уроку нужно предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе урока. При составлении поурочного плана особое внимание придавать самостоятельным работам: указывается их типы, уровень, зная их классификации.
Для осуществления целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Оценка знаний учащихся является мощным стимулом учения.
Оценка играет немаловажную роль и в решении проблемы включения учащихся в самостоятельную работу.
Рассмотрим наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся, к оценке их самостоятельной работы:
Оценка отражает результат личной учебной деятельности, максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Оценка должна быть объективной (объективность оценок лежит в увеличении их числа).
Г ласность оценки, ее аргументация, проставление в дневник. Стимулирующий характер оценки.
Постоянно знакомить учащихся с критериями оценивания устных и письменных работ.
Включение приема самооценки своих результатов и взаимопроверки, сопоставление результатов оценивания.
Сочетание количественной и качественной оценки.
Единство требований учителей.
В традиционной практике, при доминировании объяснительно-репродуктивного метода обучения функции учителя отводится как источника информации, его излишняя информационная активность сужают поле информационного потребления учащегося и существенным образом блокируют полноценное развитие самостоятельной деятельности
обучающего. Самостоятельность как качество личности в силу своей природы не может развиваться в условиях постоянной опеки учителя. Поэтому, на мой взгляд, основная функция педагога в условиях реализации ФГОС - не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучится.