Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах.

Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах.

Концепция развития образования раскрывает представление о современном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Поэтому основным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий. В статье описывается опыт работы учителя географии Е.А. Чугреевой по формированию УУД на уроках географии УМК Е.М. Домогацких.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Чугреева Е.А.

учитель географии

МБОУ Октябрьская СОШ

Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах.

Концепция развития образования раскрывает представление о современном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Поэтому основным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий.

Цель моей педагогической деятельности: повышение качества географического образования через формирование системы УУД учащихся средствами инновационных педагогических технологий.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Повышение мотивации учащихся различными средствами и методическими приемами;

  2. Использование инновационных образовательных технологий, формирование УУД и повышения качества географического образования.

Качество знаний напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. В ФГОС выделяют личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД формируются в разнообразных практических заданиях, направленных на поиск, отбор и исследование информации. Для развития познавательных УУД использую такие методические направления:

1. Работа с картой и атласом.

Карта и атлас позволяют ученикам получить достаточно полное, наглядное представление об изучаемой территории; создать образ объекта. Все приемы учебной работы с картой можно разделить на группы: картометрические, приемы чтения карт, чтение тематических карт.

2. «Работа с учебником». Работа с учебным текстом направлена на формирование предметного содержания; а также достижение необходимых личностных качеств и разнообразных метапредметных умений. В своей работе применяю следующие приемы при работе с текстом:

  • составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.

  • составления схемы, как способ преобразования текстовой информации.

  • составления сводной таблицы – позволяет структурировать учебную информацию, представив ее в табличной форме.

  • комментирование - является признаком осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение по поводу прочитанного.

  • логического запоминания включает следующие компоненты: самопроверка и взаимопроверка по вопросам; пересказ в парах с опорой на ключевые слова.

  • преобразование художественного текста в графический вид. Например, путешествие А. Никитина представить на контурной карте, рисунке или написать эссе.

  • отбор необходимой информации

Коммуникативные УУД – направлены на развитие социальной компетентности и учет позиции других людей; умение слушать и слышать; вступать в диалог с социумом. Для формирования коммуникативных действий я предлагаю задания, выполнение которых осуществляется через сотрудничество учеников. Хорошие результаты дает парная и групповая форма работы. В 5 классе, изучая тему «Ориентирование на местности», учащиеся применяют свои знания об ориентировании на местности с помощью компаса, работа выполняется в парах.

Коммуникативные УУД формируются через проблемную технологию обучения. Я считаю данную технологию универсальной. Особенности этой технологии заключаются в следующем - как учащийся умеет управлять новой информацией и применять ее в жизни. Применению проблемного обучения способствует структура учебника, настраивая учащихся на анализ информации.

Рабочая тетрадь к УМК Е.М. Домогацких - хороший помощник формирования регулятивных УУД. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика дома и в классе, это своего рода маршрутизатор самостоятельной учебной деятельности ученика. Овладение регулятивными учебными действиями и ведет к формированию способности самостоятельно добывать новые знания, обладать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Например, провожу не большой тематический тест, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах.

Личностные УУД  – это потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; наличие позитивной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. На материалах истории географических исследований (5, 7 кл.) можно акцентировать внимание учеников на том, благодаря каким личностным качествам исследователей, фактам их биографии, добывались знания о Земле, совершались научные открытия. При выполнении практической работы в 5 классе «Составление плана учебного кабинета географии» личностные действия у учащихся формируются через выбор картографическим или описательным методом представить план.

Личностные универсальные учебные действия формируются и через проектную и исследовательскую технологии. В ходе исследовательской деятельности, у учащихся развиваются навыки исследовательской работы, приобретается субъективный опыт работы с источниками, происходит расширение кругозора.

ИКТ-технологии становятся хорошим помощником учителю  –  географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и наглядным и динамичным. Это позволяет не только создать условия для экономии затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них ИКТ-компетенций по поиску информации и работы с ней, что и требует Стандарт образования.

Формирование УУД на уроках географии возможно при использовании различных современных педагогических технологий, основанных на деятельностном подходе. С его точки зрения, процесс учения необходимо рассматривать как деятельность ученика. Учебное умение – это способ организации деятельности учащихся, помогающий процессу усвоения информации.

Таким образом, формирование УУД на уроках географии требует применения педагогических технологий деятельностного типа (технологии проблемного обучения, игровой технологии, технологии логических опорных конспектов, кейс-технологии, технологии проектно-исследовательской деятельности, интеграции ИКТ-технологий).

Применение инновационных образовательных технологий позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, и повысить качество знаний по предмету.

В перспективе свою работу вижу в следующих направлениях: продолжить применение инновационных образовательных технологий, добиваться устойчивого интереса к предмету, через разнообразные методы и формы работы.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии не только при использовании различных современных педагогических технологий, но и при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и постоянному повышению своего профессионального уровня.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее