МБОУ Октябрьская СОШ
Кулундинского района Алтайского края
Научно-практическая конференция работников образования
«Инновации в образовании: опыт реализации и перспективы»
Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах.
Чугреева Евгения Анатольевна,
учитель географии, 1 категория
Цель деятельности: повышение качества географического образования через формирование УУД средствами инновационных технологий на уроках географии
Новизна представляемого педагогического опыта заключается:
- в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий.
- в активном использовании инновационных методических средств и методов, технологий и подходов.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Приемы работы с картой:
1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.
3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
- Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:
- регулятивные
- информационно-логические
- коммуникативные
- рефлексивные
Приемы работы с текстом:
- Прием составления плана
- Прием составления схемы
- Прием составления сводной таблицы
- Прием комментирования
- Прием логического запоминания учебной информации
- Преобразование художественного текста в графический вид
- Отбор необходимой информации
С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки»
Самое-самое название
Самая большая по площади
Самые высокие горы
Самая полноводная река
Самый высокий водопад
Самая крупная змея
Самая маленькая птица
Самая кровожадная рыба
Самый крупный грызун
Заполните пропуски с помощью учебника
Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.
Технологии критического мышления
1.Приём «Верно-неверно», тема «Ветер»
- ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
- ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
- ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении
2. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.
Река
Широкая, глубокая
Течёт, переносит, затопляет
Из далека долго, течёт река Волга
Поток
3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- кто...что...когда...может...будет...мог ли...как звали...было ли...согласны ли вы...верно...дайте объяснение, почему...почему вы думаете...почему вы считаете...в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Проблемные технологии
Цель: активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
- Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
- Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Примеры проблемных заданий:
- Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
- У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
- Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
- Почему белые медведи не едят пингвинов?
Пример задачи по формированию коммуникативных УУД
Тема урока: «Как древние люди представляли себе В селенную».
К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей.
Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы:
1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной?
2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной?
3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске.
Модели Вселенной
Учёный
Аристотель
Сходства
Различия
Клавдий Птолемей
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Личностные УУД:
- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Примеры задач по формированию личностных УУД
Тема урока: «Человек и природа», 5 класс
В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке.
Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс.
Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?
ИКТ-технологии
Развитие метапредметных ИКТ-компетентностей
Использовать различные приемы поиска информации, запроса информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики) и анализировать результаты поиска;
Участвовать в коллективном создании текстового документа;
Текущий контроль –
основной вид мониторинга , позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
К.Д. Ушинский