Презентация к выступлению по теме "Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах" (обобщение опыта работы)

Презентация "Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах" дополняет статью по заявленной теме учителя географии Е.А. Чугреевой.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ Октябрьская СОШ Кулундинского района Алтайского края Научно-практическая конференция работников образования «Инновации в образовании: опыт реализации и перспективы» Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах. Чугреева Евгения Анатольевна, учитель географии, 1 категория

МБОУ Октябрьская СОШ

Кулундинского района Алтайского края

Научно-практическая конференция работников образования

«Инновации в образовании: опыт реализации и перспективы»

Применение инновационных образовательных технологий, как средства формирования УУД на уроках географии в 5-7 классах.

Чугреева Евгения Анатольевна,

учитель географии, 1 категория

Цель деятельности: повышение качества географического образования через формирование УУД средствами инновационных технологий на уроках географии Новизна представляемого педагогического опыта заключается: - в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий. - в активном использовании инновационных методических средств и методов, технологий и подходов.

Цель деятельности: повышение качества географического образования через формирование УУД средствами инновационных технологий на уроках географии

Новизна представляемого педагогического опыта заключается:

- в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий.

- в активном использовании инновационных методических средств и методов, технологий и подходов.

Познавательные УУД:

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Приемы работы с картой: 1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п. 2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.  3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Приемы работы с картой:

1. Картометрические , к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

2.Приемы чтения карт . Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.

3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:  регулятивные информационно-логические  коммуникативные  рефлексивные
  • Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание; по ходу этого освоения у ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения:
  • регулятивные
  • информационно-логические
  • коммуникативные
  • рефлексивные
Приемы работы с текстом:

Приемы работы с текстом:

  • Прием составления плана 
  • Прием составления схемы
  • Прием составления сводной таблицы 
  • Прием комментирования
  • Прием логического запоминания учебной информации 
  • Преобразование художественного текста в графический вид
  • Отбор необходимой информации
С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки» Самое-самое     название Самая большая по площади Самые высокие горы Самая полноводная река Самый высокий водопад Самая крупная змея Самая маленькая птица Самая кровожадная рыба Самый крупный грызун

С помощью текста учебника, карты атласа, составьте таблицу «Природные рекордсмены Южной Америки»

Самое-самое название

Самая большая по площади

Самые высокие горы

Самая полноводная река

Самый высокий водопад

Самая крупная змея

Самая маленькая птица

Самая кровожадная рыба

Самый крупный грызун

Заполните пропуски с помощью учебника  Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.

Заполните пропуски с помощью учебника

Коренные жители Ю.Америки - ___________. Пришли они сюда из ________________ примерно ____ тыс.лет назад. Начиная с ____ века ________ и _______, а затем и другие европейские народы завоевывали материк. В настоящее время на территории Ю.Америки проживают потомки ______, _________ и ___________.

Технологии критического мышления 1.Приём «Верно-неверно», тема «Ветер» ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении      2. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии. Река Широкая, глубокая Течёт, переносит, затопляет          Из далека долго, течёт река Волга           Поток   3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Технологии критического мышления

1.Приём «Верно-неверно», тема «Ветер»

  • ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении
  • ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

    

2. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река

Широкая, глубокая

Течёт, переносит, затопляет         

Из далека долго, течёт река Волга          

Поток  

3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • кто...что...когда...может...будет...мог ли...как звали...было ли...согласны ли вы...верно...дайте объяснение, почему...почему вы думаете...почему вы считаете...в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Коммуникативные:

Коммуникативные:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Проблемные технологии Цель: активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.  Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем; Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.   Примеры проблемных заданий:

Проблемные технологии

Цель: активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. 

  • Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Примеры проблемных заданий:

  • Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
  • У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление.
  • Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  • Почему белые медведи не едят пингвинов?
Пример задачи по формированию коммуникативных УУД Тема урока: «Как древние люди представляли себе В селенную». К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей. Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы: 1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной? 2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной? 3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске. Модели Вселенной    Учёный Аристотель Сходства Различия     Клавдий Птолемей        

Пример задачи по формированию коммуникативных УУД

Тема урока: «Как древние люди представляли себе В селенную».

К выполнению задания на уроке заранее готовлю четырёх учащихся. Они исполняют роли: древний индиец, древний египтянин, Аристотель, Клавдий Птолемей.

Каждый из учащихся, выступая в образе заданного персонажа, рассказывает о модели Вселенной по представлениям древних индийцев, древних египтян, Аристотеля и Клавдия Птолемея. После всех выступлений, учащиеся обсуждают следующие вопросы:

1) Известны ли вам другие представления древних народов о строении Вселенной?

2) Почему древние народы считали Землю центром Вселенной?

3) Объясните сходства и различия моделей Вселенной Аристотеля и Клавдия Птолемея. Заполните таблицу на доске.

Модели Вселенной

 

Учёный

Аристотель

Сходства

Различия

 

 

Клавдий Птолемей

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Личностные УУД:

Личностные УУД:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Примеры задач по формированию личностных УУД Тема урока: «Человек и природа», 5 класс В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке. Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс. Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?

Примеры задач по формированию личностных УУД

Тема урока: «Человек и природа», 5 класс

В классе выделяю 5 групп учащихся. Каждой группе выдаю лист формата А4, цветные карандаши, фломастеры. Задание – изобразить на листе рисунок (плакат, картину), с помощью которого ответите на вопрос «Что для меня природа?». Защита-рассуждение обязательно на этом же уроке.

Тема урока: «География – наука о Земле», 5 класс.

Прочитайте внимательно параграф 3 в учебнике. Из текста параграфа вы узнали о разных географических науках. Каждая из них имеет свой предмет изучения. Напишите в тетради небольшое сочинение о том, какая из наук вам показалась наиболее интересной, о какой вам науке вам уже известно, какую географическую науку вы хотели бы изучать в будущем?

ИКТ-технологии

ИКТ-технологии

Развитие метапредметных ИКТ-компетентностей Использовать различные приемы поиска информации, запроса информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики) и анализировать результаты поиска; Участвовать в коллективном создании текстового документа;             

Развитие метапредметных ИКТ-компетентностей

Использовать различные приемы поиска информации, запроса информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики) и анализировать результаты поиска;

Участвовать в коллективном создании текстового документа;             

Текущий контроль – основной вид мониторинга , позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

Текущий контроль –

основной вид мониторинга , позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»  К.Д. Ушинский

«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»

К.Д. Ушинский

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее