Приёмы формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Павлова Лиана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность-это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Расскажу о некоторых приёмах и методах, которые применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся.
Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология как нельзя лучше соответствует нашим целям.
Технология КМ позволяет решать следующие задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.
1. Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:
"?" - непонятно,
"+"- согласен
"-"-вызывает сомнение,
"!" - это главное, это удивило...
Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему (например, дан текст по причастию, детей удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА пишется с -Н-, а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ КАРТОШКА - с -НН-, сделали на этом акцент - пошла отработка правил правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях)
В этом приеме могут быть и другие маркеры:
"V" ЗНАЛ,
"+" УЗНАЛ,
"-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
"?" ХОЧУ УЗНАТЬ.
Вот фаза ХОЧУ УЗНАТЬ провоцирует другой прием - толстые и тонкие вопросы.
2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что обозначает причастие? | Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? |
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? | Дайте три объяснения, почему…? |
3. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
4. Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -
Этот прием можно использовать по-разному.
+ В графу «П» - «плюс» записывается все, что вы знаете из текста; | - В графу «М» - «минус» записывается всё, что вы не знали раньше и выяснили лишь из иформации текста; | ? В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, из текста, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Этот прием актуален не только в стадии рефлексии, но и в работе над тестом публицистического или научного характера!
Рекомендации:
Прием рекомендуется использовать при работе с текстами.
Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.
Если в классе назревает дискуссия по поводу «хорошо» или «плохо», то можно применить работу в группах.
Самая сложная для ученика 3-я графа.
5. Прием - КЛАСТЕР
«Кластер»-информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Этапы работы над кластером:
В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
6. Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
Синквей:
1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта
Лексика
Однозначные, многозначные
Объясняет, заменяет, использует
Словарный состав языка
Слово
"Кавказский пленник"
Кавказ, война
Интересный, поучительный, актуальный
Трусость - самый страшный порок
Рассказ
ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
Два слова (определение; прилагательные)
Три слова (действие; причастия)
Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)
Жилин
Благородный, смелый
Борется, спасает, не сдается
Сильная воля
Безумству храбрых поем мы песню
Трусит, не надеется, не борется
Слабый, инертный
Костылин
7. Прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС - тоже больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается кратко написать самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны.
Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я - королева! Надеюсь.
СМС с урока.
Изучаю сложноподчиненные предложения. Есть главное и придаточное. Надо задать вопрос, иногда сложно. Изъяснительное похоже на дополнение
Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика.