ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
М.Н. Шурхай
МАОУ «СОШ №40»
учитель иностранного языка
Проблема детской жестокости в наши дни приобрела большую
актуальность, так как в последнее десятилетие наблюдается большой рост
насилия в детских коллективах, что бесспорно вызывает озабоченность у
родителей, педагогов, психологов и врачей. Статистика этому явлению
показывает, что у ребенка 12-15 лет страх стать жертвой школьного насилия
стоит на лидирующем месте. Хотя Федеральный Закон «Об образовании в
РФ» акцентирует внимание на гуманистическом характере образования [5].
Поэтому проблема изучения данного явления - школьного насилия,
является очень важной. Следует отметить, что феномен школьного насилия
(«буллинг» в пер. с англ. – «травля», «третирование», «запугивание»)
известен уже более века [6].
Этой проблемой занимались А. Миллер, А. Адлер, Л. Моз, К.
Бассиюне,Е. Роланд, А. Гугтенбюль [4], а среди отечественных
исследователей можно отметить работы И.С. Кона [1; 2], О. Маланцева
[3], О.А. Мальцевой [4],Г.С. Семенова [8].
Следует отметить, что причинами буллинга могут быть абсолютно
любые обстоятельства. Допустим, неприязнь, зависть, нейтрализация
соперника, подчинение лидеру. Успеваемость также может стать одним
из факторов влияния на репутацию ученика: к примеру, чем ниже
успеваемость у ученика, тем хуже относятся к нему его одноклассники.
Ряд других причин также может стать результатом агрессивного
проявления, а именно: оценка ребенка другими людьми, враждебность,
злость, зависть, желание возмездия [10, с.135]. Иначе говоря,
мотивация буллинга – это всегда зависть, месть, самоутверждение, а
также удовлетворение садистских потребностей.
Результаты и последствия школьного буллинга ужасны для его
жертвы: ребенок, который подвергся жестокости от своих же
сверстников, становится изгоем в коллективе, у него появляется
социофобия (боязнь общества), падает самооценка, он перестаёт себя
уважать и верить в себя, что впоследствии иногда приводит к суициду.
Психолого-педагогическая профилактика буллинга направлена в своей
деятельности на предотвращение или удержание на социально - приемлемом
уровне, через ликвидацию или нейтрализацию причин, которые его
порождают.
Самыми первыми и примитивными мерами профилактики должны быть:
− педагогические (беседы, кризисная интервенция),
− психологические (тренинги, индивидуальные консультации);
− социальные (общественное осуждение явления).
Для предотвращения буллинга в школе, главное не только уметь
владеть методами педагогического наблюдения, вовремя фиксируя и
выявляя опасные поведенческие проявления детей, потенциально
склонных к агрессии по отношению к сверстникам, но и принимать
действенное, молниеносное участие в предотвращении любых проявлений
школьного буллинга.
Выявить, увидеть и устранить на корню зарождающиеся конфликты
и минимизировать шансы возникновения насилия сможет только
совместно организованная досуговая, профилактическая, коррекционная,
консультационная деятельность педагога, так же педагога дополнительного
образования с подростками, социального педагога, психолога школы [7].
Вся эта работа очень важна, поэтому со школьной скамьи
необходимо приобретать глубокие знания по проблеме девиантного
поведения подростков, учиться анализировать разнообразные
ситуации, своевременно приобретая необходимые общие и
профессиональные компетенции [9, с.44-54].
В дальнейшем, несомненно, это поможет демонстрировать
подросткам конструктивные формы взаимоотношений, проявляя
чуткость, внимание к их проблемам. В конечном итоге это будет
способствовать искоренению такого страшного и деструктивного
явления, как школьный буллинг.
Список использованной литературы
1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006.
№11. С. 15–18
2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг // Мальчик – отец мужчины
/ Bookap.info: [сайт]. [2015]. URL:
http://bookap.info/vozrast/kon_malchik_otets_muzhchiny/gl52.shtm (дата
обращения: 20.12.2015).
3. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная
педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.
4. Мальцева О.А. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия //
Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы
ее преодоления [Электронный ресурс] // Refdb.ru: [сайт]. [2004]. URL:
http://refdb.ru/look/2946783.html (дата обращения: 18.12.15).
5. Об образовании РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы
«Консультант Плюс».
6. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //
Zvonoknaurok.ru: [портал]. [2013]. URL:
http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_uchenikami
/profilaktika_bullinga_v_podrostkovom_vozraste/25-1-0-4048 (дата обращения:
18.12.15).
7. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы
ее преодоления [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru: [сайт]. [2004]. URL:
http://gigabaza.ru/doc/77798-p4.html (дата обращения: 18.12.15).
8. Семенов Г.С. Новенький в классе // Воспитание школьников. 2010. №7. С.
35-36.