«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Причины и последствия школьного буллинга"

Эта статья будет полезна и учителям и кл руководителям

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

М.Н. Шурхай

МАОУ «СОШ №40»

учитель иностранного языка



Проблема детской жестокости в наши дни приобрела большую

актуальность, так как в последнее десятилетие наблюдается большой рост

насилия в детских коллективах, что бесспорно вызывает озабоченность у

родителей, педагогов, психологов и врачей. Статистика этому явлению

показывает, что у ребенка 12-15 лет страх стать жертвой школьного насилия

стоит на лидирующем месте. Хотя Федеральный Закон «Об образовании в

РФ» акцентирует внимание на гуманистическом характере образования [5].

Поэтому проблема изучения данного явления - школьного насилия,

является очень важной. Следует отметить, что феномен школьного насилия

(«буллинг» в пер. с англ. – «травля», «третирование», «запугивание»)

известен уже более века [6].

Этой проблемой занимались А. Миллер, А. Адлер, Л. Моз, К.

Бассиюне,Е. Роланд, А. Гугтенбюль [4], а среди отечественных

исследователей можно отметить работы И.С. Кона [1; 2], О. Маланцева

[3], О.А. Мальцевой [4],Г.С. Семенова [8].

Следует отметить, что причинами буллинга могут быть абсолютно

любые обстоятельства. Допустим, неприязнь, зависть, нейтрализация

соперника, подчинение лидеру. Успеваемость также может стать одним

из факторов влияния на репутацию ученика: к примеру, чем ниже

успеваемость у ученика, тем хуже относятся к нему его одноклассники.

Ряд других причин также может стать результатом агрессивного

проявления, а именно: оценка ребенка другими людьми, враждебность,

злость, зависть, желание возмездия [10, с.135]. Иначе говоря,

мотивация буллинга – это всегда зависть, месть, самоутверждение, а

также удовлетворение садистских потребностей.

Результаты и последствия школьного буллинга ужасны для его

жертвы: ребенок, который подвергся жестокости от своих же

сверстников, становится изгоем в коллективе, у него появляется

социофобия (боязнь общества), падает самооценка, он перестаёт себя

уважать и верить в себя, что впоследствии иногда приводит к суициду.

Психолого-педагогическая профилактика буллинга направлена в своей

деятельности на предотвращение или удержание на социально - приемлемом

уровне, через ликвидацию или нейтрализацию причин, которые его

порождают.

Самыми первыми и примитивными мерами профилактики должны быть:

− педагогические (беседы, кризисная интервенция),

− психологические (тренинги, индивидуальные консультации);

− социальные (общественное осуждение явления).

Для предотвращения буллинга в школе, главное не только уметь

владеть методами педагогического наблюдения, вовремя фиксируя и

выявляя опасные поведенческие проявления детей, потенциально

склонных к агрессии по отношению к сверстникам, но и принимать

действенное, молниеносное участие в предотвращении любых проявлений

школьного буллинга.

Выявить, увидеть и устранить на корню зарождающиеся конфликты

и минимизировать шансы возникновения насилия сможет только

совместно организованная досуговая, профилактическая, коррекционная,

консультационная деятельность педагога, так же педагога дополнительного

образования с подростками, социального педагога, психолога школы [7].

Вся эта работа очень важна, поэтому со школьной скамьи

необходимо приобретать глубокие знания по проблеме девиантного

поведения подростков, учиться анализировать разнообразные

ситуации, своевременно приобретая необходимые общие и

профессиональные компетенции [9, с.44-54].

В дальнейшем, несомненно, это поможет демонстрировать

подросткам конструктивные формы взаимоотношений, проявляя

чуткость, внимание к их проблемам. В конечном итоге это будет

способствовать искоренению такого страшного и деструктивного

явления, как школьный буллинг.



Список использованной литературы

1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006.

№11. С. 15–18

2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг // Мальчик – отец мужчины

/ Bookap.info: [сайт]. [2015]. URL:

http://bookap.info/vozrast/kon_malchik_otets_muzhchiny/gl52.shtm (дата

обращения: 20.12.2015).

3. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная

педагогика. 2007. № 4. С. 90–92.

4. Мальцева О.А. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия //

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы

ее преодоления [Электронный ресурс] // Refdb.ru: [сайт]. [2004]. URL:

http://refdb.ru/look/2946783.html (дата обращения: 18.12.15).

5. Об образовании РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от

29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы

«Консультант Плюс».

6. Профилактика буллинга в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //

Zvonoknaurok.ru: [портал]. [2013]. URL:

http://zvonoknaurok.ru/publ/shkolnyj_psikholog/rabota_psikhologa_s_uchenikami

/profilaktika_bullinga_v_podrostkovom_vozraste/25-1-0-4048 (дата обращения:

18.12.15).

7. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы

ее преодоления [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru: [сайт]. [2004]. URL:

http://gigabaza.ru/doc/77798-p4.html (дата обращения: 18.12.15).

8. Семенов Г.С. Новенький в классе // Воспитание школьников. 2010. №7. С.

35-36.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее