Презентация по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Презентация по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Презентация даёт учителю возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей данного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Выполнила преподаватель русского языка и литературы Малыханова Т.И.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Выполнила преподаватель русского языка и литературы Малыханова Т.И.

 

 

  • Горят, как жар слова
  • Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты…
  • Н.И.Рыленков
Скучно в лощинах березам. Туманная муть на полях, Конским размокшим навозом В тумане чернеется шлях.   В сонной степной деревушке Пахучие хлебы пекут. Медленно две побирушки По деревушке бредут.   Там, среди улицы, лужи, Зола и весенняя грязь, В избах угар, а снаружи Завалинки тлеют, дымясь.   Жмурясь, сидит у амбара Овчарка на ржавой цепи. В избах темно от угара, Туманно и тихо в - степи.   Только петух беззаботно Весну воспевает весь день. В поле тепло и дремотно, А в сердце счастливая лень.  ( И. Бунин)
  • Скучно в лощинах березам.
  • Туманная муть на полях,
  • Конским размокшим навозом
  • В тумане чернеется шлях.
  •  
  • В сонной степной деревушке
  • Пахучие хлебы пекут.
  • Медленно две побирушки
  • По деревушке бредут.
  •  
  • Там, среди улицы, лужи,
  • Зола и весенняя грязь,
  • В избах угар, а снаружи
  • Завалинки тлеют, дымясь.
  •  
  • Жмурясь, сидит у амбара
  • Овчарка на ржавой цепи.
  • В избах темно от угара,
  • Туманно и тихо в - степи.
  •  
  • Только петух беззаботно
  • Весну воспевает весь день.
  • В поле тепло и дремотно,
  • А в сердце счастливая лень.
  • ( И. Бунин)
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?», «Каков?», «Какова?», «Каковы?» Примеры: Синий, сладкий, добрый
  • Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?», «Каков?», «Какова?», «Каковы?»
  • Примеры:
  • Синий, сладкий, добрый
Признаки предмета

Признаки предмета

  • размер предметаузкий, маленький, низкий, широкий;  
  • физические свойства предметатвёрдый, холодный, жидкий, кислый;  
  • форма и положение предметаверхний, круглый, кривой;  
  • абстрактные свойства предметаумный, веселый, мечтательный, злой;  
  • пространственные характеристики предметаюжный, тибетский, скандинавский;
  • временные характеристики предметаранний, поздний, утренний, дневной, зимний;
  • назначение предметаткацкий, военный, спальный;
  • материал предметадеревянный, железный, золотой, бумажный;
  • количественный признак предметадвойной, тройной, четырёхлетний;
  • принадлежность предмета : отцовский, дедов, волчий, рыбий  и другие  характеристики предмета .
Морфологические признаки

Морфологические признаки

  • Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
  • Примеры:
  •   голубой ковёр, голубая лента, голубое блюдце – голубые ковры, голубые ленты, голубые блюдца.
  • Во  множественном числе  имена  прилагательные  изменяются только по падежам. По родам не изменяются.
Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е., ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым они относятся. Примеры: нов ый  дом, нов ая  книга, нов ое  окно,   нов ые  столы́ Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какόй?, имеет окончания -ой, -ый или -ий. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какáя?, имеет окончания -ая или -яя. Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какόе?, имеет окончания -ое или –ее.
  • Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т. е., ставятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым они относятся.
  • Примеры: нов ый  дом, нов ая  книга, нов ое  окно,
  •   нов ые  столы́
  • Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какόй?, имеет окончания
  • -ой, -ый или -ий.
  • Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какáя?, имеет окончания -ая или -яя.
  • Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какόе?, имеет окончания -ое или –ее.
Николай Сладков написал:  «Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегу тени как синие молнии. Голубая даль. Весь мир голубой!» Месяц (какой?) голубой (мужского рода), небо (какое?) голубое (ср.р.), даль (какая?) голубая (ж.р.).  Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
  • Николай Сладков написал:  «Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегу тени как синие молнии. Голубая даль. Весь мир голубой!»
  • Месяц (какой?) голубой (мужского рода),
  • небо (какое?) голубое (ср.р.),
  • даль (какая?) голубая (ж.р.).
  • Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Особенности кратких имен прилагательных

Особенности кратких имен прилагательных

  • Полные прилагательные отвечают на вопрос какой?( добрый, приятный, веселый); изменяются по родам ,числам и падежам.
  • Краткие прилагательные отвечают на вопрос каков? какова? каково? каковы? (добр, приятен, весел); изменяются по родам и числам ( Красив, красив а , красив о , красив ы) , но не склоняются. В предложении краткая форма прилагательного выполняет функцию сказуемого : Летом волк сыт , а зимой почти всегда голоден . (С.Покровский).
Следует правильно произносить:  глупый — глуп — глупа — глупо — глупы,  добрый — добр — добра — добро — добры,  зелёный — зелен — зелена — зелено — зелены,  прав — права — право — правы,  пустой — пуст — пуста — пусто — пусты,  резкий — резок — резка — резко — резки.

Следует правильно произносить:

глупый — глуп — глупа — глупо — глупы, добрый — добр — добра — добро — добры, зелёный — зелен — зелена — зелено — зелены, прав — права — право — правы, пустой — пуст — пуста — пусто — пусты, резкий — резок — резка — резко — резки.

Краткие прилагательные употребляются в экспрессивно-эмоциональном контексте и в художественной литературе. Кроме того, они часто используются в сказках, поговорках и пословицах.   Например: Ночь была так тиха!:   Более эмоциональная фраза Ночь была такая тихая!:  Нейтральная фраза Кто умëн, тот и силëн:  Русская пословица

Краткие прилагательные употребляются в экспрессивно-эмоциональном контексте и в художественной литературе. Кроме того, они часто используются в сказках, поговорках и пословицах.

Например:

Ночь была так тиха!:   Более эмоциональная фраза

Ночь была такая тихая!:  Нейтральная фраза

Кто умëн, тот и силëн:  Русская пословица

Розряды имен прилагательных Качественные Обозначают качество предметов: цвет (белый, синий), размер (маленький, крупный) вес (тяжелый, невесомый), черты характера ( добрый, милосердный), возраст ( молодой, пожилой), вкусовые качества ( сладкий, соленый) Образуют степени сравнения Качественные имена прилагательные могут иметь полную  и  краткую формы. Краткая форма отвечает на вопрос каков? Изменяется по родам и числам, не изменяется по падежам. Исторически краткие прилагательные изменялись по падежам. Остаточные явления - во фразеологизмах: красна девица, красно солнышко, чисто поле. В предложении являются сказуемым.

Розряды имен прилагательных

Качественные

Обозначают качество предметов:

цвет (белый, синий),

размер (маленький, крупный)

вес (тяжелый, невесомый),

черты характера ( добрый, милосердный),

возраст ( молодой, пожилой),

вкусовые качества ( сладкий, соленый)

Образуют степени сравнения

Качественные имена прилагательные могут иметь полную и краткую формы.

Краткая форма отвечает на вопрос каков? Изменяется по родам и числам, не изменяется по падежам. Исторически краткие прилагательные изменялись по падежам. Остаточные явления - во фразеологизмах: красна девица, красно солнышко, чисто поле. В предложении являются сказуемым.

Относительные Определяют предмет по отношению к другому предмету: материал , из которого сделан предмет  ( золотые часы, шоколадные конфеты); назначение предмета ( стиральная машина); местонахождение предмета ( школьный сад); отношение ко времени (дневной поезд) * Не имеют степеней сравнения и краткой формы;  * Образуют синонимические конструкции с именами существительными:  Спортивный костюм – костюм для занятий спортом;  Хрустальная ваза – ваза из хрусталя;  Морской воздух – воздух моря.

Относительные

Определяют предмет по отношению к другому предмету:

материал , из которого сделан предмет

( золотые часы, шоколадные конфеты);

назначение предмета ( стиральная машина);

местонахождение предмета ( школьный сад);

отношение ко времени (дневной поезд)

* Не имеют степеней сравнения и краткой формы;

* Образуют синонимические конструкции с именами существительными:

Спортивный костюм – костюм для занятий спортом;

Хрустальная ваза – ваза из хрусталя;

Морской воздух – воздух моря.

Притяжательные Характеризуют предмет по его принадлежности какому-либо живому существу или другому предмету. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?: мамино платье, пастуший рожок. лисья нора. Не имеют степеней сравнения и краткой формы; Образуются от одушевленных существительных с помощью суффиксов: -ий, -ин-/-ын; -ов, -овск-/ -евск-; -ев, - инск-/-ынск-.

Притяжательные

Характеризуют предмет по его принадлежности какому-либо живому существу или другому предмету. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?: мамино платье, пастуший рожок. лисья нора.

Не имеют степеней сравнения и краткой формы;

Образуются от одушевленных существительных с помощью суффиксов: -ий, -ин-/-ын; -ов, -овск-/

-евск-; -ев, - инск-/-ынск-.

Нет степеней сравнения у прилагательных   босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый , потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени); Нет краткой формы у прилагательных   деловой, дружеский, комический , поскольку по происхождению они являются относительными; Нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении . Пример:   золотой браслет  (относительное прилагательное) –  золотой характер  (качественное значение);  лисий хвост (притяжательное прилагательное) –  у этого человека лисий характер / лисья улыбка  (качественное значение).
  • Нет степеней сравнения у прилагательных   босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый , потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);
  • Нет краткой формы у прилагательных   деловой, дружеский, комический , поскольку по происхождению они являются относительными;
  • Нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении .
  • Пример:   золотой браслет  (относительное прилагательное) –  золотой характер  (качественное значение);  лисий хвост (притяжательное прилагательное) –  у этого человека лисий характер / лисья улыбка  (качественное значение).
Переход прилагательных из одного разряда в другой

Переход прилагательных из одного разряда в другой

  • Относительные и притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд качественных. При переходе такие прилагательные приобретают переносное значение и в отличие от относительных способны вступать в синонимические и антономические отношения: каменный дом = дом из камня (материал), каменное сердце = холодное сердце (равнодушное, качество характера), антоним – пылкое.
  • Притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (принадлежность), заячий тулуп ( материал).
Синтаксическая роль имен прилагательных

Синтаксическая роль имен прилагательных

  • В предложении имена прилагательные выступают в роли определения.
  • Пр. У девочки была очень красивая кукла.
  • В роли именной части составного именного сказуемого.
  • Пр. Кукла была красивой
Скучно в лощинах березам.  муть на полях,  размокшим навозом В тумане чернеется шлях.   В деревушке  хлебы пекут. Медленно две побирушки По деревушке бредут.   Там, среди улицы, лужи, Зола и грязь, В избах угар, а снаружи Завалинки тлеют, дымясь.   Жмурясь, сидит у амбара Овчарка на цепи. В избах темно от угара, Туманно и тихо в - степи.   Только петух беззаботно Весну воспевает весь день. В поле тепло и дремотно, А в сердце лень.  ( И. Бунин)
  • Скучно в лощинах березам.
  • муть на полях,
  • размокшим навозом
  • В тумане чернеется шлях.
  •  
  • В деревушке
  • хлебы пекут.
  • Медленно две побирушки
  • По деревушке бредут.
  •  
  • Там, среди улицы, лужи,
  • Зола и грязь,
  • В избах угар, а снаружи
  • Завалинки тлеют, дымясь.
  •  
  • Жмурясь, сидит у амбара
  • Овчарка на цепи.
  • В избах темно от угара,
  • Туманно и тихо в - степи.
  •  
  • Только петух беззаботно
  • Весну воспевает весь день.
  • В поле тепло и дремотно,
  • А в сердце лень.
  • ( И. Бунин)
Прилагательное -
  • Прилагательное - "спутник" существительного.
  • Прилагательное - это "озаряющее" слово.
  • Прилагательное - это "живописующая" часть речи.
  • Прилагательное - это "красивая" и "певучая" часть речи.
Частотный словарь под редакцией Засориной показывает, что прилагательное в нашей речи по частоте употребления занимает 3 место:  на 1 млн. слов существительных «250.000»  глаголов «160.000»  прилагательных «85.000 »- в разговорной речи, в литературном языке прилагательное стоит на 2 месте.
  • Частотный словарь под редакцией Засориной показывает, что прилагательное в нашей речи по частоте употребления занимает 3 место:
  • на 1 млн. слов существительных «250.000» 
  • глаголов «160.000»
  • прилагательных «85.000 »- в разговорной речи, в литературном языке прилагательное стоит на 2 месте.
Рефлексия

Рефлексия

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял(а) задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал(а), что…
  • я приобрел(а)…
  • я научился(сь)…
  • у меня получилось …
  • я смог(ла)…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось… 

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее